Готовый реферат
на тему:«Роль и место судов в системе правохранительной деятельности»
Цена: 750 руб.
Номер: V6163
Предмет: Юриспруденция
Год: 2007
Тип: рефераты
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Актуальность темы исследования. Деятельность государственных ор-ганов в целом охватывает различные сферы жизни общества. К ним, в частно-сти, непосредственно или опосредованно относится решение вопросов государ-ственной внутренней и внешней политики, развития экономики, благосостоя-ния населения, создания условий для поддержания обороноспособности, разви-тия науки, культуры, образования, обеспечения правопорядка, выполнения дру-гих важных функций, особенно по обеспечению безопасности.
Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государ-ственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятель-ны (ст. 10 Конституции РФ). При этом судебная власть как один из видов госу-дарственной власти, принадлежит специальным органам – судам. Таким обра-зом, судебная власть есть предоставление специальным органам государства – судам – полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного или арбит-ражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, дающих га-рантию законности и справедливости, принимаемых судами решений.
К правоохранительной деятельности относится такая государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально упол-номоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Основная задача правоохранительной деятельности судов состоит в осу-ществлении правосудия. Термин «правосудие» подразумевает деятельность су-да, который судит, а также осуществление этой деятельности по праву, спра-ведливо.
Правоохранительную деятельность в целом осуществляют различные правоохранительные органы, которые составляют обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Основная роль судов состоит не в борьбе с преступностью, что отличает суды от других правоохранительных ор-ганов, а осуществляет контроль за законностью методов борьбы с преступно-стью путем правоприменительного, а не правоохранительного характера дея-тельности суда.
Целью данной работы является проведение анализа правоохранительной деятельности в Российской Федерации и определение в ней роли и места судов.
Для достижения поставленной цели в работе были сформулированы и разрешены следующие задачи:
1) определить понятие, сущность правоохранительной деятельности;
2) проанализировать место судов в системе правоохранительных органов и процесс осуществления ими правоохранительной деятельности;
3) проанализировать современное состояние судебной системы РФ;
4) подвести итоги.
Нормативную базу работы составили действующие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, в частности, Конституция Российской Федерации, ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федера-ции» от 21 июля 1994 г. №1-ФКЗ, ФКЗ "О судебной системе Российской Феде-рации" от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ и др.
Теоретическую основу работы составили учебно-методические, а также практические материалы таких авторов, как Полудняков В.М., Гуценко К.Ф., Божьев В.П., Радченко В. и др.
1. Место и роль суда в правоохранительной деятельности
Российской Федерации
1.1. Правоохранительная деятельность: ее понятие, сущность,
правовые аспекты
Сущность государства, его содержание определяют функционирование всего государственного аппарата, всех его органов, в том числе правотворче-ских, правоприменительных, не исключая и правоохранительные. Именно го-сударство устанавливает систему юридических норм, регулирующих наиболее значимые отношения между людьми. Государство создает и систему специфи-ческих органов, призванных охранять эти нормы от нарушения.
Для осуществления возложенных задач правоохранительные органы на-делены государственно-властными полномочиями, официально представляя и действуя от имени государства. Поэтому решения, принимаемые правоохрани-тельными органами, подлежат обязательному выполнению любыми должност-ными лицами и всеми гражданами. Правоохранительные органы применяют к нарушителям норм права меры правового воздействия, то есть принуждают правонарушителя к соблюдению установленных обязанностей.
Правоохранительную деятельность можно определить как государствен-ную деятельность, осуществляемую с целью охраны права специально уполно-моченными органами государства путем применения юридических мер воздей-ствия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении уста-новленного им порядка.
К правоохранительным органам следует отнести: суд, прокуратуру, госу-дарственные органы правопорядка и безопасности (МВД, ФСБ, ФСНП), органы предварительного расследования преступлений, а также органы по правовому обеспечению и правовой помощи (Министерство юстиции, нотариат, адвокату-ра) и негосударственные организации обеспечения правоохраны (частные де-тективные и охранные предприятия).
Законами определяются компетенция правоохранительных органов, их задачи, функции и структура. Поэтому данные органы имеют свои методы осуществления деятельности, которые направлены на достижение общей цели - обеспечение правопорядка в государстве.
В зависимости от цели, задач и характера выполняемых функций выде-ляются следующие виды правоохранительной деятельности:
1) конституционный контроль, суть которого состоит в разрешении раз-личных дел на основе федерального конституционного законодательства о со-ответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, норма-тивных актов Президента, Совета Федерации и Государственной Думы Феде-рального Собрания и Правительства Российской Федерации; конституций рес-публик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Россий-ской Федерации; договоров между органами государственной власти Россий-ской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Фе-дерации; договоров между органами государственной власти субъектов Рос-сийской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Россий-ской Федерации; законов, применяемых или подлежащих применению в кон-кретном деле; определение порядка выдвижения обвинения Президенту Рос-сийской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
2) прокурорский надзор, который состоит в осуществлении Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами надзо-ра: за исполнением законов государственными органами, должностными лица-ми предприятий, учреждений и организаций, а также различными объедине-ниями; за соответствием законам издаваемых правовых нормативных актов; за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. При обнаружении наруше-ний закона и правовых нормативных актов прокуроры принимают меры к вос-становлению законности путем опротестования незаконных актов либо отмены их и принятия соответствующих мер реагирования к виновным;
3) охрана общественного порядка и общественной безопасности вклю-чает в себя обеспечение личной безопасности граждан, предупреждение и пре-сечение преступлений и административных правонарушений; соблюдение пра-вил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, правил хра-нения и обращения с оружием, боеприпасами, взрывными устройствами и взрывчатыми веществами, а также правил пожарной безопасности, ведение борьбы с незаконным оборотом наркотиков и др.;
4) обеспечение безопасности личности, общества и государства предпо-лагает выявление внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности и осуществление комплекса мер по их предупреждению и нейтрализации; защиту конституционного строя Российской Федерации; обеспечение суверенитета и территориальной неприкосновенности государства и др.;
5) раскрытие и расследование преступлений предполагает обнаружение признаков преступления и установление всех обстоятельств, имеющих значе-ние для применения к виновным мер уголовного наказания; устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений; принятие мер по воз-мещению причиненного преступлением ущерба.
Данная деятельность создает условия для рассмотрения материалов уго-ловных дел в суде с последующим применением к виновным мер уголовного наказания и организацией их исполнения либо реабилитации невиновных.
6) правовое обеспечение деятельности правоохранительных органов вы-ражается в проведении юридических экспертиз правовых актов, их регистра-ции, а также в регулировании сферы правового обслуживания. Данную дея-тельность осуществляют органы юстиции, содействуя тем самым законной дея-тельности правоохранительных органов. В то же время органы юстиции осуще-ствляют и ряд полномочий правоохранительного характера в сфере регулиро-вания отношений государства с общественными организациями, физическими и юридическими лицами, с учреждениями, способствующими охране прав граж-дан и оказывающими им юридическую помощь;
7) оказание юридической помощи и защита по уголовным делам осущест-вляется адвокатурой, которая хотя и не является государственным органом, но содействует правоохранительной деятельности государства. Адвокатура оказы-вает юридическую помощь гражданам, организациям, предприятиям и учреж-дениям в разрешении гражданских и уголовных дел, экономических споров, в составлении различного рода деловых бумаг и исков. Адвокаты выступают в качестве защитников и представителей по указанным делам;
8) совершение нотариальных действий также способствует осуществле-нию правоохранительной деятельности государства, ибо совершая нотариаль-ные действия, органы нотариата защищают права и охраняемые законом инте-ресы граждан и юридических лиц. Органы нотариата удостоверяют различные документы, сделки, выдают свидетельства о праве собственности на имущест-во, обеспечивают доказательства и др.
Анализ нормативных актов, определяющих полномочия, структуру и по-рядок деятельности государственных органов, выполняющих правоохранитель-ные функции, позволяет отнести к правоохранительным органам, осуществ-ляющим правоохранительную деятельность, органы внутренних дел; органы обеспечения безопасности; органы налоговой службы; таможенные органы; ор-ганы юстиции; органы предварительного расследования (дознания и предвари-тельного следствия); органы прокуратуры; органы правового обеспечения и правовой помощи (нотариат и адвокатура); негосударственные организации обеспечения правоохраны (частные детективные и охранные службы). Общими для всех названных органов признаками являются:
Похожие работы:
Роль и место компьютерных технологий в системе высшего и среднего языкового образования ➨
Введение Сегодня многие учебные заведения не могут обходиться без компьютеров. Достаточно сказать, что с помощью ...
"Роль и место заимствований в системе русского языка" ➨
Введение Язык, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии постоянного развития, что является ...
Роль НДС в налоговой системе и в системе налоговых источников доходов бюджета ➨
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Бюджет - это план создания и использования финансовых ресурсов ...
Роль и место региональных налогов в налоговой системе РФ. ➨
Введение
Дисциплина «Региональные и местные налоги» занимает важное место в сфере налогообложения.
В ...
Роль и место банковской системы в финансовой деятельности государства ➨
Актуальность темы исследования определяется следующими соображениями. Во-первых, банковская система России ...