Введение
Содержание
Заключение
Литература
Согласно общей концепции системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, целью профориентации является формирование у учащихся способностей выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка, другими словами формирование профессионального самоопределения. Вопрос о профессиональном самоопределении подростков в современной социально-экономической ситуации, условиях и факторах, способствующих ее успешности, является особенно актуальным, в связи с высокой динамикой социально-экономических преобразований в современном обществе; в связи с необходимостью освоения нового социально-экономического опыта. С одной стороны, появившиеся с переходом к рыночной экономике новые профессии не имеют еще корней в профессиональной культуре нашего общества. С другой стороны происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которые также претерпевают изменения в современных условиях.
Выбор профессии или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Изучением данной пролемы занимались следующие ученые Б. Ананьев, К. Платонов, Е.А. Климов, Д.И. Фельдштейн.
Выбор профессии определяет в жизни многое, а именно: кем быть; какой социальной группе принадлежать; где и кем работать; какой стиль жизни выбрать.
Выбор профессии - это процесс, который состоит из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий - социальной ситуацией, и индивидуально-психологических особенностей человека.
Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: подростка с его индивидуальными способностями, которые проявляются: в физическом развитии, в возможностях, интересах, характере, темпераменте и специальности с ее требованиями, которые она предъявляет человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии.
Профессиональное самоопределение - это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии.
Особенностью современного мира профессий является полипрофессионализм, т.е. человек стремится овладеть не одной профессией, а несколькими смежными. Это становится причиной проявлением чувства тревоги, неуверенности в возможности выбора дела, которому человек мог бы посвятить себя полностью, кроме того, в личном опыте подростка отсутствует переживания успеха как личной победы, заработанной собственной активностью. Все это приводит к тому, что подросток находится либо в состоянии неопределенности, либо делает свой сравнительно примитивный профессиональный выбор. Ведь от того насколько адекватно выбран жизненный путь зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье.
Таким образом, сложилось противоречие между необходимостью психолого-педагогической помощи в выборе профессии современным подросткам и недостаточной разработанностью программного обеспечения этого направления деятельности педагога-психолога.
С учётом выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы возможности психолого-педагогической помощи подросткам в выборе профессиональной деятельности.
Цель исследования: изучить особенности психолого-педагогической помощи современным подросткам в выборе профессии в условиях общеобразовательной школы.
Объектом исследования являются профессиональная деятельность педагога-психолога.
Предмет исследования: возможности психолого-педагогической помощи подросткам в выборе профессии.
Гипотеза исследования: своевременно проведенная диагностика и на ее основе составленная и проведенная программа, возможно, обеспечит достаточно высокий уровень профессионального самоопределения подростков.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1.Изучить проблему профессионального самоопределения психолого- педагогической литературе
2.Выявить социально - психологические факторы, влияющие на выбор профессии.
3.Разработать и апробировать программу психолого-педагогической помощи подросткам в выборе профессии.
4.Проанализировать динамику сформированности личностных особенностей подростков, способствующих выбору профессии.
Методологическими основами являются принципиальные положения психологов о деятельностном подходе к исследованию социально-психологических феноменов поведения человека, отраженные в трудах Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Я.
Теоретической основой данной работы послужили исследования различных авторов в области изучения профессионального самоопределения подростков Б.Ананьева, Л.И.Божович, И.В. Дубровиной, К.Платонова, Е.А. Климова, Д.И. Фельдштейна.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; эмпирические (методика Е.А. Климова Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» (ДДО), опросник самоактуализации (тест САМОАЛ) Автор: Э. Шостром, методика Дж. Голланда «Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности»; методы количественной и качественной обработки данных.
Опытно-экспериментальной базой является МОУ СОШ №15
Теоретическая значимость исследования: изучены психологические особенности учащихся подросткового возраста; рассмотрены сущность профориентации и профессиональное самоопределение как процесс; изучены социально - психологические факторы, влияющие на выбор профессии.
Практическая значимость исследования заключается в проведении исследования, обработке результатов, составлении и проведении программы работы педагога-психолога по развитию профессионального самоопределения подростка, выявлении динамики развития профессионального самоопределения подростка, а также использовании полученных данных исследования педагогами, психологами, социальными работниками в профориентационной работы общеобразовательных учреждений.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, выводы по главам, заключения, литературы, приложения + презентация.
3,000 руб.
Введение..........................................................................................................
Глава I Теоретические основы изучения проблемы выбора профессии современными подростками..........................................................................
1.1. Подходы к изучению проблемы выбора профессии в психолого-педагогической литературе............................................................................
1.2. Социально - психологические факторы, влияющие на профессиональный выбор подростков..........................................................
1.3. Основные методы и формы психолого-педагогической помощи подросткам в выборе профессии..................................................................
Выводы по I главе...........................................................................................
Глава II Психолого-педагогическая помощь современным подросткам в выборе профессии в условиях общеобразовательной школы....................
2.1. Исследование личностных особенностей подростков, способствующих выбору профессии...........................................................
2.2. Программа психолого-педагогической помощи подросткам в выборе профессии........................................................................................................
2.3. Анализ динамики сформированности личностных особенностей подростков, способствующих выбору профессии......................................
Выводы по II главе.........................................................................................
Заключение.....................................................................................................
Литература......................................................................................................
Приложения....................................................................................................
3,000 руб.
Выпускная квалификационная работа посвящена изучению направлений работы педагога-психолога в выборе профессиональной деятельности подростков.
В главе I нами рассматривался теоретический анализ проблемы профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе.
Анализировались социально - психологические факторы, влияющие на профессиональный выбор подростков. По мнению Е. А. Климова, профессиональное самоопределение, понимаемое как одно из важнейших проявлений субъекта деятельности, может рассматриваться на двух взаимосвязанных, но различимых уровнях: гностическом (в форме перестройки сознания, включая самосознание) и практическом (в форме реальных изменений социального статуса, места человека в системе межличностных отношений).
Главная цель профессионального самоопределения заключается в постепенном формировании у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализация перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного).
Важнейшее психологическое новообразование данного возраста - умение школьника составлять жизненные планы, искать средства их реализации определяет специфику содержания учебно-профессиональной деятельности подростка. Личность, будучи объектом профориентационных воздействий, является одновременно субъектом профессионального самоопределения.
В соответствии с поставленными задачами было проведено исследование сформированности личностных особенностей подростков, способствующих выбору профессии в МОУ СОШ № 15. Дата проведения первичного психолого-педагогического обследования сентябрь 2009 г, вторичного декабрь 2009. Исследование было проведено на выборке испытуемых 9-х классов (n = 40), , женского и мужского пола (20 мальчиков, 20 девочек). В исследовании принимали участие подростки 9А и 9Б классов. Контрольная группа составила 20 человек из них 10 мальчиков и 10 девочек, в состав экспериментальной группы также входят 10 мальчиков и 10 девочек. Для диагностики личностных особенностей подростков использовались следующие методики: дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту» Е.А.Климова, методика «ОПП» Д. Голланда, опросник самоактуализации (тест САМОАЛ) Автор: Э. Шостром. Предложенные методики позволили выявить личностные особенности, способствующие выбору профессии.
С целью оказания помощи подросткам в выборе профессии нами была разработана и проведена в экспериментальной группе программа. Программа состоит из 12 занятий, включающих упражнения на сплочение группы, развития креативности, профориентационные игры и упражнения, благодаря которым достигается ее цель.
После проведения программы была проведена повторная диагностика в контрольной и экспериментальной группе. Ее результаты показали, что в экспериментальной группе наметились тенденции в увеличении учащихся экспериментальной группы основывающими свой выбор профессии с учетом своих склонностей, способностей, а также с учетом физических и умственных возможностей.
Таким образом, подростки экспериментальной группы после проведенной нами программы выдали лучший результат, чем первоначальный, также по некоторым аспектам выше уровень ответственности в выборе профессии в сравнении с контрольной группой. Полученные результаты дают основание считать, что выбор профессии учениками осознан.
Преобладающими областями интересов подростков экспериментальной группы являются профессии, связанные со сферой «человек-человек» - 40%, и профессии, связанные с техникой - 30%.
Количество учащихся экспериментальной группы и контрольной группы предрасположены к профессиям, связанным со сферой «человек-человек».
У девятиклассников экспериментальной группы исследование выявило преобладание «социального типа» (5о%), на втором месте конвенциальный тип и интеллектуальный - 25%.
По методике САМОАЛ по результатам вторичного исследования можно сделать вывод о том, что у подростков экспериментальной группы произошли изменения по всем шкалам, можно отметить повышение процентов высокого уровня и снижение низкого уровня. Это говорит о том, что большинство подростков (75% - 80%) стали бале сознательно подходить к выбору профессии. Перестали откладывать свою жизнь «на потом», стали хорошо понимать ценность жизни «здесь и теперь», способны наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. Для испытуемых ценность составляют такие качества, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. У 80% подростков выявлено устойчивое основание для искренних и гармоничных межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность. Высокий уровень творческого отношения к жизни проявился у 35%, у 40% средний присутствует стремление к творчеству, как состояние, но ярко выражено. Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однако это не означает отчуждения и одиночества. Автономность предполагает доверие себе, своему мнению и взгляду на жизнь, самостоятельность. Автономность значительно выражена и проявляется у 25% учащихся экспериментальной группы и 35% контрольной группы, проявляется, но не всегда у 40% испытуемых экспериментальной группы и 40% контрольной группы, низкий уровень развития автономности личности выявлен у 35% экспериментальной группы и 25% контрольной группы, они зависимы от взрослого, как в суждениях, так и в принятии решений, хотя стараются этого не показывать.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что учащиеся достаточно осознанно подходят к выбору профессии. Большинству, если следовать полученным результатам, достаточно навыков самопознания, чтобы определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстраивать алгоритм последующих действий.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, что своевременно проведенная диагностика и на ее основе составленная и проведенная программа, возможна, обеспечит достаточно высокий уровень профессионального самоопределения подростков, была подтверждена в ходе нашего исследования.
Теоретическая значимость исследования изучены психологические особенности учащихся подросткового возраста; рассмотрены сущность профориентации и профессиональное самоопределение как процесс; изучены социально - психологические факторы, влияющие на выбор профессии.
Практическая значимость исследования заключается в проведении исследования, обработке результатов, составлении и проведении программы работы педагога-психолога по развитию профессионального самоопределения подростка, выявлении динамики развития профессионального самоопределения подростка, а также использовании полученных данных исследования педагогами, психологами, социальными работниками в профориентационной работы общеобразовательных учреждений.
Перспектива исследования заключается в психолого-педагогическом просвещении родителей по вопросам развития профессионального самоопределения подростков.
3,000 руб.
1. Асимов А.Г. Психология личности.-М, 1990.
2. Берг В. Карьера - суперигра.-М,1998.
3. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1986.
4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе.- М.: Совершенство,1998.
5. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения.-М, 1998.
6. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности.-М, 2001.
7. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии, 1988. № 1.
8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского.М.: Просвещение, 1973.
9. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. Вопросы психологии, 1988. № 2.
10. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка // Мир психологии в мире, 1995. №3.
11. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
12. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение молодежи.-Киев, 1988.
13. Драгунова Т.В. Подросток. М.: Знание, 1988.
14. Ефимова Н. Готовлюсь к профессиональной деятельности.//Школьный психолог. Еженедельная методологическая газета для педагогов-психологов. Издательский дом «Первое сентября». - февраль 2004 г., - № 7. - с.30.
15. Жуковская В.И. Психологические основы выбора профессии. Минск: Народная света, 1978.
16. Зарецкий В.К., Каменский Р.Г. Концептуальная схема самоопределения// Кентавр: методологический и игротехнический альманах, 1995.
17. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентация. Теория и практика: учебное пособие для высшей школы. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.
18. Зеер Э.Ф. Психология профориентации.-Екатеринбург,1997.
19. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности.-М, 1980.
20. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология.-М, 1994.
21. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников.-М, 1983.
22. Казарова Е. Проблема выбора.//Школьный психолог. Еженедельная методологическая газета для педагогов-психологов. Издательский дом «Первое сентября». - апрель 2004 г., - № 13. - с.30 - 31.
23. Калина, Н. Ф. Вопросник самоактуализации личности / Н. Ф. Калина // Журнал практического психолога. -1998.-№1.-С. 65.
24. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991
25. Климов Е.А. Психология профессионала. - М., Воронеж, 1996.
26. Климов Е.А. Школа …а дальше? Лениздат, 1971.
27. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях.-Ростов н/Д.,1996.
28. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.-М, 2007.
29. Кравченко А.И. Социология труда в 20 веке: историко-критический очерк.-М, 1987.
30. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982.
31. Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии. СПб.: Питер, 2008
32. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып. 2.- М., 1995.
33. Левина О.Г. Сборник социально - педагогических задач-проб для учащихся средней школы. Ярославль 1998.
34. Леонтьев Д.А. Психология смысла.-М,1999.
35. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни.-Калуга, 1994.
36. Маркова А.К. Психология профессиноализма. -М,1996.
37. Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1999.
38. Митина Психология развития конкурентно-способной личности.-М, Воронеж, 2002.
39. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 1997
40. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.:Просвещение, 1987
41. Осухова Н.Г. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации // Школьный психолог, 2001. №31.
42. Осухова Н.Г. В поисках идентичности // Школьный психолог, 2001.
43. Поляков В.А. Технология карьеры.-М, 1995.
44. Программы средней общеобразовательной школы. Профессиональное образование, 10 - 11 класс. Министерство просвещения СССР, 1987.
45. Программам общеобразовательных учреждений. Твоя профессиональная карьера 8 - 9 класс. Москва «Просвещение», 1994.
46. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. Под ред. В.Л. Ословского, Киев: Наукова Думка, 1978.
47. Прощицкая Е.Н. практикум по выбору профессии 8 -11. Учебное пособие для 8 - 11 кл. общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение» 1995.
48. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Н. Профориентация.-М, 2007.
49. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение.-М, 2007.
50. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда.-М, Воронеж, 1997.
51. Пряжников Н.С. Этические проблемы психологии.-М, Воронеж, 2005.
52. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. -М.; Флинт, 1998.
53. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1994.
54. Резапкина Г. Технологии подготовки к выбору профессии.//Школьный психолог. Еженедельная методологическая газета для педагогов-психологов. Издательский дом «Первое сентября». январь 2007 г., - № 20. - с.15 - 16.
55. Столин В.В. Самосознание личности.-М, 1983.
56. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс,2000.
57. Толстых А.В. Возрасты жизни. М.: Молодая гвардия, 1988.
58. Трудовое становление школьной молодежи. Под редакцией Зарецкой И.И. Москва «Педагогика».1989 г.
59. Фанталова Е.Б. Особенности мотивации личности, сформированные у больных артериальной гипертонией. Канд. дисс. на соиск. уч. степени канд. психол. наук., -М., 1989.
60. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в юности. М.: Педагогика, 1981.
61. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: учебник для студентов высш. уч. заведений - 2 изд - М:Гуманист ВЛАДОС, 2004.
62. Шибутани Т. Социальная психология. Москва - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
63. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.-М, 2001.
64. Эриксон Э. Идентичность: кризис юности. - М.: Прогресс, 1996
3,000 руб.