Введение
Содержание
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Теоретическое и практическое разрешение проблем оплаты труда, во все времена и при любой системе экономики, имели актуальное значение, как для законодателей, так для работодателей и работников.
В настоящее время заработная плата остается для подавляющего большинства трудящихся основным источником доходов, а значит, в перспективе она будет наиболее мощным стимулом повышения результатов труда и производства в целом. Поэтому, закономерным следствием рыночных реформ, проходящих в нашей стране, является реформа оплаты труда, основными целями которой на данном этапе являются:
• повышение материальной заинтересованности работников в высоких результатах и качестве труда;
• постепенное приближение уровня оплаты труда к реальной стоимости рабочей силы на рынке труда;
• обеспечение на основе федеральной тарифной сетки единого методического подхода к вопросам установления работникам тарифных ставок и окладов, применение новых форм и систем оплаты труда;
• осуществление регулирования уровня заработной платы в отраслях и на предприятиях на основе заключения тарифных соглашений и коллективных договоров; предоставление предприятиям и организациям разных форм собственности максимальной самостоятельности в решении вопросов оплаты труда и обеспечение работникам гарантий в области заработной платы.
В Российской Федерации трудовые взаимоотношения, частью которых является и оплата труда, регулируются трудовым законодательством, в частности Трудовым Кодексом РФ, принятым 30.12.2001, (далее - ТК РФ) который не только регламентирует формы и виды оплаты труда, раскрывает понятие тарифной системы, права и обязанности работника и работодателя, но и гарантирует их защиту, в том числе и в судебном порядке.
За последние десятилетия формы оплаты труда в нашей стране претерпевают значительные изменения, на смену старым приходят новые, учитывающие современные реалии.
Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам повышения заработной платы работникам бюджетной сферы. В этих целях в бюджетах всех уровней предусматриваются необходимые финансовые средства, разрабатываются мероприятия по совершенствованию организации и оплаты труда работников бюджетных учреждений.
В то же время простого повышения заработной платы для решения проблем бюджетного сектора недостаточно. Необходимы другие, более совершенные механизмы, способствующие увеличению заработной платы работникам.
Совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы невозможно без перехода на новые системы оплаты труда, отличные от Единой тарифной сетки.
Введение новых систем оплаты труда работников государственных учреждений обеспечит повышение эффективности труда, создаст условия для достижения более высоких темпов роста заработной платы.
Рассмотрению особенностей оплаты труда в бюджетной сфере и посвящена данная дипломная работа.
Объектом исследования данной дипломной работы является государственное стационарное учреждение социального обслуживания населения Березовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей.
Предметом исследования является система оплаты труда применяемая в учреждении.
Целью работы является исследование особенностей системы оплаты труда работников бюджетной сферы и разработка рекомендаций по её совершенствованию.
3,000 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………................... 4
Глава 1. Теоретические основы оплаты труда в бюджетных
учреждениях (организациях)
1.1. Социально-экономическая сущность заработной платы …………….. 7
1.2. Формы и системы оплаты труда ……………………………………….. 12
1.3. Особенности организации оплаты труда в бюджетной сфере ……… 17
1.4. Переход к новой организации заработной платы работников
бюджетной сферы ……………………………………………………………… 22
Глава 2. Прикладные аспекты организации заработной платы
работников бюджетной сферы на примере ГСУ Березовский детский
дом-интернат для умственно отсталых детей
2.1. Характеристика ГСУ Березовский детский дом-интернат для
умственно отсталых детей …………………………………………………… 31
2.2. Организация оплаты труда в ГСУ Березовский детский дом-интернат
для умственно отсталых детей ………………………………………………. . 50
2.3. Анализ заработной платы работников ГСУ Березовский детский
дом-интернат для умственно отсталых детей ………………………………. 55
Глава 3. Недостатки организации заработной платы работников
бюджетной сферы и пути их решения
3.1. Недостатки старой системы оплаты труда на основе ЕТС и новой
системы оплаты труда ………………………………………………………… 61
3.2. Применение новой системы оплаты труда в ГСУ Березовский
детский дом-интернат для умственно отсталых детей ……………………. 68
Заключение …………………………………………………………………. 73
Библиографический список ………………………………………………. 77
Приложения ………………………………………………………………… 81
3,000 руб.
Заключение
Оплата труда представляет собой систему отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Заработная плата, как составляющая оплаты труда является вознаграждением непосредственно за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
На протяжении последнего десятилетия зарплата бюджетникам начислялась согласно Единой тарифной сетке. Однако действующая система оплаты труда, по мнению чиновников и самих работников, не дает возможности повышать ее размер, так как она жестко регулируется на федеральном уровне и строго регламентируется законодательными актами. Всем гарантируются стабильные оклады, но при этом огромным недостатком является то, что они не стимулируют людей к повышению производительности труда и достижению лучших результатов своей работы.
С 1 декабря 2008 г. федеральные бюджетные учреждения должны перейти на новую систему оплаты труда. Согласно Постановлению новая система оплаты труда отменяет жесткую тарифную сетку и зарплата бюджетников будет зависеть от следующих факторов:
- объема выполняемой работы;
- уровня образования, квалификации;
- профессиональных обязанностей работника;
- должностных требований;
- качества выполняемой работы и др.
Новая система оплаты труда работников государственных учреждений имеет целью достичь более полного соответствия стоимости труда указанных работников их квалификации, объему, сложности, интенсивности и результативности их труда, а также приведение системы дифференцирования размеров заработной платы в зависимости от должностей и категорий работников в соответствие с уровнем, сложившимся в народном хозяйстве страны в целом. Преимущество же новой системы оплаты труда заключается в установлении заработной платы работников на достойном уровне. Принцип «оклад – за явку на работу, премия – за работу на работе» здесь больше не уместен. Работник должен получать достойный оклад за выполнение трудовых функций. А это в свою очередь, влечет за собой повышение мотивации к качественным результатам труда, как работников, так и руководителей. Кроме того, повышается самостоятельность руководителей учреждений, так как на них ложится ответственность по реализации норм новой системы оплаты труда.
Правительством Российской Федерации утвержден базовый оклад для каждой квалификационной группы, а также определены дополнительные компенсационные и стимулирующие выплаты. Данные выплаты будут входить в систему оплаты труда и устанавливаться с учетом повышающих коэффициентов.
Уже на первом году применения определяются недостатки новой системы оплаты труда, которые необходимо устранять путем жесткого контроля и доступностью информации о условиях выплат стимулирующего характера.
Однако, из-за разразившегося кризиса новая система оплаты труда была введена не во всех учреждениях, а лишь в федеральных бюджетных учреждениях.
В данной дипломной работе рассмотренная система оплаты труда основана на тарифной сетке - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени, компенсационных выплат и незначительных стимулирующих доплат. Стимулирующие доплаты и премии в рассматриваемом Учреждении, согласно проведенного анализа, формировались лишь за счет имеющихся вакансий. Вакантный фонд распределялся на усмотрения руководителя и его заместителей. При наличии экономии вакантного фонда выплачивалась премия, но совсем не большой процент – 4-7% Если бы в Учреждении была полная занятость, то вакантного фонда попросту бы не было, а следовательно и отсутствие стимулирующих выплат и премий тоже бы не было. У работников был бы очень низкий уровень дохода (даже с доплатами он и так низкий), а следовательно большая текучесть кадров, которая в последствии привела бы к тому, что просто не кому было бы работать. А о качестве работы в таком случае можно даже не говорить. «Зачем работать лучше, если все равно оплатят также»
3,000 руб.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации // Информационно-правовая база данных «КонсультантПлюс».
2. Трудовой кодекс Российской Федерации // Информационно-правовая база данных «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г. №129 –ФЗ // Информационно-правовая база данных «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон РФ «О прожиточном минимуме в РФ »от 24.10.1997 №134 - ФЗ // Информационно-правовая база данных «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон РФ «О минимальном размере оплаты труда» от 11.06.08г. №91 ФЗ // Информационно-правовая база данных «КонсультантПлюс».
6. Инструкция «О порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», утвержденной приказом Минфина РФ от 24.08.2007 № 72н // Информационно-правовая база данных «КонсультантПлюс».
7. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области «О порядке и условиях оплаты труда работников учреждений социального обслуживания населения Кемеровской области» от 20.07.2006 г. № 147 // Информационно-правовая база данных «КонсультантПлюс».
8. Постановление Правительства РФ «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» от 22.09.2007г. № 605 // Информационно-правовая база данных «КонсультантПлюс».
9. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области «О совершенствовании системы оплаты труда работников бюджетной сферы Кемеровской области» от 27.09.2005г. №90. // Информационно-правовая база данных «КонсультантПлюс».
10. Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области «О введении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников государственных учреждений Кемеровской области» от 30.01.08г. № 18 // Информационно-правовая база данных «КонсультантПлюс».
11. Постановление Правительства РФ «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» от 05.08.2008г. № 583 // Информационно-правовая база данных «КонсультантПлюс».
12. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам» от 06.08.2007г. № 525 // Информационно-правовая база данных «КонсультантПлюс».
13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «О методических рекомендациях по введению в федеральных бюджетных учреждениях новых систем оплаты труда» от 22.10.2007г. №663 // Информационно-правовая база данных «КонсультантПлюс».
14. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях» от 29.12.2007г. №822 // Информационно-правовая база данных «КонсультантПлюс».
15. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении разъяснения по отдельным вопросам установления должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения» от 02.04.08г. № 158н // Информационно-правовая база данных «КонсультантПлюс».
16. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей. специалистов и служащих» от 29.05.08г. №247н // Информационно-правовая база данных «КонсультантПлюс».
17. Верховцев, А.В. Заработная плата / А. В. Верховцев. - М.: Инфра-М, 2006
18. Волосский, А.Н. Мотивация и стимуляция труда /А.Н. Волосский – М.: Техносфера, 2007г.
19. Гендлер, Г.Х. Оплата труда в учреждениях бюджетной сферы / Г.Х. Гендлер, Н.И. Ведерникова. - С-Пб.: Питер, 2006
20. Маренков, Н.Л. Управление трудовыми ресурсами / Н.Л. Маренков, Е.А. Алимарина. – М.: МЭФИ, Ростов-на-Дону Феникс, 2007г.
21. Попазова, О.А. Экономика труда / О.А. Попазова. - С-Пб: «Вектор»,2007г.
22. Архипов В.В. «Реформа оплаты труда бюджетников: ЕТС, базовые оклады (ставки), безбазовая оплата труда, что дальше?» / В.В. Архипов // Законодательство и экономика. – 2008. - № 10. - С.82-84
23. Бабынина, Л. «Какая модель оплаты труда актуальна для России?» / Л. Бабынина // Человек и труд. – 2008. - № 8.- С.65-67
24. Гмыза, И.В. «Надо учиться управлять персоналом, стимулировать качественный и количественный труд» / И.В. Гмыза // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2008. - № 20.
25. Гарнов, И. «Организация перехода учреждения на новые условия оплаты труда» / И. Гарнов // Финансовая газета. Региональный выпуск». – 2008. - № 45.
26. Гарнов, И. «Организация перехода учреждения на новые условия оплаты труда» / И. Гарнов // Финансовая газета. Региональный выпуск. – 2008. - № 46.
27. Еремеев, М.А. «Новая система оплаты труда работников бюджетных учреждений: мифы и реальность» / М.А. Еремеев // Горячая линия бухгалтера. – 2009. - №1. - С. 48-51.
28. Ильин, А. «Установление минимальной заработной платы в регионе» / А. Ильин // Человек и труд. – 2008. - №3. – С.50-51.
29. Колин К.К. «Оплата труда и национальная безопасность» / К.К. Колин // Человек и труд. – 2009. - №1. – С.24-28.
30. Комлева, А.А. «Изменения в системе оплаты труда» / А.А. Комлева // Бюджетный учет. – 2008. - №11. – С.36-41.
31. Куликов А. «Реформа оплаты труда в бюджетном секторе» /А. Куликов // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2008. - №7. – С.54-56.
32. Куликов А. «Единая тарифная сетка уходит в прошлое» /А. Куликов // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2008. - №10. – С.47.
33. Лукьянчикова, Т. «Новые подходы к оплате труда работников бюджетной сферы и государственных служащих» / Т. Лукьянчикова // Управление персоналом. – 2008. - №3. – С.62-65.
34. Моисеев, В «оплата труда: социальный аспект» /В. Моисеев // Человек и труд. – 2009. - №3. – С.22-24.
35. Пасечник, И. « Отвечают ли бестарифные модели экономической сущности заработной платы?» / И. Пасечник // Человек и труд. – 2008. - № 12. – С.33-36.
36. Ракоти, В. «Введение новой системы оплаты труда в бюджетной сфере может не достичь поставленной цели» / В.Ракоти // Человек и труд. – 2009. - №2. – С.23-27.
37. Яковлев Р. «О регулировании заработной платы в Российской Федерации» / Р.Яковлев // Человек и труд. – 2008. - №1. – С.31-33.
38. Яковлев Р. «О регулировании заработной платы в Российской Федерации» / Р.Яковлев // Человек и труд. – 2008. - №2. – С.29-31.
3,000 руб.