Проблема общения является одной из самых важных и сложных в психологии. Общение рассматривается как процесс, условие осуществления разных форм жизнедеятельности человека, как средство достижения разных целей и удовлетворения разных потребностей, как самостоятельная деятельность. Выделение различных аспектов общения зависит от исходных теоретических позиций авторов и конкретных исследовательских задач.
При изучении общения в филогенезе констатируется количественное изменение роли общения на разных эволюционных стадиях развития, изменение в средствах общения, расширение его функций. Как таковая потребность в общении не анализируется, речь идет о потребности в контакте, в присутствии других особей, но не о потребности в общении. В онтогенезе, напротив, акцент ставится на возникновении общения как деятельности, появлении потребности в общении, после чего общение переходит в статус средства и процесса для осуществления других деятельностей. Эта точка зрения подробно обоснована М.И. Лисиной и разрабатывается ее последователями. В этом случае появляется необходимость дать определение деятельности общения и потребности в общении.
В нашей работе мы постараемся рассмотреть развитие общения со сверстниками на ранних этапах онтогенеза, что и составило цель исследования.
Объект исследования: процесс общения и коммуникации.
Предмет исследования: развитие общения ребенка со сверстниками на ранних этапах онтогенеза.
В соответствии с содержанием проблемы, в процессе работы ставились следующие задачи:
1.проанализировать научную литературу по теме исследования и дать характеристику процессу общения в отечественных и зарубежных исследованиях, определить роль коммуникативности в жизнедеятельности человека;
2.рассмотреть особенности развития общения со сверстниками на ранних этапах онтогенеза.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы теоретических методов: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы.
В процессе выполнения работы мы опирались на научные труды таких исследователей, как Лисина М.И., Петровский А.В., Станкин М.И., Смирнова Е. О. и др.
750 руб.
Введение 3
1. Характеристика процесса общения в отечественных и зарубежных
исследованиях 4
2. Развитие общения со сверстниками на ранних этапах онтогенеза 8
Заключение 21
Список литературы 22
750 руб.
В результате проведенного анализа научной литературы по теме исследования, мы можем отметить, что общение является важнейшей функцией человека и развивается уже на ранних этапах онтогенеза. В раннем возрасте, особенно в первой его половине, ребенок только начинает входить в мир социальных отношений. Через общение с мамой, папой и бабушкой он постепенно овладевает нормативным поведением. Но в этот период мотивы его поведения, как правило, не осознаны и не выстроены в систему по степени их значимости. Лишь постепенно внутренний мир ребенка приобретает определенность и устойчивость. И хотя этот мир формируется под влиянием взрослых, ребенок не может сразу усвоить то отношение к людям и вещам, которого от него ожидают.
Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения со взрослыми, происходящее в связи с вхождением в мир постоянных предметов, с овладением предметной деятельностью. Именно в предметной деятельности через общение со сверстником и взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. «Немые» формы руководства (показ действий, управление движениями, выражение одобрения при помощи жестов и мимики) становятся уже недостаточными для обучения ребенка приемам и правилам употребления предметов.
Особое место в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. В раннем возрасте дети начинают пристально интересоваться друг другом, они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, пытаются демонстрировать друг другу свои достижения и даже соревноваться. Соревнование в достижении (умение играть мячом, овладение тем или иным действием с предметом, езда на велосипеде и т.п.) обусловливает мотивацию к достижению, что определяет успешность реализации стремления к признанию. При этом у ребенка, развивается рефлексия на свои достижения и достижения другого. Ребенок трех лет обладает достаточной степенью умственного развития, чтобы быть успешным или вполне приемлемым в социальных ситуациях общения, он умеет контролировать свои эмоции и свою волю.
Таким образом, в нашем исследовании мы смогли проанализировать научную литературу по теме исследования, дать определение понятию «общение» и выявить его значение в жизни человека, а так же определить особенности общения детей раннего возраста со сверстниками.
Таким образом, нами были выполнены задачи исследования и достигнута цель работы.
750 руб.
1.Ахутина Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина и Л.С. Выготского // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1984. № 3
2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение. 1968.
3.Годовикова Д.Б. Форма общения со взрослыми как фактор развития познавательной активности ребенка-дошкольника. Общение и развитие психики. М., 1989. С. 96–106.
4.Журнал "Человек" N6, 1991,- с.3
5.Ильин Г.Л. Некоторые проблемы психологии общения. // Вопросы психологии. 1986. № 5.
6.Корницкая С.В. Влияние содержания общения со взрослым на отношение к нему ребенка: Автореф. канд. дис. М., 1975.
7.Лисина М.И. Потребность в общении // Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика. 1986. с.34-38
8.Психология развивающейся личности / под ред. А.В.Петровского. - М.: Педагогика. 1986.
9.Развитие общения у дошкольников. - М., 1974. (Развитие общения у детей: 256-282.)
10.Рыданова И. И.Основы педагогики общения. Изд-во: Минск, 1998
11.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
12.Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. - М.: Просвещение. 1997.
13.Станкин М.И. Психология общения: курс лекций. М.; Воронеж, 2000.
14.Thomas A., Chess S. Temperament and Development. N.Y., 1977
750 руб.