Мировой опыт подтверждает: малый и средний бизнес важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Высокий уровень развития малого и среднего предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно - конкурентного хозяйства. Если прежняя экономическая система в России делала отчетливый акцент на развитие крупных и даже гигантских предприятий, то в настоящее время преодоление чрезмерной концентрации производства и капитала, разукрупнение структуры экономики выступает одной из важнейших составляющих процесса приватизации, всей экономической реформы в целом.
Малый бизнес как неотъемлемая составляющая современного производства во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимателей.
Понятия \"малое предприятие\", \"малое предпринимательство\" в России еще недостаточно четко определены в юридическом и экономическом плане. Очевидно, что критериями для отнесения предприятий к категории малых в условиях инфляции и весьма приблизительного учета реальной хозяйственной деятельности не могут быть ни годовой объем оборотов, ни прибыль, ни уровень доходности. Остается единственный показатель — численность занятых, причем он должен очень сильно изменяться по отраслям. Когда говорится \"о малом предпринимательстве\", то речь идет о таком процессе хозяйственной деятельности, в котором функции контроля за текущими делами предприятия осуществляет физическое лицо. Поэтому необходимо учитывать роль собственника в процессе производства и управления фирмой.
В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также
3,000 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1.Экономическая сущность малого и среднего предпринимательства 6
1.2. Особенности развития российского малого и среднего бизнеса 10
1.3. Различия в развитии малого и среднего бизнеса в России и зарубежных странах……………………………………………………………..15
1.4. Проблемы и пути дальнейшего развития малого предпринимательства……… ………………………………………..25
2.АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ВЕКТОР» 42
2.1.Общая характеристика предприятия 42
2.2.Анализ экономической эффективности и конкурентоспособности предприятия 50
2.3. Основные проблемы развития предприятия и основные направления их решения 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 86
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
3,000 руб.
Малый и средний бизнес является основой рыночной экономики. Малые и средние предприятия как наиболее мобильная форма бизнеса оперативно реагируют на изменения рыночной конъюнктуры, способствуют быстрому насыщению рынка товарами, создают новые рабочие места, способствуют быстрому освоению достижений НТП, формируют конкурентную среду.
В рыночной экономике малый и средний бизнес выполняет две основополагающие функции: экономическую и социальную. Содержание экономической функции заключается в развитии конкурентной среды, насыщении, в основном внутреннего рынка, товарами и услугами, возрождении народных промыслов и ремесел. Социальная же функция малого предпринимательства состоит в решении проблем занятости, преодолении бедности и демократизации общества
В России на сегодняшний день число малых предприятий значительно меньше той критической массы, которая требуется для создания конкурентной среды. Если исходить из международной практики, согласно которой одно малое предприятие должно приходиться на 30-50 жителей, то России необходимо 3,5-5 млн. малых предприятий.
Преобладающая доля российских малых и средних функционирует в достаточно узкой хозяйственной нише (преимущественно, торгово-посредническая деятельность), сама природа которой ограничивает полное раскрытие преимуществ малых форм предпринимательства и производства.
В настоящее время в РФ наиболее значимыми эффектами функционирования малых предприятий во всех регионах являются прирост рабочих мест и поступления в бюджет, позволяющие решать комплекс социальных задач. Поэтому социальную эффективность малого предпринимательства на региональном уровне можно оценивать следующей системой показателей: снижение уровня безработицы; рост доходов; увеличение поступлений в бюджет за счет МП.
Российские предприниматели сталкиваются со многими проблемами, что и малый бизнес в большинстве других стран, однако в России или определенном ее регионе эти проблемы могут быть еще более острыми и важными. Располагая относительно небольшим стартовым капиталом и не имея устоявшейся деловой репутации, предприниматели действуют в условиях жесткой ограниченности ликвидных средств, необходимых для пополнения основного и оборотного капитала.
Проблемы малого бизнеса нельзя рассматривать вне общего контекста экономических и социальных преобразований.
3,000 руб.
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Ч. I и II. -М.: Инфра-М -Норма, 1996.
2. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ \"О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации\"
3. Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. N 491 \"О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации\" (с изм. и доп. от 14 ноября 1997 г.)
4. Асаул А.Н. Развитие предпринимательства в России // Регион: политика, экономика, социология – 2006. - № 3-4.- С. 56-64
5. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления// Российский экономический журнал - 2007.- №2.- С. 67-73
6. Буев В.В. Проблемы адаптации малых и средних предприятий и органов контроля (надзора) к реформируемой законодательной системе государственного регулирования предпринимательской деятельности (на примере анализа арбитражных решений и опросов в российских регионах)//Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства www.nisse.ru
7. Бухвальд Е. Виленский А.- Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства //Вопросы экономики- № 12.– 2006.- С. 68-79
8. Воронов Ю.П. Есть ли в России собственники? // ЭКО.№2.-2007.-С.3-14.
9. Горюнов А.Г. Организационно- экономические проблемы развития предпринимательской структуры в современных российских условиях/ В сборнике научных статей Процессы и среда современного менеджмента. Самара: СГУ ,2006.- 180 С.
10. Дадашев А. Гловацкая Н. Лазуренко С. Нешитой А. Эффективность поддержки малого предпринимательства // Вопросы экономики. - № 7.-2006.-С. 84-95.
11. Дауранов И. Рудецких А. Сегодня и завтра малого и среднего бизнеса // Континент-2007.- №6. – С. 45-57.
12. Корягин Д. Малое предпринимательство – важнейшее направление экономической реформы в России. М.: Инфра- М. 2005.. 452 с.
13. Лапуста М.Г., Старостин ЮЛ. Малое предпринимательство. -М.: ИНФРА-М, 2006. - 576 с.
14. Малое предпринимательство и проблемы финансового и имущественного обеспечения. Аналитический обзор. М., Российское агентство исследования проблем предпринимательства.- 2007.- 45 с.
15. Новосельский В. Социально- экономическое развитие в 2006 г: итоги и проблемы// Экономист. - №4.- 2007.-С.36-45.
16. Оганян О. О государственной поддержке малого бизнеса в России //Экономист.-2006.-№12.-С.45-51
17. Орлов А. В. Введение в предпринимательство: малый бизнес за рубежом и в России. М.: Инфра- М, 2005.- 354 с.
18. Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства в России//Вопросы экономики. - №7.-2002.- С.72-83.
19. Орлов А. Предпринимательство в России (истоки и этапы до 1992г.) //Вопросы экономики- № 12 – 2005.- С. 68-79
20. Основы предпринимательской деятельности. Экономическая теория / Под ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 2005. – 714 с.
21. Рыбина М.Н. Основные этапы малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России// Менеджмент в России и за рубежом - №2- 2006.- С. 67-82.
22. Сидорова Н. Экономические последствия налоговой политики// Экономист.- №1.-2006. С.70-79.
23. Статистика по малому и среднему бизнесу// Гомкомстат России www.gks.ru
24. Стрижкова Л. Структурные изменения промышленности в 1995-2006 гг. // Экономист. -№7.- 2007
25. .-С.13-25.
26. Торопыгин Г.Д. Собственность и предпринимательство: Учебное пособие. Самара: Издательство СГЭА, 2005. – 215 с.
27. Уткин Э.А. Кочеткова А.И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. М.: Акалис, 2005. – 412 с.
28. Ходов Л. О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации// Вопросы экономики. - № 7.-2007.-С. 105-120
29. Шестоперов О.М. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-сентябре 2006 года. Ежеквартальный информационно-аналитический доклад. : Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2007. – 120 с.
30. Шулус А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки// Российский экономический журнал- №5-6.- 2005- С. 56-64
31. Экономическая теория. Пол ред. В.Д. Камаева. М., Владос, 2006.- 715 с.
32. Экономические обзоры ОЭСР. Российская Федерация. М.:Весь мир., 2007.- 400 с.
33. Яковлев Г.И. Оценка предпринимательской активности в Самаре и Самарской области/ В сборнике научных статей Процессы и среда современного менеджмента. Самара: СГУ,2007.-180с.
3,000 руб.