Введение
Содержание
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения.
Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно, но огромные проблемы в воспитании ребенка возникают с увеличением числа неполных семей и ныне не являются редкостью одинокая мать, разведенные родители [10, c.35].
А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие “полная” и “неполная семья”, понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. Дети из неполных семей, как правило, более ранимы, имеют ряд комплексов, мама обеспокоена своим социальным положением разведенной женщины. Мать не имеет психологической поддержки, ей не с кем разделить ответственность за своего ребенка. Она все проблемы взваливает на свои плечи.
В последнее время проблемы, связанные с семьёй, приобретают всё большую актуальность в обществе. Современная семья претерпела серьёзные изменения: уменьшился её размер и количество детей, не столь велики стали роли старшего брата и сестры, не безоговорочно влияние старшего поколения. Но самое главное то, что резко возросло количество разводов, распадается почти каждый второй брак. А ведь развод - это сильное потрясение для всех членов семьи, и в первую очередь, для детей [21, c.7].
Много говорят и пишут о сложностях неполной семьи. Но полнота семьи ещё не гарантирует воспитательных успехов, а неполнота не означает, что в ней обязательно будет масса трудностей. Дети в полных и неполных семьях развиваются по одинаковым биологическим и психологическим закономерностям, на них распространяются одни и те же нормы воспитания. Общепризнанная разница заключается в том, что на одной стороне более благоприятные условия развития, чем на другой. Но и это относительно. Жизнь ребёнка только с матерью или только с отцом развивает в нём такие качества, которые невозможно найти у других детей. Приведут ли они к хорошему или плохому результату, зависит от целого ряда факторов [25, c.45].
Проблема исследования связана с противоречием:
обусловленным с одной стороны повышением числа неполных семей, что отражено в литературе, психологических особенностях неполной семьи, но информации исследования об особенностях детско-родительских отношений в неполной семье недостаточно.
Объект исследования: детско-родительские отношения.
Предмет исследования: особенности детско-родительских отношения в неполной семье.
Цель исследования: выявление психологических особенностей детско-родительских отношений в неполной семье.
Гипотеза: мы предполагаем, что детско-родительские отношения в неполных семьях имеют свои особенности.
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретические представления о детско-родительских отношениях, их видов, особенностях.
2) определить особенности детско-родительских отношений в неполных семьях.
Методы исследования:
Теоретический анализ литературных источников.
1,200 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ
1.1 Определение понятия “детско-родительские отношения ”……………..…4
1.2. Типы, классификация детско-родительских отношений………………….7
1.3. Условия развития детско-родительских отношений…………………….11
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
2.1. Определение понятия “неполная семья ”. Типы неполных семей и условия формирования …….…………………………………………………...24
2.2. Роль отца и матери в воспитании детей в неполной семье…………….29
2.3. Особенности эмоционального состояния детей в неполных семьях после развода……………………………………………………………………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….………………….47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….50
1,200 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение отношения родителей к детям из неполных семей выявило, что в детско-родительских отношениях имеются свои особенности.
То есть все родители любят своих детей и стараются обеспечить хорошую семейную атмосферу в семье, но дети из неполных семей требуют особых отношений с матерью, братьями и сестрами. Также они сами относятся к своим близким более трепетно, боясь их потерять, потерять их любовь, ласку, заботу, потерять возможность любить их.
Выдвинутая гипотеза подтвердилась: детско-родительские отношения в неполных семьях имеют свои особенности.
Эти особенности четко обозначены в:
1) эмоциональной сфере: в неполных семьях у детей занижена самооценка, повышена тревожность, в отличие от полных семей.
2) личностных свойствах: отношение к себе, самосознание.
3) поведении: дети в неполных семьях становятся более самостоятельными, инициативны.
Мы должны отметить, что в целом, поставленные цели выполнены: выявление психологических особенностей детско-родительских отношений в неполной семье.
Задачи также были выполнены:
1) проанализировать теоретические представления о детско-родительских отношениях, их видов, особенностях.
2) определить особенности детско-родительских отношений в неполных семьях.
Значимость детско-родительских отношений в жизни человека трудно переоценить. Являясь первичной системой социальных отношений, взаимосвязь родителя и ребёнка призвана обеспечить формирование важнейших структур самосознания, развитие социально-психологических качеств и раскрытие внутреннего потенциала растущего человека.
Анализ работ специалистов позволяет выявить основные характеристики детско-родительских отношений: относительная непрерывность и длительность во времени; эмоциональная значимость для ребенка и родителей; амбивалентность в отношениях (баланс полярных позиций); изменяемость отношений в зависимости от возраста ребенка; потребность родителей в заботе о ребенке и родительская ответственность.
Могут быть выделены четыре наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения:
диктат, опека, \"невмешательство\" и сотрудничество [28,с.25].
Так же из исследований Глассера У.Н. выделяются основные
функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха [6,с.23]. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.
Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.
Выделяются следующие типы неполных семей и источники их формирования: неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся.
Распад семьи всегда болезненно переживается и взрослыми, и детьми. Будучи не в состоянии контролировать собственные переживания, взрослые меняют отношение к ребенку: кто-то видит в нем причину развала семьи и не стесняясь говорит об этом, кто-то (чаще всего мать) настраивает себя на то, чтобы всецело посвятить свою жизнь воспитанию ребенка, кто-то узнает в нем ненавистные черты бывшего супруга или, напротив, радуется их отсутствию. В любом из этих случаев внутренняя дисгармония взрослого в послеразводном кризисе накладывает отпечаток на формирование личности ребенка, потому что дети во многом воспринимают события, ориентируясь на реакцию взрослых.
В свете существующих проблем одним из острейших вопросов является эмоциональное состояние детей, так как именно они очень важны в осуществлении любой практической деятельности, в том числе учебной деятельности. Эмоции играют значительную роль и в процессе становления личности. Они оказывают влияние на мировосприятие ребенка, помогают или мешают саморазвитию. От них зависят и некоторые характерологические тенденции.
Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на нее. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую деятельность человека [11,с.74]. Эмоциональное состояние может зависеть от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия, от прослушанного романса и т.д.
Таким образом, полученные теоретические данные детско-родительских отношений в неполных семьях являются основой для дальнейших исследований по данной проблеме.
1,200 руб.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Акивис Д.С. Отцовская любовь. /Д.С. Акивис. – М.,1989. - 114с.
2. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи./М.И.Буянов. - М., 1988 .-274с.
3. Буянов М. И. Воспитание детей в неполной семье./М.И.Буянов. - М., 1980. - 430с.
4. Гаврилова Т. П. К проблеме влияния распада семьи на детей дошкольного возраста // Семья и формирование личности./Т.П.Гаврилова. - М., 1988.-362с.
5. Гаспарян Ю.А. Семья: на пороге XXI века. /Ю.А.Гаспарян. - СПБ: Петрополис., 2008. - 51с.
6. Глассер У.Н. Школы без неудачников./У.Н.Глассер. - М., 1991.- 356с.
7. Григорьева Е.Г. Дети после развода//Семья и школа. /Е.Г.Григорьева. – М., 1995.-90с.
8. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования./Т.А.Гурко. – М., 1996. № 3, - 85с.
9.Корытова Г.С.Психологические особенности внутрисемейных отношений и их влияние на проявления школьной дезадаптации./ Г.С.Корытова. – Улан-Удэ, 1998. – 166с.
10. Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок./Б.И.Кочубей. - М., 1990.- 173с.
11. Кочубей Б. И. Ответственная должность // Семья и школа./Б.И.Кочубей. – М., 1990. № 9.- 173с.
12. Кочубей Б.И. Зачем нужен папа? // Семья и школа./ Б.И.Кочубей. – М., 1990. № 6. - 56с.
13. Крыгина Н.Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений// Учебное пособие. / Н.Н.Крыгина. – Магнитогорск, 1999.-173с.
14. Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание./ И.Н.Берестов., Л.А.Кулик.- М., 1990.-105с.
15. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение с взрослыми./Г.И.Капчеля., М.И.Лисина. - Кишинев, 1993. - 63с.
16. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия./ И.М.Марковская. – М., 1999. - №2. – 17с.
17. Мид М.Д.Культура и мир детства./ М.Д.Мид. - М., 1988. - 336с.
18. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии./ Л.М.Митина. – М., 1997. – № 4. – 38с.
19. Нартова-Бочавер К. С., Несмеянова М. И., Малярова Н. В. Чей я - мамин или папин?/ Н.В.Малярова.,М.И.Несмеянова.,К.С.Нартова-Бочавер. - М., 1995.- 98с.
20. Пикхарт К.Е. Руководство для одиноких родителей./К.Е.Пикхарт. - М., 1998.-240с.
21. Руденский Е.В. Социальная психология./Е.В.Руденский. - Новосибирск, 1997 - 320с.
22. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности./ Л.Н.Рожина. - Минск, 1999. - 245с.
23. Семья. Социально-психологические и этнические проблемы: справочник. Киев, 1990 – 7с.
24.Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов ./ А.С.Спиваковская - М.:МГУ, 1988. - 200с.
25. Фигдор Г.В. Дети разведенных родителей./ Г.В.Фигдор. - М., 1995.-136с.
26. Фрейд З. .Основные психологические теории в психоанализе: Сб. статей./З.Фрейд. - М., 1927 – 18с.
27. Фромм Э. Искусство любить. - 2-е изд./Э.Фромм. - СПб: 2001.- 224с.
28.Хямяляйнен Ю.В. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы./Ю.В.Хямяляйнен. – М., 1993. – 62с.
29. Царегородцев А.Д. Основные направления государственной политики по охране здоровья семьи, женщин и детей // Здравоохранение РФ./ А.Д.Царегородцев. М., - 1997. - №1. - 49с.
30. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи./В.М.Целуйко. - М.: Владос, 2003-102с.
31. Целуйко В.М. Неполная семья./ В.М.Целуйко. - Волгоград, 2000. -152с.
32. Целуйко В.М. Воспитание детей в неполной семье./В.М.Целуйко. - М., 1985. – 35с.
33. Чистяков Н.Н., Захаров Ю.А., Новикова Т.Н., Белюк Л.В. Профессиональная ориентация молодежи.// Учебное пособие./Л.В.Белюк.,Т.Н.Новикова.,Ю.А.Захаров.,Н.Н.Чистяков. – Кемерово: КГУ, 1988. – 85 с.
34. Шапиро Б.Ю. Содержание социальной работы с семьей: проблемы и перспективы // Зимняя И.А Семья как объект социальной работы. - Сер. \"Социальная работа\". Выпуск №7./ Б.Ю.Шапиро. М., - 1993. – 81с.
35. Шеляг Т.В. Современная семья и социальная работа./Т.В.Шеляг. - М.: СТИ, 1999. - 242с.
36. Одинокая мать и ее ребенок // Энциклопедия молодой женщины. - М. , 1989.– 70с.
37. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.М. Психология и психотерапия семьи./В.М.Юстицкий., Э.Г.Эйдемиллер. - СПб.: Питер, 1999. - 656 с.
38.Эриксон Э.Н. Идентичность: юность и кризис./Э.Н.Эриксон. – М., 1996. – 344 с.
1,200 руб.