Введение
Содержание
Заключение
Литература
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Семья как устойчивая социальная общность людей существует уже в течение многих столетий. Она является необходимым элементом социальной структуры человеческого общества, выполняя чрезвычайно важную задачу воспроизводства населения.
Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяя своих членов чувством любви, общности и давая возможность делить с другими трудности и радости жизни.
Современная семья переживает сложный этап эволюции — переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное.
Актуальность. В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, хотя и трудно, но развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирование взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи. Взаимодействие личности, семьи, школы и общества становится сегодня глобальной, общемировой проблемой.
Семья находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.
Объект исследования – семья.
Предмет исследования – семейные конфликты как социальная проблема современной семьи
Цель исследования – выяснить и изучить основные причины проблем современной семьи.
Гипотеза исследования – причиной конфликтов в семье являются негативные черты характера супругов и злоупотребление алкоголем.
Исходя из поставленной цели, определим следующие задачи:
1. Анализ теоретической и практической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить сущность социальных проблем и функций современной семьи.
3. Рассмотреть формы социальной защиты семьи.
4. Изучить внутрисемейные социально-психологические факторы в конфликтной семье.
1,200 руб.
Введение……………………………………………………………….……..3
1. Теоретический анализ литературы по проблеме семьи как объекта социальной работы……………………………………………………….4
1.1. Структура современной семьи……………………………………4
1.2. Социальные функции современной семьи…..............................10
1.3. Социальная работа с семьей…………………………………….15
1.3.1. Формы социальной защиты семьи…………………………..15
1.3.2. Социальные службы семьи……………………………..........17
1.4. Внутрисемейные социально-психологические факторы в конфликтной семье……………………………………………...20
Заключение………………………………………………………………….26
Литература…………………………………………………………………..28
1,200 руб.
Современная семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом психологической поддержки и воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни, образа мыслей и отношений. Поэтому общество заинтересовано в прочной, духовно и нравственно здоровой семье, а, следовательно, в этом смысле — благополучной.
Существующие проблемы в функционировании семьи на современном этапе обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Анализ педагогической литературы, некоторые исследования показывают, что это возможно посредством организуемой с семьей социальной (или социально- педагогической) работы.
Главная задача социальной работы с семьей - несмотря на социально-политические изменения, стремиться к тому, чтобы семья по-прежнему оставалась социокультурным институтом и духовной школой личности.
Выполняя функции первичной социализации личности, она выступает в роил субъекта этого процесса и должна пониматься как сложная социальная система, состоящая из отдельных компонентов. Понимание семьи в качестве системы, как показало исследование, способствует повышению её воспитательного потенциала.
Непосредственными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве, являются личные качества супругов и их умение решать всевозможные проблемы в супружеском микроклимате. Гармония с точки зрения личных параметров определяется несколькими основными элементами. Это, во-первых, и эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности партнеров друг к другу, во-вторых, общий культурный уровень супругов, степень их психической и социальной зрелости, в-третьих, сексуальная совместимость партнеров. При отсутствии какой-нибудь из этих предпосылок не происходит оптимальной адаптации, и гармония логически нарушается.
В возникновении ссор и конфликтов большую роль играют такие проявления человека как раздражительность и распущенность. Многие люди дают волю этим проявлениям, а затем имеют ряд ссор и конфликтов. Важно научиться управлять этими проявлениями, не давать им вырваться наружу, переводить их во что-то другое, и тогда число ссор в семье резко уменьшится, а члены семьи получат возможность проводить время дома в более спокойной и доброжелательной обстановке.
Таким образом, обидчивость, психологическая уязвимость полностью зависят оттого, насколько человек смог осознать в себе недостатки, которые его тревожат, но в которых так трудно себе признаться. И для того чтобы эффективно управлять ситуацией возникновения ссоры и попытаться предотвратить ее, человек должен научиться управлять собственным раздражением, недовольством, уметь сводить их на «нет».
1,200 руб.
1. Алешина Ю.Е. Гозман Л.Я. Дубовская Е.М, Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. Спец. практикум по социальной психологии. Изд-во Московского Университета. 2002 – 120с.
2. Бюллетень Министерства социальной защиты населения Российской Федерации. Департамент проблем семьи, женщин и детей. - М., 2001. - №1 –С.83.
3. Витек К. Проблемы супружеского благополучия. — М., 2004 – 258с.
4. Государственная служба социальной помощи семье: Сборник материалов из практики работы. - М.: Комитет по делам семьи и демографической политике при Совете Министров РСФСР, 2005 – 435с.
5. Иванова ЛМ. Судьба молодой семьи. Эксмо-пресс. М., 2003 – 378с
6. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. — М., 2005 – 366с..
7. Ковалев С. В. Психология современной семьи. — М., 2004 – 368с.
8. Крижанская Ю. С, Третьяков В. П. Грамматика общения. — М., 2002 – 636с.
9. Навайтис Г.А. Муж, жена и... психолог. — М., 2003 – 486с.
10. О положении семей в Российской Федерации. — М.: Юридическая литература, 2004 – 154с.
11. О состоянии и перспективах научных исследований проблем семьи и семейной политики. — М.: Научно-исследовательский институт семьи Минсоцзащиты Российской Федерации, 2003 – 186с.
12. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Уч псс. Для вузов. Под ред. Силяевой Е.Г. – М.: Изд-во Центр «Академия», 2002 – 192с.
13. Райгородский Д.Я. Психология семьи. Уч пос для вузов. Самара. Изд. Дом «БАХРАХ-М»: 2002 – 752с.
14. Райнпрехт X. Воспитание без огорчений. М., 2000 – 382с.
15. Робер МЛ., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.: 1988 -278с
16. Соц-демографические исследования семьи. Нева-Пресс. СПб. 2000 – 352с.
17. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. — М., 2003 – 466с.
18. Теория и методика социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. М.: МГСУ, - Ч. 1. 2004 – 368с.
19. Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. - М: ГАСБУ, - Вып. 2. 2005 – 375с.
20. Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. — М., 2005 – 354с.
21. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.г 2004 – 384с..
22. Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. — М., 2006 – 386с.
23. Шнейдер Л.Б. Семейная психология, уч. Пос. для вузов, М.: Академический проект. Екатеринбург. Деловая книга, 2006 – 768с.
24. Шмелев A.С. Острые углы семейного круга. М., 2005 – 364с.
1,200 руб.