Актуальность исследования. Изучение когнитивных процессов и в целом когнитивного развития - развитие познавательных процессов и способностей, связанного с перестройкой систем, образованием качественно новых структур (Я.А.Пономарев) традиционно проводятся в различных психологических направлениях и школах средствами экспериментального исследования (Н.Ах, Д.Брунер, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.).
Проблемой нашей, работы является диагностика когнитивных процессов мышления, а также исследование возможностей эффективного применения для такой диагностики диагностических методов.
Актуальность исследования определяется тем, что рассматриваемые в нем вопросы связаны с проблемой развития когнитивных процессов мышления личности. Так, до настоящего времени, в педагогической психологии разработаны диагностические методики, ориентированные на изучение когнитивных процессов мышления при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста. Критерии развития мышления — анализ, рефлексия и планировании, помешанные в основу создания такого типа методик, исследованы по преимуществу на этом возрастном периоде дошкольного и школьного детства.
Целью исследования является выявление особенности диагностики когнитивных процессов мышления.
Задачи исследования:
1.проанализировать научную литературу по теме исследования;
2.дать определение понятию «мышление», когнитивные процессы мышления;
3.рассмотреть особенности и методики диагностики когнитивных процессов мышления.
В процессе выполнения данной работы мы опирались на научные труды таких исследователей, как Брушлинский А.В., Тихомиров О.К., Сорокун П.А., Петровский А.В. и др.
750 руб.
Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Различают следующие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Выделяют также мышление теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное. Мышление человека характеризуется единством осознанного и неосознанного. Мышление является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входит понимание себя как субъекта мышления, дифференциация "своих" и "чужих" мыслей, осознание еще не решенной проблемы как именно своей, осознание своего отношения к проблеме.
Понятие «когнитивное развитие» используются практически во всех работах, посвященных исследованию закономерностей онтогенеза и проблемам личности. И, несмотря на то, что содержание этих понятий пока расплывчато и нет четких общепринятых определений в соотнесении их друг к другу, они являются активно «рабочими» в профессиональной деятельности психологов и сохраняют в целом общепринятый смысл. Однако расширение поля исследований и углубление проблем изучения человека ставят много новых задач, в том числе теоретико-методологического плана.
В нашем исследовании мы смогли проанализировать научную литературу по теме исследования; дать определение понятию «мышление», когнитивные процессы мышления; рассмотреть особенности и определить методики диагностики когнитивных процессов мышления. Тем самым, были выполнены поставленные в исследовании задачи и достигнута цель исследования.
750 руб.
1.Акимова М.К., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С.21.
2.Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. - М., 1983.
3.Веккер Л.М. Психика и реальность. - М., 2000. с.253
4.Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры: избр. психол. труды / Л. С. Выготский / МПСИ; Воронеж: НОО «МОДЕК»; редкол.: М. Г. Ярошевский (отв. ред.) [и др.]. - М.: 1996. – 510 с.
5.Выготский Л.С. Мышление и речь. - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 351 с.
6.Гончаров В.С. Психология проектирования когнитивного развития. Монография. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005.
7.Гурова Л.Л. Психология мышления. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 135 с.
8.Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.211-212
9.Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. - М.: Акад. Проект, 2004. - 189 с
10.Психология мышления. Сб. переводов / Под. ред. А.М. Матюшкина. - М.: Прогресс, 196
11.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -М.,1988.
12.Солсо Р.Л. Когнитивная психология. .: Тривола, 1996. С. 28-36, 41-47.
13.Сорокун П.А. Общая психология. - Псков: ПГПИ, 2003
14.Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Академия, 2005. - 288 с.
750 руб.