Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства" принят более пяти лет назад - 14 июня 1995 г. Практика его применения показала, что необходимо более четко сформулировать полномочия федерального органа по управлению развитием малого предпринимательства, определив его функции по разработке и проведению государственной политики в сфере бизнеса. Образование самостоятельного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего координацию деятельности по развитию предпринимательства и созданию его инфраструктуры, позволит сосредоточить внимание на этом важном участке рыночной экономики .
В соответствии с Законом от 14 июня 1995 г. федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и представляют в Правительство Российской Федерации Федеральную программу развития и государственной поддержки малого предпринимательства, которая после утверждения согласно требованиям Бюджетного кодекса РФ вносится в Государственную Думу как составная часть проекта федерального бюджета на предстоящий год.
Кроме того, согласно названному Закону Правительством РФ был создан (в форме некоммерческой организации) Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Результаты его работы свидетельствуют, что он не осуществляет в должной мере финансового обеспечения федеральной политики в этом деле и плохо выполняет функции заказчика Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Причин тут немало. Одна из них - в последние три года на эти цели практически не выделяются средства из федерального бюджета и других источников, в частности, от продажи государственного имущества на конкурсах и аукционах.
Государственными и муниципальными фондами поддержки малого предпринимательства являются также фонды, в уставном капитале которых участие Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований составляет не менее 50%. В соответствии со ст. 118 ГК РФ имущество, переданное его учредителями, является собственностью фонда и используется для целей, определенных в уставе. Доходы от деятельности фондов остаются в их распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию целей и задач, предусмотренных в Законе от 14 июня 1995 г.
Фонды имеют право на предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность. Основные задачи фондов обозначены в п. 3 ст. 8 Закона от 14 июня 1995 г. Они довольно масштабны и требуют создания специальных хозяйственных обществ, поскольку здесь, как и во многих других случаях, необходимо осуществление предпринимательской деятельности. Возложение ее на некоммерческую организацию в большом объеме и по многим направлениям противоречит самой природе такой организации. Поскольку подавляющее число задач фондов сопряжено с осуществлением постоянной предпринимательской деятельности, постольку федеральный орган исполнительной власти по управлению малым предпринимательством должен иметь для исполнения своих полномочий широкую сеть государственных и иных коммерческих организаций. Подобным же образом в регионах должно строиться взаимодействие между государственными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными, муниципальными и другими коммерческими организациями, в которых имеется государственное и муниципальное участие.
Связующим звеном между государственными и муниципальными органами, занимающимися развитием и поддержкой малого предпринимательства, и малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями должны стать их союзы (ассоциации). Созданные как общественные объединения, они могли бы обеспечить благоприятные условия для развития малого предпринимательства на местах, добросовестной конкуренции, коллективной защиты их интересов в органах государственной власти и местного самоуправления. Закон от 14 июня 1995 г. предусматривает государственную поддержку союзам (ассоциациям) субъектов малого предпринимательства (предоставление помещений и средств связи на льготных условиях, привлечение к разработке проектов законов и иных правовых актов и т.д.).
Правительству РФ в целях реализации положений Закона от 14 июня 1995 г. необходимо создать Совет по развитию малого предпринимательства, передав ему ряд функций, которые сейчас возложены на Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства. Этот орган при Правительстве РФ мог бы заниматься, например, организацией и координацией научных исследований, подготовкой и переподготовкой научных кадров в области малого предпринимательства, организацией сбора и обработкой правовой, патентно-лицензионной и иной информации и т.д. Вовлечение самих субъектов малого предпринимательства, их союзов и ассоциаций, возложение ряда государственных функций на Совет по развитию малого предпринимательства позволило бы постепенно осуществить переход от бюджетного финансирования к самофинансированию и саморазвитию .
В связи с реализацией одобренной 9 сентября 1999 г. Правительством РФ Концепции управления государственным имуществом и приватизации следовало бы осуществить инвентаризацию государственных предприятий и учреждений, коммерческих организаций, в которых доли (акции) принадлежат Российской Федерации, ее субъектам и которые имеют отношение к деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей. Необходимо разработать комплекс мероприятий по созданию на базе неиспользуемого излишнего государственного и муниципального имущества, незавершенного строительства сети технопарков, лизинговых фирм, бизнес - инкубаторов, производственно - технологических центров и других объектов инфраструктуры, создаваемых в целях поддержки субъектов малого предпринимательства. Правительству РФ необходимо установить порядок подачи заявок на бюджетное финансирование этих субъектов, а в Федеральный закон "О бюджетной классификации в Российской Федерации" включить специальные статьи на эти цели. В государственных программах среднесрочного и краткосрочного развития экономики России Министерству экономического развития и торговли совместно с федеральным органом развития малого предпринимательства следует определять ориентиры развития малых предприятий, предполагаемые источники их финансирования.
Закон от 14 июня 1995 г. предусматривает, что Правительство РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации резервируют для субъектов малого предпринимательства определенную долю заказов на производство и поставку продукции (товаров) и услуг для государственных нужд. Государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности Российской Федерации или ее субъектов, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования (п. 1 ст. 525 ГК). Основанием для заключения государственного контракта или договора поставки для государственных нужд с малым предприятием или индивидуальным предпринимателем является заказ государственного заказчика.
Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставку продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% от общего объема поставок для данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого предпринимательства. Правительству РФ для реализации этой нормы следует установить порядок их участия в размещении государственных заказов. Для повышения эффективности хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства и осуществления названного и других требований Закона от 14 июня 1995 г. необходимо иметь реестр малых предприятий и индивидуальных предпринимателей по всей России с учетом федеральных правил и норм законодательства субъектов Российской Федерации. Последние вправе в соответствии со своими полномочиями решать все вопросы в области поддержки малого предпринимательства, принимая дополнительные меры за счет собственных ресурсов .
Принятие Федерального закона от 9 июля 1999 г. "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" заставляет по-новому взглянуть на проблему участия в этой сфере субъектов малого предпринимательства. Ныне действующая ст. 15 Закона от 14 июня 1995 г. носит откровенно декларативный характер. В ней записано, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют меры по расширению участия субъектов малого предпринимательства в экспортно - импортных операциях, содействуют их участию в международных выставках и ярмарках. Размер, порядок и условия компенсации расходов, связанных с поддержкой внешнеэкономической деятельности, устанавливаются договором между субъектом малого предпринимательства и соответствующим фондом поддержки малого предпринимательства. Но коммерческие организации с иностранными инвестициями, как правило, по организационно - правовой форме и численности работающих не отвечают условиям, перечисленным в ст. 3 Закона от 14 июня 1995 г., а вложения иностранных инвесторов в уставный капитал этой нормой не предусмотрен. Иначе говоря, на эти юридические лица не распространяется правовой режим деятельности субъектов малого предпринимательства. Думается, заслуживает обсуждения вопрос о предоставлении иностранным инвесторам определенных налоговых льгот при создании и участии малых предприятий в определенных перспективных отраслях экономики, лизинговых компаниях. Подобный вариант правового регулирования иностранных инвестиций в экономику России является более предпочтительным, чем выступление ФФПМП в качестве гаранта по целевым иностранным кредитам, предоставляемым Российской Федерации на поддержку малого предпринимательства.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Этапы развития малого предпринимательства в России 5
1.1. Развитие малого предпринимательства в России в 80-е годы XX века 5
1.2. Основные этапы развития малого предпринимательства в 90-е годы XX века
9
Глава 2. Государственная поддержка малого предпринимательства в России
14
Глава 3. Современные проблемы развития малого предпринимательства в России
20
Заключение 30
Список литературы 32
Введение
Конституция Российской Федерации (далее - РФ) закрепляет право каждого гражданина свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Таким образом, свободное осуществление предпринимательской деятельности является элементом конституционного принципа экономической свободы.
Значение малого предпринимательства для развития современной экономики России трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. Как справедливо отмечает И.А. Ляшевич, в секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса .
Отличительной особенностью малого бизнеса является его доступность как сферы деятельности для широкого круга людей, которая обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов . Поэтому именно малый бизнес является необходимым условием формирования так называемого среднего класса - социального фундамента, обеспечивающего стабильное развитие российского общества. В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной экономической политики России должно стать создание эффективной системы комплексной поддержки малого предпринимательства.
Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики. Вопросы развития малого предпринимательства постоянно находятся в центре внимания и обсуждаются на самых различных уровнях власти. Необходимо отметить, что для стимулирования развития малого бизнеса государство может использовать только косвенные методы государственного регулирования, то есть экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. Нормативно-правовой основой осуществления названных мер является Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации").
Данный Закон является в настоящее время единственным законом, полностью посвященным малому бизнесу. Можно согласиться с Л.Т. Ибадовой относительно того, что в нем нет четкого соответствия между названием и предметом его регулирования. Связано это с тем, что законодатель смешивает функции государственного регулирования и функции государственной поддержки. ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" направлен на регулирование достаточно широкого круга отношений в сфере малого предпринимательства, в то время как название ограничивает его только рамками государственной поддержки. Очевидно, что закон, регулирующий все основные положения о малом предпринимательстве, должен иметь соответствующее название, например "О малом предпринимательстве" .
Следовательно, на настоящем этапе мне представляется наиболее актуальным и значимым изучение основ малого предпринимательства в условиях рыночной экономики, формирующихся в России. Это доступно исключительно при всестороннем и полном изучении и анализе основных этапов становления малого предпринимательства в России, государственных гарантий субъектам малого предпринимательства, а также при выявлении современных проблем развития малого предпринимательства и предложении путей их преодоления. Чему и посвящена данная работа.
Глава 1. Этапы развития малого предпринимательства в России
1.1. Развитие малого предпринимательства в России
в 80-е годы XX века
В мае 1921 г. в связи с переходом к новой экономической политике был установлен единый общегражданский налог, к уплате которого привлекалось все трудоспособное население, поделенное на разряды. И можно сказать, что это был первый аналог специального налогового режима в России.
Результат опыта экономических преобразований последних лет, начиная с 1985 г., закономерен, так же как и результат применения экономических нормативов и платежей за ресурсы, превратившихся на практике в индивидуальные адресные задания. Они не могли реально изменить взаимоотношения государства и предприятия, поскольку как само предприятие, так и его доход являются государственной собственностью и объектом государственного присвоения.
Однако преобладание крупных предприятий, управление всеми другими предприятиями как крупными, отсутствие дифференцированного подхода в определении места и роли различных предприятий в экономике страны снижали эффективность деятельности существующих малых предприятий. Фактическое отсутствие естественного конкурентного механизма функционирования предприятий в экономике обедняло советский товарный рынок.
Принципиальное значение в эти годы для развития малого предпринимательства имели принятые в 1986 г. Закон "Об индивидуальной трудовой деятельности", в 1987 г. Закон "О государственном предприятии" (распространенный на все предприятия с 1989 г.), Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о создании совместных предприятий с участием иностранного капитала (1987 г.).
В ноябре 1986 г. и мае 1988 г. Закон легализует частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных областей и сфере услуг. Начался рост кооперативного движения, получивший мощный стимул к развитию с принятием Закона "О кооперации" (1988 г.). В этом Законе нашел законодательное воплощение новый подход к экономической политике, так как Закон выражал и брал под защиту сердцевину кооперативного строя - демократизм. С принятием этого Закона начинает расширяться сфера частной инициативы в сельском хозяйстве, особенно с введением аграрных договоров на землю (на срок до 50 лет), что заложило основу для формирования фермерства, которое, однако, не получило широкого развития .
В июне 1990 г. был принят Закон "О предприятиях в СССР". В этом Законе предусматривалось дальнейшее расширение самостоятельности предприятий и хозяйственного расчета, перечислялись следующие виды предприятий: индивидуальные, кооперативные в форме кооперативного или иного хозяйственного общества или товарищества. Закон давал возможность создавать совместные предприятия, арендные и малые государственные предприятия. Предприятия могли объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны по отраслевому, территориальному и другим признакам. Государственные предприятия делились на союзные, республиканские, областные, окружные и коммунальные. Предприятие само могло устанавливать цены на свою продукцию.
В 1989 г. прошел I Всесоюзный съезд объединенных кооперативов в сфере производства товаров и услуг. На этом съезде был организован "Союз кооперативов СССР в сфере производства и услуг". Союз определил своей главной целью создание параллельной экономики, которая бы в конкурентной борьбе с существующей хозяйственной системой помогла оздоровить ее.
Конец 80-х годов очень противоречив, что являлось отражением сложной социально-политической обстановки в стране, и охарактеризовать его однозначно по этой причине трудно. Складывается впечатление, что "одна рука созидала, а другая разрушала". Поскольку предпринимались попытки создания малых кооперативных форм в сфере производства и услуг, и существующий хозяйственный механизм с массой запретов ограничивал развитие новых экономических явлений - мелкого частного хозяйства. Наблюдалось интенсивное развитие кооперативов, производящих товары производственно-технического назначения, строительных, сельскохозяйственных и научно-технических, торговых, медицинских, обслуживающих население (на перечисленных предприятиях наблюдались элементы предпринимательства), при отсутствии гибкой экономической политики в этой области, быстро реагирующей на потребности нового экономического явления, защищающей потребителя и стимулирующей производителя.
В начале 90-х годов кооперация как форма малого предпринимательства сводится на нет, хотя именно эта форма соответствует сложившимся хозяйственным традициям отечественного производителя, весьма перспективна вообще и чрезвычайно активно используется всеми странами с развитым рыночным механизмом хозяйствования . Конечно, притеснение кооперативов в тот период можно объяснить и тем, что они продемонстрировали в некоторых случаях нечистоплотность в хозяйственной деятельности, приоритет краткосрочных интересов над долгосрочными перспективами и т.п. Однако во многом это объяснялось объективными причинами - не сложившейся рыночной средой и специфическими социально-политическими условиями, приспособленными к административно-командной системе.
Появляется ряд основополагающих документов: Постановление СМ СССР от 8 августа 1990 г. № 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий", Постановление СМ РСФСР от 18 июля 1991 г. № 404 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР". Этими документами были определены стартовые условия малого предпринимательства. Происходит перерегистрация кооперативов, возникших во второй половине 80-х годов, в малые предприятия; вводится ограничение видов деятельности для малых предприятий; упрощается их регистрация; расширяются возможности выхода на внешний рынок, что способствует появлению офшорных предприятий; предусматривается ряд льгот по материально-техническому снабжению для малых предприятий. В результате предпринятых государством мер в этот период наблюдается бурный рост малых предприятий и предпринимательской активности, которая сопровождалась быстрым и легким накоплением капиталов, активной деятельностью в торгово-посреднической сфере. Такие хозяйственные преобразования позволили удовлетворить спрос населения на дефицитные тогда товары широкого потребления, бытовые услуги и общественное питание.
Тем не менее, на малые предприятия начинает оказываться очень тяжелое финансовое давление: 28% НДС, 35% налог на прибыль, от 50% и выше - на коммерческий кредит . Еще одной характерной чертой этого, в общем-то, благополучного периода для малого бизнеса было то, что малые предприятия выполняли роль канала перекачки ресурсов командно-управляемых госпредприятий в теневую экономику, в пользу полукриминального и просто криминального псевдорыночного предпринимательства. Самое печальное последствие такой перекачки заключалось и заключается в том, что средства, накапливаемые в малом предпринимательстве методом "доразграбления" госсектора, за небольшим исключением практически навсегда уходили из сферы накопления и не использовались для развития национального производства и его инфраструктуры.
1,200 руб.
1. Федеральный закон № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. № 25. Ст. 2343.
2. "Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996 - 1997 гг." (утв. Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. № 1256) // СЗ РФ. 1996. № 2. Ст. 100.
3. "Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000 - 2001 гг." (одобрена Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 121) // СЗ РФ. 2000. № 8. Ст. 959.
4. Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1996. № 15. Ст. 1583.
5. Вахрушина М.А., Пашкова Л.В. Учет на предприятиях малого бизнеса. 2006.
6. Ибадова Л.Т. Комментарий к Федеральному закону "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (постатейный). М.: ЗАО "Юстицинформ", 2006.
7. Ибадова Л.Т. Некоторые правовые проблемы понятия субъекта малого предпринимательства // Государство и право. 2005. № 9.
8. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. М., 2006.
9. Использование эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации: состояние, направление развития. М., 2003.
10. Карпов В.В., Лукина Я.В. Малые предприятия 2005: Практическое пособие. М.: Экономика и финансы, 2005.
11. Климатова З.А. Современные проблемы развития малого бизнеса и предпринимательства (на примере республики Северная Осетия - Алания). М., 2001.
12. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 2005.
13. Ляшевич И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Журнал российского права. 2006. № 5.
14. Официальный сайт поддержки малого бизнеса в России: http://www.littlebusiness.ru
15. Предпринимательское право РФ / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: Юристъ, 2005.
16. Толкачев А.Н. Российское предпринимательское право. Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во "Экзамен", 2003.
1,200 руб.