При формировании личности современного человека значительное место занимает система образования. Сегодня образование как один из основных социальных институтов общества, активно изучается социологией, но и социальная философия также проявляет к нему интерес, который касается, прежде всего, философских проблем воспитания и образования. Нужно отметить, что на протяжении всей своей истории философия не обходила стороной проблемы воспитания и образования, и именно философией, внесен значительный вклад в наращивание этой области знания и деятельности.
Образование входит в повседневную жизнь школьника и студента, становится основным видом их деятельности, поэтому оно может превратиться в центр развития личности и основной источник ее духовного формирования. Известный современный философ М.Фуко отмечает, что под педагогикой мы можем назвать передачу такой истины, функцией которой является снабжение субъекта какими-либо отношениями, способностями, знаниями, которых он до этого не имел, которые должен будет получить к концу педагогических отношений .
750 руб.
Становление философии образования
Современные проблемы системы образования
Возможные направления решения проблем образования
750 руб.
Внутренний смысл революции образования состоит в переходе на более высокий уровень понимания знаний. Не может быть образование качественным, если оно сводится к обучению, а его результатом становятся новые знания без их глубокого осмысления и понимания. Между тем, способность понимать целенаправленно не развивается ни в школе, ни в вузе. Хотя опыт педагогов — новаторов ясно показывает, что если образовательный процесс сориентирован на понимание, а не запоминание материала, то эффективность обучения резко возрастает и преодолевается «отчуждение» студента, когда он воспринимает и знания и преподавателя, как чуждую реальность. Понимание предмета приводит к взаимопониманию студента и преподавателя.
«Понимание имеет несколько уровней; понимать — значит приписывать собственный смысл познаваемой реальности к известному знанию; осознавать — значит преобразовывать смыслы; понимать — значит творить. Процесс понимания и процесс творчества совпадают, они тождественны, а понятия понимание и творчество — синонимы. Вот почему в предметную область новой парадигмы образования я включил задачу развития творческих способностей личности. Надо преодолевать фрагментарное представление о мире, упорядочивать нашу жизнь, придавая ей иные, более высокие смыслы. Учить человека работать, образно говоря, не только с микроскопом, но и владеть телескопом — видеть мир целостным и гармоничным, не теряя в нем себя самого. Как это делать в школе и вузе — другой вопрос. Надо создавать специальные методики, тренинги. Но без массового развития творческих способностей мы не сможем повысить уровень понимания знаний и происходящего, а значит, не сможем поставить серьезный заслон поощрению абсурдной действительности» .
750 руб.
Фуко М. Герменевтика субъекта // Социо - Логос. Социология. Антропология. Метафизика. М.,1991.
Талалова Л.Н. Современная философия образования: в поисках объективного результата или позиция сознания?/ «Вопросы философии и психологии». январь. 2010.
Новосадов Б. К. Гуманитарная миссия естествознания / «Знание. Понимание. Умение» №1 2009 философия.
Гершунский Б.С. Образование как религия третьего тысячелетия: Гармония знания и веры. – М.: Педагогическое общество России, 2001.С.21.
Розин В.М. Предмет и статус философии образования // Философия образования: Сб. научн. статей / Отв. ред. А.Н. Кочергин. – М.: Фонд “Новое тысячелетие”, 1996.
И. М. Ильинский. Образовательная революция. М.: Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии, 2002.
Плаксий С. И. Образование для XXI века: формула успеха / «Знание. Понимание. Умение» / №1 2009 - Философия. Политологи
750 руб.