Специфика глобализации в правовой сфере состоит в том, что этот процесс проявляется и прослеживается в той или иной степени во всех структурных частях правовой системы страны, которая охватывает, по мнению большинства исследователей, все ее компоненты как статической, так и динамической направленности.
Речь идет в первую очередь о нормативной правовой базе, а также системе источников права и их соотношении. Проявляется процесс глобализации и в ходе правотворчества и правоприменения, поскольку динамизм правовой системы обеспечивается, с одной стороны, механизмом социальной обусловленности правотворческой деятельности, а с другой - социальными факторами правореализации. Однако не меньшее воздействие оказывает глобализация и на правосознание людей.
В подобных случаях мы сталкиваемся со своеобразным превращением глобализации как объективного процесса развития производительных сил в идеологию глобализма, проводником которой являются развитые страны, в первую очередь США.
Важнейшая особенность современного этапа глобализации - это резкое, почти взрывное усиление потребности мирового сообщества в объективной, достоверной и своевременной информации об общественных процессах.
Значение глобальных информационных процессов трудно переоценить. Они способствуют выработке эффективных стратегических решений, ибо охватываемые глобализацией проблемы имеют по своей природе долгосрочный перспективный характер.
Наряду с глобальными информационными процессами возник и такой феномен, как глобальные информационные системы, под воздействием которых формируется глобальное информационное общество. Глобальные информационные процессы и системы оказывают существенное воздействие на правовые, государственные и политические системы большинства стран мира, включая Россию, в особенности их правовую политику.
Влияние глобализации на правообразование и его результат - законотворчество, происходит в разнообразных формах, различными путями и способами в трех основных направлениях: на стадии правотворчества, в законодательстве и отражается в источниках права.
В результате переходных процессов в правовой сфере происходит не только преобразование, а становление и развитие нового качества правовой системы и даже не столько становление правовой системы заново, а возникновение ее новой типологической сущности, когда изменяются целые системные качества всей правовой системы.
Это - изменения глобального характера экономических и политических структур в Российском государстве, и их правовые основы, безусловно, опирались и опираются на опыт стран с рыночной экономикой. Многие правовые акты были подготовлены консультантами российского правительства из стран Запада, хотя далеко не все они практически реализуются. Новое рыночное законодательство при всей его противоречивости, неполноте и несовершенстве позволило индивидам включиться в рыночные отношения, постепенно развивать гражданский оборот. Действие экономического фактора привело к тому, что была создана правовая основа для развития новой для России системы общественных отношений.
Одной из особенностей законотворчества, связанной с глобализацией, стало появление новых проблем, нуждающихся в правовой регламентации таких, например, как экология, терроризм и другие, решение которых требует объединенных усилий заинтересованных лиц и государств, без чего они не могут быть решены в условиях одного национального государства.
В последние годы на первый план выдвинулись вопросы экономического и финансового взаимодействия с такими организациями, как ВТО, МВФ; сотрудничество по линии военно-технических связей, воздействие новых технологий на международные отношения; права человека. К сфере проблем, которые обостряет глобализация, относятся вопросы национальных интересов и национальной безопасности; проблемы топливно-энергетического комплекса.
Эти важнейшие составляющие российской экономики представляют интерес для других стран мирового сообщества. Следовательно, и правовые формы их разрешения потребуют выработки соответствующих правовых механизмов, поскольку в таких ситуациях начинает взаимодействовать сложный комплекс интересов различных участников процесса, который принципиально отличается от традиционного.
Появляется еще одна особенность, обусловленная глобализацией: изменяется предмет правового регулирования; все чаще законодатель должен работать с проблемами не только национального характера, но и тесно связанных с международными отношениями.
Таким образом, в законотворчестве в силу процесса глобализации происходит повышение удельного веса международно-правового фактора по сравнению с другими, учитываемыми в законодательном процессе.
Второе направление воздействия международного права на внутригосударственное - это вступление Российской Федерации в международные организации при условии некоторых изменений действующего законодательства.
Процессы глобализации оказывают влияние и на правосознание граждан РФ. Доминирующей идеологией эпохи глобального развития становится максимизация свободы индивида. Единственной «достойной» целью для человека неолиберальная глобализация готова признать лишь его стремление к успеху, а для человечества в целом – экономический и технологический прогресс.
В этих условиях государство, как на федеральном, так и на региональном уровне должно уделять значительное внимание правовому образованию граждан, вести работу по ознакомлению граждан с действующим законодательством, основными направлениями его развития, а также разъяснять проводимую государством правовую политику.
Сильная, а не слабая обновляющаяся Россия должна интегрироваться на равных во всеобъемлющую систему коллективной безопасности на пороге грядущего тысячелетия. Это отнюдь не будет означать какой-либо конфронтации с Западом в целом, а просто определит коренные изменения международных обстоятельств военно-стратегического и политического характера, представив всему миру вполне закономерный и естественный вариант защиты от более чем искусственной геополитики, лишающей великий русский народ и другие народы самобытности и каких-либо оптимистических перспектив на будущее.
Запад в целом обладает мощнейшим глобальным организационным оружием.
Современным лидерам России необходимо учитывать данное обстоятельство в полной мере. Именно в связи с реалиями глобального управления (Global Gove
ance) они должны приложить максимум усилий, чтобы форсировать процесс государственного строительства, носящий, к сожалению, спонтанный характер и никак не укрепляющий взаимосвязи «центра» с «периферией», поскольку у лиц, принимающих решения (ЛПР) на высочайшем уровне, отсутствует элементарное представление о недопустимости наложения чисто унитарных управленческих конструкций на ещё не сложившуюся толком и довольно зыбкую российскую федеративную систему. Между тем, государственное строительство России, её международная безопасность и роль в сложной системе глобальной стабильности постоянно требуют, чтобы правительство строго следовало известному логическому принципу «целое - гораздо лучше объединенных частей».
«Завершившиеся десятилетие, - справедливо отмечает российский исследователь Ю. Федоров, - почти совпавшее со временем постсоветского существования России, не дало ответа на стоящие перед ней ключевые вопросы. Остаются неясными перспективы страны, в том числе способна ли она встретить «вызов глобализации» и готова ли российская элита органически подключить Россию к важнейшим тенденциям мирового развития, чтобы та не оказалась на периферии» .
§ 3.2. Поиск нового качества глобализации
Дискуссия по проблемам современной глобализации концентрируется в основном на анализе ее экономических и технологических составляющих - повышении трансграничности мирового производства, возрастании в нем удельного веса международной торговли, усилении и космополитизации финансовых потоков, резком повышении скорости обмена информацией. Такой акцент понятен, поскольку эти категории мирового взаимодействия наглядны, поддаются количественному выражению.
Труднее обстоит дело с выявлением нового качества глобализации и ее влияния на мировые социально-политические процессы, на традиционные сферы международных отношений, такие, например, как проблемы войны и мира. Обычно строится следующая доказательная цепочка: глобализация ведет к усилению экономической взаимозависимости, что генерирует военно-политическую стабильность, поскольку военные конфликты могут разрушить мировую экономическую структуру с равно плачевными результатами как для инициаторов, так и для жертв таких конфликтов.
Скептики считают преувеличенными и утверждения об уникальности нынешнего этапа глобализации ввиду совпадения ее с технологическими революциями, в частности, с информационной. Компьютеризация и интернетизация мира привели, по их мнению, к значительному повышению скорости и объемов информационных потоков по сравнению с теми, которые сформировались после изобретения телеграфа и радио, но не изменили качества информационного взаимодействия.
Среди доводов в пользу действительно революционного характера технологической глобализации сегодняшнего мира можно сослаться на изобретение ядерного оружия, которое качественно повысило взаимосвязанность мирового сообщества перед угрозой взаимного и всеобщего уничтожения, поскольку ядерное оружие упразднило институт победы, без которого война становится иррациональной.
Но и у этого довода есть свой контраргумент. Уже к концу ХIХ века в Европе сложилась ситуация, позволившая наиболее дальновидным исследователям говорить об иррациональности любого крупномасштабного военного конфликта в Европе.
Некоторые исследователи усматривают новое качество нынешнего этапа глобализации в росте числа негосударственных участников (акторов) мировых экономических и политических процессов, а также в формировании «мировой паутины» негосударственных режимов управления миром (world gove
ance). Под режимами при этом понимаются наборы зафиксированных или подразумевающихся принципов, норм, правил и процедур принятия решений, вокруг которых группируются ожидания акторов в какой либо области международных отношений. Признаком нового качества такого внегосударственного взаимодействия в региональном или мировом масштабе считается вроде бы очевидное сокращение государственных суверенитетов. Но зловредные критики глобализации и на это отвечают утверждениями, что негосударственные участники международных отношений существовали с незапамятных времен, сегодня играют периферийную роль по сравнению с государствами, а стержневым в области международных отношений остается традиционный режим международного публичного права.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Логика глобализации и интересы России 6
§ 1.1. Глобализация как цель 6
§ 1.2. Персонификация международных отношений 9
§ 1.3. Глобализация в контексте альтернатив исторического развития 10
Глава 2. Фундаментальные принципы внешней политики России 14
§ 2.1. Укрепление единства и сохранение многообразия человеческой цивилизации 14
§ 2.2. Издержки глобализации - региональные конфликты 16
§ 2.3. Дискуссия об однополюсном или многополюсном мире 16
Глава 3. Усиление роли государств в развитии взаимных экономических, политических и культурных связей 18
§ 3.1. Воздействие глобализации на экономическую, политическую, правовую и социальную жизнь государств 18
§ 3.2. Поиск нового качества глобализации 22
§ 3.3. Россия в глобальном мире - новые обязанности, функции 26
Заключение 31
Список литературы 34
Введение
В начале 70-х годов прошедшего века, когда еще не было столь популярно понятие глобализации, внимание социальных мыслителей привлекали так называемые глобальные проблемы человечества, среди которых - предотвращение ядерной катастрофы, проблемы экологии, демографии, исчерпаемости ресурсов и т.д. - все, что несколько позже академик Н.Н. Моисеев назвал проблемой коэволюции человека и биосферы.
Конец ХХ столетия останется в памяти человечества эпохой великих надежд, отчасти сбывшихся, отчасти нереализовавшихся. На протяжении ближайших лет предстоит увидеть, в какой степени эти ожидания были обоснованными, а в какой - иллюзорными. Особого внимания заслуживает вопрос о том, суждено ли воплотиться в жизнь мечте о глобализации современного мира, о свободном хозяйственном обмене между его регионами, едином информационном пространстве и доминировании в мировом масштабе принципов гуманистического социального устрой¬ства.
Идея глобализации - одна из самых молодых социологических конструкций; вплоть до 1987 г. в базе данных библиотеки Конгресса в Вашингтоне не содержится упоминаний о книгах, в названии которых использовалось бы поня¬тие “глобализация”. В научный оборот его ввел Р. Робертсо¬н, впервые использовавший данный те¬рмин в 1983 г.; в 1985 г. он дал его подробное толкование, а в 1992 г. изложил основы своей кон¬цепции в специальном исследовании.
Идея глобализации стала популярной по нескольким причинам.
Во-первых, западный мир вышел из тяжелых испытаний 70–80-х годов и вос¬становил свою роль мировой экономической доминанты.
Во-вторых, информаци¬он¬ная революция позволила связать воедино отдельные реги¬оны планеты.
В-третьих, крушение коммунизма, а затем и кризис в Азии создали иллюзию победы либера¬льных ценностей в мировом масштабе.
В-четвертых, серьез¬ное значение имел растущий культур¬ный обмен между странами периферии и “пер¬вым миром”.
Таким образом, сама глобализация стала одной из важнейших глобальных проблем человечества.
К сожалению, глобализация нередко рассмат¬ривается исключительно в контексте текущих, современных, преходящих реальностей, что при¬водит к подчинению выводов аналитиков конъ¬юнктурным, частным социальным или нацио¬нальным интересам. Разумеется, исследователю трудно абстрагироваться от проблем и опыта (в том числе мировоззренческого) того социума, ча¬стью и продуктом которого он является. Можно, однако, предположить, что неизбежная односто¬ронность любого подхода может быть минимизи¬рована при обращении к более широкому истори¬ческому материалу, позволяющему поставить феномен глобализации в контекст общего разви¬тия человечества.
Однако наряду с эти процессом в мире ширится сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные интеграционные структуры, которые развиваются в направлении создания относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.
Актуальность данной работы выражена в том, проблемы глобализации в последнее время привлекли к себе самое пристальное внимание ученых, принадлежащих к различным школам и направлениям научной и политической мысли. Это определяет многообразие взглядов на процессы, развертыва¬ющиеся в современном мире.
При этом слож¬ность и неоднозначность этих процессов позволя¬ет найти внешне убедительные аргументы для обоснования практически любой точки зрения.
Глава 1. Логика глобализации и интересы России
§ 1.1. Глобализация как цель
Если довести идею глобализации до логического завершения, возникает мысль о единой мировой экономике, политическим обрамлением кото¬рой служит единый мир. Ни для того, ни для другого условия пока не сло¬жились. Противоречие между усиливающейся потребностью мира в еди¬ной экономике и господством национально-государственной формы хо¬зяйствования представляет собой основное противоречие современ¬ной эпохи - если угодно, эпохи глобализации, сменившей эпоху холодной войны.
Взгляды на способы снятия этого противоречия многообразны, но их можно свести к четырем основным концепциям.
1. Концепция создания единого мира пу¬тем развития, а затем и объединения континентальных экономических и финансовых союзов, региональных валют и континентальных политических конфедераций. Примеры для подражания - ЕС и НАФТА, евро и доллар. Рас¬ширение Европейского союза на Восток и преобразование НАФТА в единую Американскую зону свободной торговли в начале наступившего века долж¬ны сопровождаться созданием и укреплением аналогичных группировок и конфедераций на других континентах.
Как предполагается, на следующем этапе произойдет интеграционная стыковка континентальных конфедераций: к примеру, объединение ЕС и НАФТА в «Новый Трансатланти¬ческий Рынок» - эту тему уже активно обсуждают по обе стороны Атланти¬ки. На завершающем этапе прогнозируется слияние всех континентальных конфедераций в единый мир с единой экономикой.
2. Наиболее радикальные пропагандисты американской экономиче¬ской и общественной модели предлагают распространить хозяйственную практику, валюту, законодательство и экономические институты США на остальной мир. Страны, которые отвергнут новые условия, окажутся изо¬лированными от мировой экономики, и связи с ними будут сведены к минимуму. Подобная модель не предполагает немедленного всеобщего по¬литического объединения и оставляет без внимания ряд существенных вопросов, в частности такой: будут ли граждане других стран-участниц новой хозяйственной системы иметь право избирать американского пре¬зидента и американских законодателей, и если да, то с какого момента?
3. Умеренные сторонники глобализации предлагают не забегать впе¬ред, а исходить из существующей реальности и продвигать глобализацию, постепенно либерализуя экономическую и финансовую деятельность, расширяя сферу ответственности таких международных организаций, как ВТО, МВФ и т. п.
4. Концепция создания единого мирового экономического правопо¬рядка и развития на этой основе интернациональных институтов, позволяющих проводить скоординированную мировую социально-экономиче¬скую и финансовую политику.
Вопрос о едином мире отодвигается на потом, когда он будет решен естественным об¬разом - путем постепенного превращения экономической интеграции в политическую. В отличие от первой концепции четвертая не требует обя¬зательного соблюдения континентальной поэтапности: сначала конти¬нентальные конфедерации, а потом единый мир. Аргумент в пользу тако¬го подхода: в наши дни, когда на долю двух крупнейших интеграционных объединений - ЕС и НАФТА - приходится почти 40 % мирового ВВП, экономическое развитие не может происходить без взаимодействия всех государств с этими лидирующими экономиками.
Отдельным странам и регионам проще подключиться к «объединенным между собой экономи¬кам» Европы и Северной Америки, нежели формировать внутрирегиональ¬ную интеграцию. Создание, например, азиатского экономического и мо¬нетарного союза, азиатской конфедерации хотя и возможно, но не явля¬ется обязательным условием перехода к единой мировой экономике.
На практике глобализация мировой экономики в той или иной степе¬ни происходит по всем перечисленным вариантам. Расширение ЕС и НАФ-ТА идет параллельно с увеличением числа стран-членов АСЕАН и попыт¬ками создать «связующие» трансконтинентальные структуры типа фору¬ма Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества или Азиатско-Европей-ской Встречи.
Амери¬канский доллар преобладает в международных расчетах: на него прихо¬дится около 50 проц. мировой торговли, почти 60 проц. международных валютных резервов, 80 проц. операций на мировых фондовых рынках. ВТО, МВФ и Всемирный банк ведут постоянную работу по либерализа¬ции экономики. Для продвижения своих товаров за рубеж и эффективно¬го применения импортируемых технологий страны вынуждены обращать все больше внимания на выравнивание национальных условий хозяйст¬венной деятельности и введение единых товарных стандартов.
§ 1.2. Персонификация международных отношений
Глобализация политики порождает еще одну новую тенден¬цию - к персонификации международных отношений. Выход интересов хозяйственных субъектов за национальные рамки и растущая мировая взаимозависимость сопровождаются становлением новых источников внешнеполитической инициативы - международных неправительствен¬ных организаций, частных корпораций и индивида, которые действуют наряду с национальными государствами и международными организация¬ми.
Персонификация международных отношений означает появление новых, не государственных субъектов международной жизни и бросает новые вызовы мировому сообществу, требуя создать глобальную полити¬ко-правовую инфраструктуру, позволяющую учитывать международные интересы неправительственных организаций, корпораций и отдельного человека, которые не обязательно совпадают с государственными инте¬ресами. Не случайно в наши дни теория и практика внешней политики международных и национальных корпораций - наряду с проблемами глобализации - оказалась среди приоритетных тем мировых научных изысканий.
С другой стороны, персонификация международных отношений по¬зволяет частным лицам, не связанным с правительствами и политически¬ми партиями, выражать свое отношение к состоянию международной безопасности, формулировать и отстаивать собственные внешнеполити¬ческие интересы.
§ 1.3. Глобализация в контексте альтернатив исторического развития
История человечества крайне противоречива и вопрос о том, существуют ли ее универсальные закономерности, вероятно, еще долгое время бу¬дет постоянным предметом полемики. В то же время, если абстрагироваться от многократных попятных движений в эволюции обществ, связан¬ных с крушением цивилизаций, наступавшими, вслед за этим периодами варварства, распада тка¬ни социальной жизни народов, то можно выделить ряд глобальных тенденций мирового развития.
Прежде всего, это тенденция к расширению и углублению взаимосвязей между народами и го¬сударствами, основанных как на конфликтах, так и на сотрудничестве.
На протяжении истории мотивы, которые сти¬мулировали эволюцию этих связей, видоизменя¬лись. Естественное любопытство - узнать, что лежит за пределами известной Ойкумены - до¬полнялось стремлениями поиска ценностей, ис¬точников обогащения - от "золотого руна" гоме¬ровской эпохи, до несметных богатств империи инков во времена конкистадоров. С течением времени фактором экспансии стал поиск внеш¬них рынков, источников сырья и энергоносите¬лей, сфер выгодного вложения капитала. Начала складываться система международного разделе¬ния труда, при этом качественно менялся ее ха¬рактер. Первоначально, выгоды от внешних тор¬гово-экономических связей получала лишь зажи¬точная верхушка общества, со временем, для возрастающего числа стран, они стали обязатель¬ным условием нормального функционирования всей экономики.
К началу XXI в. система международных взаи¬мосвязей качественно видоизменилась. Сложи¬лись единые экономические пространства, вклю¬чающие десятки государств. Сотрудничество в обеспечении международной стабильности и бе¬зопасности, решении проблем экологии и многих других стало условием дальнейшего существова¬ния человечества. Развитие системы радио- и те¬лекоммуникаций, Интернета привело к возник¬новению единого, глобального информационно¬го пространства.
1,200 руб.
1. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Капитал и труд в глобальном сообществе XXI века: "По ту сторону" миражей информационного общества: (Три тезиса к дискуссии) // Постиндустриальный мир: Центр, Периферия, Россия. М., 2002. Сб. 1
2. Гринь И.С., Экономическая политика государства в условиях глобализации// Pro et Contra. Весна 2003. Т. 2. №3.
3. Данилов-Данильян В.И. Послесловие // Америка и устойчивое развитие. М.: Экос, 2002.
4. Левашов В.К. Устойчивое развитие общества: парадигма, модели, стратегии. - М., 2001.
5. Львов Д.С. Экономика развития. - М., 2002.
6. Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития мировой экономики до 2015 г.). - М., 2001.
7. Моисеев Н.Н.. Экологический социализм. - М., 2004.
8. Урсул А.Д., Романович А.Л. Безопасность и устойчивое развитие (Философско-концептуальные проблемы). - М., 2001.
9. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М., 1982
10. Идеологические ориентиры России: Основы новой общероссийской национальной идеологии / С.В. Алексеев, В. А. Каламанов, А. Г. Черненко; Под общ. ред. С.В. Степа¬шина. М.: Книга и бизнес, 2001. Т. 1.
11. Клямкин И.М. Российская власть на рубеже тысячелетий // Pro et Contra. Весна 2003. Т. 4. №2.
12. Лукин В. П., Уткин А. И. Россия и Запад: Общность или отчуждение? М.: Сампо, 2005.
13. Неклесса А. И. Конец цивилизации или зигзаг истории // Постиндустриальный мир: Центр, Периферия, Россия. Сб. 1. М.: МОНФ; ИМЭМО РАН, 2002.
14. Николаев А. Россия на переломе: Мысли о самом важном и наболевшем. М.: Совре¬менный писатель, 2001
15. Федоров Юрий. Критический вызов для России // Pro et Contra, осень 2005, Москва
16. Яковенко А.В., Российская внешняя политика в условиях глобализации. М.: Совре¬менный писатель, 2001
1,200 руб.