Введение
Содержание
Литература
«Сверхзадачей» масскульта не является провоцирование массовых движений, спонтанных многомиллионных выступлений. Он не выражает дух массы» или «дух массового сознания». Напротив массовая культура выполняет очень важное социальное задание, связанное с реальным устранением массы, нейтрализацией исходящей от нее угрозы, ее рассечением и рассредоточением. В известной формулировке 3. Фрейда любая культура представляет собой систему запретов добровольно налагаемых обществом на самою себя, чтобы не погибнуть в «войне всех против всех». Такой же темой является и массовая культура — механизм защиты от тех деструктивных тенденций, которые обрели угрожающий характер в XX в [52, с.129-131].
Описание массовой культуры будет неполным, если обойти молчанием проблему границ, в которых это феномен существует, а также механизмов и способов трансформации немассовой культуры в массовую.
В историческом измерении существование массовой культуры ограничено отрезком примерно в последние сто лет, когда на социальной арене находилась такая форма общности, как масса. O всех прецедентах в более отдаленных исторических периодах можно говорить только как о «предмасскульте», «протомасскульте». Допустимо вести речь о народной, крестьянской, о культуре низов либо, напротив, о культуре аристократических артистических кругов, других привилегированных слоев общества. Можно противопоставлять культуры социальных фаворитов и аутсайдеров. Но массовая культура не сопрягается ни с какой другой социальной формой общности, кроме массовой. Масскульт не «вырабатывается» ни в народе, ни в крестьянской или рабочей среде — он существует помимо и «поверх» данных социальных образований.
Формальные пределы масскульта безграничны — он пронизывает все культурное пространство. Научные исследования, религиозные акции, повседневность, художественные представления, моральные и экономические требования, даже труд могут иметь, как и масскультовый, так и немасскультовый облик. Если в историческом ракурсе отличить культуры массовую и немассовую не составляет особого труда, то в формально-логическом сделать это намного труднее. Сто минувших лет — это все же не эпоха политического и безраздельного торжества масс и массовой культуры. Если сегодня мы с полным правом констатируем, что масскульт стал доминирующим, то еще пятьдесят лет тому назад немасскультовые формы могли составить ему существенную конкуренцию. Культу¬ре; массы и для масс противостояли иные культуры, отличавшиеся от нее не только социально-исторически, но и формально.
Как массовая, так и немассовая культуры опираются на некото¬рые архетипические формы, вводят в действие некие структуры, присутствующие в человеке и в обществе. Однако праобраз, или архетип, в масскульте «работает» по-другому. Он представлен здесь в виде сжатой формулы или недвусмысленного приказа. Массовая культура оперирует чистыми, прозрачными, внятными, кажущимися примитивными формами архетипических состояний. Предметы массскульта действуют прямо и открыто, очень агрессивно. Но не поддаться их обаянию весьма трудно, потому что они вводят в действие глубинные, архаические, неосознаваемые структуры человека. Немасскультовая же практика опирается на «загрязненные» ком¬муникативными «шумами» сообщения.
Если относительно предметов, которые прямо и открыто заявля¬ют о своей принадлежности к масскульту, сомнений не возникает, то с предметами, исторически и идеологически причисляемыми к немасскультовым, дело обстоит намного сложнее. По старой памя¬ти очень многие явления масскульта продолжают причислять к «под¬линным произведениям искусства», уводящим в мир «вечных цен¬ностей». Альбомы с репродукциями картин, научно-популярные пе¬редачи и циклы, концерты «классической музыки» на громадных стадионах, Интернетовские музейные сайты, туристические маршруты по «культурным местам» и пр. противопоставляют масскульту. Однако это неверно, так как во всех перечисленных случаях нарушается режим презентации и восприятия. Культура есть не только культурные формы, но и соответствующие каналы коммуни¬кации, по которым эти формы циркулируют, и особый «взгляд на предмет», нормы и правила его восприятия, и нормативные смыслы, которыми этот предмет наделяется. Нарушение любого из компонентов культурного ансамбля немедленно влечет за собой трансформацию всего облика культуры. Предметы, оставаясь вроде бы такими же, что и сто лет тому назад, при изменении социально-культурного контекста начинают иначе циркулировать, выполнять другие функции, порождать новые смыслы. С предметами, скроенными не по масскультовой «канве», могут происходить разные метаморфозы: они либо расчленяются на отдельные фрагменты, которые в результате технологической обработки сопрягаются в другие последовательности, либо доводятся до состояния гиперреальности, становятся «простыми и чистыми», решаются «шумов и превращаются в одномерные с кальки самих себя [52, с.132-134]. Для примера можно рассмотреть научный или научно-популярный фильм о жизни и творчестве какого-нибудь художника в данном случае зритель сталкивается не с самим творением, а с некоторой коммуникативной, прошедшей технологическую обработку последователь-ностью. В результате перед адресатом возникает великое произведение во всем объеме, а некое его подобие, в сопровождении «посредников», комментаторов, всех тех, кто участвовал в создании фильма. Не стоит забывать, что нарушается режим восприятия. Перед зрителем предстает не великая картина, а некая аудиовизуальная форма, использующая элементы картины в качестве элементарного материала. Таким образом, он обречен «вживаться» не в живописный шедевр, а «в кинокамеру». Так происходит процедура «рассечения».
Исключающая всякие помехи цифровая CD-аппаратура, coвершенное, превосходящее воспринимающую способность человечен, глаза изображение DVD-систем, компьютерные технологии, позволяющие лицезреть предмет в таких деталях, в каких это невозможно сделать при традиционном экспонировании, не только «улучшают» предмет, но напротив, «подавляют», уничтожают, делают его гиперреальной копией самого себя. Звук лучше, чем на «живом» концерте, изображение лучше, чем в действительности, убирают реальность и музыкального шедевра, и художественного полотна, превращают их в характернейшие образцы масскульта.
Таким образом, в любом современном обществе существует (а кое-где и пре¬обладает) межсоциальная, точнее, общесоциальная культура, представляющая собой не механическую сумму социальных культур, а их качественно новую, ценностно-дифференцированную систему, в которой все части, слои находятся в отношении конвергенции и частичной интеграции.
Массовая культура — коллективная культура, состоящая из неких общих усредненных образцов деятельности, стерео¬типов чувствования, мышления, действия, а также общепри¬нятых правил, вошедших в привычку норм поведения, расхожих сценариев, репертуаров общения, социальных инстинктов и ре¬акций, бытовых установок и традиций, распространенных об¬щественных мнений и стандартизированных вкусов.
В историческом (а не ситуативном) измерении наиболее цен¬ным образованием массовой культуры являются этническая культура и ее репрезентативное образование — фольклор, а на¬именее ценным — разномастный китч. Фольклор репрезенти¬рует традиционные, проверенные временем материальные и духовные устои жизни национального сообщества, глубинные пласты народного художественного творчества, исторического менталитета, «кристаллы» житейской философской мудрости.
Общий культурный подъем каждого общества целиком зависит от прочности и глубины творческого союза элитарной и массовой культур, а также от меры активности их посредников и от степени эффективности посреднических форм художес¬твенной и интеллектуальной коммуникаций. К числу таких форм принадлежит и частушка, которую любят и понимают все слои населения славянских стран. Как это ни покажется странным, но максимальная свобода комбинаций речевых обра¬зов («метафорическая раскованность») и наиболее рельефное выражение различных стилистических фигур сквозь языковые отклонения обнаруживается в самой простой форме в «низо¬вых» поэтических жанрах. Частушку следует по достоинству оценивать в качестве эвристически потенцирующего начала культуры — игрового ингредиента народного творчества [48, с.22 - 24].
На расковывающее действие этого «низового» жанра ранее указал Па¬вел Флоренский в статье «Несколько замечаний к собранию частушек Кос¬тромской губернии Нерехтского уезда». Он привел ряд веских причин, объясняющих, почему жанр искрометной частушки, имеющий длинную историю в славянском (и не только славянском) мире, стал притягателен для людей разных профессий и образовательных цензов. Частушка — это свобода чувства, вольно выражаемая мысль-настроение.
Художественная форма здесь полностью соответствует содержанию. «Эта прерывистость мысли, порою кажущаяся (но на деле не таковая!), — отмечал П. Флоренский, — крайнею субъектииностью случайных ассоциа¬ций весьма сближает частушку с лирикой современных поэтов-символис¬тов, пропускающих промежуточные вехи на пути мысли и оставляющих лишь крайние. Такому сближению способствует и формальная особенность частушек, тоже имеющая себе параллель и новой поэзии.
По такому же «закону» разворачивается всякий творческий генезис важной идеи. Причем на самом раннем этапе поиска гипотез эвристичес¬кая мысль прерывиста, интервалы между опорными вспомогательными образами идеи весьма велики. Чтобы привлечь внимание, новая идея дол¬жна быть метафорически озвучена, проводить через себя образный ток по¬пулярной эвристики.
Частушка — это своего рода жесткая музыкально-поэтическая графи¬ка. В стиле частушки находят специфическое применение самые смелые приемы комбинирования художественных образов. Здесь они чеканно вы¬делены и опрощены. Наиболее показательным приемом может служить пе¬редача глубоких психологических переживаний посредством ассоциирова¬ния их с явлениями природы и быта. Таким образом, создаются выразительные условные звукообразы.
750 руб.
Введение .......................................................................................................... 3
Глава 1. Массовая культура в современном обществе
1.1. Феномен массовой культуры как феномен ХХ века …………………. 5
1.2. Категория массы – как одной из составляющих массовой культуры ... 11
Глава 2. Функции культуры и их взаимосвязь с феноменом массовой культуры в современном мире …………………………………………………………… 26
Заключение …………………………………………………………………….. 32
Список литературы …………………………………………………………… 37
Введение
Проблемы, связанные с человеческими ценностями, ученые относят к числу важнейших научных философских, психологических, педагогических проблем. Это связано с той ролью, которую играют ценности в развитии человека и общества, выступая интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для любой малой или большой социальной группы, культуры, нации, для человечества в целом. Питирим Сорокин усматривал в наличии целостной и устойчивой системы ценностей важнейшее условие как внутреннего социального, так международного мира. «Когда их единство, усвоение и гармония ослабевают – увеличиваются шансы международной или гражданской войны». Разрушение ценностной основы неминуемо ведет к кризису личности и общества, выход из которого возможен только на пути обретения новых ценностей.
Политические и социально-экономические изменения, происходящие в последние годы в нашей стране, привели к разрушению привычной системы ценностей, включая социальные ценности (Отечество, семья, дружба, общение и др). В одном из выступлений в ТГПУ им. Л.Н. Толстого Н. Д. Никандров отметил, что с разрушением системы ценностей в нашей стране была разрушена и система патриотического воспитания, воспитания любви к своей стране, что признается и практически осуществляется во всем мире. «Главная причина этого, - отметил президент РАО, - состоит в утрате общей цели, в ценностном вакууме, в том, что в стране сегодня нет хотя бы некоторого согласия относительно того, что мы строим, по каким законам хотим жить».
Разрушение ценностных ориентиров не сопровождалось появлением сколько-нибудь равноценных новых, что породило многие социальные проблемы: кризис нравственности и правосознания, социальную нестабильность, политическую дезориентацию и деморализацию населения, падение ценности человеческой жизни и многое другое. Налицо ценностный нигилизм, цинизм, метание от одних ценностей к другим, экзистенциальный вакуум и многие другие симптомы социальной патологии (В. Франкл), возникшей на почве перелома ценностной основы и смыслового голодания.
Исследования показывают, что при ранжировании ценностей большая часть респондентов учащихся такие значимые для любого общества ценности, как «отечество», «нация», «народная культура» ставит на последние места. Особый смысл данная проблема приобретает в период общего духовного кризиса, в эпоху засилья масскультуры и американизации нашего общества [6, с. 15-20].
Рост числа дезадаптированных и неполных семей, разводов, отсутствие в стране ясной и продуманной программы поддержки материнства и детства свидетельствуют о снижении в обществе ценности семьи и семейных отношений.
Ценностные ориентации, в основе которых лежит система ценностей, являясь одним из центральных личностных новообразований, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности. Система ценностей напрямую связана с направленностью личности, формируется под влиянием культуры и определяет ее содержательную сторону и составляет основу мировоззрения человека, его взглядов на окружающий мир, отношений к другим людям, к себе, ядро мотивации и «философию жизни». Ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте на основе сложившейся у молодых людей системы ценностей, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым в определенной мере детерминируют ее поведение [2, с. 3].
Глава 1. Массовая культура в современном обществе
1.1. Феномен массовой культуры как феномен ХХ века
Особое место в жизни современных сообществ массовая культура заняла в результате процессов социокультурной модернизации второй половины 20 в. и перехода от индустриального к постиндустриальному (информационному) этапу технологического развития. Если в традициционных сообществах задачи общей инкультурации личности человека решались преимущественно средства¬ми персонализированной трансляции норм мировоззре¬ния и поведения от обучающего к обучаемому, причем в содержании транслируемого знания особое место занимал личный жизненный опыт воспитателя, то на стадии сложения национальных культур возникает необходимость в радикаль¬ной институционализации и универсализации содержа¬ния транслируемого социального опыта, ценностных ори¬ентации, паттернов сознания и поведения в национальном масшта¬бе, в формировании соответствующих общенациональных (а по¬зднее и транснациональных) норм и стандартов социаль¬ной и культурной адекватности человека, инициировании его потребит, спроса на стандартизированные формы со¬циальных благ и атрибутов престижности, в повышении эффективности работы механизмов социальной регуля¬ции посредством управления интересами и предпочтени¬ями людей в масштабе социальных страт и целых наций и т.п. Это в свою очередь потребовало создания канала трансляции социально значимой информации макси¬мально широким слоям населения, смысловой адаптации и «перевода» этой информации с языка специализирован¬ных областей познания и социокультурной практики на языки обыденного понимания неподготовленных к тому людей, а также манипулирования сознанием массового потребителя в интересах «производителя» этой информа¬ции. Реализатором такого рода задач и стала массовая культура [45, с. 20].
Среди основных направлений и проявлений современной массовой можно выделить следующие:
— индустрия «субкультуры детства» (детская литература и искусство, промышленно производимые игрушки и игры, детские клубы и лагеря, военизированнцые и другие организации, технологии коллективного воспитания и т.п.), преследующая цели явной или закамуфлированной универсализации воспитания детей, внедрения в их сознание стандартизированных норм и паттернов лич¬ностной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном сообществе;
— массовая общеобразовательная школа, тесно коррелирующая с целевыми установками «субкультуры дет¬ства», приобщающая учащихся к основам научных зна¬ний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, стандартизирующая все эти знания и представления на основе типовых программ и редуцирующая их к упрощенным формам детского сознания и понимания;
— средства массовой информации, транслирующие населению текущую актуальную информацию, «растол¬ковывающие» рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из специализированных сфер обществ, практики и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ «заказчика», т.е. фактически формирующие обществ, мнение по тем или иным проблемам в интересах данного «заказчика»;
— система национальной идеологии и пропаганды, «патриотического» воспитания граждан и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации насе¬ления, манипулирующая его сознанием в интересах пра¬вящих элит, обеспечивающая полит, благонадежность и
желательное электоральное поведение людей, «мобилизационную» готовность общества и т.п. [45, с. 21-22];
— массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерический «патриотизм», социальная демагогия, квазирелигиозные и паранаучные учения, кумиромания и пр.), упрощающая сложную систему ценностных ориентации человека и многообразие оттенков мироощу¬щений до элементарных оппозиций («наши — не наши»), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым и, как правило, фантастическим объяснениям («мировой заговор», «поиски инопланетян» и т.п.), что в конечном счете, освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рациональному постижению волнующих проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;
— массовые политические движения (партийные и молодежные организации, массовые по¬литические манифестации, демонстрации, пропагандистские кампании и пр.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в массовые политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далеких от политики и интересов элит, мало понимающих смысл предлагаемых им полит, программ, на поддержку которых их мобилизуют методом на¬гнетания коллективного полит, или националистического психоза;
— система организации и стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребит, ажиотажа вокруг ве¬щей, идей, услуг и пр.), формирующая в обществ, сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, имитирующая в массовых и дос¬тупных по цене моделях формы «элитных» образцов, уп¬равляющих спросом рядового потребителя на предметы потребления и модели поведения, превращающая про¬цесс безостановочного потребления различных социальных благ в самоцель существования [45, с. 23-24];
- индустрия формирования имиджа и «улучшения» физических данных индивида (массовое физкультульное движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм, инду¬стрия услуг по физической реабилитации, сфера медицинских услуг и фармацевтических средств изменения внешности, пола и т.п), являющаяся специфической областью общей индуст¬рии услуг, стандартизирующая физические данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж, гендерный спрос и пр. или на основании идеологических установок властей на формирование нации потенциальных вои¬нов с должной спортивно-физической подготовленностью;
— индустрия досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (приключенческая, фантастическая и «бульвар¬ная» литература, аналогичные «развлекательные» жанры кино, ка¬рикатура и комиксы в изобразит, искусстве, оперетта, эстрадная, рок- и поп-музыка, эстрадная хореография и сценография, конферанс и прочие «разговорные» жан¬ры эстрады, синтетические виды шоу-индустрии, художественный кич, идеологически ангажированные и политико-агита¬ционные произведения в любых видах искусства и т.п.), массовые постановочно-зрелищные представления, цирк, стриптиз и иные виды эротических шоу, индустрия ку¬рортных и «культурно»-туристических услуг, профессиональный спорт (как зрелище) и т.п., являющаяся во многих отношениях экви¬валентом «субкультуры детства», только оптимизирован¬ным под вкусы и интересы взрослого или подросткового потребителя, где используются технические приемы, мастерство «высокого» искусства для передачи упрощен¬ного, инфантилизированного смыслового и художественного содер¬жания, адаптированного к невзыскательным интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя, используют¬ся средства технического тиражирования этой продукции и ее «до¬ставки на дом» потребителю посредством электронных СМИ и достигается эффект психологической релаксации человека, перегруженного нервными стрессами и утомительной ритмикой социальных процессов повседневности, а также ряд иных, более частных направлений массовой культуры.
В отечественном общественном сознании сложилось стереотипное представление о массовой культуре, как о явлении исключительно западного (преимущественно американского) происхождения. В действительности и основной массив советской официальной культуры («социалистической по содержанию») вполне соответствует критериям и содержанию специфики «тоталитарного» типа, ориентированной на политико-идеологическое манипулирование сознанием людей, социальную демагогию в виде непосредственной агитации и пропаганды информационными, художественными и иными средствами, на инициирование «мобилизационных» и милитаристских настроений в обществе, революционную мифоло¬гию «социальной аскезы» и т.п.
При этом массовая культура фактически принимает на себя функции первичной (неспециализированной) инкультурации личности и, вполне вероятно, представляет собой некое эмбриональ¬ное проявление созревающей обыденной культуры нового типа, аккумулирующей социальный опыт жизнедеятельности на индустриальном и постиндустриальном этап социальной эволюции, разумеется, еще не прошедших процесса исторической селекции, аксиологизации наиболее эффективных и отбраковывания социально неприемлемых черт и форм.
750 руб.
Акопян К.З. Массовая культура. Инфа-М., 2004
2. Березин В. Актуальная культура, //Октябрь, №1, 2000,
3. Бранский В. П. Искусство и философия. Калининград: Янтарный сказ, 2000, 704 с
4. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999
5. Большаков В. П. Культура как форма человечности. – Великий Новгород, 2000.
6. Борев Ю. Эстетика. М.: Политиздат, 2000
7. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. М.: ПЕР СЭ, 2001. – 447 с.
8. Воеводина Л.Ф. Мифология и культура. М.. 2002
9. Введение в культурологию /ред. Е.А. Попова, М.: Владос, 2000
10. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 2000. Глава XI. С. 301-329.
11. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 2001
12. Завершинский К. Культура и культурология в жизни общества. Великий Новгород, 2000
13. Гуревич П. С. Философия культуры. — М., 1999.
14. Гуревич П. С. Человек и культура. Изд. “Дрофа” 2000.
15. Гуревич П.С. Философия человека. М.: ИФРАН, 2001
16. Инглхарт, Р. Культурный сдвиг в развитом индустриальном обществе / Р. Инглхарт. - 2000.
17. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., Аспект-Пресс, 2000, 591 с
18. Каверин Б.И. Культурология. М., 2005
19. Кононенко Б.И. Основы культурологии. Инфа-М., 2002
20. Культурология. Учебное пособие для ВУЗов//Пушкова Ю.Б. Экзамен XXI , 2005
21. Культурология: Теория и история культур. /Под ред. И.С. Шершова. Мн., БГЭУ, 2004
22. Культорология. ХХ век. Энциклопедия т.2. . – СПб: Университетская книга; ОАО «Алетея», 1999. – 447 с.
23. Культурология. Курс лекций под ред. А. А. Родугина Изд. “Центр” Москва 1998г.
24. Культурология /ред. А.А. Радугина, М.: Центр, 1999.
25. Культурология /ред. Г.В. Драча, Ростов-на-Дону, Феникс, 2000
26. Китаев П.М. Культура: Человеческое измерение. СПб., 2001.
27. Культурология/ Под ред. Ю.Н. Солонина., М.С. Кагана. М., Юрайт. Издат, 2005. – 566 с
28. Лавренова, Т.И. Социология культуры в парадигме современного гуманитарного знания//Социальные науки: история, теория, методология. - М., 2000. - Вып. 1. - С. 38-46
29. Левидов В.А. Художественная классика как средство духовного возрождения. СПб., 2001
30. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: Маркет, 1999.
31. Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры. ЮНИТИ, 2006
32. Маркова Т. Культурология, 2003.
33. Манхейм, К. Избранное: Социология культуры/Академия исследований культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 505 с.
34. Моль А. Социодинамика культуры. М., ЛКИ, 2008. - 416 с.
35. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования. – М.: Аванти плюс, 2004. – 428 с.
36. Никитич Л.А. Культурология: теория, философия история культуры. М., ЮНИТИ, 2005
37. Руднев В. Метафизика рекламы // Реклама и жизнь, 2000, № 4.
38. Социология: Учебное пособие/ Ахметова С.А., Беляев В.А., Большаков А.Г.; Под ред. Ерофеева С.А., Низамовой Л.Р.; Казан. гос. ун-т. Каф. социологии, Центр социологии культуры. - Казань, 2001. - 2-е изд. перераб. и доп. - 338 с.
39. Социология культуры: Учебное пособие. М.: Издательская корпорация “Логос”, 2000
40. Соловьев B.C. Красота в природе. Общий смысл искусства// Философия искусства и литературная критика. - М.: Искусство, 2001.-С.30-89.
41. Социальная психология. Учебное пособие для ВУЗов./Под ред. А.Л. Журавлева. – М. 2002
42. Силичев Д.А. Культурология. Учебное пособие для Вузов. М., Изд. ПРИОР, 2000. – 352 с.
43. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб., 2001.
44. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб, 2002
45. Тард. Г. Социальная логика. СПб.: Социально-психологический центр, 2001
46. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. — М., 1999.
47. Основы культурологии: Курс лекций. М., 2003
48. Самосознание европейской культуры XX века. — М., 1999.
49. Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России. 1890—1910гг. — М., 1999.
50. Шишова О.М. История и культурология. Логос, 2004
51. Шеллинг В.Ф. Философия искусства. - М.: Мысль, 2000.
52. Шухмин В. Кукумария, или реклама — все, продукт — ничто // Реклама и жизнь, 2000, № 2
53. Хосе Ортега-и-Гассет. Восстание масс. Издательство АСТ, 2003.
54. Филатова, О.Г. Социология культуры: Конспект лекций. - СПб.: Михайлов, 2000. - 46 с
55. Энциклопедический словарь по культурологии, М.: Центр, 1999
56. Эстетика. Словарь. М., 2001.
57. Яковлев И.И. Искусство и мировые религии М., 2000
750 руб.