ГлавнаяГотовые работы Современное психоаналитическое направление в социальной психологии.

Готовая курсовая работа

на тему:

«Современное психоаналитическое направление в социальной психологии.»









Цена: 1,200 руб.

Номер: V7825

Предмет: Психология

Год: 2008

Тип: курсовые

Отзывы

Айжамал 26.08.2020
Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана,  моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.
Татьяна М. 12.06.2020
Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.
Юлианна В. 09.04.2018
Мы стали Магистрами)))
Николай А. 01.03.2018
Мария,добрый день! Спасибо большое. Защитился на 4!всего доброго
Инна М. 14.03.2018
Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4!!!! Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым  буду Вас рекомендовать. Успехов Вам!!!
Ольга С. 09.02.2018
Курсовая на "5"! Спасибо огромное!!!
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Ксения 16.01.2018
Спасибо большое!!! Очень приятно с Вами сотрудничать!
Ольга 14.01.2018
Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу!!! оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Вера 07.03.18
Защита прошла на отлично. Спасибо большое :)
Яна 06.10.2017
Большое спасибо Вам и автору!!! Это именно то, что нужно!!!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!

Поделиться

Введение
Содержание
Литература
Недостающий канал культурно-исторической детерминации – это архетипические, глубинно-психологические проявления "коллективного бессознательного" К.Юнга, изложенных, как и у Л.Выготского, тоже в работах по психологии искусства . Почему их не "соединить"? Или возьмем работы по психоанализу и культуре К.Хорни, Э.Фромма . Или трансперсональную психологию С.Грофа . Словом, опять получается разрыв между разными уровнями вышеобозначенных "психологий". Почему? Потому, что камнем преткновения является все та же проблема органичности взаимоперехода от индивидуальной, личностной психики - к надличностной (к сверхличности), социальной, от "личного" бессознательного - к "коллективному бессознательному". Последняя проблема достаточно убедительно представлена в философском аспекте К.Юнгом, но выходит и он не авторитет для "классической психологии".

Из всей совокупности в вышеприведенных позиций мы вправе сделать следующий философско-психологический вывод: культура обусловливает содержание "коллективного бессознательного" и "социального бессознательного", последние в свою очередь являются ее "хранилищем", ее "памятью" и творцом культуры, в особенности, духовной культуры. Если придерживаться философии методологии, теории "коллективного бессознательного", его выхода из и через "личностное бессознательное", то нетрудно заметить историко-культурную доминанту в обеспечении органического единства этих двух феноменов. В особенности в работах по психоанализу искусства, а также при раскрытии содержания архетипов, символов, механизмов интраверсии и экстраверсии, обосновании критериев выделения психотипов. К.Юнг каждый раз касается проблемы "отрыва" в определенный момент коллективного бессознательного от личностного, а потом его обратного возвращения к личности своей эпохи.

Сам народ под воздействием своих переживаний творит "так называемую глубинную психологию" (К.Юнг) в виде архетипов, символов, мифов, былин, сказаний, пословиц и поговорок, частушек. Они - результат изначально отдельных индивидов в среде самого народа, особенно талантливых индивидов, которые оформляют в соответствующие произведения этот глубинный запрос социума конкретной эпохи. Переходя в надличностное состояние, они живут веками, передаются от поколения - к поколению.

Пушкин написал сказку о золотой рыбке как результат проникновения в глубинную психологию русских, и она получила потому признание в народе, и вошла в классику, передается из поколения в поколение, из надличиостного в личностное каждого социализирующего индивида.

Обратим внимание на еще один аспект философии социального психоанализа. Налимов В.В. и Дрогалина Ж.А. рассматривают наряду с другими и проблему бессознательного, но с позиции неклассической (точнее, видимо, постнеклассической в отличие от неклассической - "органической психологии" В.Зинченко), то есть с позиции нелинейной теории, "вероятностной модели психики", метода "мультипликативного" моделирования . При этом они тоже выходят на проблему взаимодействия культуры психики в целом и коллективного бессознательного - в особенности.

Они считают, что "почерпнутое из бессознательного должно быть осмыслено, т.е. представлено в форме приемлемой для культуры своего времени .

В.Налимов в другой своей работе более категоричен в представлении жесткой, хотя и нелинейной взаимосвязи культуры и психоанализа. Он считает, что сейчас культура находится на изломе и потому стоит проблема поиска новых смыслов, отсюда - естественная творческая взаимосвязь культуры и коллективного бессознательного. "Общество может жить в гармоническом состоянии... до тех пор пока есть согласованность между деятельностью людей и их откликами в бессознательном". Анализируя "мир смыслов", которые воспроизводит и коллективное бессознательное, вместе с тем "духовная культура издревле несла на себе психотерапевтическую нагрузку" - подчеркивает В.Налимов. И еще выделим один аспект его концепции. При характеристике "нашего коллективного бессознательного" В.Налимов отмечает, что "есть память уходящая в далекое, еще дочеловеческое прошлое. Есть и способность развиваться под действием окружающей среды. Но в отличие от сознательного в бессознательном все процессы идут в ином временном масштабе, оно ведь опирается и на то далекое прошлое, которое уже забыто нашим дневным сознанием. Оно живет еще в мире архетипов" . В то же время есть "трансличностное", которое "для личности всегда было запредельным", где закреплялось "узнанное архетипами" в форме легенд, мифов, мистерии, музыки, поэзии. В "запредельное" можно было "только заглянуть. Желая запредельное приобщить к культуре, человек создал религию" . Также он создал идеи, идеологию, общественные идеалы, духовную культуру.

Из сказанного представляется возможным и правомерным сделать важный вывод в плане философии психоанализа. А именно: существует несколько уровней взаимосвязи культуры и коллективного бессознательного - от архетипической, глубинной до трансцендентальной, трансперсональной, божественной идеи. На каждом из них свой специфический канал взаимопереходов личностного в психике человека - в надличностное, т.е. в психику социума и наоборот.

Следовательно, правомерно выделение нескольких уровней потоков, вихрей бессознательного, не ограничиваясь только тремя фрейдовскими. И на каждом из этих уровней, в каждой из психологий (глубинной, поверхностной, вершинной, духовной психологии) проявляет себя взаимодействие сознательного и бессознательного, их единство, а не только обособленность.

Хотя "сила" того или другого при взаимодействии или отсутствие его (например, на добессознательном уровне) может быть разной. Но даже отсутствие не означает разрыва с одним из них, то же добессознательное связано с бессознательным, а последнее - с сознательным29. Это позволяет нам глубже проникнуть в тайны социальной психики на основе психоанализа и точнее в последующем объяснить необъяснимое в современной российской

действительности.



2. Методологический аспект психоанализа в социальной психологии.

2. 1. Главные проблемы психоанализа.



Философия занимается, как известно методологией науки. Социальный психоанализ как одно из направлений социальной психологии опирается, прежде всего, на два методологических подхода: психосоциологический (в русле "психологической социальной психологии") и социопсихологический (в русле "социологической социальной психологии"). О них подробнее будет сказано особо. Но методология социального психоанализа не исчерпывается двумя этими, пусть основными, подходами. Мы считаем необходимым применять в совокупности: субстратный (субстратно-атрибутивный) подход, методы социальной детерминации, историзма, метод "иерархического персонализма" (Н.Лосского, примененного им при изучении русского характера) и другие.

Для понимания двух основных методологических подходов - психосоциологического и социопсихологического - следует указать прежде всего на три теоретические проблемы. Первая - что есть субстрат бессознательного, вторая проблема - как осуществить эмпирический замер перехода от индивидуального бессознательного - к коллективному (социальному) бессознательному и обратно. И третья - что является единицей, "кирпичиком" психоанализа. Все они взаимосвязаны одним методологическим мотивом: как изучать надличностную, то есть социальную психику.

Субстрат бессознательного как одного из компонентов психики человека находится, естественно, в структуре этой психики. Но что есть субстрат самой психики? Есть на сегодня несколько точек зрения.

Одной из них таким субстратом являются два полушария мозга, по другой - нервная система и ее функции, по третьей, клетка человеческого организма, по четвертой - игольчатая железа и т.д. На наш взгляд, субстратом первого, т.е. самого исходного, порядка являются два полушария человеческого мозга и их взаимодействие. Далее уже субстратом второго, третьего порядка может выступать нервная система и продукты, которые несут на себе все "приметы дикарского состояния души" другие органы. И, правы, все-таки, те ученые, которые доказывают (например, по фактам инсульта и паралича левой или правой части тела, что одно полушарие - левое - выполняет главным образом рациональную работу, другое - правое - в нем источник иррациональной работы. Бывают этносы с рациональной, расчетливой доминантой характера, мышления и поведения (например, немцы, датчане), а другие - с иррациональной доминантой (известно из множества публикаций, что русские - иррациональная нация). Но здесь также недопустимо противопоставление, важно видеть единство и взаимодействие двух полушарий.

Если сказанное выразить топографически в виде двух полушарий-кругов и наложить на них структуру душевной жизни, по Фрейду, то мы получим любопытную картину.

Получается, что иррациональный субстрат осуществляет работу бессознательной сферы психики человека, выполняет функцию "Оно", а рациональный - обеспечивает сознательную сферу, выполняет функцию "Я", т.е. сознания, где существует примат рационального "схватывания" реальности. Взаимодействие этих двух субстратов - зона "пересечения" полушарий - это сфера "кипящего котла", где происходит сплав рационального и иррационального, перетекание, трансформация сознательного в бессознательное и наоборот. Здесь находится решетка "Сверх-Я", здесь работают механизмы "вытеснения" и "сопротивления". Но это относится к индивидуальной психике (к общему психоанализу), а как быть с психикой социума (т.е. применительно к социальному психоанализу).

Для перехода от индивидуального бессознательного к коллективному, социальному бессознательному применим прежде всего такой философский подход как диалектика единичного, особенного и общего. На наш взгляд, именно это положение, и в частности, субстратный подход и метод иерархического персонализма послужили (сознательно или интуитивно) философским, методологическим основанием перехода К.Юнга от "индивидуального бессознательного" - к "коллективному бессознательному".

Юнг описывает этот "переход" так: у Фрейда бессознательное выступает "в качестве действующего субъекта", по сути, оно остается "местом скопления именно вытесненных содержаний... и с этой точки зрения бессознательное имеет личностную природу". И далее делает вывод: "Конечно, поверхностный слой бессознательного является в известной степени личностным бессознательным. Однако этот слой покоится на другом, более глубоком, ведущим свое происхождение и приобретаемом уже не из личного опыта.
1,200 руб.

Похожие работы:

Место социальной психологии среди других наук. 

Социальная психология занимает особое место в системе научного знания. Возникнув на стыке наук — психологии ...

взаимосвязь социальной политики и социальной работы 

Введение Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных ...

Современное психоаналитическое направление в социальной психологии 

Введение. Пожалуй одной из самых спорных и дискуcивных теорий в психологии – это теория психоанализа Зигмунда ...

Методы социальной психологии в работе психолога и педагога 

При работе с детьми в классе, педагогу приходится учитывать не только личностные особенности каждого ребенка, ...

Поиск по базе выполненных нами работ: