Готовая курсовая работа
на тему:«Эстетическое воспитание как средство духовного развития личности»
Цена: 1,200 руб.
Номер: V740
Предмет: Педагогика
Год: 2006
Тип: курсовые
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Новые ориентиры в социальной и культурной жизни российского общества, знаменующие переход человечества от техногенной к антропогенной цивилизации, где творческие потенции человека будут играть ключевую роль, являются объективными причинами для разработки и практической реализации новых подходов к художественно-эстетическому воспитанию.
Настоящий этап в педагогике искусств характеризуется наличием сформированных и разработанных специалистами разных направлений науки основных понятий, научно-методических принципов, методик − системы художественного воспитания детей.
Обращаясь к исследованию проблем художественного воспитания [2], ученые, педагоги определяли пути приобщения ребенка к искусству, изыскивали методы пробуждения художественных интересов (П. И. Буцаев, Н.А. Зубачевская, С.П. Кудрявцева, И.В. Логинова, B.C. Собкин, В.А. Филиппова, Ю.У. Фохт-Бабушкин), овладения навыками художественно-творческой деятельности; (О.А. Апраксина, А.И. Буров, Л.С. Выготский, В.И. Лейбсон, Б.Т. Лихачев, Л.П. Печко, Б.М. Тешюв и др.), формирования способности адекватно воспринимать художественные произведения и верно их оценивать (Г.В. Лабунская, Л.Н. Михеева, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и др.). О влиянии искусства на формирование личности ребенка как средства общего развития писали ученые-исследователи Д.Б. Долинская, Э.В. Иленков, Т.С. Комарова, М.Ф. Овсянников, Б.П. Юсов и др. Однако проблема художественного воспитания принадлежит к числу непреходяще актуальных проблем, ибо каждый исторический этап развития общества, формируя свой идеал, предъявляет к человеку новые требования или модифицирует прежние. Проблемы художественного воспитания на современном этапе определяются характером и содержанием условий, характеризующих жизнь современного общества. К таким факторам принадлежат − возрастающая интеллектуализация человека, изменение отношений к духовно-эстетическим ценностям, распространение псевдокультуры, утрата духовно-нравственного потенциала. Именно поэтому за последнее время усилилась тенденция к гуманизации образования и пониманию роли культуры, как духовного источника и способа развития и воспитания ребенка. Тем самым, на первый план выдвигается задача приоритетного развития общекультурных компонентов в содержании образования с целью формирования мировоззрения личности. Гуманизация образования предполагает воспитание у детей лучших человеческих качеств, создание в процессе обучения условий для всестороннего развития личности, удовлетворение духовных потребностей обучаемых, развитие их творческих способностей, умение понимать других и общаться. В отечественной педагогике и психологии стратегию поворота нашей системы образования лицом к культуре, к гуманистическим проблемам разрабатывали выдающиеся ученые-педагоги Ш.А. Амонашвилли, Л.С. Выготский, Н. И. Киященко, И.Я. Лернер, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, М.Н. Скаткин, В. А. Сухомлинский [10, 25].
Поиск средств, способов, приемов воспитания в человеке способностей более тонко и возвышенно чувствовать, самостоятельно и нетривиально мыслить, характерен для творчества исследователей в области музыкальной педагогики (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Т.И. Бакланова, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Цыпин и др.). Для гуманизации, „очеловечивании“ мира, центральное место отводится искусству, так как только искусство содержит в своем объекте единство чувства и мысли, предоставляя человеку возможность целостного постижения и переживания связей с миром, обществом и природой. Следовательно, художественно-эстетическое воспитание и образование являются важнейшими средствами гуманизации, так как именно художественное воспитание формирует высшую чувственность духовного значения, которая является определяющей для всего духовного существования человека, его взаимодействия с миром.
Исследования последних десятилетий, характеризующиеся расширением сферы взаимодействия понятий и положений культурологии и музыкальной педагогики, культурологии и искусствоведения, культурологии и музыкознания, имеют большое значение для развития теории и практики художественного воспитания (Ю.Б. Алиев, Э.Б. Абдуллин, М.А. Верб, Л.В. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, А.Н. Малюков, Л.А. Рапацкая, А.Н. Сохор и др.) Современное понимание гуманистической ориентированности и особой культуротворческой функции художественного воспитания определяется человекоформирующей, гуманизирующей, творчески-преобразующей ролью художественной культуры в становлении ребенка. Важно, чтобы эстетическому воспитанию, а также художественному, как составляющей его части, уделялось должное внимание уже в дошкольном учреждении.
Поэтому объект наших исследований − это художественное воспитание детей в дошкольных учреждениях.
Предмет исследования − содержание, формы и методы художественного воспитания в дошкольных учреждениях.
Целью исследования является теоретическое и практическое обоснование художественного воспитания детей в дошкольном учреждении. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
• изучить по литературным источникам, какую роль выполняет художественное воспитание для развития личности ребенка;
• ознакомится с художественными видами творческой деятельности человека;
• проанализировать некоторые программы дошкольного воспитания и образования;
• провести исследование по использованию творческих заданий на занятиях изобразительной деятельностью;
• научиться разрабатывать занятия по художественному воспитанию для детей дошкольного возраста.
Глава I. Художественное воспитание как компонент эстетического
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания. Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
• Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:
эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
• художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;
• эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей.
1.1. Художественное воспитание как средство развития личности ребенка
Формирование личности ребенка носит всеобъемлющий, всепроникающий характер. В этом процессе проявляют себя эстетическое воздействие природы и вещей, целесообразно организованная учебно-игровая деятельность, общение ребенка со взрослыми, сверстниками. Но наиболее эффективным, поддающимся педагогической инструментовке, несомненно, является художественное воспитание как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства, при котором у детей формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, способность творить в области искусства.
Похожие работы:
Ситуация успеха как средство развития личности ребёнка. ➨
2.1 Неожиданная радость.
Выяснив, насколько успех важен для маленького человека, можно пе-рейти к более подробному ...
Семья как фактор развития личности. ➨
Роли родителей многогранны. Они несут полную ответственность за вы-бор ребенком жизненной позиции. Рождение ...
« Эстетическое воспитание младших школьников посредством занятий хореографии» ➨
Введение
Актуальность исследования. Одной из важных задач сегодняшнего дня является подготовка детей к жизни, ...