ГлавнаяГотовые работы Понятие о культуре речи.

Готовый реферат

на тему:

«Понятие о культуре речи.»









Цена: 750 руб.

Номер: V7995

Предмет: Педагогика

Год: 2008

Тип: рефераты

Отзывы

Айжамал 26.08.2020
Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана,  моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.
Татьяна М. 12.06.2020
Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.
Юлианна В. 09.04.2018
Мы стали Магистрами)))
Николай А. 01.03.2018
Мария,добрый день! Спасибо большое. Защитился на 4!всего доброго
Инна М. 14.03.2018
Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4!!!! Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым  буду Вас рекомендовать. Успехов Вам!!!
Ольга С. 09.02.2018
Курсовая на "5"! Спасибо огромное!!!
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Ксения 16.01.2018
Спасибо большое!!! Очень приятно с Вами сотрудничать!
Ольга 14.01.2018
Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу!!! оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Вера 07.03.18
Защита прошла на отлично. Спасибо большое :)
Яна 06.10.2017
Большое спасибо Вам и автору!!! Это именно то, что нужно!!!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!

Поделиться

Введение
Содержание
Литература
Семантические ошибки - это нарушение требований точно¬сти словоупотребления: употребление слова в не свойственном ему значении; смешение паронимов, неразличение оттенков зна¬чения синонимов, нарушение лексической сочетаемости; плео¬назм; тавтология.

Самой распространенной семантической ошибкой является тавтология - выражение мысли разными словами, имеющими один и тот же смысл: свободная вакансия, прейскурант цен, хрономет¬раж времени, потенциальные возможности, конечный итог, уголов¬ное преступление, сегодняшний день, март месяц и т. д.

Борьба за точность изложения мыслей предусматривает так¬же устранение языковых излишеств в виде повторения одно коренных слов и тавтологии (решающее значение для решения этих вопросов, обязательное выполнение взятых обязательств, в данный момент моя автобиография), злоупотребление канцеля¬ризмами (в плане, по линии, за счет, в деле), отглагольными су¬ществительными (необходимость принятия мер, предупрежде¬ния аварий, вопросы обеспечения школ средствами наглядности), использования слов-спутников (дальнейшее развитие, значительные успехи) и т. Д .

Фразеологические средства. Фразеологизмы - лексически неделимые устойчивые сочетания слов, воспроизводимые в виде гото¬вой речевой единицы, которые употребляются для повышения об¬разности и выразительности высказывания. К ним относятся идиомы, афоризмы, крылатые выражения,а также пословицы и поговорки- истинные кладези на¬родной мудрости.

Интонационные средства культуры речи. К интонацион¬ным средствам относятся интонирование, ударение (логическое), тон, пауза.

Успешное использование интонационных средств возможно лишь в том случае, если оратор хорошо владеет техникой речи, умеет с помощью интонирования придавать слову тот или иной смысл, необходимый оттенок. Разновидность интонирования - фразовое или логическое ударение, т. е. выделение голосом наиболее важных слов. Оно подчеркивает нужное слово в высказывании, привлекая к нему внимание слушателей, застав¬ляя улавливать тот смысл, который вкладывает в него оратор. В отличие от интонирования в этом случае предполагается понима¬ние слова не в противоположном значении, а в прямом, в не¬обычном усилении именно этого прямого смысла.

Ударение способствует более полному пониманию сути высказывания. Это особенно характерно для таких приемов, как различного рода повторы, обыгрывание и рифмовка слов, сведение к абсурду. Далеко не безразличен для восприятия тон вы¬сказывания или отдельного слова. Он может быть торжествен¬ным, пафосным, будничным, лукавым, язвительным и т. д. Все зависит от контекста, ситуации в аудитории, умения оратора ис¬пользовать тональность своего голоса. Пауза имеет вспомога¬тельное значение, способствует восприятию и дает слушателям возможность осмыслить сказанное. Пауза может быть красноре¬чивее слов, когда в нее вложен подтекст, двоечтение.



2. Грамматические средства культуры речи.

Грамматика - раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и соответственно этому состоящий из двух разделов: мор¬фологии и синтаксиса. В речи важно соблюдать грамматические нормы литературного языка. Грамматические нормы - это прави¬ла использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций.

Понятие грамматической нормы означает употребление отдельных слов и словосочетаний согласно исторически и культурно сложившимся требованиям, закрепленным в правилах произ¬ношения. Грамматическая норма подвижна и изменчива /24, с. 14/.

Изменение литературных норм обусловлено постоянным раз¬витием языка. То, что было нормой в прошлом столетии и даже 15-20 лет назад, сегодня может стать отклонением от нее. Например, в 30-40-е годы слово дипломник было разговорным вариан¬том слова дипломант. Они употреблялись для выражения одного и того же понятия: «Студент, выполняющий дипломную работу». В литературной норме 50-60-х годов произошло разграничение в употреблении этих слов: прежнее разговорное дипломник теперь обозначает учащегося, студента в период защиты дипломной работы, получения диплома. Дипломантами стали называть пре¬имущественно победителей конкурсов, призеров смотров, состя¬заний, отмеченных дипломом /18, с. 20/.

Изменилась и норма употребления слова абитуриент. В 30-40-е годы абитуриентами называли и тех, кто оканчивал среднюю школу, и тех, кто поступал в вуз, так как оба эти понятия в боль¬шинстве случаев относились к одному лицу. В послевоенные го¬ды за оканчивающими среднюю школу закрепилось слово выпу¬скник, а слово абитуриент в этом значении вышло из употребле¬ния и стало обозначать того, кто пытается поступить в вуз. В свя¬зи с декриминализацией, изменением уголовного законодательства с «повестки дня» снимаются понятия тунеядство, самогоно¬варение, ослабевает отрицательное значение слова спекуляция.

Для правильного и точного словоупотребления необходимо соблюдать следующие правила:

- всякое слово должно использоваться в соответствии с тем значением, которое ему присуще;

- каждое слово должно быть употреблено в сочетании с теми, с которыми сложились известные смысловые и фразеологические связи;

- при употреблении слов необходимо учитывать степень их распространенности и сферу распространения. Передать точность смысла, сделать речь выразительной и динамичной, а устное выступление - эффективным и действенным можно лишь правильным употреблением слов. Различают грамматическую, литературную норму и социальную. В своем развитии человек сначала усваивает социальную норму, образуя речевые единицы по опыту старших, а затем уже осознанно постигает литературную норму, В результате социаль¬ная норма может содержать грамматические ошибки, не допус¬тимые Для языковой нормы. Грамматические ошибки - это отклонения от языковых норм: словообразовательных, морфологи¬ческих, синтаксических.

Так, знание морфологии помогает выступающим выбирать из бытующих в устной речи форм слов именно те, которые отвечают литературным нормам: более подробно или подробнее, более ин¬тересно или интереснее (вместо более поподробнее, более интереснее). Литературными вариантами в современном русском языке признаны: извините (вместо извиняюсь), вести себя (вместо вести), вряд ли (вместо разговорного навряд ли).

Многие существительные мужского рода в именительном па¬деже множественного числа, согласно норме литературного языка, имеют окончания -а (-я): адреса, векселя, ордера, паспорта. Наблюдается и параллельное употребление форм на -а (-я) с формами на -ы (-и): инспекторы - инспектора, инструкторы — инструктора, секторы — сектора, крейсеры — крейсера, цехи — цеха. В отдельных словах во множественном числе формы на -а(-я) считаются непра¬вильными, не литературными (офицера, инженера, шофера).

Наиболее часты грамматические ошибки, связанные с употреб¬лением рода имен существительных. Можно услышать неправиль¬ные словосочетания: черное кофе, железнодорожная рельса, большой мозоль, заказной бандероль, лакированный туфель. Но ведь существительные кофе, рельс - мужского рода, мозоль, бандероль, туфля - женского, поэтому следует говорить: черный кофе, железнодорожный рельс, большая мозоль, заказная бандероль, лакированная туфля /21, с. 89/.

Нарушение грамматических норм нередко связано с употреблением в речи предлогов. Так, не всегда учитывается различие в смысловых и стилистических оттенках между синонимическими конструкциями с предлогами из-за и благодаря. Предлог благодаря сохраняет свое первоначальное лексическое значение, свя¬занное с глаголом благодарить, поэтому он употребляется для указания причины, вызывающей желательный результат: благо¬даря помощи товарищей, благодаря правильному лечению. Упот¬ребление этого предлога в смысле отрицательной причины неже¬лательно: не пришел на работу благодаря болезни. В данном слу¬чае правильнее сказать - из-за болезни.

Кроме того, предлоги благодаря, вопреки, согласно, навстречу по современным нормам литературного языка употребляются только с дательным падежом: благодаря деятельности, вопреки правилам, согласно расписанию, навстречу юбилею.

Следует особенно внимательно отнестись к синтаксическим конструкциям, где есть однородные члены предложения, требующие после себя слова в разных падежах. Стилистически неуклюжими являются словосочетания с помощью (чего?) и в сотрудничестве (с кем?) с местными организациями; координиро¬вать (что?) и руководить (чем?) всеми работами; в соответст¬вии (с чем?) и на основе (чего?) утвержденного плана и др.

Жаргонизация - опасная болезнь языка, а жаргон - привязчивая манера речи. Если юноша или девушка не овладели к периоду своего взросления настоящей литературной речью, ш они либо будут скованы в речевом отношении, стесняясь своих неуместных жаргонизмов, либо неминуемо попадут в сети готовых штампов, речевых трафаретов, казенных фраз и оборотом Всеобщее огрубление речи - это результат недостаточности ре¬чевой и общей культуры, снижения уровня интеллигентности говорящих и пишущих.



3. Искусство речи

Искусство речи — это использование богатств языка, его изобразительных и выразительных средств, стилистических возможностей, которые придают речи образность, эмоциональность, художественность /15, с. 178/.

Основная функция слова номинативная или называемая. Слона являются названием предметов, явлений, действий, т. е. всего, что окружает человека. Однако слово обладает и эстетической функцией, оно способно не просто назвать предмет, действие, качество, но и создать образное представление о них. Понятие изобра¬зительности и образности речи связано с явлением многозначности слова. Известно, что слова, называющие только один какой-либо предмет, считаются однозначными (кодекс, книга, метро), а слова, обозначающие несколько предметов, явлении действительности, - многозначными. Самое первое значение, с которым слово появилось в языке, называется прямым, а последующее - переносным значением слова. Так, говоря о большом количестве чего-либо, можно употребить слово много в прямом значении, но можно использовать и другие слова в переносном значении: тьма народа, туча коми ров, бездна дел и т. д.

Для оживления речи, придания ей выразительности, образности и эмоциональности, начиная с античных времен, ораторы вводили приемы стилистического синтаксиса, так называемые фигуры.
750 руб.

Похожие работы:

Понятие оборотного капитала. Понятие материальных ресурсов. Показатели использования материальных ресурсов в строительстве 

Каждое предприятие, начиная свою производственно-хозяйственную деятельность, должно располагать определённой ...

Словари по культуре речи 

Велик и разнообразен могучий русский язык и так же многообразны его словари. Словарный состав любого живого языка ...

Сюжетно-ролевые игра как средство формирования фразовой речи у детей с общим недоразвитием речи. 

Введение

Общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным ...

Особенности развития лексической стороны речи старших дошкольников с О.Н.Р (общее недоразвитие речи) вне занятий 

Развитие детей дошкольного возраста протекает, как правило, либо в семье, либо в детском дошкольном учреждении ...

Понятие языковой нормы. Типы норм. Понятие просторечия, диалекта, жаргона. Профессиональные жаргоны. 

Введение

Наиболее частыми вопросами, которые задает себе и нам неискушенный носитель языка, являются вопросы ...

Поиск по базе выполненных нами работ: