Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность темы настоящей работы обусловлена следующими обстоятельствами. Власть – одно из фундаментальных начал общества и политики, а также одно из самых сложных и многозначных понятий как социальной, философской, политической, так и науки государства и права. Учение о власти — один из наиболее сложных и спорных разделов исследований правовой науки на всем протяжении ее существования. Не составляют исключения в этом плане и отечественные государствоведение и правоведение. Предметом их внимания в разные периоды развития становились как общие вопросы теории власти, так и различные аспекты содержания, структуры и соотношения понятий \"политическая\" и \"государственная\" власть. Однако, как отмечает М.И. Байтин, \"вопрос о власти в указанном аспекте стал предметом специальной разработки в советской юридической науке сравнительно недавно, примерно с начала 60-х годов, и нуждается в дальнейшем глубоком изучении\" .
Практический отказ в России в конце 80-х – начале 90-х годов XX века от господствующей до этого марксистко-ленинской идеологии и административно-командных методов управления экономикой и обществом, признание общечеловеческих ценностей и достижений мировой общественно-политической мысли, демократизация всего российского общества обозначили задачу переоценки прошлого опыта. В государственно-правовом строительстве в этот период первоочередной становится проблема переосмысления сложившихся представлений о природе государственной власти и сущности государства.
Когда в стране все хорошо и благополучно, общество едва ли задумывается над тем, в какой мере это благополучие связано с властью. Но в периоды стремительных изменений, лишений и невзгод общество охватывает тревога: одни считают, что все неприятности и беды от власти как таковой и ее должно быть меньше, другие убеждены, что стране необходима сильная авторитарная государственная власть. Именно такие настроения общественности имели место в последние десятилетия истории российской государственности. Для большинства обывателей образ государственной власти неясен и довольно размыт, не говоря уже о ее сущности.
В современной науке теории права и государства проблема государственной власти и ее сущности является весьма дискуссионной, что, на наш взгляд, совершенно справедливо, ибо власть государственная есть власть центральная, обладающая верховенством в обществе, самая сильная, самая влиятельная и авторитетная из всех видов власти как таковой.
Таким образом, актуальность темы настоящей работы обусловлена социально-политическими преобразованиями российской государственности в период с начала так называемой «перестройки» в 1985 году, новизной подхода Конституции РФ 1993 года к содержательной стороне государственной власти, принципам ее организации, то есть в значительной степени объективной историко-политической динамикой в стране и радикальным образом изменившей российскую государственность в целом.
Изучению понятия и сущность государственной власти посвящено достаточно много исследований как в политологии, так и в истории и теории государства и права. В научной литературе по-разному рассматривается сущность и содержание государственной власти. По мнению одних ученых, государственная власть выражается в демократических свободах и народовластии, другие же ученые рассматривают государственную власть как состовляющую государственного механизма, направленного на управление и подчинение личности.
Объектом исследования в настоящей работе является государственная власть и государственно-властные общественные отношения. Предметом исследования в настоящей работе являются труды правоведов, посвященные изучению понятия и сущности государственной власти, а также конституционно-правовые нормы Российской Федерации.
Целью настоящей работы является комплексное теоретическое исследования феномена государственной власти в теории государства и права, а также изучение форм государственной власти и выявление особенностей осуществления государственной власти в России.
Цель настоящей работы достигается путем решения следующих задач:
− на основе изучения научной и учебной литературы дать определение понятия государственной власти;
− выявить сущностную характеристику государственной власти, и ее элементы и признаки;
- путем сравнительного анализа признаков и особенностей выявить соотношение понятий государственной и политической власти;
− определить и проанализировать принципы организации государственной власти, в том числе реализацию принципа разделения властей;
- определить формы государственной власти и обозначить их особенности реализации в Российской Федерации.
750 руб.
Введение 3
1. Понятие государственной власти 6
2. Система и элементы государственной власти 11
3. Соотношение государственной и политической власти 14
4. Реализация принципа разделения властей в осуществлении государственной власти 16
5. Формы государственной власти 19
Заключение 24
Список использованной литературы 26
750 руб.
Таким образом, рассмотрев вышеизложенное в настоящей работе, можно сделать следующие выводы.
Государственная власть определяется как деятельность государства через свои государственные органы, институты и должностные лица по воздействию на население страны различными методами и средствами. Государственная власть является базовым общественным отношением между людьми и их общностями и одновременно конституционным институтом государства.
Государственная власть обладает следующими признаками: целенаправленная организованность, публичность, всеобщность, универсальность, суверенность, легальность, легитимность, территориальность, институциональность, неучастие в деятельности, направленной на извлечение прибыли. Сущность государственной власти выражается через ее элементы: субъект власти, объект власти, властеотношения, деятельность властвующего, а также формы и методы властной деятельности.
В соответствии с Конституцией РФ единственным источником и носителем власти в России выступает народ, но для осуществления государственного управления он формирует специальные органы, наделенные определенным кругом государственно-властных полномочий.
Государственная власть в Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ реализуется на основе теории разделения властей, то есть ее деления на законодательную, исполнительную, судебную, которые являются структурирующими элементами государственной власти в целом. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые формы власти предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции.
В России с принятием в 1993 году новой Конституции сформировалась смешанная форма правления, которую можно охарактеризовать как сильную президентскую республику. Она строится на определенном ограничении власти парламента и на усилении исполнительной власти. Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни путем принятия общеобязательных нормативно-правовых актов, а, следовательно, определяет, в конечном счете, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Ее деятельность осуществляться в рамках законов, принятых законодательными органами. Судебная власть осуществляет правоохранительные функции и признана охранять правовые устои государственной общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами и никто не может присвоить себе функции суда.
При этом исполнительная власть характеризуется набором обширных полномочий по решению вопросов государственного значения, наличием жесткой вертикали власти, выстроенной Президентом РФ, который не входит ни в одну из властей, а обладает собственной властью главы государства и выступает гарантом Конституции РФ, при этом наделенного большим перечнем собственных полномочий. Задачей Президента РФ является организация эффектиного взаимодействия всех органов государственной власти и выполнение своеобразных функций «арбитра» при разрешении противоречий между различными ветвями государственной власти.
750 руб.
Нормативно-правовые акты
1. \"Конституция Российской Федерации\" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. N 4. Ст. 445.
Специальная научная и учебная литература
2. Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2009. – 152 с.
3. Аристотель Политика. Метафизика. Аналитика. – М.: Эксмо, 2008. – 960 с.
4. Байтин М.И. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Матузова Н.И. и Малько А.В. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – 768 с.
5. Байтин М.И. Государство и политическая власть. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1972. - 239 c.
6. Гегель Г.В. Философия права / Перевод. Б. Столпнер. – М.: Мир книги, 2007. – 464 с.
7. Дегтерев Г. Становление и развитие института президентства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. – М.: Юристъ, 2006. – 237 с.
8. Ефимов В.И. Система государственной власти: теоретико-организационные основы и политическая динамика. Дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.01. - М., 1994. - 321 c.
9. Ильин И.А. Теория права и государства: Учебник / Под ред.: Томсинов В.А.. - 2-е изд., доп. - М.: Зерцало, 2008. - 550 c.
10. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии (общий курс): Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2004. – 880 с.
11. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 640 с.
12. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – 3-е изд. – М.: Дело АНХ, 2009. – 528 с.
13. Сибатов Ф.Р. Государственная власть в России: теория, история и политико-правовая практика. Монография - Казань, 2004. - 169 c.
14. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева и В.Я. Кикоть. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, 2008. – 624 с.
15. Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. - Казань: КЮИ МВД России, 2007. - 413 c.
16. Французская Республика. Конституция и законодательные акты. Перевод с французского / Под ред. и со вступ. ст. В.Е. Чиркина; Пер.: Маклаков В.В., Пучинский В.К., Энтин В.Л. - М.: Прогресс, 1989. - 448 c.
17. Чиркин В.Е. Современное государство. Монография. – М.: Международные отношения, 2001. – 416 с.
Статьи периодических изданий
18. Прозорова Н.С. Теория \"разделения властей\" и современное буржуазное государство // Советское государство и право. 1974. № 9. С. 92-98.
19. Размышления Макса Вебера и Николая Бердяева о природе власти и силы // Власть силы, сила власти / Сост. В. Серкова. – М.: Юристъ, 2007. – 136 с.
750 руб.