Введение
Содержание
Заключение
Литература
Введение
Актуальность изучения данной проблемы обусловлено тем, что в истории духовной культуры, научного творчества вряд ли можно найти учение, которое вызывало бы столь резкие расхождения в оценках, чем учение австрийского врача-психиатра и психолога З. Фрейда создателя этого учения часто сравнивают с Аристотелем, Коперником, Колумбом, Магелланом, Ньютоном, Гете, Дарвином, Марксом, Эйнштейном, его называют "ученым и провидцем", "Сократом нашего времени", "одним из великих основоположников современной социальной науки", "гением в действии", сделавшим решающий шаг к подлинному пониманию внутренней природы человека. И в то же время, Фрейда называют фанатиком, шарлатаном, антииллюзионистом, "трагическим Вотаном сумерков буржуазной психологии", а разработанную им психоаналитическую теорию сопоставляют с хиромантией. Возникнув как теория и метод лечения неврозов, психоаналитическое учение Фрейда превратилось со временем в исключительно влиятельную философско антропологическую концепцию, претендующую на роль всеобщего мировоззрения. Психоанализ в его классической форме был основан 3. Фрейдом на рубеже XIX и XX столетий, когда намечалась ломка традиционных представлений о психической жизни человека, методах и границах познания психической реальности, ставшей объектом пристального внимания и споров философов, психологов, физиологов, неврологов. Из всего многообразия проблем, связанных с осмыслением психической реальности, можно выделить две главные, от правильного понимания которых во многом зависело решение всех остальных. Это, во-первых, проблема содержания психической реальности и, как более частный аспект ее, вопрос о правомерности сведения психики к сознанию; во-вторых, проблема метода исследования собственно психических явлений. Проблема осмысления бытия человека еще в античную эпоху являлась первейшей, главнейшей проблемой философии, однако с особой остротой она стоит сегодня, в эпоху кризиса человека и культуры. Наш интерес к этой проблеме обусловлен не только чисто теоретическими соображениями, но и практическими требованиями современности. Проблема бытия человека остро встает перед эпохой тогда, когда наступает время исторического перелома, переоценки ценностей, а их непосредственное переживание толкает нас к осмыслению происшедшего, существующего фактического положения. Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования: «Философское осмысление проблемы бытия человека в психоанализе З. Фрейда»
Объект исследования – психоанализ З. Фрейда
Предмет исследования - проблемы бытия человека в психоанализе З. Фрейда
Цель исследования – изучить особенности Философское осмысление проблемы бытия человека в психоанализе З. Фрейда
Достижению поставленных целей будет способствовать решение ряда задач:
1.Изучить особенности трактовки бытия в структуре философского мировоззрения.
2.Охарактеризовать проблемы осмысления бытия человека на стыке философии и психологии.
3.Рассмотреть основные философские концепции бытия человека в классической философии как истоки психоанализа З. Фрейда.
4.Обосновать специфику интерпретации философских положений о бытии человека в психоаналитической концепции З. Фрейда.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1,200 руб.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы философского осмысления проблемы бытия человека
1.1.Проблема трактовки бытия в структуре философского мировоззрения…………………..................................................................................5
1.2.Проблема осмысления бытия человека на стыке философии и психологии………………………………………………………………………….14
Глава 2. Сравнительный анализ понимания проблемы бытия человека в философии и в психоанализе З. Фрейда
2.1. Основные философские концепции бытия человека в классической философии как истоки психоанализа З. Фрейда………………………………..19
2.2. Специфика интерпретации философских положений о бытии человека в психоаналитической концепции З. Фрейда………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………….33
Список литературы…………………………………………………………………35
1,200 руб.
Заключение
На основе анализа специальной литературы, мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
Основные философские концепции бытия человека в классической философии уходят корнями в философскую мысль предшествующих столетий. Рассуждения о взаимоотношениях между телом и душой, материей и сознанием составляют, как известно, основу многих философских систем прошлого.
История развития философской мысли наглядно свидетельствует, что интерес к познанию человеческой души проявляется уже на самых ранних стадиях становления философского знания - в древнегреческой, древне- китайской и древнеиндийской философии.
Специфика интерпретации философских положений о бытии человека в психоаналитической концепции З. Фрейда заключается в том, что З. Фрейд выступал против метафизического понимания бытия человека в мире.
Психоаналитическая философия Фрейда противостоит двум крайним философским позициям: предельному рационализму, выводящему эмпирической существование индивида из абсолютной идеи или мирового духа, с одной стороны, и мистическому рационализму, растворяющему человеческое существо в слепой воле или бессознательном начале, стоящем вне, помимо и за человеческим бытием как таковым, с другой. Фрейд не приемлет ни объективно идеалистического понимания, ни субъективно идеалистического толкования мира в их крайне выраженных формах.
Рассмотрение основных идей психоанализа и фрейдизма как специфического социально приемлемого мировоззрения и мироощущения критически мыслящей буржуазной интеллигенции показывает, что психоаналитические концепции личности, истории развития человечества, религии, искусства и всей человеческой культуры включают в себя такие разноплановые посылки, суждения и конечные выводы, которые обусловливают двойственное отношение к индивидуально-психологическому и культурно-философскому учению Фрейда.
Это необходимо учитывать при оценке психоанализа и фрейдизма, определении как сильных, так и слабых сторон психоаналитического учения, выявлении методологической несостоятельности и буржуазной ограниченности психоаналитического подхода к исследованию личности, культуры, общества. Критическая направленность мышления Фрейда, попытки соотнесения абстрактных философских понятий о сущности человека и его внутреннем мире с эмпирическими данными психоаналитического наблюдения, выявление причин и специфических условий возникновения неврозов, выделение в особый объект исследования той сферы человеческой деятельности, которая не покрывается областью сознательного в человеке, рассмотрение художественной деятельности и произведений искусства под углом зрения психологии художника, развенчание религиозных иллюзий и вера в разум, критика этических норм и моральных предписаний буржуазного общества, негативное отношение к ценностям буржуазной культуры - все это составляет сильные стороны психоаналитического учения.
Вместе с тем психоанализ Фрейда содержал в себе множество явных и скрытых противоречий, методологически неверных установок и научно необоснованных утверждений, граничащих с мифологическим вымыслом, иллюзорностью и утопизмом (признание врожденности и наследственности "первичных" бессознательных влечений человека, теория сексуального развития ребенка, концепция исторического развития человечества, объяснение скрытого смысла и содержания художественных произведений через призму семейных отношений и индивидуально-личностных переживаний художника в раннем детстве, утопически-просветительское отношение к возможности устранения религиозного миросозерцания, исторически ограниченный подход к анализу культурных и социальных достижений человеческой цивилизации, экстраполяция выводов, сделанных на основе частного наблюдения, на более общие закономерности развития природы и общества).
1,200 руб.
Список литературы
1. Введение в философию / Под ред. Фролова А.С. - М., 2006.
2. Иванченко А.Р. Психоанализ З .Фрейда и его истоки // Вопросы философии, 2003 № 3.
3. История философии в кратком изложении. - М., 2004.
4. Колесников А.С. Проблемы взаимосвязи истории философии и психоанализа // Вопросы философии, 2008 № 6.
5. Краткий очерк истории философии / Под ред. М. Иовчука - М., 2001.
6. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма - М., 2007.
7. Лейбин В. Психоанализ и современная западная философия. - М., 2000.
8. Михайлов Ф.Т., Царегородцев Г.И. За порогом сознания - М., 2001
9. Руткевич А.М. От Фрейда к Хайдеггеру. - М., 2005
10. Радугин П.В. Проблемы онтологии и гносеологии – М.,2008.
11. Современная западная философия / Под ред. В. Лекторского - М., 2001.
12. Филатов Т. В. Введение в технологию философствования. – М., 2006.
13. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. М., 2007.
14. Цвейг С. Казанова. Фридрих Ницше. Зигмунд Фрейд. - М., 2000.
15. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. -
1,200 руб.