Проблема общения является одной из глобальных проблем психологии, поскольку общение рассматривается как основное условие развития ребенка (особенно развития речи и мышления), как важнейший фактор формирования личности, как один из главных видов деятельности человека. В работах, специально посвященных проблемам педагогического общения, была выделена и формализована категория педагогического общения, описаны его структура и критерии оценки его оптимальности (А. А. Леонтьев, А. А. Бодалев).
Общение является необходимым условием формирования и развития личности. В советской детской психологии наиболее разработанным аспектом проблемы общения является исследование роли и функций общения со взрослыми и сверстниками в дошкольном (А.В. Запорожец, М.И. Лисина и др.), подростковом (А.В. Захарова, Д.И. Фейльдштейн, Д.Б. Эльконин и др.), а также в раннем юношеском (И.С. Кон, А.В. Мудрик и др.) возрастах. Психологи (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев) определяют общение как процесс последовательных взаимоориентированных во времени и пространстве действий, в ходе которого происходит обмен информацией, ее интерпретация, а также взаимное восприятие, понимание и оценка людьми друг друга.
Особенности общения в младшем школьном возрасте менее изучены. Между тем, психологические исследования показывают, что в младшем школьном возрасте общение со взрослыми является одним из ведущих факторов развития личности (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, Д. В. Эльконин). Общение со взрослили, прежде всего, с учителем, а этом возрасте приобретает особое значение в связи с переходом к школьному обучению, когда принципиально меняется социальная позиция ребёнка, система его взаимоотношений с окружающими. Содержательный анализ такого общения и его воздействия на личность ребёнка проведён явно недостаточно. Рассмотрение этих вопросов в представленной работе обусловливает актуальность данного исследования.
Целью нашей работы стало изучение проблемы развития форм общения со взрослыми у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования – общение детей младшего школьного возраста со взрослым.
Предмет исследования – процесс развития форм общения со взрослыми у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: наше исследование основывалось на предположении о том, что далеко не у всех детей младшего школьного возраста хорошо развита коммуникативная функция, что является причиной возникновения трудностей в общении со взрослыми и в целом негативно сказывается на развитие ребенка. После проведения формирующей работы по коррекции трудностей в общении и развитию форм общения детей младшего школьного возраста со взрослыми методами арт-терапии уровень коммуникативности детей будет несколько выше.
В соответствии с определенной целью, объектом и предметом исследования нами были определены задачи нашей работы:
1. На основании проведенного анализа научной литературы по проблеме исследования определить сущностную характеристику младшему школьному возрасту;
2. выявить роль общения со взрослым в психическом развитии ребенка;
3. выявить особенности общения младших школьников со взрослыми;
4.провести экспериментальное исследование проблемы развития форм общения со взрослыми у детей младшего школьного возраста;
5.рассмотреть и апробировать методику работы по коррекции трудностей в общении и развитию форм общения младших школьников методами и выявить ее эффективность средствами контрольного исследования.
База исследования: МОУ СОШ № 3 г. Волгограда.
В написании исследования нами были использованы научные труды таких исследователей, как Лисина М.И., Цукерман Г.А., Андрущенко Т.Ю., Обухова Л.Ф. и др.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы развития форм общения со взрослыми у детей младшего школьного возраста 5
1.1Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста 5
1.2 Роль общения со взрослым в психическом развитии ребенка 8
1.3 Специфика общения младших школьников со взрослыми 10
Выводы по главе 1 18
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы развития форм общения со взрослыми у детей младшего школьного возраста 19
2.1 Определение методов исследования и проведение констатирующего эксперимента 19
2.2Методика работы по развитию форм общения младших
школьников 25
2.3 Динамика развития общения в младшем школьном возрасте по итогам проведения формирующей работы 30
Выводы по главе 2 32
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 38
1,200 руб.
Оптимизировав опыт исследователей, занимавшиеся рассмотрением проблемы общения у детей младшего школьного возраста, мы можем отметить, что школьные формы обучения носят коллективный характер и предполагают взаимодействие и сотрудничество учащихся в ситуации общей учебной задачи. Если общение ребенка с детьми не отличается конфликтностью, если он относится к ним как к партнерам по игре или совместной деятельности, удерживает во внимании общую для всех участников цель, то можно говорить о достаточном для школьного обучения уровне развития общения ребенка с другими детьми. Если же у ребенка не сформированы навыки общения со сверстниками, то ему трудно, например, выслушать ответ одноклассника, продолжить пересказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех и неудачу другого ребенка.
В общении со сверстником у ребенка совсем иная позиция, чем при общении со взрослыми. Точка зрения, особенно не совпадающая с его собственной, тщательно обдумывается, мнение сверстника можно попытаться и изменить, чего нельзя сделать при общении со взрослым. Общение только со взрослыми не дает личностного и познавательного развития.
По результатам проведенного теоретического анализа научной литературы по теме исследования, мы смогли организовать и провести экспериментальное исследование проблемы общения младших школьников со взрослыми. Для диагностического обследования мы использовали такие методы, как беседы с детьми, наблюдения за деятельность в процессе учебной деятельности и вне ее (на перемене и после занятий), а также методику незаконченных предложений «Мне трудно общаться, когда...», которая позволила нам выявить трудности, испытываемые детьми при общении со взрослыми.
По итогам проведенного обследования мы смогли определить, что не у всех детей младшего школьного возраста хорошо развита коммуникативная функция, что является причиной возникновения трудностей в общении со взрослыми и в целом негативно сказывается на развитие ребенка. На основании полученных результатов мы посчитали правильным подобрать и апробировать программу с целью улучшить коммуникативную функцию детей, тем самым устранить трудности, возникающие при общении младших школьников друг с другом. По результатам повторного обследования была выявлена динамика в развитии уровня общительности детей и отмечено устранение трудностей в общении. Следовательно, можно отметить, что проведение работы по коррекции трудностей в общении и развитию форм общения детей со взрослыми методами арт-терапии оказало положительное влияние на уровень развития коммуникативности детей.
Таким образом, нами были выполнены поставленные в исследовании задачи и достигнута первоначальная цель работы.
В заключение, следует отметить достоверность выдвигаемой нами гипотезы о том, что далеко не у всех детей младшего школьного возраста хорошо развита коммуникативная функция, что является причиной возникновения трудностей в общении со взрослыми в целом негативно сказывается на развитие ребенка. Мы выявили, что после проведения формирующей работы по коррекции трудностей в общении и развитию форм общения детей младшего школьного возраста со взрослыми методами арт-терапии уровень коммуникативности детей стал значительно выше.
1,200 руб.
1.Андрущенко, Т. Ю. Кризис развития ребенка семи лет: психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа психолога / Т. Ю. Андрущенко, Г. М. Шашлова. – М.: Академия, 2003. – 96 с.
2.Ахутина Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина и Л.С. Выготского // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1984. № 3.
3.Бодалев А.А. Психология общения. – Воронеж: НПО МОДЭК. 1996.
4.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение. 1968.
5.Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М., Воронеж. 1997
6.Буко М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
7.Возрастные особенности психического развития детей./ Под ред. И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной. – М.:Академия., 1982.
8.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1999г.
9.Выготский Л.С. Воображение и развитие в детском возрасте // Собр. соч. в 6 т. Т. 2. - М.: Педагогика. 1984.
10.Гамезо М. В. Атлас по психологии. - М.:Просвещение.,1986.Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика. 1991.
11.Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Младший школьник: Психодиагностика и коррекция развития. - М.: Просвещение. 1995.
12.Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение. 1973.
13.Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. - М.: Просвещение. 1975.
14.Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.
15.Ильин Г.Л. Некоторые проблемы психологии общения. // Вопросы психологии. 1986. № 5.
16.Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения. // Психологическая наука и образование. 2001. №4.
17.Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. – СПб.: Питер. 2004.
18.Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.
19.Кравцов Г. Г., Кравцова Е.Е. Психологическое развитие дошкольника в свете идей Л.С. Выготского // Психологические проблемы воспитания и обучения. – Минск. Изд-во Минск. 1990.
20.Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии// Дидактика 2000. № 1.
21.Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Смысл. 1999.
22.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика. 1986.
23.Лисина М.И. Потребность в общении // Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика. 1986.
24.Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: Учебное пособие. – М.: Просвещение. 2003.
25.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб, заведений: В 3 кн. Общие основы психологии. - 3-е изд. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 651 с.
26.Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Педагогическое общество России. 1996.
27.Осипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2000. С. 191.
28.Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста // Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Педагогика. 1988.
29.Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. - М.: Мысль. 1991.
30.Петровская Л.А., Спиваковская А.С. Воспитание как общение-диалог // Вопросы психологии. 1983. № 2.
31.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.// Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 560 с.
32.Практикум по арт-терапии/ Под ред. А.И.Копытина. СПб., 2000.
33.Психология детства. Учебник. Под ред. А. А. Реана – СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК. 2003. С.229
34.Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д.Карвосарского СПб., 1999.
35.Рогов Е.И. Психология общения. -М.:Владос,2007.-335с
36.Рудестам К. Групповая психотерапия. Серия Мастера психологии СПб. Питер 1999г. 384 с.
37.Сироткин Л.Ю. Младший школьник, его развитие и воспитание / Л.Ю. Сироткин, А.Н. Хузиахметов; Под общ. ред. А.Н. Хузиахметова. - Казань: Матбугат Йорты. 1999. С. 172.
38.Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, "Пеленг" , 1993. - 268 с.
39.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение. 1989.
1,200 руб.