Введение
Содержание
Заключение
Литература
Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она — важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.
Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразую-щий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.
Необходимость социальной власти в человеческих коллективах проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Социальная власть всегда содержит элемент принуждения. Формы принуждения, как и пути «присвоения» чужой воли, многообразны, в связи с чем различаются множество разновидностей власти по самым различным основаниям деления: экономическая, военная, идеологическая, религиозная, корпоративная, публичная и частная, власть организации над добровольно вступившими в нее членами и т.д. (В.Е. Чиркин).
Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий «государственная власть» и «политическая власть».
Согласно одной точке зрения, государственная власть — более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, согласно ст. 3 и 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в государственный аппарат, хотя и осуществляют власть. Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая — как правило, от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования.
В отличие от политической государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви — законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами.
В соответствии с другой точкой зрения понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии.
Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Характерные черты государственной власти:
• она распространяется на все общество;
• носит публично-политический характер;
• опирается на государственное принуждение;
• осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
• действует система налогов;
• население делится по территориальному признаку;
• ей присущи легитимность, легальность и т.п.
Цель работы – рассмотреть понятие государственной власти и ее основных органов.
1,200 руб.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВЛАСТЬ И ЕЕ ВИДЫ. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ 5
1. 1. Общая характеристика власти 5
1.2 Виды власти 7
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ 11
2. 1. Особенности государственной власти 11
2. 2. Компоненты государственной власти 13
3. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
3. 1. Система государственных органов Российской Федерации 17
3. 2. Президентская власть 20
3. 3. Органы законодательной власти 24
3. 4. Правительство Российской Федерации — высший исполнительный орган государственной власти 27
3. 5. Органы судебной власти в РФ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
1,200 руб.
Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Характерные черты государственной власти: она распространяется на все общество; носит публично-политический характер; опирается на государственное принуждение; осуществляется специальными лицами; действует система налогов; население делится по территориальному признаку; ей присущи легитимность, легальность и т.п.
Российская Федерация осуществляет свою властную деятельность с помощью государственных органов. Органы государства — это один из каналов, через который народ согласно Конституции РФ (ст. 3) осуществляет свою власть. Компетенция органов государства определяется Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Федерации, законами Российской Федерации и ее субъектов, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов Федерации, положениями об органах и другими нормативными правовыми актами.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом РФ, а также реализуется через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.
Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент согласно ст. 80 Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент осуществляет общее руководство деятельностью Правительства и других звеньев исполнительной власти, с органами которой он связан наиболее тесно.
Органы законодательной власти — это Федеральное Собрание РФ, народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Основная особенность этих органов состоит в том, что они избираются непосредственно народом
Правительство является органом государственной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.
К органам судебной власти относятся Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации. Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
1,200 руб.
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993. «Российская газета», № 237, от 25.12.1993.
2. СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712;
3. СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
4. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре РФ»
5. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
6. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
7. Вебер М. Сочинения. М., 1989. С. 45.
8. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учеб. для юрид. вузов. – 4-е изд. – М.: Юриспруденция, 2007.
9. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
10. Конституционное право зарубежных стран: учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
11. Лазарев В. А. Судебная власть и уголовное судопроизводство // Государство и право. 2006. № 5. С. 12-19.
12. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2006.
13. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение / М.Н. Марченко - М.: Юристъ, 2006.
14. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
15. Никоров Г. И. Судебная власть в правовом государстве // Государство и право. 2007. № 3. С. 24-32.
16. Новгородцев П. И. История философии права. М., 1987.
17. Общая теория государства и права: Академический курс: В 3 т. Т 1. 2-е изд. / Отв. ред. М.Н.Марченко М., 2006.
18. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. – М.: Юрист, 2006.
19. Органы государственной власти РФ: учебное пособие. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
20. Основы государства и права. / Под ред. В.А. Ржевского и В.Т. Гайкова. – Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2002.
21. Основы права: Учебник. / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2001.
22. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Карповича. – М.: Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2007.
23. Салищева Н., Абдуллаев Е. В. Исполнительная и судебная ветви власти: соотношение и взаимодействие // Государство и право, 2000. № 1. С. 21.
24. Теория государства и права: Курс лекций / Отв. ред. Н. И. Матузов, А. В. Малько. М., 2006.
25. Теория государства и права: Учебник / Под ред.В. К. Бабаева. – М., 2006.
26. Фоков А. П. Судебная власть в системе разделения властей (научно-правовые, философские и исторические аспекты) // Государство и право. 2006. № 10. С. 7-12.
1,200 руб.