Введение
Актуальность выбранной темы. Многочисленные наблюдения педагогов показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевает примерами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности, рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для дальнейшего развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления учеников.
Такому развитию способствует изучение геометрического материала, связанного с алгебраическим и арифметическим материалом. Изучение геометрического материала обеспечивает числовую грамотность учащихся, дает им начальные геометрические представления, развивает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и пространственное воображение детей, формирует у них элементы конструкторского мышления и конструктивных умений.
Данное умение является необходимым условием социального бытия человека, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. Оно рассматривается как одно из профессиональных важных качеств.
В педагогике давно доказано, что основой интеллекта учащегося являются правильные базовые представления о соотношениях предметов в трехмерном пространстве. В последнее время этому вопросу стало уделяться значительно больше внимания, чем было раньше. Различные аспекты пространственного мышления при изучении математики исследовали А.В.Белошистая, А.М.Пышкало, Ю.П. Попов, Ю.В. Пухначев, М.И. Башмаков, В.Г. Болтяский, С.Б. Вергенко, Г.Д. Глейзер, В.А. Далингер, Г.Н. Никитина.
В настоящее время имеет место противоречие между наличием разработанных методов и приемов формирования пространственного мышления в психологии и методике и отсутствием системы заданий, которая способствовала бы ее формированию у учащихся начальной школы. Отсутствие такой системы является причиной низкого уровня сформированности у выпускников начальной школы пространственного мышления, без которого нельзя говорить о полном развитии интеллектуальной сферы учащихся. Сейчас нужны новые подходы к формированию пространственного мышления учащихся, учитывая основные компоненты геометрических представлений, для чего лучше всего использовать метод конструирования. Обеспечению эффективных условий формирования пространственного мышления младших школьников на основе конструирования и посвящена наша работа.
Объект исследования: процесс формирования пространственного мышления у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: конструирование как средство развития пространственного мышления младших школьников в процессе изучения геометрических понятий и представлений.
Цель данного исследования: обосновать и разработать систему формирования пространственного мышления младших школьников в процессе изучения геометрических понятий и представлений на основе конструирования.
В основу исследования была выдвинута следующая гипотеза: формирование пространственного мышления младших школьников будет наиболее эффективным, если:
- на уроках математики в процессе формирования геометрических понятий и представлений использовать конструирование и игры прикладного характера;
- учитывать возрастные и индивидуальные возможности учащихся в пространственной ориентировке.
Исходя из целей исследования и рабочей гипотезы, в работе мы поставили следующие конкретные задачи исследования:
- Изучить психологическую, педагогическую, методическую литературу по проблеме исследования;
- Изучить особенности развития пространственного мышления младших школьников;
- Проанализировать содержание геометрического материала в программах математики для начальной школы;
- Выработать рекомендации для учителей начальной школы по формированию пространственного мышления у детей посредством метода конструирования в процессе изучения геометрических понятий и представлений;
- Экспериментально обосновать эффективность использования геометрического материала при формировании пространственного мышления младших школьников в процессе изучения геометрических понятий и представлений.
В ходе решения поставленных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, педагогический эксперимент.
Методологическую основу составляют психологические исследования по проблеме развития мышления младшего школьника психологов П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, А.В. Запорожца, А.А. Смирнова, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, П.П. Блонского; методические работы, посвященные проблеме формирования пространственных представлений у младших школьников, обучения элементам геометрии A.M. Пышкало, В.А. Гусева, С.Л. Альперович, М.В. Богданович, Е.В. Знаменского, Ф.Н. Ибрагимова, Н.Д. Мацько, Т.Я. Нестеренко, М.В. Пидручной, И.А. Кочетковой, П.М. Эрдниева, Б.П. Эрдниева и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная система может способствовать повышению уровня развития пространственного мышления младших школьников в процессе изучения геометрических понятий и представлений. Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов для студентов педагогических колледжей и ВУЗов; при проведении курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов; учителями, работниками дополнительного образования в практической деятельности.
База исследования. Опытно- экспериментальной базой исследования являются 1 и 4 классы ? школы.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Введение отражает актуальность проблемы исследования, обоснование цели, гипотезы, задач и методов исследования.
В первой главе раскрываются теоретические основы проблемы формирования пространственного мышления младших школьников в процессе изучения геометрических понятий и представлений. Дается обоснование современных подходов и эффективных условий к решению данной проблемы.
Вторая глава раскрывает условия и содержание экспериментальной работы по формированию пространственного мышления у младших школьников на основе метода конструирования.
3,000 руб.
Список использованной литературы:
1. Актуальные вопросы методики преподавания математики: Сборник трудов. - М.:МГПИ, 1981
2. Аммосова Н. В. Математические олимпиады школьников./Н. В. Аммосова. //Начальная школа. – 1995. - №5 - с. 13.
3. Ануфриев А. Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд., перераб. и доп./А. Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина – М.: Изд. «Ось-89», 2001. – 272 с.
4. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова - М.: Просвещение, 1973 г.
5. Беломестная А. В., Кабанова Н. В. Моделирование в курсе "Математика и конструирование"./ А. В. Беломестная, Н. В. Кабанова // - Начальная школа - 1990. - №9
6. Белошистая А. Занятия по математике: развиваем логическое мышление./ А. Белошистая - //Дошкольное воспитание. – 2004 - №9 – с.66-71.
7. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В2-х томах./ П.П. Блонский – М.: Педагогика, 1979. Т.1. – 3003 с.
8. Болотина Л. Р. Развитие мышления учащихся./Л. Р. Болотина //Начальная школа - 1994 - №11
9. Венгер Л.А. Об умственном развитии детей дошкольного возраста./ Л.А. Венгер //Дошкольное воспитание – 1972. - №1, с.30-35.
10. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. Пособие для уч-ся пед. уч-щ по спец./ Л.А. Венгер, В.С. Мухина – М.: Просвещение, 1988. – 336 с.
11. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Изд. центр «Академия». – 2000. – 624 с.
12. Волкова С. И. Математика и конструирование./С.И. Волкова //Начальная школа. - 1993 - №1.
13. Волкова С. И., Алексеенко О. Л. Изучение курса "Математика и конструирование"./ С.И. Волкова, О.Л. Алексеенко //Начальная школа. - 1990. - №1
14. Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Альбом по математике и конструированию: 2 класс./С.И. Волкова, О.Л. Пчелкина - М.: Просвещение, 1995.
15. Волкова С. Н. Задания развивающего характера в новом едином учебнике «Математика»./С.Н. Волкова //Начальная школа. - 1997 - №9 - с. 68
16. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития./ М.В.Гамезо, В.С.Герасимова, Л.М.Орлова – М.: Изд. Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с.
17. Голубева Н.Д., Щеглова Т.М. Формирование геометрических представлений у первоклассников./ Н.Д.Голубева, Т.М.Щеглова - //Начальная школа. - 1996. - №3
18. Гончарова М. А. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления. / М. А.Гончарова. - М. «Антал» 1995.
19. Гуткина Н.И. Диагностика и коррекция готовности детей к обучению в школе.//Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога./ Н.И.Гуткина – М.: 1987. – с. 19-38.
20. Житомирский В. Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии./ В. Г.Житомирский, Л.Н.Шеврин - М.:Педагогика - Пресс, 1994
21. Журова Л.Е. и др. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей./Л.Е.Журова и др.- //Начальная школа. – 1999. - №8, с. 5-11.
22. Заика Е.В., Назарова Н.П., Маренич И.А. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников./ Е.В.Заика , Н.П.Назарова , И.А.Маренич. //«Вопросы психологии», № 1, 1995.
23. Зак А. З. Занимательные задачи для развития мышления./А.З.Зак - //Начальная школа. - 1985. - №5
24. Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет: Учебно-методическое пособие для учителей./А.З.Зак – М.: Новая школа, 1996. – 352 с.
25. Истомина Н. Б. Активация учащихся на уроках математики в начальных классах./ Н. Б.Истомина - М. Просвещение, 1985.
26. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах./Н. Б.Истомина - М.: Линка-пресс, 1997.
27. Истомина Н.Б. Методика обучения математики в начальных классах./Н.Б.Истомина - //М.: Академия, 2001г.
28. Колягин Ю.М., Тарасова О.В. Наглядная геометрия и ее роль, и место, история возникновения./Ю.М.Колягин, О.В.Тарасова. //Начальная школа. - №4 - 2000г.
29. Коннова В. А. Задания творческого характера на уроках математики./ В.А.Коннова. //Начальная школа. 1995 - №12 - с. 55.
30. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников./В.А. Крутецкий - М.: Просвещение, 1968.
31. Кудрякова Л. А. Изучаем геометрию./Л.А.Кудрякова. //Начальная школа. - 1996. - №2.
32. Курс общей, возрастной и педагогической психологии: /под. Ред. М. В. Гамезо. - М.: Просвещение, 1982.
33. Ланков А. В. К истории развития передовых идей в русской методике математики./А.В.Ланков - Москва 1951 г.
34. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка./А.А.Люблинская – М.: Изд. Академии пед. наук РСФСР, 1959. – 546 с.
35. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей./Т.Д.Марцинковская - М.: Линка-пресс, 1998.
36. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды./Н.А.Менчинская - М.: Просвещение, 1985.
37. Методика начального обучения математике. /Под общ. ред. А.А.Столяра, В.Л.Дроздова - Минск: Высш. школа, 1988.
26.
38. Моро М.И., Пышкало А.М. Методика обучения математике в 1-3 классах./ М.И.Моро, А.М.Пышкало - М.: Просвещение, 1975г.
39. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. Для студ. Вузов. – 7-е изд., стереотип,/В.С.Мухина - М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 456 с.
40. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 3-е изд./Р.С.Немов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 608 с.
41. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд./Р.С.Немов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
42. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы./Л.Ф.Обухова – //М.: Тривола, 1996. – 360 с.
43. Пазушко Ж. И. Развивающая геометрия в начальной школе./Ж.И.Пазушко. //Начальная школа. - 1999. - №1.
44. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. Изд. Педагогика./Н.Н.Поддьяков – М.: 1997 – 270 с.
45. Программы общеобразовательных учебных заведений в РФ начальных классах (1 - 4) - М.: Просвещение, 1992. Программы развивающего обучения (система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова)
46. Пчелко А.С. Основы методики начального обучения математики./А.С.Пчелко - М.: Просвещение, 1965г.
47. Развитие высших психических функций. Л.С. Выготский /Под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.М. Теплова. Изд. Академии пед. наук. – М.: 1960. – 498 с.
48. Савин А. П. Энциклопедический словарь юного математика./А.П.Савин - М., «Педагогика» 1985 г.
49. Савинова Р.В., Белолюбская А.А. Логические игры и упражнения для развития интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет: Метод. Пособие. /Р.В.Савинова, А.А.Белолюбская – Я., Изд-во Департамента НиСПО МО РС (Я), 2002. – 38 с.
50. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педучилищ и вузов./Е.О.Смирнова – М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.
51. Стоилова Л. П. Основы начального курса математики./Л. П.Стоилова - М., «Просвещение» 1988.
52. Стойлова Л. П. Математика. Учебное пособие./Л. П.Стойлова - М.: Академия, 1998.
53. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. И учеба, и игра: математика./Т.И.Тарабарина, Н. В.Елкина - Ярославль: Академия развития, 1997.
54. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет./Л.Ф. Тихомирова – Ярославль: Академия развития, 2000. – 144 с.
55. Трегубова Г.В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка./Г.В.Трегубова. //Начальная школа, 1995. № 6.
56. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии./Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина – М.: Просвещение, «Владос», 1995. – 249 с.
57. Филякина Л. Живые уравнения./Л.Филякина. //Начальная школа 1999 №26 с. 4, 13.
58. Фридман Л. М. Задачи на развитие мышления./Л. М.Фридман - М.: Просвещение, 1963
59. Царёва С.Е. Математика и конструирование. Программа начальной школы и методические рекомендации учителю./С.Е.Царёва Новосибирск, 1991.
60. Чепок В.И. Подготовка студентов к формированию у школьников пространственного мышления.– Методические рекомендации./В.И.Чепок - Киев., 1988.
61. Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике./Л.Чилингирова, Б.Спиридонова - М.,1993.
62. Чимова А. И. Поиск и творчество./А.Чимова. //Начальная школа 1988 №5 с. 42.
63. Шабалина З.П. Первый год – самый трудный: Особенности учеб.-воспит. Работы с шестилет. Первоклассниками: Кн. для учителя./ З.П.Шабалина – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
64. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ О.А.Шаграева –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с.
65. Шарапова М. Ю. Работаем по-новому./М. Ю.Шарапова. //Начальная школа 1995 №7 с. 29.
66. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся./Г.И. Щукина - М.: Педагогика, 1988.
67. Эльконин Д.Б. Психология игры./Д.Б.Эльконин – М.: Педагогика, 1978. – 304 с.
68. Эрдниев П. М. Обучение математике в начальных классах./П.М.Эрдниев - М.: АО "Столетие", 1995.
69. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе./И.С.Якиманская - М.: Сентябрь, 1996 – 96с.
70. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников./И.С.Якиманская – М. 1980.
3,000 руб.