Введение
Содержание
Заключение
Литература
Особую актуальность социальные проблемы приобретают в периоды социальных изменений и трансформаций, когда социальные отношения резко обостряются. Инвалиды по зрению являются объектом социальной работы. Одним из направлений этой работы является охрана и реализация прав человека, создание условий жизни достойных человека. В условиях реформирования страны, становления рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, детей сирот, беженцев, а также инвалиды по зрению) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.
Актуальность. Действующее Российское законодательство практически не защищает права инвалидов на достойное и обеспеченное существование. Задача социальных работников - создать условия, в которых инвалиды смогут в максимальной мере, не смотря на свой физический и психический дефект, проявить свои способности, и достойно жить, сохраняя уважение к себе окружающих. Поэтому психосоциальная работа с инвалидами по зрению является важной задачей специалистов, сталкивающихся с такой категорией людей.
Среди учёных, занимавшихся проблемой изучения психики инвалидов по зрению, большой вклад в науку внесли: А.Г. Литвак, М.Е. Хватцев, Б.Г. Ананьев, А.В. Ярмоленко, А.И. Зотов, Ю.А. Кулагин, Т.Р. Армитэдж, П. Виллей.
Социальная работа, как наука, в нашей стране ещё очень молода, психологические особенности инвалидов по зрению не в достаточной мере освещены в литературе. И сегодня для социальной работы они являются малоизвестными, не достаточно учитываемыми при работе с такой категорией граждан.
В своём исследовании мы, прежде всего, ориентируемся на решение проблем молодого поколения, детей старшего школьного возраста, поскольку именно эта категория инвалидов является самой незащищённой от будущего негативного воздействия современной жизни.
Темой нашей работы была выбрана психолого-социальная работа с инвалидами и оценка её эффективности, направленная на реабилитацию детей старшего школьного возраста - инвалидов с нарушенным зрением.
Гипотеза при своевременной и полноценной коррекционной работе с детьми-инвалидами по зрению, при обязательном контроле со стороны специалиста по социальной работе, можно добиться высоких результатов в их психическом развитии.
Предмет исследования – психолого-социальная работа
Объект – психологические особенности старшеклассников-инвалидов с нарушенным зрением
Цель – анализ психолого-социальной работы, направленной на реабилитацию старшеклассников-инвалидов с нарушенным зрением.
Исходя из поставленной цели, определяем следующие задачи:
1. Анализ теоретической и практической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить личность и межличностные отношения старшеклассников-инвалидов с нарушением зрения
3. Рассмотреть виды и способы реабилитации старшеклассников-инвалидов с нарушенным зрением и изучить содержание психолого-социальной работы в Савинской школе-интернате
4. Провести исследование психологических особенностей старшеклассников-инвалидов по зрению и оценить эффективность проводимой в школе-интернате психолого-социальной работы со старшеклассниками-инвалидами.
5. Составить проект индивидуальной психолого-социальной работы, направленный на дальнейшую реабилитацию старшеклассников-инвалидов.
1,200 руб.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Технология психолого-социальной работы у инвалидов с нарушенным зрением…………………………………………………….6
1.1. Личность и межличностные отношения старшеклассников -инвалидов с нарушением зрения………………………………………..6
1.2. Реабилитация старшеклассников-инвалидов с нарушенным зрением……..............................................................................................11
1.3. Содержание психолого-социальной работы в Савинской школе-интернате………………………………………………………………...19
2. Оценка эффективности психолого-социальной работы со старшеклассниками-инвалидами………………………………………24
2.1. Результаты диагностики психологические особенностей учащихся школы-интерната……………………………………………24
2.2. Рекомендации……….…………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………....36
Список литературы……………………………………………………………...38
Приложение 1……………………………………………………………………41
Приложение 2……………………………………………………………………54
1,200 руб.
Итак, факторы снижения активности лиц с дефектами зрения могут быть преодолены путём создания соответствующих условий для успешного компенсаторного приспособления. Важнейшим из них является включение слепых в деятельность, формирование у них положительной мотивации и установок.
Эмпатийное, доверительное взаимодействие членов семьи друг с другом во многом определяет гармоничное развитие личности. Для полноценного развития способности сопереживать, сочувствовать, помогать другому человеку, необходима атмосфера семейных, дружественных отношений.
Психолого-социальная работа позволяет снизить общий уровень социальной напряженности, повысить степень социальной адаптации инвалидов по зрению к современным условиям жизни и уровень социально-профессиональной активности граждан.
На основании выше сказанного мы можем утверждать, что при своевременной и полноценной коррекционной работе с детьми-инвалидами по зрению, при обязательном контроле со стороны специалиста по социальной работе, можно добиться высоких результатов в их психическом развитии. А это, в свою очередь, даст возможность проявить таким людям свои способности, реализовать свои возможности и стать полноценными членами общества и не быть у него на иждивении. Одной из главных практических задач социальной интеграции является материальное обеспечение слепых не ниже уровня благосостояния зрячих членов нашего общества.
Таким образом, анализируя полученные в результате диагностики данные, мы пришли к следующим выводам:
• Преобладающий тип темперамента у наших испытуемых – сангвиники. Меньше всего среди наших испытуемых холериков.
• Почти половина наших испытуемых выбирает такой тип поведения, как приспособление. Треть испытуемых готовы идти на компромисс, и треть – готовы к сотрудничеству.
• Большинство школьников-инвалидов по зрению имеют средний и высокий уровень эмпатии.
В результате диагностики психологических особенностей личности старшеклассников-инвалидов, нам удалось выяснить некоторые особенности характера наших испытуемых. На основании этих данных, мы составили индивидуальные рекомендации для каждого из них.
Учитывая и корректируя особенности личности каждого выпускника Савинской школы-интерната, можно добиться более оптимальной психолого-социальной работы, направленной на реабилитацию детей-инвалидов с нарушенным зрением.
Таким образом, профессиональная ориентация слепых и слабовидящих старшеклассников является возможной и необходимым элементом их последующей социальной реабилитации и адаптации в обществе. А включение людей с глубокими нарушениями зрения в различные отрасли науки и производства представляется актуальным и перспективным.
Все эти выводы полностью подтверждают нашу гипотезу о том, что при своевременной и полноценной коррекционной работе с детьми-инвалидами по зрению, при обязательном контроле со стороны специалиста по социальной работе, можно добиться высоких результатов в их психическом развитии.
Это открывает новые широкие возможности для изменения социального положения инвалидов по зрению в нашей стране. Только активное участие в жизни общества даёт им возможность стать полноценными его членами, создаёт условия для формирования разносторонне развитой личности.
Задачи, поставленные в начале работы, выполнены, цель достигнута.
1,200 руб.
1. Ананьев Б.Г. Теория ощущений.—Л.: Из-во ЛГУ, 1991.—Гл. 1-2.—455с
2. Ананьев Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в процессе познания и труда.—М.: Из-во АПН РСФСР, 1999.—Гл.1.
3. Андреева Г.М.; Социальная психология. М.,Эксмо-Пресс. 2004 – 395с.
4. Армитэдж Т.Р. О воспитании слепых и их занятиях.—Спб,1999.—С. 69.
5. Буткина Г.А. Некоторые вопросы затруднения социально-психологической адаптации взрослых слепых//Дефектология.1977.—№6.
6. Виллей П. Педагогика слепых: Пер. с франц./Под. ред. Гандера.—М.: ВУЗов.—М.: Из-во Юристъ, 2006.—631 с.
7. Вишев И.В. Некоторые проблемы социально-психологической реабилитации незрячего преподавателя в ВУЗе//Материалы научно-практической конференции незрячих работников интеллектуального труда.—М.: Из-во ВОС, 1993.—С. 27.
Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития аномального ребёнка.// Соб. соч.—М.: Педагогика, 2002.—Т.5.
8. Выготский Л.С. Слепой ребёнок.// Собр. соч.—М.: Педагогика, 2003.—Т.5.
9. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты.—М.: Просвещение, 2001.—Гл. I-III/
10. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения.—М.: Просвещение, 2003.—Гл. I-III/
11. Зотов А.И. Дефект зрения и психическое развитие личности //Герцена, 1991.—Гл. 1—3.—164с.
12. Зотов А.И. Очерк по теории зрительных ощущений.—Л.: ЛГПИ им. А.И.
13. Киселёв В.Н. Из опыта обучения незрячих студентов на математических факультетах ЛГУ//Опыт работы незрячих работников интеллектуального труда.—М.: Из-во ВОС, 2003.—С. 27.
14. Князев М.С.//Опыт работы незрячих работников интеллектуального труда.—М.:Из-во ВОС, 200.—С. 35.
15. Литвак А.Г. Практикум по тифлопсихологии: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ А.Г. Литвак, В.М. Сорокин, Т.П. Головина.— М.: Просвещение, 2004.—110 с.
16. Литвак А.Г. Тифлопсихология.—М.:Просвещение, 2005.—Гл.9 – 236с.
17. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Отв. ред. А.Ф. Кудрящов.— Петрозаводск: Петроком, 1992.
М.: Из-во ВОС, 1993.—С.41.
18. Майерс Д. Социальная психология, СПб.,2004 – 284с.
19. Морозов Н.Г. Интересы и мечты слепых и слабовидящих школьников //Спец. школа.—2004.—Вып. 1.—С. 57-64.
20. Общая педагогика, под ред. Сластёнина.; ч.1. М., 2003 – 264с.
21. Общая психология; сост. Рогов Е.Н.; М.,1998 -295с.
22. Педагогика и психология. СПб. Изд-во Нева ; 2004 - 452с.
23. Психология личности; в 2-х томах; Самара, 2002 – 295с.
24. Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Уч. пособие. Под ред. Л.А. Головиной, СПб «Речь» - 2002-368с.
25. Силкин Л.Н. Психологическая диагностика личности и психотерапия инвалидов по зрению.—М.: Из-во ВОС, 2004-283с.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И.; Психология человека. М.,Просвещение. 1995 – 234с.
26. Сорокин В.М. Некоторые вопросы воображения в общей и специальной психологии //Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих.—Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1992.—С. 61-73.
27. Столяренко Л.Д.; Основы психологии. М.: Феникс, 2005 - 385с.
Теория и методика социальной работы /Под рук. И.Г. Зайнышева. — М.: Союз, 1994. — Ч. 1.
28. Фомина Л.А., Румянцева П.Л. Слуховое и тактильное внимание слепых детей. // Учен. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена.—Л., 1995.—Т.100.—С.311-321.
29. Хватцев М.Е. Недостатки речи у слепых детей и подростков и методы предупреждения и устранения их. // Учен. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена.—Л.,1993.—Т. 13.—С.127-156.
30.Шибутани Т.; Социальная психология. Ростов н\\Д., 1999 – 331с.
31. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ.— М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993—498с.
1,200 руб.