Введение
Содержание
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Огромная роль государства и способность его регулировать некоторые экономические процессы зависят от связи экономики и политики, от разработки экономической политики. Государство представляет собой стержень существующей общественной системы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни. Поэтому возникновение и существование государства является общественно прогрессивным и значимым фактором развития. С возникновением государства складывается сфера его экономической деятельности. Более того, экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночной системы [9, с.324].
Рыночная система – это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений производителями и потребителями [2, c.233]. И все же регулирующие функции государства здесь приобретают исключительное значение, так как рыночный механизм не в состоянии разрешить всех проблем экономического роста. Усиление межгосударственной интеграции на основе разделения труда приводит к перерастанию общих экономических процессов за национальные границы, формированию новых социально-экономических проблем, связанных с обороной, наукой, регулированием социальных отношений, воспроизводством рабочей силы, экологией и т.д. Появляется строгая необходимость вмешательства государственной структуры в механизм принятия регулируемых решений [16, с.212].
В теории и практике необходимость государственного регулирования экономики сейчас мало кем оспаривается. Современное управление экономикой основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» на рынке и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.
Цель данной курсовой работы – исследовать государственное управление народным хозяйством.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1. рассмотреть сущность и основные понятия государственного управления народным хозяйством в условиях рыночного хозяйства;
2. изучить направления государственного управления экономикой;
3. раскрыть экономическое содержание расходов государства на финансирование отраслей народного хозяйства;
4. рассмотреть состав, структуру расходов и источники их формирования;
5. рассмотреть формы и методы государственного управления экономикой.
Методологическими и теоретическими основами исследования стали научные труды в области экономики. В работе использованы принципы системного подхода для выявления направлений, форм и методов управления народным хозяйством.
Источниковедческой базой исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых, информация периодической печати.
1,200 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ….5
1.1. Сущность, основные понятия и необходимость государственного управления народным хозяйством.……………………………………………..5
1.2. Направления, научные основы и методы государственного регулирования экономики……………………………………………………..15
1.3. Система органов государственной власти и функции правительства в регулировании экономики……………………………………………………...29
2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА……………………………………………………………………34
2.1. Классификация отраслей народного хозяйства………………..………....34
2.2. Государственное управление АПК………………………………………..38
2.3. Государственное управление торговлей ………………………………....45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………61
1,200 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как было показано в работе, ключевым элементом управления народным хозяйством является механизм финансирования, который связан с обеспечением финансовыми ресурсами затрат, возникающих в процессе развития сферы материального производства и услуг;
Переход на принципы самоокупаемости и самофинансирования в условиях рыночных преобразований привел к изменениям в источниках финансирования предприятий отраслей народного хозяйства.
Современный период характеризуется сокращением объемов бюджетного финансирования отраслей народного хозяйства. В свете событий, происходящих в экономике нашей страны последнее десятилетие особую актуальность приобретает проблема эффективности использования бюджетных ассигнований.
В условиях рыночной экономики, несмотря на наличие разнообразных форм и методов финансирования расходов на народное хозяйство, бюджетное финансирование не исчерпывает своей значимости. Следует отметить, что роль бюджетного финансирования в развитии народного хозяйства существенно меняется. В ограниченных размерах осуществляется финансовая поддержка отраслей, хозяйств, производств через выдачу субсидий, создание целевых фондов, предоставление гарантий или льготных кредитов соответствующим субъектам хозяйствования, а также через финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов, размещаемых на конкурсной основе и на условиях возвратности.
В целом трудно переоценить роль государства в народном хозяйстве. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Но государственное вмешательство в рыночную экономику всё же необходимо. Вопрос стоит только в том, в какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Но для ответа на этот вопрос надо детально рассматривать каждую сферу и отрасль экономики.
На основе проведенного анализа народного хозяйства современной России можно сделать следующие выводы:
Существует необходимость активного вмешательства государства в процесс развития отраслей социальной сферы. Наибольшую активность государство должно проявить в регулировании развития здравоохранения и функционирования систем социальной защиты и социального обеспечения.
Должна быть, как можно скорее усовершенствована политика в отношении предприятий государственного сектора. Из-за неумелого управления в нашей стране идет тенденция окончательной приватизации того, что еще не было приватизировано. Действия правительства часто бывают непродуманны, что приводит к недопустимым ошибкам.
Таким образом, современная система государственного регулирования России требует скорейшей модернизации, стране нужна долговременная экономическая стратегия, которая сможет обеспечить более эффективное решение ключевых проблем российской экономики.
Для того, чтобы серьезно говорить о государственном регулировании экономики, нужно возродить российскую государственность.
Прежде всего необходимо обеспечить способность власти вырабатывать и проводить в жизнь независимую внутреннюю и внешнюю экономическую политику, исходящую из высших национальных интересов и основанную на контроле за национальными ресурсами. Причем политика должна быть независима как от внешних, так и от внутренних влияний - групповых, клановых сил, которые пытаются навязать определенную политику, несовпадающую с общими интересами.
Далее. Требуется восстановление социального контакта между властью и народом. В любом демократическом обществе и в нашей стране в том числе в соответствии с ее Конституцией высшим сувереном власти и права является народ. Он лишь передает власти свои естественные права и полномочия при определенных условиях, гарантиях, обещаниях и объявленных целях. На этом и основана сила власти - на кредите доверия к ней. А последний, как и всякий кредит, не бывает бессрочным и предполагает соответствующее выполнение возникающих при этом обязательств.
Следующее - становление новых федеративных отношений. Это процесс очень сложный и до конца незавершенный, но только продвигаясь по этому пути можно обрести подлинную российскую государственность и возможность проведения эффективной политики экономического регулирования.
И, наконец, необходимо четкое законодательное, правовое регулирование всех социально-экономических процессов - формирование целой системы взаимодополняющих, внутренне непротиворечивых законов, являющихся своеобразным кодексом государственного регулирования экономики.
1,200 руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бланк И. А. Управление торговыми предприятиями / И.А. Бланк. – М.: Ассоциация авторов и издателей ТАНДЕМ. ЭКМОС, 2008. – 202 с.
2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник / Е.Ф. Борисов. - 2-е изд.- М.: Проспект, 2005. - 544 с.
3. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник / В.Я. Иохин. - М.: Юристъ, 2001.
4. Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации: учеб. пособие / Дж.К. Лафта. – М.: Русская Деловая Литература, 2009. – 217 с.
5. Леонтьев В. Межотраслевая экономика / В. Леонтьев. - М.: Экономика. 2007. – 212 с.
6. Пикулькин А. Система государственного управления: учебник / А. Пикулькин. – М.: Юнити, 2003. – 488 с.
7. Сидорович О.Б. Бюджетное устройство РФ / О.Б. Сидорович. – М.: Инфора – М, 2007. – 136 с.
8. Ткачук М.И. Государственный бюджет / М.И. Ткачук. – Мн.: Высшая школа, 2005. – 240 с.
9. Хайнман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение / Д.Н.Хайман. - Т.2 - , М.: 2006. - 426 с.
10. Хейне П. Экономический образ мышления / П.Хейне. - пер. с англ. -М. 2001.
11. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики / Л.Г. Ходов. – М.: 2007.
12. Дадашев А.З. Финансовая система России : учеб. пособие / А.З. Дадашев, Д.Г. Черник. – М.: Инфора – М, 2007. – 291 с.
13. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева - 3-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 479 с.
14. Курс экономической теории: учебник / - 5-е изд. - Киров: «АСА», 2005. - 832 с.
15. Основы национальной экономики / под ред. В.С. Автономова. – М.: Экономика, 2006. – 428 с.
16. Рыночная экономика: словарь / под ред. Г.Я. Кипермана. - 4-е изд. - М.: Республика, 2006. - 358 с.
17. Экономика переходного периода: учебник / под ред. В.В. Радаева. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 533 с.
18. Экономика: Производство – Финансы – Банки / под ред. В.К. Сенчагова. – М.: ЗАО Финсстатинформ, 2008. – 152 с.
19. Экономическая теория: учебник/ под ред. В.И. Видяпина. - М.: ИНФРА-М, 2008.
20. Экономическая теория: Учебник для вузов / под ред. А.И. Добрынина. - 3-е изд. – СПБ.: Изд. СПбГУЭФ, 2001. - 544 с.
21. Государственное управление при формировании рыночных отношений / А. Синягов // Экономист. – 2007. - №9. – С. 42-50.
22. Государственное регулирование агропромышленного сектора экономики / А. Зельднер // Вопросы экономики. – 2007. - №6. – С. 83-90.
23. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики / Л. Абалкин // Вопросы экономики. – 2008.- №2. – С.4-12
24. О проблемах функционирования АПК и путях их решения / А. Хорохорин // Экономист. – 2008. - №9. – С. 88-92.
25. Экономические механизмы регулирования агропромышленного производства / А. Гордеев // Экономист. – 2008. - №6. – С. 90-93.
26. Экономическая политика в АПК / А. Петриков // Экономист. – 2008. - №7. – С. 31-39.
27. http://ru.wikipedia.org/wiki/
1,200 руб.