Введение
Содержание
Заключение
Литература
Обычно руководители, пишущие о деятельности своей системы управления, прежде всего, пишут о результатах. Столько-то построено, столько-то отремонтировано, как повышены пенсии, какие новые социальные выплаты и т.д. И это понятно, так как именно подобные результаты и есть измеритель уровня деятельности системы управления, то, что нужно населению. Результатами можно быть довольными. Можно полагать их недостаточными. И в этом случае возникает вопрос о том, как, с помощью каких методов управления достигались эти результаты? Ведь они достигнуты при данной системе управления, при ее сегодняшней организации. То есть возникает вопрос о том, как (правильно ли) организована, как работает система управления, в процессе деятельности которой получаются такие результаты? Это очень интересный вопрос. Можно сказать, главный вопрос для всех заинтересованных в результатах.
Почему? Потому, что уровень обеспечения жизнедеятельности города, темпы и направления его развития, зависят, в основном, от деятельности системы управления городом. Да и не только городом. Об этом интересно писал американский ученый П. Друкер, который сформулировал следующий тезис: “Нет стран бедных и нет стран богатых. Есть страны, управляемые хорошо. И есть страны, управляемые глупо”. Этим он подчеркнул главную мысль: темпы и уровень развития любой организационной системы (страны, города, региона) зависят главным образом от того, как организовано и как функционирует управление этой системой .
Именно с этих позиций, с позиций методологии, методики и логики организации управления попытаемся исследовать, как организована система управления городом, какие технологии используют те органы управления, которые управляют городом под руководством Мэра, избранного населением города. Можно полагать, что полученные результаты будут стимулировать сложную работу по поиску путей совершенствования управленческой деятельности в городе.
Для кого будут полезны эти результаты? Во-первых, для чиновников, работающих на всех уровнях, во всех подразделениях системы управления городом. Рациональная организация и научная методология управления - необходимое условие обеспечения их результативной и производительной деятельности. Более того, искать пути совершенствования управления - одна из главных задач управленческих работников. Во-вторых, тем, кто учится. Сегодня в городе функционирует система подготовки и повышения квалификации государственных служащих, начато обучение студентов по специальности “Государственное и муниципальное управление”. Эту важнейшую для города работу нельзя качественно делать без результатов подобных исследований. Управлению невозможно научить “на пальцах”, только на теоретических примерах и умозрительных конструкциях. В-третьих, для жителей города, жителей активных, интересующихся деятельностью городских органов управления, желающих воспользоваться своим конституционным правом влиять на организацию и деятельность органов власти. Это очень важное предназначение результатов исследования. Известно, что пока жители города мало интересуются деятельностью городской власти, причем преобладающее отношение к ней, мягко говоря, не позитивное. Жители города пока не могут сформулировать конкретные требования к совершенствованию городской власти.
Надо напомнить, что становление современной системы управления городом, его многоотраслевым хозяйством происходило с начала девяностых годов прошлого века. Оно фактически продолжается и до настоящего времени. Характерной особенностью того периода явились существенная ломка сложившейся к этому времени политической системы, разрушение государственности, смена управленческих подходов, организация новых экономических отношений, базирующихся на многообразии форм собственности. Все эти процессы в столице проходили в наиболее обостренной и более динамичной форме, чем в других регионах России. Причем, если в стране преобладали в основном разрушительные тенденции, охватывающие и сферы государственного и хозяйственного управления, то в Москве нашлось достаточно трезвомыслящих людей, не позволивших новым “политикам” разрушить городское управление и тем самым парализовать нормальную жизнедеятельность города. Было понимание, что в новых экономических условиях, базирующихся на набирающих мощь рыночных отношениях, необходимы и принципиально новые подходы к организации эффективного городского управления. При этом удалось сохранить и использовать многолетние московские традиции и богатейший опыт управления городским хозяйством. И самое главное - хватило ума сохранить опытнейшие кадры хозяйственных руководителей и специалистов всех отраслей городского управления .
В то время, когда многие дискутировали, спорили, учили друг друга, органы управления городом действовали настойчиво и целеустремленно. При этом стратегической задачей являлся переход от жесткой централизации системы управления к ее постепенной децентрализации, сочетание стабильности в управлении с поисками и обоснованием новых подходов. Так оно было, так оно и есть в настоящее время. Вот что говорил в свое время об этом Ю. М. Лужков: “В чем причина длительного устойчивого развития Москвы? На мой взгляд, в том, что Москва имеет уникальную традицию управления городским развитием. Она возникла еще на ранних стадиях жизни города, но особенно продуктивно городское планирование велось в последние 70 лет. Мы ругаем этот период, но, критически относясь ко многим проявлениям того, что состоялось в течение этих 70 лет, мы не должны отвергать то ценное, что сложилось в это время в городе и государстве. Могу сказать, что в системе управления городским хозяйством последние 70 лет были годами в большинстве своем весьма позитивными. Надо сказать, что планы, которые были приняты по развитию города, по обустройству городской жизни, были совсем неплохими... Как правило, если в городе что-либо плохо сделано, то это не потому, что были разработаны плохие планы, а потому, что они плохо выполнялись” .
Объектом исследования выступает анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Предметом исследования – деятельность органов МСУ в Москве.
Цель работы – сделать анализ эффективности деятельности органов МСУ в г. Москве.
Задачи:
- рассмотреть теоретические основы эффективности местного самоуправления;
- проанализировать эффективность деятельности местного самоуправления в г. Москве;
- сделать выводы по результатам работы.
Таким образом, бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства (а не наоборот), строятся, прежде всего, на заинтересованности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили как участники распределения национального дохода посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение местного самоуправления, деятельности и органов МСУ и ее эффективности в контексте бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и практики функционирования бюджетного механизма на уровне местных органов власти обрело в настоящее время особую перспективность.
1,200 руб.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы эффективности местного самоуправления…………………………………………………………………..7
1.1. Сущность местного самоуправления: принципы, функции, эффективность…………………………………………………………………….7
1.2. Критерии эффективности деятельности органов местного самоуправления………………………………………………………………….10
Глава 2. Эффективность деятельности местного самоуправления в г. Москве……………………………………………………………………………16
2.1. Анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления г. Москвы…………………………………………………………………………16
2.2. Направления совершенствования повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в г. Москве……………….30
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………44
1,200 руб.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Для того чтобы раскрыть систему управления городом, показать ее ключевые составляющие и особенности, лучше представить себе то значение, которое имеет специфический и важнейший вид управленческой деятельности нужно умело структурировать проблему. В наших исследованиях используется рациональный способ анализа системы управления городом с позиции пяти ее главных составляющих: структуры системы управления; планирования в рамках целостного процесса управления; финансовой деятельности как основы экономических методов управления; информационных технологий в управлении; персонала управления.
И если с этих позиций указать на основные особенности работы по созданию, обеспечению функционирования и постоянному совершенствованию городской системы управления, то среди главных из них хотелось бы назвать следующие:
- первая особенность: устойчивая и жесткая организационная структура системы управления;
- вторая особенность: работа всей системы управления городом по единому плану;
- третья особенность: рациональные финансовые и другие методы использования всегда ограниченных ресурсов;
- четвертая особенность: постоянное овладение современными информационными технологиями управления;
- пятая особенность: успех определяют люди, которые умеют управлять!
То есть должны быть выработаны целесообразные предложения, показывающие, что надо делать, кому надо делать и как делать по-новому в системе управления городом для того, чтобы лучше было бы обеспечено жизнедеятельность города, его развитие в соответствии с понятной жителям города стратегией.
Как было показано, такая работа ведется в городе: разработана и реализуется Концепция управления собственностью в городе; разработана и реализуется Концепция управления бюджетными ресурсами города в связи с принятием Бюджетного кодекса РФ и организацией московского городского казначейства; разрабатываются и реализуются меры по совершенствованию методики прогнозных и плановых работ; вносится много нового в концепцию информатизации системы управления городом; реализуются меры по совершенствованию фондового рынка; проводятся интересные работы в префектурах, районах и др.
К сожалению, проводимые работы зачастую не увязаны между собой ни по времени, ни по содержанию. Отсутствует общая теоретическая база, должная научная координация проводимых работ, нацеленность их на достижение понятных и необходимых городу взаимосвязанных целей. Практика решения новых организационно-управленческих проблем путем создания Рабочих групп из работников заинтересованных департаментов и управлений позволяет достигать поставленных целей. Однако предлагаемые решения не всегда должным образом проработаны в научном и методическом плане, не получают достаточной своевременной практической апробации. К работе редко привлекаются ученые, исследователи, а если и привлекаются, то их работа не организуется должным образом. Подготовленные, не всегда оптимальные решения накапливаются и, в результате, можно полагать, что система управления не получает должного методического обеспечения, работает менее эффективно, чем этого можно было желать, не происходит необходимого последовательного совершенствования управления городом.
Не отвергая, но критически оценивая принятую в городе практику решения проблем совершенствования управления, можно полагать, что ее целесообразно изменить, обеспечив более четкую организацию исследований и работ по внедрению их результатов в практику управления городом. Организовать современное планирование комплексных исследований, целевое финансирование работ и надежный контроль результатов. Как писал В.П. Шанцев, “Для получения более результативных итогов по всем направлениям жизнедеятельности города осуществляется комплексная программа совершенствования городского управления”. Ее удачная реализация позволит, на наш взгляд, и дальше успешно решать сложные проблемы развития города .
Любая система управления работоспособна лишь в том случае, если первый руководитель способен выработать и четко сформулировать собственное видение того, как и с какими целями должна функционировать его система управления. Этому руководством города уделяется приоритетное внимание. Об этом подробнее поговорим ниже, а здесь коротко. Философия городского управления, которая можно полагать, базируется на некоторых простых тезисах. Во-первых, городская власть, городская система управления понимает себя как современную сферу услуг, представляющую результаты своей работы горожанам. Во-вторых, она работает не изолированно, а кооперируется в процессе своей работы с населением, наукой, предприятиями, общественными организациями. В-третьих, для того, чтобы представлять услуги на высоком уровне качества, система управления сама по себе должна быть хорошо организована, четко функционировать, использовать современные методы, постоянно совершенствоваться. В-четвертых, система должна функционировать в обеспечение четко поставленных целей. В предвыборной программе мэра эта цель была сформулирована следующим образом: обеспечить устойчивое развитие города и благополучие его жителей. Естественно, в рабочих документах этот образ цели, эта общая формула специальным образом и тщательно структурируется, развивается, конкретизируется.
1,200 руб.
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.//"Российская газета" от 25 декабря 1993 года.
2. Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ». – СЗ РФ от 01.08.2007 г. № 14, ст. 1200.
3. Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». – СЗ РФ от 01.06. 2008г., №11, с. 2035.
4. Федеральный закон РФ от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ (ред. ФЗ № 31-ФЗ от 21.03.2005 //СЗ РФ от 25 марта 2005 г., N 12, ст. 1093) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»//СЗ РФ от 28 августа 1995 г. N 35, ст. 3506
5. Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (ред. ФЗ № 85-ФЗ от 22 июня 1998 г.//СЗ РФ от 29 июня 1998 г., N 26, ст. 3005)//СЗ РФ от 2 декабря 1996 г. N 49, ст. 5497
6. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. ФЗ № 194-ФЗ от 30 декабря 2004 г.//СЗ РФ от 31 декабря 2004 г., N 53 (Часть I), ст. 5030)// СЗ РФ от 29 сентября 1997 г., N 39, ст. 4464.
7. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (ред. ФЗ № 38-ФЗ от 19 апреля 2005 г.//СЗ РФ от 22 апреля 2005 г., N 16, ст.1499)//СЗ РФ от 12 января 1998 г., N 2, ст. 224
8. Указ Президента РФ от 11 июня 1997 г. N 568 "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 27 июня 2003 г.// СЗ РФ от 3 июля 2003 г., N 27, ст. 2821)//СЗ РФ от 16 июня 1997 г. N 24, ст. 2741.
9. Федеральный закон №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». – СЗ РФ от 01.12.2004г., №20, с. 1405.
10. Абрамов В.А. Местное самоуправление: идея и опыт //Социс. 2007. - №1.-215 с.
11. Авакъян С.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: концепции и решения нового закона // Весник МГУ. Серия 11. Право. 2006. - №2. – 128 с.
12. Актуальные проблемы формирования местного самоуправления в Российской Федерации. "Круглый стол" в институте государства и права РАИ // Государство и право . - 2007.-№5. С. 28.
13. Алексеев Ю.П. Основы местного самоуправления.- М., 2008 - 243 с.
14. Андреев С. С. Управление и самоуправление: природа соотношения // Самоуправление. – М. 2005. - №1. – 259 с.
15. Аникин Л.С. Местного самоуправления и власть в постсоветской России. // Философия и власти. - Саратов. - 2006. – 237 с.
16. Берг О. О структуре модельного законодательства субъекта РФ в области местного самоуправления//Хозяйство и право. 2007. - № 3. – 56 с.
17. Бялкина Т.М. О системности законодательного регулирования местного самоуправления//Журнал российского права. – М., 2008 - № 4. – 201 с.
18. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. - М., 2008. – 237 с.
19. Кутафин О.Е. Фадеев В.И. Муниципальное право РФ: Учебник. – М.: Юрист, 2007. – 428 с.
20. Местное самоуправление: стратегические направления развития. Материалы научно-практической конференции/Под ред. С. Рыженкова. - М.: МОНФ, 2007. – 379 с.
21. Шугрина Е.С. Муниципальное право. - М., 2007. – 209 с.
22. www.minregion.ru
23. www.kremlin.ru
24. www.egd.ru
25. www.mos.ru
1,200 руб.