ГлавнаяГотовые работы Феномен массовой культуры как возможный поворотный момент в истории человечества

Готовый реферат

на тему:

«Феномен массовой культуры как возможный поворотный момент в истории человечества»









Цена: 750 руб.

Номер: V7787

Предмет: Культурология

Год: 2008

Тип: рефераты

Отзывы

Айжамал 26.08.2020
Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана,  моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.
Татьяна М. 12.06.2020
Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.
Юлианна В. 09.04.2018
Мы стали Магистрами)))
Николай А. 01.03.2018
Мария,добрый день! Спасибо большое. Защитился на 4!всего доброго
Инна М. 14.03.2018
Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4!!!! Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым  буду Вас рекомендовать. Успехов Вам!!!
Ольга С. 09.02.2018
Курсовая на "5"! Спасибо огромное!!!
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Ксения 16.01.2018
Спасибо большое!!! Очень приятно с Вами сотрудничать!
Ольга 14.01.2018
Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу!!! оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Вера 07.03.18
Защита прошла на отлично. Спасибо большое :)
Яна 06.10.2017
Большое спасибо Вам и автору!!! Это именно то, что нужно!!!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!

Поделиться

Введение
Содержание
Литература
«Сверхзадачей» масскульта не является провоцирование массовых движений, спонтанных многомиллионных выступлений. Он не выражает дух массы» или «дух массового сознания». Напротив массовая культура выполняет очень важное социальное задание, связанное с реальным устранением массы, нейтрализацией исходящей от нее угрозы, ее рассечением и рассредоточением. В известной формулировке 3. Фрейда любая культура представляет собой систему запретов добровольно налагаемых обществом на самою себя, чтобы не погибнуть в «войне всех против всех». Такой же темой является и массовая культура — механизм защиты от тех деструктивных тенденций, которые обрели угрожающий характер в XX в [52, с.129-131].

Описание массовой культуры будет неполным, если обойти молчанием проблему границ, в которых это феномен существует, а также механизмов и способов трансформации немассовой культуры в массовую.

В историческом измерении существование массовой культуры ограничено отрезком примерно в последние сто лет, когда на социальной арене находилась такая форма общности, как масса. O всех прецедентах в более отдаленных исторических периодах можно говорить только как о «предмасскульте», «протомасскульте». Допустимо вести речь о народной, крестьянской, о культуре низов либо, напротив, о культуре аристократических артистических кругов, других привилегированных слоев общества. Можно противопоставлять культуры социальных фаворитов и аутсайдеров. Но массовая культура не сопрягается ни с какой другой социальной формой общности, кроме массовой. Масскульт не «вырабатывается» ни в народе, ни в крестьянской или рабочей среде — он существует помимо и «поверх» данных социальных образований.

Формальные пределы масскульта безграничны — он пронизывает все культурное пространство. Научные исследования, религиозные акции, повседневность, художественные представления, моральные и экономические требования, даже труд могут иметь, как и масскультовый, так и немасскультовый облик. Если в историческом ракурсе отличить культуры массовую и немассовую не составляет особого труда, то в формально-логическом сделать это намного труднее. Сто минувших лет — это все же не эпоха политического и безраздельного торжества масс и массовой культуры. Если сегодня мы с полным правом констатируем, что масскульт стал доминирующим, то еще пятьдесят лет тому назад немасскультовые формы могли составить ему существенную конкуренцию. Культу¬ре; массы и для масс противостояли иные культуры, отличавшиеся от нее не только социально-исторически, но и формально.

Как массовая, так и немассовая культуры опираются на некото¬рые архетипические формы, вводят в действие некие структуры, присутствующие в человеке и в обществе. Однако праобраз, или архетип, в масскульте «работает» по-другому. Он представлен здесь в виде сжатой формулы или недвусмысленного приказа. Массовая культура оперирует чистыми, прозрачными, внятными, кажущимися примитивными формами архетипических состояний. Предметы массскульта действуют прямо и открыто, очень агрессивно. Но не поддаться их обаянию весьма трудно, потому что они вводят в действие глубинные, архаические, неосознаваемые структуры человека. Немасскультовая же практика опирается на «загрязненные» ком¬муникативными «шумами» сообщения.

Если относительно предметов, которые прямо и открыто заявля¬ют о своей принадлежности к масскульту, сомнений не возникает, то с предметами, исторически и идеологически причисляемыми к немасскультовым, дело обстоит намного сложнее. По старой памя¬ти очень многие явления масскульта продолжают причислять к «под¬линным произведениям искусства», уводящим в мир «вечных цен¬ностей». Альбомы с репродукциями картин, научно-популярные пе¬редачи и циклы, концерты «классической музыки» на громадных стадионах, Интернетовские музейные сайты, туристические маршруты по «культурным местам» и пр. противопоставляют масскульту. Однако это неверно, так как во всех перечисленных случаях нарушается режим презентации и восприятия. Культура есть не только культурные формы, но и соответствующие каналы коммуни¬кации, по которым эти формы циркулируют, и особый «взгляд на предмет», нормы и правила его восприятия, и нормативные смыслы, которыми этот предмет наделяется. Нарушение любого из компонентов культурного ансамбля немедленно влечет за собой трансформацию всего облика культуры. Предметы, оставаясь вроде бы такими же, что и сто лет тому назад, при изменении социально-культурного контекста начинают иначе циркулировать, выполнять другие функции, порождать новые смыслы. С предметами, скроенными не по масскультовой «канве», могут происходить разные метаморфозы: они либо расчленяются на отдельные фрагменты, которые в результате технологической обработки сопрягаются в другие последовательности, либо доводятся до состояния гиперреальности, становятся «простыми и чистыми», решаются «шумов и превращаются в одномерные с кальки самих себя [52, с.132-134]. Для примера можно рассмотреть научный или научно-популярный фильм о жизни и творчестве какого-нибудь художника в данном случае зритель сталкивается не с самим творением, а с некоторой коммуникативной, прошедшей технологическую обработку последователь-ностью. В результате перед адресатом возникает великое произведение во всем объеме, а некое его подобие, в сопровождении «посредников», комментаторов, всех тех, кто участвовал в создании фильма. Не стоит забывать, что нарушается режим восприятия. Перед зрителем предстает не великая картина, а некая аудиовизуальная форма, использующая элементы картины в качестве элементарного материала. Таким образом, он обречен «вживаться» не в живописный шедевр, а «в кинокамеру». Так происходит процедура «рассечения».

Исключающая всякие помехи цифровая CD-аппаратура, coвершенное, превосходящее воспринимающую способность человечен, глаза изображение DVD-систем, компьютерные технологии, позволяющие лицезреть предмет в таких деталях, в каких это невозможно сделать при традиционном экспонировании, не только «улучшают» предмет, но напротив, «подавляют», уничтожают, делают его гиперреальной копией самого себя. Звук лучше, чем на «живом» концерте, изображение лучше, чем в действительности, убирают реальность и музыкального шедевра, и художественного полотна, превращают их в характернейшие образцы масскульта.

Таким образом, в любом современном обществе существует (а кое-где и пре¬обладает) межсоциальная, точнее, общесоциальная культура, представляющая собой не механическую сумму социальных культур, а их качественно новую, ценностно-дифференцированную систему, в которой все части, слои находятся в отношении конвергенции и частичной интеграции.

Массовая культура — коллективная культура, состоящая из неких общих усредненных образцов деятельности, стерео¬типов чувствования, мышления, действия, а также общепри¬нятых правил, вошедших в привычку норм поведения, расхожих сценариев, репертуаров общения, социальных инстинктов и ре¬акций, бытовых установок и традиций, распространенных об¬щественных мнений и стандартизированных вкусов.

В историческом (а не ситуативном) измерении наиболее цен¬ным образованием массовой культуры являются этническая культура и ее репрезентативное образование — фольклор, а на¬именее ценным — разномастный китч. Фольклор репрезенти¬рует традиционные, проверенные временем материальные и духовные устои жизни национального сообщества, глубинные пласты народного художественного творчества, исторического менталитета, «кристаллы» житейской философской мудрости.

Общий культурный подъем каждого общества целиком зависит от прочности и глубины творческого союза элитарной и массовой культур, а также от меры активности их посредников и от степени эффективности посреднических форм художес¬твенной и интеллектуальной коммуникаций. К числу таких форм принадлежит и частушка, которую любят и понимают все слои населения славянских стран. Как это ни покажется странным, но максимальная свобода комбинаций речевых обра¬зов («метафорическая раскованность») и наиболее рельефное выражение различных стилистических фигур сквозь языковые отклонения обнаруживается в самой простой форме в «низо¬вых» поэтических жанрах. Частушку следует по достоинству оценивать в качестве эвристически потенцирующего начала культуры — игрового ингредиента народного творчества [48, с.22 - 24].

На расковывающее действие этого «низового» жанра ранее указал Па¬вел Флоренский в статье «Несколько замечаний к собранию частушек Кос¬тромской губернии Нерехтского уезда». Он привел ряд веских причин, объясняющих, почему жанр искрометной частушки, имеющий длинную историю в славянском (и не только славянском) мире, стал притягателен для людей разных профессий и образовательных цензов. Частушка — это свобода чувства, вольно выражаемая мысль-настроение.

Художественная форма здесь полностью соответствует содержанию. «Эта прерывистость мысли, порою кажущаяся (но на деле не таковая!), — отмечал П. Флоренский, — крайнею субъектииностью случайных ассоциа¬ций весьма сближает частушку с лирикой современных поэтов-символис¬тов, пропускающих промежуточные вехи на пути мысли и оставляющих лишь крайние. Такому сближению способствует и формальная особенность частушек, тоже имеющая себе параллель и новой поэзии.

По такому же «закону» разворачивается всякий творческий генезис важной идеи. Причем на самом раннем этапе поиска гипотез эвристичес¬кая мысль прерывиста, интервалы между опорными вспомогательными образами идеи весьма велики. Чтобы привлечь внимание, новая идея дол¬жна быть метафорически озвучена, проводить через себя образный ток по¬пулярной эвристики.

Частушка — это своего рода жесткая музыкально-поэтическая графи¬ка. В стиле частушки находят специфическое применение самые смелые приемы комбинирования художественных образов. Здесь они чеканно вы¬делены и опрощены. Наиболее показательным приемом может служить пе¬редача глубоких психологических переживаний посредством ассоциирова¬ния их с явлениями природы и быта. Таким образом, создаются выразительные условные звукообразы.
750 руб.

Похожие работы:

Монголо-татарское иго и его влияние в истории русской культуры 

Вопрос о воздействии татаро-монгольского нашествия и последовавшего за ним ига на развитие русского общества ...

Совершенствование управления структурными подразделениями в современных условиях на примере муниципального учреждения культуры Центр культуры и досуга Болшево 

Введение

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся ...

Понятие культуры и цивилизации в истории филосовского анализа культуры 

Выведение философских оснований культуры существенно для судеб человечества, если исходить из спасительной ...

Феномен анимизма в истории общечеловеческой культуры 

ВВЕДЕНИЕ

Выбранная тема не является столь же актуальной со стороны широкого круга заинтересованных развитием ...

Поиск по базе выполненных нами работ: