Готовый реферат
на тему:«ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.»
Цена: 750 руб.
Номер: V6897
Предмет: Этика
Год: 2007
Тип: рефераты
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Искусство с древности являлось одним из универсальных способов выражения духовного опыта, прежде всего эстетического, одним из главных, наряду с религией компонентов Культуры, как продукт человеческой деятельности. Среди элементов системы духовной жизни человечества, таких как: религия, философия, наука - искусству принадлежит особое место, ибо оно в той или иной мере входит в повседневную жизнь каждого человека. Искусство - это явление неоднородное, трудно определяемое, и при первом подходе к выяснению его сущности, ясно только одно - представление об искусстве изменилось, меняется, и мы вкладываем в это понятие совсем не тот смысл, чем люди прежних эпох. Искусство предстает одним из центральных объектов эстетики как науки; термин «искусство» вошел в ряд главных категорий эстетики. Однако искусство не ограничивается только эстетической сферой. Исторически сложилось так, что произведения искусства выполняли в культуре отнюдь не только эстетические (художественные) функции, хотя эстетическое всегда составляло сущ¬ность искусства. Общество с древности научилось использовать мощную действенную силу искусства, определяющуюся его эстетической сущностью, в самых разных соци¬альных целях — религиозных, политических, терапевтических, гносеоло¬гических, этических и др. Эстетику как науку искусство интересует, прежде всего как эстетический феномен, однако, коль скоро оно выполняет и внеэс¬тетические функции, которые в последние столетия стали преобладающими, то благодаря им искусство поддерживается обществом, государством, теми или иными социальными институтами, т.е. обретает свое реальное бытие, возможность реализовывать себя в качестве феномена культуры.
Современная наука относит происхождение искусства как специфи¬ческой человеческой деятельности ко временам формирования чело¬века, а некоторые ученые даже и саму причину появления и развития человека усматривают именно в искусстве. Значительно позже, в древнем мире (древних Китае, Индии, Египте, Греции) предпринимаются попытки и теоретическо¬го осмысления этого феномена, его значения в жизни людей. Мы ограничиваемся только европейским ареалом (областью), хотя много типологических параллелей можно усмотреть и в древневосточных концепциях искусств, их классификации, понимании их функций и т.п.
1. Представление античности об искусстве.
В античном мире термином «искусство» обозначали всю широкую сферу искусной практической и теоретической деятельности людей, которая требовала определенных практических навыков, обучения, умения и т.п. Поэтому в разряд искусства попадали и типичные ремесла (плотницкое дело, гончарное производство, кораблестрое¬ние, ткачество и т.п.), и многие науки (арифметика, астрология, диалектика) и собственно то, что новоевропейская эстетика отнесла к искусству, т.е. «изящные искусства» (поэзия, драматургия, испол¬няемая музыка, живопись, архитектура), искусства как концентри¬рованное выражение эстетического опыта.
Античность более или менее единообразно видела происхожде¬ние искусства (греч. — techne, лат. — ars) именно в божественном. Уже греческий поэт Эпихарм писал, что все искусства происходят от богов, а не от человека. Ему вторили и многие другие писатели и мыслители, усматривавшие источник искусства на Олимпе. Достаточно распространенной была легенда, развитая Эсхилом, о том, что секрет искусств принес людям Про¬метей, выкравший его у богов. Среди людей наиболее последова¬тельными и вдохновенными создателями искусств античность из¬давна почитала поэтов, музыкантов, танцоров, принимавших активное участие в организации религиозных культов. Считалось, что они получают свои знания непосредственно в энтузиастичес¬ком (энтузиазм у греков — божественное воодушевление, ниспос¬ланное свыше) экстазе от дочерей Зевса муз (отсюда — мусические искусства), Аполлона или других богов. Этой линии придержива¬лась в дальнейшем платоновско-неоплатоническая эстетика. Арис¬тотель в большей мере относил искусство (равно — творчество — poiesis) к человеческому разуму, складу души, «истинному сужде¬нию», направленному на созидание того, чего еще нет и что не может возникнуть само естественным путем: «это некий причаст¬ный истинному суждению склад души, предполагающий творчест¬во» . «Искусство дополняет природу там, где природа оставила лакуны, и его продукты равноценны природным.» (Сенека, I в.) В «Нравственных письмах к Луцилию», обсуждая «причины» ис¬кусства путем интерпретации известных четырех «причин» Арис¬тотеля (материальной, действующей, формальной и конечной) на¬ряду с пятой «причиной» — концепцией Платона об «идеях», как образце любой реальной и сотворенной вещи, он приходит к выводу о существовании одной главной «причины» искусства: «Что это за причина? Деятельный разум, т.е. бог; а перечисленные вами — это не отдельные причины, они все зависят от одной, той, которая и действует» .
Уже Гераклит достаточно четко сформулировал основной прин¬цип искусства (для живописи, музыки и словесных искусств) — подражание (мимесис). Его разработке на примере словесных ис¬кусств посвятил специальный трактат «Об искусстве поэзии» Арис¬тотель. Он же упоминает здесь и о катарсисе как результате дей¬ствия трагедии на человека, хотя о катартическом эффекте искусства (особенно музыки) знали и писали еще пифагорейцы и другие античные мыслители. Фактически эстетическому аспекту сло¬весных искусств посвящены и многочисленные античные руководст¬ва по красноречию — «Риторики» (в частности, Аристотеля, Дио¬нисия Галикарнасского, несколько трактатов об ораторском искусстве Цицерона и др.). Начиная с пифагорейцев большое вни¬мание уделялось математическим основам искусства — числу, ритму, пропорции, с помощью которых некоторые искусства (му¬зыка, поэзия) «подражали» гармоническому порядку Универсума. Первоначально, как пишет А. Ф. Лосев: "Древние вообще слабо расчленяли искусство и ремесло, а также искусство и умственную деятельность, науку, или как говорили, греки, мудрость". Ощущая принципиальное различие между отдельными родами искусств, античные мыслители предпринимали многочисленные по¬пытки их классификации, которые фактически продолжаются в эстетике до настоящего времени. Польский эстетик ХХ в. В. Татар¬кевич насчитал по меньшей мере шесть типов античных класси¬фикаций искусства. Софисты делили искусства на две группы: служащие для пользы или для удовольствия. Этого разделения придерживался при оценке социальной значимости искусства и Пла¬тон, а вслед за ним стоики (по версии Цицерона). Они высоко ценили утилитарные искусства (т.е. науки и ремесла в современном понимании), приносящие пользу человеку, служащие добродетели, и с пренебрежением или осторожностью относились к неутилитар¬ным (собственно искусствам в новоевропейском смысле), полагая, что от них может быть даже вред человеку, ибо они, как и поэты в понимании Платона, отвлекают людей от полезной деятельности на благо государства. Черту под этими рассуждениями об искусст¬вах подводит Сенека, исследовав «свободные искусства» с нравственной точки зрения: «Впрочем, есть только одно подлинное свободное искусство — то, что дает свободу: мудрость, самое высокое, мужественное и благородное из них, а все прочие — пустяки, годные для детей» .
Согласно автору "Поэтики" подражание не только объединяет все виды искусства, но и дает критерий для их различения - все подражательные искусства "различаются … друг от друга в трех отношениях: или тем, в чем совершается подражание, или тем, чему подражают, или тем, как подражают". Другими словами, все виды и роды искусства отличаются друг от друга по предмету, способу и средствам подражания. Например, музыка и пение использует гармонию и ритм, живопись и скульптура - краски и формы. Искусство танца использует ритм без гармонии, поэтическое искусство пользуется метром и ритмом. Высшими видами искусства Аристотель считал поэзию и музыку. Аристотель различал искусства по миметическому признаку: со¬зидающие некие новые вещи в дополнение к природным или подра¬жающие уже существующим в природе вещам. В разряд последних попала большая часть того, что новоевропейская эстетика отнесла к «изящным искусствам». Римский ритор Квинтиллиан (I в.) различал искусства теоретические, не требующие никаких действий и занятые в основном познанием (типа астрономии); практические, реализующиеся в некотором действии и не оставляющие затем ни¬какого результата (например, танец), и «поэтические», создающие некие произведения (в частности, скульптура, живопись).
Похожие работы:
ФЕНОМЕН МОТИВАЦИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ ➨
Готовность и желание человека выполнять свою работу являются одними из ключевых факторов успеха функционирования ...
Искусство и религия наиболее удалены от экономической жизни общества, и это придает им особые черты в процессе ...
ФЕНОМЕН ТОТАЛИТАРИЗМА В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ ➨
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Периоды кризиса в развитии общества, как правило, сопровождаются ...
КВН КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ➨
ГЛАВА I. КВН КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ: ГЕНЕЗИС, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
§ 1. История, ...