Введение
Содержание
Литература
Роли родителей многогранны. Они несут полную ответственность за вы-бор ребенком жизненной позиции. Рождение ребенка и обязанность обеспече-ния ему абсолютных условий для развития влияют на общий уклад семьи. Но помимо заботы о детях, обязанности родителей распространяются и на форми-рование и становление личности ребенка, и воспитание его собственного “Я”. Развитие ребенка, как гармоничной личности не всегда связано только участи-ем и активной деятельностью в семье родителей, оно еще обуславливается обобщенностью их воспитательных действий. Появляющиеся разногласия в воспитательных методах и отношениях родителей мешают ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что — плохо. И когда между родителями появляют-ся разногласия, когда самые близкие ребенку люди, которые являются его опо-рой, конфликтуют, да если ребенок слышит, что это происходит из-за него, он чувствует себя виноватым. А отсюда как следствие - детская тревога, страхи и даже возможны невротические симптомы. Для ребенка безусловно очень важ-ны доброжелательные взаимоотношения между членами семьи. Особенно важ-но для него понимать, как взрослые относятся к нему.
Эмоциональное отношение родителей к ребенку можно охарактеризовать, как родительскую позицию. И оно является важнейшим фактором, который формирует личность ребенка. Существуют различные вариации этого фактора, от доминирования до полного безразличия. Ребенку равносильно вредно и на-сильственное навязывание контактов, и полное их отсутствие. К ребенку, пре-жде всего нужно подходить ненавязчиво, не проявляя излишнего внимания, но и без чрезмерной эмоциональной дистанции. Необходим свободный контакт. В данном случае мы говорим о таком подходе, который можно назвать, как свободный, уравновешенный, направленный на ум и сердце ребенка, ориенти-рованный на его потребности. Подход должен быть, основан на независимо-сти, в меру и категоричный и настойчивый, который будет являться для ребен-ка авторитетом и поддержкой, но не в коем случае не властным, приказом или уступчивой, пассивной просьбой. Построение неправильного контакта с малы-шом проявляются в таких характерных формах, как излишняя агрессивность или постоянное навязчивое желание корректировать поведение ребенка.
С младенчества оптимальный процесс развития ребенка осуществляется в именно благодаря заботам родителей. Малыш учится, глядя на своих родителей говорить, мыслить, понимать и контролировать свое поведение. Благодаря лич-ностным образцам, каковыми являются для него родители, у них же он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам и знакомым: с кем дружить, кого избегать, кому выражать симпатию или наоборот антипатию. В семья ребенок подготавливается к самостоятельной жизни в будущем, семья передает так же духовные ценности, моральные, образцы поведения, нацио-нальные традиции и культуру своего общества. Согласованные, правильные методы воспитания, учат ребенка свободе общения раскованности, одновре-менно он учится руководить своими действиями и поступками согласно нрав-ственным нормам. Идет формирование личностного мира ценностей. При по-добном развитии родители своим личным поведением и примером оказывают малышу неоценимую помощь. Хотя есть родители, которые затрудняют, тор-мозят либо и вовсе нарушают нормальное развитие своих детей, при этом спо-собствуя развитию у них патологических черт личности.
Ребенок, воспитывающийся в семье, в которой образцом для него являют-ся родители, подготавливается к последующим социальным ролям жизни: жен-щины или же мужчины, жены или мужа, матери или отца. Для подрастающего ребенка достаточно сильным является социальное давление. Детей хвалят за поведение, которое вполне соответствует их полу, и резко порицают за поступ-ки, которые присущи противоположному полу. Правильное ориентированное половое воспитание, формирование чувств, принадлежности к своему полу со-ставляют одну из главенствующих основ развития личности в будущем .
При разумном применении поощрений, развитие ребенка, как личности можно ускорить, помочь стать более успешным. Наказания же и запреты могут привести к обратным результатам. В случае если без наказания все-таки ни как не обойтись, то для усиления воспитательного эффекта, оно должно наступить сразу же за содеянным проступком. Воспитательный эффект наказания будет тем лучше если ребенку доступно объяснить за что он наказан. При этом слиш-ком суровое наказание может вызвать у ребенка страх или же озлобить его. Любое насилие над ребенком формирует у него твердое убеждение, что если ему в дальнейшем что –то не будет по нраву он тоже сможет применить силу .
От воспитания заложенного в семье зависит поведение ребенка. В дошко-льном возрасте дети зачастую воспринимают себя глазами взрослых, т.к. отно-шение к ним взрослых формирует их личную самооценку. Дети, с заниженной самооценкой, как правило в большинстве своем недовольны собой. Такие дети вырастают в тех семьях, где родители ставят перед ними слишком завышенные требования и часто недовольны успехами своих детей. Такие дети постоянно сталкиваются с тем, что чувствуют свое несоответствие с желаниями родите-лей. Хотя возможна и другая крайность — слишком завышенная самооценка. Это происходит в тех семьях, где ребенка незаслуженно поощряют по любым пустякам, а наказания, если они и присутствуют очень мягки. Само собой разу-меется, что дети с несоответствующей истине самооценкой позже создают мас-су проблем, как себе, так и близким людям. Поэтому с малолетнего возраста одна из важнейших задач родителей является формирование правильной само-оценки у своего ребенка. Здесь пригодится гибкая система, как наказания, так и похвалы. При этом нужно исключить восхищение и похвалу при самом ре-бенке, крайне редко, в исключительных случаях дарятся подарки в награду за поступки, и полностью исключаются жесткие наказания .
Помимо вышеупомянутой самооценки родители так же задают и уровень притязаний и требований ребенка — а именно то, на что он претендует в своей дальнейшей жизни. Дети, имеющие слишком высокий уровень притязаний, за-вышенную самооценку рассчитывают всегда только на успех, они не представ-ляют себе другого исхода ситуации, но при неудаче не могут смириться с таким результатом и могут получить сильнейшую психическую травму. С низким же уровнем притязаний и низкой самооценкой дети наоборот не претендуют на большие результаты ни в настоящем, ни в будущем. Они никогда не ставят пе-ред собой высоких целей они постоянно находятся в сомнении и не верят ни в свои силы, ни в свои возможности. Такие люди быстро умеют смириться с поч-ти любыми неудачами, но они же при этом часто многого добиваются.
Объективно складывается определенная в большинстве своем неосознан-ная система воспитания для каждой семьи. Выделяются 4 тактики семейного воспитания и соответствующие им 4 типа семейных отношений, являющиеся предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешатель-ство” и сотрудничество .
Диктат в семье проявляется в регулярном подавлении родителями любой инициативы и чувства собственного достоинства у детей. Конечно, родители могут предъявлять определенные требования к своему чаду, руководствуясь и целями воспитания и моральными нормами. Однако родители, предпочитаю-щие всем видам воздействия приказ и насилие, могут столкнуться с упорным сопротивлением ребенка, который отвечает на грубое воздействие обманом, лицемерием или же грубостью, а иногда и неприкрытой ненавистью. Даже ес-ли родителям и удается сломать сопротивление, попутно может произойти пол-ная перестройка, ломка большинства качеств характера: инициативности, чув-ства собственного достоинства, веры в себя и свои силы – все это гарантиро-ванно приведет к неудачному формированию личности.
Опека в семье — это система отношений между ребенком и родителями, при которой родители, обеспечивая своим трудом и заботой удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его полностью от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая все на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, своим поведением полностью пе-рекрывают сложный процесс подготовки своих детей к реальной жизни. По-добная чрезмерная забота о ребенке, тотальный контроль за его действиями и жизнью в целом, поддерживаемый постоянным эмоциональным контактом, на-зывается гиперопекой. Гиперопека родителей к своему чаду, приводит к полной пассивности, зависимости и трудностям в общении, последнего. Безразличное же отношение родителей к своему ребенку и полное отсутствие какого либо контроля к нему – называется гипоопекой. В такой ситуации дети полностью предоставлены сами себе. А повзрослев, становятся циничными людьми, не уважающими никого вообще, по сути сами не заслуживающими никакого ува-жения, но при этом жутко эгоистичными и требующими от окружающих вы-полнения всех своих прихотей.
Отношения между членами семьи, в которых поддерживает независимость существования взрослых от детей, порождаются таким видом тактики как не-вмешательство. Одновременно с этим предполагается, что сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни кому из них не стоит нарушать границы этих ми-ров. Одной из наиболее часто встречаемых причин таких взаимоотношений яв-ляется пассивность родителей в воспитании ребенка .
Сотрудничество является своеобразной формой взаимоотношении в семье. Оно включает в себя сосредоточенность межличностных отношений в семье на общих целях и задачах совместной деятельности, а также ее созданием и систе-мой приоритетов. В такой обстановке у ребенка одолевается чувство эгоизма. Семья с такой формой взаимоотношении является ведущим типом. И характе-ризуется особым качеством, так как она преобразуется в группу высокого уров-ня развития — коллективом.
1,200 руб.
Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Психология личности…………………………………….………3
1.1.Что такое личность……………………………………………..…………3
1.2. Этапы формирования личности…………………………………………4
Глава 2. Роль семьи в становлении личности………………………..…14
2.1. Факторы, влияющие на развитие личности……………………....……14
2.2. Семья как основной фактор, влияющий на становление личности….16
2.3. Влияние неполной семьи на становление личности………………..…29
Глава 3. Анализ воспитания необычных детей…………………………32
3.1. Особенности воспитания одарённых детей в семье…………………..34
3.2. Дети с нервно-психическими отклонениями. Особенности воспитания нервных детей в семье……………………………………………………..…36
3.3. Родительские директивы как проявление ошибок семейного воспита-ния……………………………………………………………………………...39
Заключение…………………………………………………………………...44
Список используемой литературы………………………………………...46
Введение
Все этапы жизни, начиная от рождения, совершенствования и вплоть до смерти человек проводит в обществе. На развитие как личности воздействует большая совокупность факторов. Они могут быть как на уровне биологическом, так и на уровне социальном. Основным звеном становления личности является семья. Абсолютно разными бывают эти семьи. Это зависит и от состава семьи, и от духа отношений между членами семьи, а так же их отношение к окру-жающему миру. Как они воспринимают его, с положительной позиции или на-оборот. В следствии, всего это создаются свои убеждения и формируется уже свое отношение ко всем. Вся будущая жизнь ребенка зависит от этого, в том числе и его карьера.
Воздействие семьи на становлении психики ребенка можно рассматривать как с положительной точки зрения, так и отрицательной. Положительное влия-ние заключается в то, в течении всей своей жизни ни один человек не будет так относиться к ребенку и заботиться о нем, как люди которые состоят в его семье, его близкие - мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра. Но порой никто не сможет потенциально нанести ребенку столько вреда в воспитании, как семья.
Все проблемы связанные с развитием личности ребенка в сфере семьи все-гда были и остаются по сей день, важнейшими задачами проблем социальной психологии. В данной работе мы попытаемся раскрыть степе5нь этого влияния и каким образом это происходит. А также конце рассмотрим обычные наруше-ния проявляющиеся в воспитании.
Главной целью нашей работы является непосредственное воздействие се-мьи на развитие личности ребенка. А в роли объекта будем рассматривать мо-лодых людей в возрастной категории до 20ти лет.
Предмет работы будет являться само влияние семьи на становление лично-сти.
Глава 1. Психология личности:
1.1.Что такое личность.
Для определения понятия личность укажем, что это совокупность социаль-ных черт человека, приобретенных в процессе развития. К этому еще относят такой аспект, что личность должна обладать определенными свойствами, кото-рые отражают ее индивидуальность. Таким образом, определяются его важные поступки .
Личность, представляет из себя, человека обладающего такими особенно-стями, которые присущими только ему. Это могут быть как физические, так и психические особенности. То есть, рассматривая определенную личность - мы касаемся ее индивидуальности. Под индивидуальностью понимают такую сово-купность физических и психических особенностей, которая отличает данного человека от остальных. Здесь важно не только, существование какой то черты или ее отсутствие, но и насколько она выражена в человеке и как умеет сотруд-ничать с другими.
Сформированные особенности личности отражаются не только на характе-ре ее обладателя, но и на самих процессах возникающих в психике. Темпера-мент личности, а также ее типология высшей нервной системы мощно воздей-ствует на протекание психических процессов и определенного состояния лич-ности. Это можно увидеть как в поведении, образе жизни, каких то эмоцио-нальных процессах и т.п. Типологические особенности высшей нервной дея-тельности человека в процессе развития человека сливаются с его уже сформи-рованными чертами характера и тем самым создают внутренний облик лично-сти.
Так же, как замечаю многие ученые, личность должная обладать самосоз-нанием. Опытный человек может рассмотреть и оценить окружающую его об-становку, личные поступки с позиции признания норм морали.
Л.И. Божович утверждает, что личностью становятся только тогда, когда достигается определенный уровень самопонимания, а внутри сформировалась система психических процессов и свойств.
1.2. Этапы формирования личности.
«Личностью не рождаются, а становятся» - с этим утверждением согласны многие психологи .
Существует множество мнений по поводу периодизации развития лично-сти. Таким образом, с каждым типом теорий связано свое представление о раз-витии личности.
Рассмотрим позиции Э. Эриксона. Он считал , что в основе всего находит-ся эпигенетический принцип. То есть, генетической определенности стадий, те которые постигаются человеком в своем личностном росте. Концепция Эрик-сона понимает становление личности как смена этапов. В ходе каждого преоб-разовывается внутренний мир человек, а также сильно меняются отношения как к окружающему миру, так и с ним. Была представленная следующая классифи-кация :
І этап: младенчество (от рождения до 2-3х лет).
Первый месяц после рождения включает в себя восстановление после ро-дов и процесс перестройки основных функций ребенка. Имеется в виду такие, как дыхательная система, система кровообращения, пищеварения и терморегу-ляции. Ребенок должен свыкнуться с тем, что он находится внеутробной обста-новке, и нет больше той защищающей и питающей базы
П.Вольф пороводя определенные исследования заметил, что существует 6 поведенческих состояний младенцев: ровный (глубокий) сон, неровный (по-верхностный) сон, полусон, спокойное бодрствование, активное бодрствование и крик (плач).
Поначалу младенцы в основном спят (сон ровный или неровный). К чет-вертому месяцу жизни, как правило, ребенок уже спит большую часть ночи.
На поведение младенца влияет огромное количество рефлексов. То есть, кашель, чихание, и т.п., те процессы, которые нужны для выживания.
В период младенчества ребенок познает каждый день. Пополняются новые знания о людях, об обстановке в которой он непосредственно находится. Этот период считается очень значимым в жизни ребенка, так как происходит разви-тие на физическом и психическом фоне. К примеру, четырехмесячный ребенок будет вдвое больше и длиннее. Появляются волосики, в дальнейшем, растут зубки и т.д. Где то в этих же моментах он начинает познавать себя. Младенец обнаруживает свои пальцы и наблюдает за их движениями. учится переклады-вать предмет из одной руки в другую, а также сидят без поддержки .
И так, годовалые дети могут уже манипулировать. К полутора годам - са-мостоятельно ходят, едят сами, и порой умеют раздеваться без помощи родите-лей. И т.д.
Почти после самого рождения дети начинают пытаться познавать общение. В очень скоро умеют сообщать взрослым о том, что они хотят. В конечном ито-ге, когда ребенку исполняется два года он знают более ста слов и вполне спосо-бен вести разговор.
Еще в течение первого года жизни, у ребенка обозначается чувство привя-занности. Конечно, чем родители будут более доброжелательны, внимательны, тем сильнее будет привязанность у ребенка.
Начинается путь личностного становления и развития ребенка на социаль-ном уровне. То есть протекает процесс становления самосознания. Первыми признаками является то, что он узнает себя в зеркале, откликается на свое имя, сам в разговоре использует местоимение “Я”. После же у ребенка начинает по-являться потребность в самостоятельности. Заявление в виде “я-сам” является первым признаком.
В следствии, развития сознания, ребенок познает процесс эмпатии, то есть понимание эмоционального состояния другого человека. У ребенка появляется желание как то успокоить расстроенного человека, применяя все способы: по-целуи, дарение своей игрушки и т.д.
1,200 руб.
1. Аршавский И. А. Основы возрастной периодизации, Л., изд. Наука, 1975, 132 с.
2. Бауэр Т. Психическое развитие младенца, М., изд. Прогресс, 1979, 180 с.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание, М., изд. Прогресс, 1986,
290 с.
4. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи, М., изд. Просве-щение, 1988, 207с.
5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи, М., изд. АПН РСФСР, 1959,
138 с.
6. Дольто Ф. На стороне подростка, СПб, изд. Петербург-ХХІ век, 1997, 387 с.
7. Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 1986, 133 с.
8. Кле М. Психология подростка: психосексуальное развитие, М., изд. Педагогика, 1991, 196 с.
9. Крайг Г. Психология развития, СПб, изд. Питер, 2000, 992 с.
10. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения, М., изд. Педагогика, 1986, 263 с.
11. Люблинская А. А. Очерки психического развития ребенка, М., изд. АПН РСФСР, 1959, 138 с.
12. Мухаммедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаи-модействие, СПб, изд. СПб Университета, 1999, 360 с.
13. Мы и наша семья/сост. Зацепин В., Цимбалюк В. М., изд. Молодая гвардия, 1989, 415 с.
14. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений, М., изд. Семья и школа, 2000,
254 с.
15. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста, СПб, изд. Питер, 1999, 847 с.
16. Семья и формирование личности/ред. Бодалев А. А., М., изд. Про-свещение, 1989, 206 с.
17. Субботский Е. В. Ребенок открывает мир, М., изд. Просвещение, 1991,
198 с.
18. Титаренко В. Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 1987, 351 с.
19. Уайт Б. Первые три года жизни, М., изд. Педагогика, 1982, 258 с.
20. Фельдштейн Д. И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте, Душанбе, изд. Дониш, 1973, 256 с.
21. Флейвелл Дж. Х. Генетическая психология Жана Пиаже, М., изд. Просвещение, 1967, 345 с.
22. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Личность: теории, эксперименты, уп-ражнения, СПб, изд. Прайм-Еврознак, 2002, 865 с.
23. Эльконин Э. Г. Детство и общество, СПб, изд. Ленато, 1996, 300 с.
1,200 руб.