Актуальность темы настоящей работы обуславливается следующими обстоятельствами. Построение эффективно функционирующей системы органов исполнительной власти – это важнейшая задача, стоящая перед каждым субъектом Российской Федерации (далее – субъект РФ). Согласно ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации практическое решение этого вопроса должно соотноситься с основами конституционного строя и достаточно «жесткими» принципами, установленными федеральным законодательством, что отвечает интересам федеративного государства и непосредственно направлено на укрепление единства системы исполнительной государственной власти в Российской Федерации.
Первая Конституция РСФСР 1918 г. закрепляла принцип единства советов и их систему, основанную на цепочке представительства «снизу до верху». Из делегатов, представляющих последовательно областные, губернские советы, формировался Всероссийский съезд советов — высший орган государственной власти РСФСР. Система преемственности представительства снизу до верху была упразднена в связи с введением прямых выборов советов всех уровней по Конституции СССР 1936 г. В функциональном же отношении сохранялась модель подчинения «сверху вниз». Однако ни в первой Конституции, ни в других, вплоть до 1993 г., вопрос о легитимности доктрины разделения властей по горизонтали на три составляющих в Российской Федерации не был реализован.
Исходные правовые положения для устройства исполнительной власти в Российской Федерации в целом и в системе каждого субъекта РФ заключены в ст. 5 и 10 Конституции РФ 1993 г. Статья 5 устанавливает, что Российская Федерации состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения — равноправных субъектов Российской Федерации.
Подтверждая целостность исполнительной государственной власти как основу федеративного устройства, единство системы исполнительной государственной власти, Конституция РФ 1993 г. устанавливает разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.
На современном этапе развития российского федерализма прослеживаются тенденции последовательного ограничения самостоятельности субъектов РФ в решении вопросов организации исполнительной власти на региональном уровне. Это, в частности, проявляется в существенном изменении позиции федерального законодателя по вопросам наделения полномочиями высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти), установления системы и структуры органов исполнительной власти субъектов РФ. Субъекты РФ фактически лишены возможности проявлять широкую инициативу в вопросах построения собственных систем исполнительных властных органов, а наблюдающаяся вариативность лишь создает видимость регионального усмотрения и по большей части вписывается в рамки требований федерального законодательства.
На наш взгляд, можно говорить о том, что до сих пор не решены важнейшие проблемы теоретического и практического плана. Во-первых, не выработана стройная и непротиворечивая концепция системы исполнительной власти субъекта РФ, продолжаются дискуссии по таким принципиальным аспектам российского федерализма как целостность государственного суверенитета, единство системы исполнительной власти в государстве, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Во-вторых, нуждаются в уточнении содержание и объем базовой категории «орган исполнительной власти» и производного понятия «система органов исполнительной власти субъектов РФ». В-третьих, качество нормативно-правового регулирования вопросов организации и деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ как на федеральном, так и на региональном уровне оставляет желать лучшего.
В этой связи по-прежнему сохраняет актуальность сравнительное изучение федерального и регионального законодательства с целью обеспечения соотносимости содержащихся в нем правовых норм и выработки оптимальной модели построения исполнительной власти в субъектах РФ.
Целью исследования в настоящей курсовой работе является на основе изучения действующего федерального и регионального законодательства и положений юридической административной науки дать целостное представление об исполнительной власти и системе органов исполнительной власти субъекта РФ: от теоретико-правовых аспектов ее организации до анализа различий органов исполнительной власти субъектов РФ.
Сформулированная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
- определить принцип единства и системности исполнительной власти в Российской Федерации, как оказывающий непосредственное влияние на формирование исполнительной власти в субъектах РФ и организацию системы органов исполнительной власти в субъектах РФ;
- проанализировать понятие и административно-правовой статус органа исполнительной власти, определить его место в системе органов государственной власти;
- рассмотреть и проанализировать понятие и систему общих принципов организации и деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ;
- исследовать различные модели (схемы) организации системы органов исполнительной власти, закрепленные в конституциях (уставах) и иных нормативных правовых актах субъектов РФ;
- изучить региональное законодательство, посвященное непосредственному порядку формирования органов исполнительной власти, выявить общие подходы и уникальный опыт субъектов РФ;
- обозначить основные проблемы совершенствования взаимоотношений федерации и субъектов РФ в сфере исполнительной власти.
Объектом исследования в курсовой работе выступают правоотношения, складывающиеся в сфере организационного оформления исполнительной власти в субъектах РФ и системы органов исполнительной власти субъектов РФ.
Предметом исследования в курсовой работе являются категориально-понятийный аппарат науки административного права, теоретические проблемы и состояние нормативно-правового регулирования в сфере формирования исполнительной власти в субъектах РФ и функционирования органов исполнительной власти субъектов РФ.
Теоретическую основу исследования в курсовой работе составили работы как ведущих отечественных ученых в области административного и государственного права, рассматривавших общетеоретические вопросы организации исполнительной власти в субъектах РФ.
Структура курсовой работы. Настоящая курсовая работа состоит из введения, в котором обосновывается актуальность темы, ставятся цели и задачи исследования, основной части, состоящей из трех глав, разделенных на параграфы. В первой главе рассматриваются понятия единства и системности исполнительной власти, органа исполнительной власти и системы органов исполнительной власти субъектов РФ. Во второй главе исследуются правовые и практические положения об организации органов исполнительной власти в субъектах РФ на основе регионального законодательства. В третьей главе анализируются вопросы взаимодействия федерации и субъектов РФ в сфере исполнительной власти. В заключении делаются общие выводы о проделанном исследовании и предложения. К работе прилагается список использованных источников и литературы.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1. Единство и система исполнительной власти в Российской Федерации 6
1.2. Понятие, компетенция, полномочия и правосубъектность органов исполнительной власти 7
1.3. Система органов исполнительной власти субъектов РФ 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РФ 14
2.1. Высшее должностное лицо субъекта РФ 14
2.2. Высший исполнительный орган субъекта РФ 19
2.3. Система иных органов исполнительной власти субъектов РФ 22
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ СУБЪЕКТОВ В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
1,200 руб.
Таким образом, на основании вышеизложенного в работе мы можем сделать следующие выводы.
В соответствии с Конституцией РФ исполнительная власть в Российской Федерации является самостоятельной ветвью государственной власти, которая состоит из двух элементов – федеральных органов исполнительной государственной власти и органов исполнительной государственной власти субъектов РФ, которые в целом образуют систему исполнительной власти в государстве.
Важнейшими характеристиками органа исполнительной власти следует признать то, что он является относительно обособленным и самостоятельным элементом государственного аппарата, учреждение которого связано с непосредственной организационно-юридической трансформацией и практической реализацией определенной функции государственной власти (осуществлением определенного объема организационно-распорядительных властных полномочий при реализации управленческой функции).
Установление на федеральном уровне общих принципов организации и деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ направлено на реализацию провозглашенных принципов федерализма, практическое воплощение в общегосударственном масштабе идей правового государства, создание равных возможностей для осуществления гражданами права на участие в управлении делами государства и осуществлении публичной власти, в том числе на региональном уровне
Установление системы органов исполнительной власти субъектов РФ означает ее нормативное закрепление и осуществление ряда конкретных организационно-правовых мероприятий (включая учреждение органов и их непосредственное формирование, а также установление порядка наделения полномочиями их должностных лиц), и относится к исключительному ведению субъектов РФ (ч. 1 ст. 77 Конституции РФ).
Однако кроме названной конституционной нормы о единстве исполнительной власти в государстве до настоящего времени не принят законодательный акт, регулирующий процесс организации и функционирования такой системы. Иначе говоря, нет закона, специально посвященного исполнительной власти. На наш взгляд, было бы целесообразным обязательное принятие субъектами РФ нормативно-правового акта, который установил бы все элементы системы органов власти, входящих в систему исполнительной власти субъекта РФ, и определил их административно-правовой статус. Это устранило бы пробелы в законодательстве многих субъектов РФ о системе и правовом статусе органов исполнительной власти субъектов РФ и обеспечило бы надлежащее государственное управление в регионе.
В настоящее время, к сожалению, ни виды, ни формы взаимоотношений органов исполнительной власти, входящих в региональную систему органов исполнительной власти, как правило, не регулируются в нормативно-правовых актах большинства субъектов РФ. Поэтому субъекты региональной системы органов исполнительной власти самостоятельно устанавливают виды и формы своих взаимоотношений, что является негативным последствием неурегулированности этих вопросов. Соответственно, даже устоявшиеся, более или менее стабильные системные отношения между органами исполнительной власти, входящими в систему органов исполнительной власти субъекта РФ, могут разрушиться полностью или частично со сменой руководства органа исполнительной власти субъекта РФ, президента (губернатора), главы администрации. Вполне очевидно, что для того, чтобы не было «сбоев» в деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, было бы рациональным урегулировать указанные отношения. Наиболее рациональным выходом, на наш взгляд, может быть принятие административных регламентов исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и административных регламентов взаимодействия органов исполнительной власти субъектов РФ по образцу разработки и принятия в последние годы административных регламентов федеральных органов исполнительной власти.
Однако, несмотря на специфику формирования органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, важнейшим условием эффективности системы исполнительной власти в Российской Федерации является слаженное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
В целях упорядочения взаимодействия центральных исполнительных органов субъектов РФ с федеральными органами исполнительной власти в рамках реализации единой модели организации органов исполнительной власти, мы предлагаем внести изменение в ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», изложив п. 1 в следующей редакции: «В систему органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, входят министерства, службы и агентства».
В заключение мы хотим отметить, что, на наш взгляд, нынешний этап развития федеративных отношений в России возможно рассматривать лишь как переходный к реальному федерализму, что характеризуется незавершенностью процесса структурирования системы государственного устройства, противоречиями при осуществлении исполнительной государственной власти различными управленческими уровнями, прежде всего между Федерацией и ее субъектами.
1,200 руб.
Нормативно-правовые акты
1. \"Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики\" (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918) // СУ РСФСР. 1918. N 51. Ст. 582.
2. \"Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик\" (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 06.12.1936. N 283.
3. \"Конституция Российской Федерации\" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. N 4. Ст. 445.
4. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 18.07.2009) \"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации\" // Собрание законодательства РФ. 18.10.1999. N 42. Ст. 5005.
5. Федеральный закон от 11.12.2004 N 159-ФЗ (ред. от 05.04.2009) \"О внесении изменений в Федеральный закон \"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации\" и в Федеральный закон \"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации\" // Собрание законодательства РФ. 13.12.2004. N 50. Ст. 4950.
6. Конституция (Основной Закон) Республики Карелия (Принята 30 мая 1978 года (в редакции Закона Республики Карелия от 12 февраля 2001 года № 473-ЗРК) // Собрание законодательства Республики Карелия. 2001. N 2. Ст. 106.
7. Конституция Республики Бурятия от 22.02.1994 (ред. от 22.11.2006) (принята Верховным Советом РБ 22.02.1994) // Бурятия. 09.03.1994. N 43.
8. Степное уложение (Конституция) Республики Калмыкия (принят Конституционным Собранием Республики Калмыкия – Хальмг Тангч 05.04.1994) // Ведомости Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия (май 1993 г. — август 1995 г.). 1996. С. 10.
9. Устав Новгородской области от 03.09.1994 № 2-ОЗ (ред. от 30.09.2008) (Принят Постановлением Новгородской областной Думы от 31.08.1994 № 65-ОД) // Новгородские ведомости. 27.03.2001. № 43.
10. Закон Ставропольского края от 12.10.1994 № 6-кз (ред. от 10.06.2008) \"Устав (Основной закон) Ставропольского края\" // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 1994. № 4. Ст. 41.
11. Областной закон от 05.12.1994 № 13-ОЗ \"Об Уставе Свердловской области\" // Областная газета. 16.02.1994. № 137.
12. Конституция Республики Хакасия (принята на XVII сессии Верховного Совета Республики Хакасия (первого созыва) от 25.05.1995) // Вестник Хакасии. 1995. № 25.
13. Конституция Республики Марий Эл (принята Конституционным Собранием Марий Эл от 24.06.1995) // Марийская правда. 07.07.1995.
14. Конституция Республики Татарстан (принята всенародным голосованием от 06.11.1992) (в ред. от 19.04.2002) // Республика Татарстан. 30.04.2002. № 87-88.
15. Закон Липецкой области от 16.07.2002 № 9-ОЗ (ред. от 05.09.2005) \"О схеме управления Липецкой областью и структуре Администрации Липецкой области\" (Принят постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 11.07.2002 № 51-пс) // Липецкая газета. 27.07.2002. № 145.
16. Конституционный закон Республики Тыва от 31.12.2003 N 95 ВХ-1 \"О Правительстве Республики Тыва\" (принят ЗП ВХ РТ 18.11.2002) // Тувинская правда. 20.02.2004. № 25-26.
17. Закон Оренбургской области от 16.11.2005 № 2706/470-III-ОЗ \"О системе исполнительных органов государственной власти Оренбургской области\" // Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области. 2005 (32 заседание). I часть.
18. Закон Красноярского края от 10.07.2008 № 6-1930 \"О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края\" // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2008. № 35 (256).
19. Закон Мурманской области от 29.12.2008 № 1063-01-ЗМО \"О системе органов исполнительной власти Мурманской области\" // Мурманский Вестник. 03.01.2009. N 1. С. 6.
20. Указ Губернатора Омской области от 30.03.2004 № 75 (ред. от 28.12.2007) \"Об Аппарате Губернатора Омской области\" // Омская правда. 14.04.2004. № 28.
21. Постановление Правительства Тюменской области от 06.06.2005 № 66-п (ред. от 24.02.2009) \"Об Аппарате Губернатора Тюменской области\" (вместе с \"Положением об Аппарате Губернатора Тюменской области\") // Региональное законодательство. Тюменская область [Электронный ресурс]: http://www.tumenlaws.ru/index.php?ds=847454
Специальная научная и учебная литература
22. Абдулатипов Р.Г. Федералогия: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.
23. Бабурин С.Н Территория государства: теоретико-правовые проблемы: дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.01. - М., 1998. - 297 c.
24. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для ВУЗов. – 8-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2009. – 800 с.
25. Бахрах Д.Н., Татарян В.Г. Административное право России: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Эксмо, 2009. – 608 с.
26. Бондаренко А.А. Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в условиях административной реформы: дисс. … канд. юрид. наук. – М., 2006. – 205 с.
27. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. – М.: Юстицинформ, 2007. – 416 с.
28. Исполнительная власть в Российской Федерации: Научно-практическое пособие / Под ред. А.Ф. Ноздрачева и Ю.М. Тихомирова. - М.: БЕК, 1996. - 269 с.
29. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития/ Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. - М.: Новая Правовая культура, 2004. - 564 с.
30. Исполнительная власть: организация и взаимодействие / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров. – 2-е изд., стер. – М.: Юридический Дом \"Юстицинформ\", 2005. – 327 с.
31. Ишеков К.А., Тюрин П.Ю., Черкасов К.В. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ \"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ\" (подготовлен для СПС \"КонсультантПлюс\"). – М.: ООО \"Новая правовая культура\", 2006.
32. Киселева А.В., Нестеренко А.В. Теория федерализма. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. – 304 с.
33. Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Кулушева М.А. Конституционное право РФ: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 368 с.
34. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. - М.: Юридическая литература, 1972. - 280 c.
35. Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации. Основы концепции, конституционная модель, практика. - М.: Институт государства и права РАН, 1999. - 197 с.
36. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. – 2-е изд. – М.: ЮРИНФОРМЦЕНТР, 2005. – 355 с.
37. Черкасов К.В. Система органов государственной власти и управления на уровне федерального округа / Под ред.: Сергун П.П. - Саратов: РПА Минюста России, 2008. - 364 c.
38. Чертков А.Н. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ \"Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации\". – М.: Юстицинформ, 2006. – 536 с.
39. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2008. – 448 с.
40. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2008. – 608 с.
41. Шевцов В.С. Федерализм и Россия. В 2 т. Том 2. – М.: ЭЛИТ, 2008. – 496 с.
42. Широков А.Н., Юркова С.Н. Местное самоуправление современной России. Концептуальные основы, законодательное регулирование и практическая реализация. – М.: КноРус, 2009. – 560 с.
Статьи периодических изданий и сборников научных материалов
43. Бредихин Л.В. Особенности и правовое регулирование организации исполнительной власти субъекта Российской Федерации // Современное право. 2008. № 2. С. 42-49.
44. Бредихин Л.В. Глава субъекта Российской Федерации в системе организации публичной власти федерального и регионального уровней // Право и жизнь. 2008. № 4 (121). С. 47-60.
45. Волкова Л.П. Компетенция органов исполнительной власти: понятие и условия установления // Административное право и процесс. 2008. № 5. С. 5-9.
46. Еремина О.Ю. Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. № 11. С. 40-45.
47. Иванин А.А., Павликов С.Г. Обеспечение законности в деятельности исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации с участием конституционных (уставных) судов // Гражданин и право. 2008. № 2. С. 55-60.
48. Илюхина Т.Г. Государственная власть субъектов Российской Федерации и государственный суверенитет // Современное право. 2009. № 1 (1). C. 33-37.
49. Ишеков К.А. Диалектика разделения властей в субъектах Российской Федерации: современные тенденции // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 2. С. 66-73.
50. Казакова А.А. Основные цели и принципы создания двухпалатного парламента в России // Вестник Саратовской государственной академии права. Научный журнал. 2009. № 1 (65). С. 39-43.
51. Киселев А.Г. Государственное управление в регионах: новые подходы // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 5. С. 30-38.
52. Конкина И.И. Новый механизм приведения к власти глав субъектов Российской Федерации: проблемы и сомнения // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 3. С. 24 - 29.
53. Макарова Т.Б. К вопросу о правовом статусе органов исполнительной власти субъектов РФ межотраслевой компетенции // Российская юстиция. 2008. № 9. С. 30-35.
54. Маршалова В.А. Практика наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по представлению главы государства (на примере республик – субъектов РФ) // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 1. С. 14-17.
1,200 руб.