Введение
Содержание
Литература
1.5.4. Методы системы «точно в срок»
Основой для планирования поставки товаров (сырья, материалов и т.д.) является точно известная потребность производства в них:
-объемы
-сроки
-пункты потребления
Строгое соблюдение условий поставки позволяет получателям исключить запасы товаров в производстве, создаваемые на непредвиденные нужды.
При таком технологическом подходе предприятие кроме сокращения “прямых” затрат на обслуживание запасов получает определенный дополнительный экономический эффект за счет высвобождения денежных средств, которые оно было вынуждено замораживать в создание страховых запасов.
Среди основных характеристик концепции “точно в срок” можно выделить следующие:
-сведение размеров запасов к нулю;
-выбор производителями в качестве поставщиков и перевозчиков только самых надежных.
Наличие в производстве страховых запасов рассматривается как неэффективная работа руководства компании.
Страховые запасы формируются по двум основным причинам:
-сбои в поставках. Страховые запасы позволяют предотвратить остановку производства;
-возрастание спроса на продукцию. В этом случае страховые запасы дают возможность, не дожидаясь дополнительной партии сырья, увеличить объемы производства.
Система «точно в срок» является жестко ориентированной на спрос, который является основой для корректирования текущих параметров поставки, а значит в части создания запасов для страхования изменения спроса нет необходимости.
Производитель при переходе на концепцию «точно в срок» главное внимание уделяется выбору «надежных» поставщиков, что является определяющим для успешного применения данной концепции.
С поставщиками устанавливаются партнерские отношение, количество которых, как правило, небольшое, при этом с их стороны должно уделяться основное внимание приоритетному обслуживанию данного производства, т.е. поставка должна выполняться несмотря ни на что. Так как любой сбой в поставках в связи с отсутствием страховых запасов на производстве приведет к нарушению производственного расписания, срывам договорных обязательств или, что еще хуже, отклонениям в протекании технологических процессов.
Поставка рассматривается как система, состоящая из множества взаимосвязанных и взаимодействующих элементов логистической системы:
-поставщик,
-перевозчик,
-получатель.
Состояние каждого их этих элементов накладывает определенные ограничения не состояние и развитие системы, например, могут изменяться объемы и сроки поставок, направления перевозки и т.д. Система поставки переходит из одного состояния в другое в течение периода выполнения поставки, который определяется продолжительностью подготовительных, погрузочно-разгрузочных операций, транспортировки и т.д.
Надежность поставок определяется надежностью поставщика, т.е. его готовностью отгружать необходимую продукцию, в нужном количестве и в нужное время, а также надежностью перевозчика, точнее, процесса транспортировки продукции. В последнем случае о надежности можно говорить, когда груз доставлен в срок и в сохранности, как по его весовым (объемным) характеристикам, так и по соответствию его физико-химических и других свойств. Если в процессе транспортировки были нарушены условия по соблюдению, скажем, скоростных ограничений, поддержанию температурного режима и т.д., что привело к порче груза, вследствие чего он не может быть использован в производстве, в данном случае также можно говорить о сбое в поставках в размере всего запланированного объема испорченного груза или его части.
Поэтому, если мы говорим об обязанности поставщика обеспечить своевременную доставку продукции, то также подразумеваем и соответствующие обязанности перевозчика по выполнению транспортировки.
Надежность процесса транспортировки не зависит от методов планирования, а это:
-поставок,
-организации перевозок,
-используемых видов транспортных средств,
Во многом определяется влиянием случайных факторов, проявление которых обладает закономерностью для данного процесса с определенными вероятностными характеристиками.
Процесс транспортировки является процессом с дисперсным состоянием. Большинство операций этого процесса развиваются как случайные события, которые в своем развитии и завершении зависят от различных причин случайного характера (дорожные, метеорологические условия, самочувствие водителя и т.д.).
Система поставки, как и любая производственная система, характеризуется той или иной степенью надежности. В общем смысле надежность - это мера способности системы работать безотказно. Количественно надежность выражается вероятностью безотказной работы данной системы в течение определенного отрезка времени в заданных условиях. Наступление отказов в работе системы исследуют в определенном временном интервале, величина которого зависит от продолжительности периода протекания технологических процессов. Этим периодом может быть заданное время выполнения единичной операции (ездки) или определенного количества последовательных операций или заданий.
Процесс возникновения отказов, равно как и время безотказной работы, носят случайный характер. В качестве теоретических законов распределения времени безотказной работы могут быть использованы любые применяемые в теории вероятностей непрерывные распределения. Однако в теории надежности особое значение имеет экспоненциальный закон. Экспоненциальное распределение безотказной работы часто встречается на практике.
Оценка надежности процесса транспортировки по соблюдению плановых заданий по времени (срокам) перевозки, доставке сырья в требуемом объеме и сохранности при этом его свойств производится с использованием соответствующей методики оценки надежности транспортировки.
В стандартной схеме взаимодействия поставщика, перевозчика и получателя значение надежности транспортного процесса используется для расчета размера страховых запасов, которые формируются у получателя для сглаживания сбоев в поставках .
Методика расчета страховых запасов позволяет расчетным путем определить размер страхового запаса при известной надежности поставки. Для общего случая величина страховых запасов равняется произведению отрицательной величины натурального логарифма надежности процесса транспортировки на планируемый объем поставок.
При использовании логистической концепции «точно в срок», как было отмечено выше, страховые запасы у получателя не создаются. Но, принимая во внимание закономерность наличия сбоев в процессе транспортировки, следует заметить, что без создания дополнительных методов регулирования поставок по системе «точно в срок», сглаживающих такие отклонения, в результате «очередного» сбоя, например, опоздания транспортного средства, у производителя может остановиться производство или нарушиться технологический процесс.
Выход в данной ситуации видится следующий. Зная надежность процесса транспортировки и расчетную величину необходимых страховых запасов, следует не пренебрегать этими данными, но обязательно их учитывать при организации поставки. При работе по концепции «точно в срок» учет «страховых» объемов поставляемых товаров должен производиться при планировании поставок не получателем, как в стандартных ситуациях, а поставщиком, который обязан обеспечить “стопроцентную” надежность поставок.
В любой отдельно взятый момент времени в системе поставок находится некоторое множество транспортных средств с определенным объемом поставляемых товаров. Этот объем находящихся в процессе транспортировки товаров соответствует потребностям в них получателя. При этом не учитываем, что транспортировка “растянута” по времени – период поставки общего объема может превышать период выполнения единичной едки, но в конкретном временном сечении соответствие объема товаров “в пути” потребностям в них получателей – имеется.Зная расчетную величину недопоставок (страховых запасов), поставщик “выталкивает” в канал поставки дополнительный объем товаров в размере указанной расчетной величины. То есть система поставки искусственно перенасыщается, а дополнительные объемы товаров перераспределяются в зависимости от сбоев в транспортировке.
Дополнительные (страховые) объемы поставок могут рассчитываться по каждому получателю, группам получателей, для всей системы, а также по номенклатуре грузов и т.д.
Теоретически поставка товаров может быть представлена в виде сплошного или точнее непрерывного потока, состоящего из непрерывно движущихся во времени транспортных средств с грузом – единиц. Сглаживание сбоев в логистической цепи может осуществляться путем регулирования скорости такого потока либо его перенаправления.
В реальной действительности поставке товаров присуща только некоторая непрерывность потока. Ее определяют находящиеся в пути транспортные средства с грузом, которые в логистике с позиций управления запасами рассматриваются как “запасы в пути”. Наличие “запасов в пути” в товаропроводящей сети в определенной степени гарантируют поставку товара в согласованный срок.
3,000 руб.
Оглавление
Введение.....................................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты управления деятельностью предприятия
1.1. Основные функции управления…………………………………………………11
1.2. Основные принципы и типы организации производства в современных условиях…………………………………………………………………………..17
1.3. Развитие систем управления предприятием……………………………………22
1.4. Стандартная система управления предприятием………………………………29
1.5. Сущность и содержание системы «точно в срок»
1.5.1. История возникновения системы «точно в срок»…………………………44
1.5.2. Преимущества и недостатки системы «точно в срок»……………………48
1.5.3. Основные звенья системы «точно в срок»………………………………....50
1.5.4. Методы системы «точно в срок» …………………………………………..51
1.6. Экономические показатели деятельности предприятия………………………58
Глава 2. Практические аспекты применения системы «точно в срок»
(на примере ЗАО «Еврохим-1»)
2.1. Общая характеристика деятельности ЗАО «Еврохим-1»…………………………61
2.2. Исследование управления деятельностью компании ЗАО «Еврохим-1»………..65
2.3. Принципы организации взаимодействия между различными системами предприятия………………………………………………………………………………72
2.4. Управление цепочками поставок…………………………………………………...77
2.5. Анализ экономических показателей деятельности фирмы. Выявление
сильных и слабых сторон в управлении организацией………………………………..81
Глава 3. Предложения по успешному внедрению системы «точно в срок»
с целью повышения эффективности управления предприятием
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы
управления предприятием……………………………………………………………………88
3.2. Экономическое обоснование предложений для повышения
эффективности управления предприятия………………………………………...................95
Заключение………………………………………………………………………...................99
Список используемой литературы……………………………………………………….105
Введение
Рыночные отношения, либерализация международной торговли, глобализация транснациональных экономических связей, появление мировых информационных сетей (в том числе сети Интернет) коренным образом изменили характер информатизации России. Одним из проявлений этих процессов стал хлынувший в страну поток новых информационных и управленческих технологий. В этих областях мир ушел от нас далеко. Теперь необходимо приложить огромные усилия, чтобы максимально эффективно использовать зарубежный опыт, сократив тем самым наше отставание от уровня развитых стран.
В первую очередь это касается отечественной промышленности. Сегодня, когда промышленность стала восстанавливаться, оказалось, что проблему автоматизации управления предприятиями необходимо решать заново, на условиях принципиально иных, чем десятилетие назад.
Большинство промышленных предприятий вышли из сферы государственного управления и стали автономными субъектами рыночных отношений. В связи с этим принципы планирования и управления производством изменились коренным образом. Если раньше, при плановом хозяйстве, вопросы спроса на продукцию, снабжения, кооперации и сбыта решались централизованно, то сейчас решение всех этих проблем легло на плечи самих предприятий. Финансирование производственной деятельности стало целиком зависеть от наличия заказов, что во многом определяется конкуренцией на рынке.
На Западе все эти проблемы всегда были естественными условиями существования, для нас же они оказались новыми.
Сегодня рынок предъявляет к промышленному производству требования, действующие во всем мире. В основе этих требований лежат различные международные правила и стандарты (например, стандарты серии ISO), а также рыночные "стандарты де-факто" (например, международная система финансовой отчетности), соблюдение которых является обязательным условием выживаемости в конкурентной борьбе. Реализацию этих требований обеспечивают современные системы управления.
Одной из трудностей возрождения отечественной промышленности является то, что повое поколение руководителей предприятий, выросшее за последние десять лет, мало знакомо с современными методами и системами управления производством и не всегда ясно представляет себе новые управленческие технологии. Основной областью их знаний в сфере управления является бизнес-планирование, иногда - финансовое планирование деятельности предприятия. Для управления производственной компанией таких знаний не всегда хватает.
Для того чтобы в короткие сроки освоить западный опыт управления производством, необходимо творчески использовать готовые, уже апробированные практикой системные решения. Эти решения материализованы в основном в программных продуктах западных производителей, годами отрабатывавшихся на предприятиях разного масштаба, в различных странах и сферах производства. И хотя в последние годы на рынке появились и отечественные системы, претендующие на роль управления предприятием, говорить серьезно об их применимости для большинства отечественных предприятий представляется преждевременным. В предлагаемой вашему вниманию книге впервые сделана попытка в доступной форме описать возможности методов управления производственными процессами, наиболее широко применяемых в мире и обеспеченных определенными программными продуктами и системными решениями.
Актуальность темы исследования. Значение производства на заказ для современной экономики Российской Федерации переоценить невозможно. Во-первых, производственные взаимосвязи непосредственно свя¬заны с деятельностью предприятий, в которых закладываются прочные основы эффективности хозяйственной деятельности всей экономики, решаются задачи технического и социального прогресса. Во-вторых, оптимизация взаимосвязей между субъектами способствует расширению источников экономического роста, так как во взаимодействии между ними вскрываются пласты нетронутых резервов, шире распространяется опыт лучших, появляются возможности преодоления сложившихся отставаний, повышается ритмичность производства. В-третьих, развитие хозяйственных взаимосвязей способствует совершенствованию хозяйствен¬ного механизма, ведет к улучшению его организационной структуры, повышает сбалансированность экономики.
Важность исследования эффективных взаимосвязей производителя и потребителя в переходной экономике обусловлена объективными законо¬мерностями их осуществления, недоучет которых экономическими субъектами разных уровней может периодически приводить к перекосам и чрез¬мерным перегрузкам экономической системы. В свою очередь, прогнозирование развития страны и разработка ме¬тодов и принципов регулирования взаимосвязей между отечественными производителями и потребителями позволяют обществу смягчать кризисные явления в экономике, уменьшить число банкротств предприятий, преодолевать неблагоприятные периоды со значи¬тельно меньшими потерями для основной массы предприятий, пред¬отвращать попадание экономической системы в "критические точки" с непредсказуемыми результатами развития.
Необходимость рассмотрения состояния и функционирования производства на заказ, как одной из форм наиболее эффективного функционирования таких взаимосвязей, связана с анализом станов¬ления эффективной и социально направленной системы хозяйствова¬ния, более быстрого осуществления этого процесса с минимальными потерями. Теоретическое изучение этой проблемы при¬менительно к практике реформирования различных отраслей в Российской Федерации позволит хозяйствующим субъектам вырабатывать меры, направленные на своевременное разрешение противоречий хозяйственных взаимосвязей, на смягчение и сглаживание возникающих рисков за счет продуманной организации заказных форм работы, на принятие конкретных практических решений с целью реализации наиболее эффективной стратегии экономического развития.
В условиях развивающейся рыночной экономики и разорванных в ходе реформ 1990-х годов сложившихся за десятилетия существования СССР взаимосвязей производителей и потребителей многократно возрастает практическое и теоретическое значение исследования производства на заказ. Изучение его сопутствующих социально-экономических последствий представляет собой интереснейшее поле для исследования и выявления источников повышения результативности функционирования как отдельных предприятий, так и отраслей, а также экономики страны в целом.
Разработанность проблемы. Этой проблемой с разной степенью широты охвата и близости к конкретной хозяйственной практике занимались: Смит А., Рикардо Д., Маркс К., Ленин В.И., Коуз Р., Норт Д., Шумпетер Й., Хессин Н.В., Гэлбрейт Д. и др. В работах этих и других ученых взаимосвязи производителя и потребителя исследуются через процессы, происходящие на рынке заемных средств, через экономические модели: совокупного спроса и совокупного предложения, модели жестких цен и несовершенной информации. В работах западных ученых Мэнкью Н., Ротемберга Л. подробно рассмотрено влияние таких экономических факторов, как цена, доход, ставка процента, на измене¬ние взаимодействия производителей и потребителей.
Проблема производства на заказ в экономике сложна и многогранна. В настоящее время к ней, как к одной из форм взаимосвязи производителя и потребителя, проявляется всё больший интерес. Она исследуется в разных аспектах: первый – содержание взаимосвязей между хозяйствующими субъектами исследуется в связи с разработкой общих проблем движения системы производст¬венных отношений (Абалкин Л.И., Радаев В.В., Проценко О.Д., Соловейчик Д.И., Радько А.В., Ламперт Х., Яковец Ю.В. Ольсевич Ю.Я.); во-вторых, взаимосвязи производителя и потребителя исследуются в связи с анализом методов хозяйствования (Ахмедуев А, Алиференко Р.И., Бровкова Е.Г.,); третий – исследования в связи с разработкой теории фирмы (Ворст Й., Ревентлоу П., Долгопятова Т., Евсеева Н., Пиндайк Р., Рубинфельд Д., Мала¬хов С.), четвер¬тый - взаимосвязи производителя и потребителя исследуются в связи с анализом проблем государственного регулирования (Якимович В.И.).
Достижением в разработке проблем заказа как формы взаимосвязи производителя и потребителя явля¬ется определение понятия хозяйственных связей, рассмотрение их содержания. В ряде работ советского периода анализируется хозрасчетная форма взаимоотношений между промышленными предприятиями. Наметились подходы к определению механизма их функционирования. Пос¬тавлены проблемы управления взаимосвязями между производителями и потребителями. Юридически и экономически многие исследователи видят один из вариантов развития этих взаимосвязей в более строгой конкретизации условий хозяйст¬венного договора и расширении прав хозяйственных контрактов.
В имеющейся научной литературе немало сделано для обоснова¬ния методологических подходов к анализу хозяйства как системы, рассмотрению его поэлементной структуры, закономерностей взаи¬модействия этих элементов. Ученые разных направлений и специаль¬ностей (политикоэкономы, философы, физики) предлагают различные методологические принципы анализа систем, их внутренних процес¬сов и взаимовлияний, которые могут быть использованы или положе¬ны в основу исследования такой сложной и многофакторной системы, как взаимосвязи производителя и потребителя и повышения ее потенциальной эффективности через внедрение производства на заказ (Булгаков С.Н., Бог¬данов А.А., Черковец В.Н., Оси¬пов Ю.М., Абдеев Р.Ф., Усоский В.Н., Ракитов А.И., Касти Дж.).
Однако следует подчеркнуть, что существующие до сих пор под¬ходы к решению проблем взаимосвязей производителя и потребителя не позволяют в достаточной степени вырабо¬тать методологическую и теоретическую базу становления и функ¬ционирования производства на заказ в экономической системе, однозначно определить его воздействие на систему хозяйства в целом, на его состояние, фи¬нансовое состояние субъектов и т.д. Неоднозначны подходы к определению сущности взаимосвязей производителя и потребителя, вопросы об их функциях, противоречиях, рисках в большой степени остаются открытыми. Недостаточно проанализирован механиз¬м реализации экономического содержания производства на заказ, как частного случая прямых хозяйственных связей и форм осуществления этой реализации. Остается нерешенной в теоре¬тическом плане проблема экономического управления заказной формой производства и регули¬рования со стороны государства. Не в достаточной мере ставилась и анализирова¬лась проблема определения результативности процесса "взаимосвязи производителя и потребителя" и его эффективности.
Цели и задачи Цель проведенного в дипломной работе исследования состоит в анализе производства «Точно в срок», как формы производственных отношений, раскрытия содержания и сущности заказа, как связующего звена хозяйствующих субъектов для установления оптимальных прямых хозяйственных взаимосвязей и, как следствие, повышения эффективности их работы.
В соответствии с целью исследования в работе решались следующие задачи:
1. Определение роли производства «Точно в срок», и форм его проявления в различных экономических системах.
2. Раскрытие экономического содержания взаимосвязей производителя и потребителя на основе заказов.
3. Рассмотрение прогрессивных производственных систем «Just in time» (Точно в срок) и «Lean Manufacturing» (Эффективное производство) как попыток создания «идеальной» формы производства на заказ.
4. Исследование форм реализации производства на заказ.
5. Разработка нового способа управления режимами работы элементов производственной цепочки с взаимосвязью на основе системы заказов.
3,000 руб.
."ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 30.12.2004) (с изм. и доп., вступившими в силу с 10.01.2005).
2.Международный стандарт ISO (ИСО) 9000 (Система Менеджмента Качества)
3.ГОСТ 24525.0-80. Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения.
4.Бабанский А.В. Системы непрерывного улучшения продуктов и процессов. -Минск. ИП «Экоперспектива», 1999.
5.Балашов Е.А. TQM - стратегия XXI века.; Сб. тезисов докладов Международной научно-практической конференции. 15 октября, Брянск, 1999.
6.Воронкова О.В. Общие подходы к теории управления качеством Зогонкова О.В.. Чер¬мошенпев Д.Н. // Математические и инструментальные методы экономического анализа: управление качеством: Сб. науч. тр. / ТГТУ. Тамбов, 2004. Вып. 14. 0,7 п.л.
7.Гаврилов Д.А. Управление производством на базе стандарта MPR II, Изд. Питер, 2005.
8.Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. - М.: Маркетинг, 1996.
9.Гончаров П.П. и др. Основы логистики: Учебное пособие. - Оренбург, 1995.-84с.
10.Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие / ГАС. - Ростов, 1992. - 128с.
11.Залманова М.Е. Логистика: Учебное пособие /СГТУ. - Саратов, 1995.- 167с.
12.Залманова М.Е. Закупочная и распределительная логистика: Учебное пособие / СПИ. - Саратов, 1992. - 83 с.
13.Лапнлус В.А. Может ли концепция всеобщего качества :TQM; стать национальной волевой идеей России/ Методы менеджмента качества. 2000.
14.Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях-М.: ОАО «Типография новости». 2000.
15.О'Лири, Дэниел. ERP системы. Современное планирование и управление ресурсами предприятия. Выбор, внедрение, эксплуатация/Дэниел О'Лири; [Пер. с англ. Ю.И. Водяновой]. - М.: ООО «Вершина-, 2004. -272 с.
16.Питеркин С.В. Точно вовремя для России: Практика применения ERP-систем Изд.: «Альпина Бизнес Букс», 2006.- 368 с.
17.Плотннскнн Ю.М Теоретические и эмпирические модели социаль-ных пропессов.- М.: «Логос». 1998.
18.Чермошенпев Д.Н. Вопросы развития теории и философии управления качеством Материалы Второй Всероссийской научной конф. Мичуринск МичГАУ, 2004. -0.8 п.л.
19.Чермошенпев Д.Н. Наука на рубеже тысячелетии: Сб. науч. ст./ БМА. Тамбов. 2004.-0,5 п.л.
20.Чермошенпев Д.Н. Контроль в системе управления качеством/ Математические и инст¬рументальные методы анализа: управление качеством: Сб. науч. тр. / ТГТУ. Тамбов, 2004. Вып. 14. -0.8 п.л.
21.Чермошенпев Д.Н. Векторы маркетинговых исследований. VII научная конференцияТамбов: Нзд. Тамбов. ГТУ, 2002.- 0.1 п.л.
22.Актуальные вопросы реформирования промышленных предприятий //Организационно-экономические и структурно-технологические проблемы повышения эффективности хозяйствования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 1998. - 0,2 пл .
23.Индикативная система показателей управления промышленным предприятием: Препринт. Екатеринбург: Институт экономики УрОРАН,
2001. -1,7пл .
24.Исчисление частных и интегральных показателей по уровням управления предприятием. Журнал «Контроллинг», № 3, Москва, 2002. -
28-31 с. - 0,5 п.л.
25.Комплекс мероприятий для модернизации управления многопрофильным промышленным предприятием. Всероссийский симпозиум по миниэкономике: Сборник докладов, Екатеринбург, 2002. -0,2 пл.
26.Комплексная модернизация управления предприятием в рыночных условиях хозяйствования. Журнал "Проблемы региональной экономики», № 7 - 9, Ижевск, 2002. - 351-360 с. - 0,7 п.л.
27.Логистика и контроллинг материальных потоков на промышленном предприятии. Журнал «Российское предпринимательство», № 7, Москва,
2001. -105-111 с.
28.Материалы RWTUY по менеджменту качества. Все о качестве. Зарубежный опыт. Выпуск 14, 1999.
29.Модернизация управления промышленным предприятием. Комплексное решение. Вестник Самарской государственной экономической академии, №3, Самара, 2003. -0,3 пл.
30.Применение контроллинга в управлении материальными потоками промышленного предприятия. // Информационные технологии в инновационных проектах: Ш Международная научно - техническая конференция, Ижевск, 2001.-0,2 п.л., соавторство.
31.Применение ключевых показателей экономической эффективности
в управлении промышленным предприятием: Препринт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2002. -1,6 пл.
32.Региональный аспект: Материалы Всероссийской научно-практической конференции,Пенза, 1998. -0,2 пл .
33.Региональный аспект структурной перестройки промышленного комплекса. Ижевск - Екатеринбург: УрОРАН, 1999. - 283 с.
32.Стандарты и качество, Ж. N 3, 2008.
35.Стандарты и качество, Ж., N 4, 2008.
36.Системный анализ экономики региона. Учебное пособие. // Составители и научные редакторы К.В. Павлов, М.И. Шишкин. - Ижевск: Удмуртия, 2000. - 364 с. (18/0,5 пл., соавторство).
37.Современная практика управления промышленным предприятием: Препринт. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2002. -1,7 пл .
38.Совершенствование механизмов управления промышленным предприятием в рыночных условиях: Препринт. Екатеринбург: Институт экономики УрОРАН, 2000. - 2,1 пл .экономики», №4-6, Ижевск, 2002. - 409-419 с. - 0,8 пл.
39.Совершенствование управления на базе корпоративной информа-ционной системы. // Планирование развития энергетики: методология, программное обеспечение, приложения. Сборник трудов международной конференции, ЦНИИАТОМИНФОРМ, Москва,2002. -0,4 пл., соавторство.
40.Современные подходы к модернизации управления промышленным предприятием. Журнал «Российское предпринимательство»,№ 5, Москва, 2002. - 74-79 с. - 0,4 п.л.
41.Статистический анализ взаимосвязи макро- и микроуровней российской экономики. Журнал "Проблемы региональной экономики», № 3-
4,Ижевск, 2003.-(0,3 п.л., соавторство).
42.Совершенствование системы управления промышленного предприятия.//Интернет & IT -Бизнес-Металл: Сборник трудов V Между-народной конференции, Москва, 2003. - 0,4 пл., соавторство.
43.Управление экономической адаптацией промышленного предприятия: Монография // Институт экономики УрОРАН, Екатеринбург, 2002. - 226 с- 14,1 пл.
44.Управление производством на базе стандарта MRP II 2 е изд. СПб Питер, 2005. - 416с.
3,000 руб.