Готовая курсовая работа
на тему:«Т.Ф. Лесгафт - основоположник отечественной системы физического образования»
Цена: 1,200 руб.
Номер: V8437
Предмет: Физическая культура
Год: 2008
Тип: курсовые
Отзывы
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!
Лесгафтом подробно разработана теория дошкольного воспитания. Им были опреде¬лены главные основы воспитания детей в семье: чистота, движение, гуманность в образовании, последо¬вательность слова и дела, отсутст¬вие произвола, насилия и угнетения.
Особое внимание Лесгафт обра¬щал на использование народных игр. Он видел в них большое вос¬питывающее значение. В играх дети повторяют то, что видят вокруг себя. Его советы предоставлять детям больше времени для свобод¬ных игр и упражнений на свежем воздухе актуально звучат и в наше время.
Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств.
В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения. Поэтому например, такая игра, как «Волк во рву», проводится тогда, когда дети уже овладели прыжком в длину с разбега.
П. Ф. Лесгафт писал: «В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые здесь движения и действия вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся и производиться с возможно большей точностью и ловкостью».
В двухтомном труде «Руковод¬ство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888 и 1901) П. Ф. Лесгафт науч¬но обосновал содержание, средства и методы физического вос¬питания в школе. В основу системы физического образования он положил дидактические прин¬ципы сознательности, наглядности, активности, доступности, постепен¬ности и последовательности, кото¬рые следовало неукоснительно соб¬людать при занятиях физическими упражнениями. Осно¬вываясь на данных физиологии, анатомии и антропологии, он разра¬ботал классификацию фи¬зических упражнений и игр, состоявшую из четырех основ¬ных отделов.
В первый вошли прос¬тые упражнения (движения головой, туловищем, конечностями) и слож¬ные (ходьба, бег, метания). Следовало научить ре¬бенка основным необходимым движениям: правильно бегать, пры¬гать, метать, выполнять движения различными звеньями тела и т.п. Эти упражнения назывались простыми (элементарными) и предназначались для учащихся начальных классов — 7 — 12 лет.
Второй отдел состоял из упражнений с увеличивающимися напряжениями (упражнения с палками, гирями, метание деревянных и железных шаров, прыжки, борьба, лазанье и др.). Применялись упражнения с более высо¬кой физической нагрузкой, т. е. необходимо было научить ребенка преодолевать постепенно и последовательно нарастающие трудно¬сти: увеличение веса предметов, умение бежать не только пра¬вильно, но и быстро, прыгать дальше и выше и т. п. Эти упражне¬ния назывались сложными или упражнениями с увеличивающим¬ся напряжением. Они учили школьников настойчивости и умению преодолевать трудности при значительных физических нагрузках. Данные упражнения рекомендовались детям 12—15 лет.
В третьем были представле¬ны упражнения, связанные с изу¬чением пространственных и времен¬ных отношений (метания в цель, бег в заданном темпе, прыж¬ки на определенное расстояние и т. п.). Этот этап физического образования Лесгафт называл пе¬риодом обучения управлению движениями по времени их выпол¬нения, по характеру прилагаемых усилий, ориентированию в про¬странстве. Например, школьников учили пробегать определенное расстояние в установленное учителем время, метать в цель и т. п. С помощью подобных упражнений развивалось мышечное чувство, в частности при их выполнении в изменяющихся внешних услови¬ях. Этот этап предназначался для школьников старшего возраста — 15—18 лет.
Четвертый отдел включал в себя систематические упражнения в виде сложных действий (игры простые и сложные, плавание, бег на коньках и на лыжах, фехтова¬ние, походы и экскурсии).
Для проверки приобретенных умений и их закрепления исполь¬зовались сложные двигательные задания, которые выполнялись в играх, на экскурсиях, в трудовых действиях.
В 1888 г. в сочинении «Отношение анатомии к физическому вос¬питанию и главные задачи физического образования в школе» Лесгафт опубликовал планы уроков физического образования с учетом обоснованных им возрастных периодов развития детей. Они выглядели так:
— для младшего возраста (7—12 лет): 25% времени урока уделялось элементарным и сложным действиям, 25 % — ходьбе, бегу
и метаниям и 50% — играм (главным образом — одиночным);
— для среднего возраста (12—15 лет): одна треть — элементар¬ным и сложным движениям с бегом, одна треть — прыжкам, метаниям с постепенно увеличивающимся напряжением, борьбе,
одна треть — играм (главным образом со сложными двигательными заданиями);
— для старшего возраста (15—18 лет): 50% времени урока от¬
водилось упражнениям с постепенно увеличивающейся нагрузкой (прыжкам, метаниям, борьбе и др.), 25% — движениям с
отягощениями, 25% — играм.
Лесгафт, как и Г. Демени, считал, что система должна состо¬ять из небольшого количества естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний, борьбы, простых гимнастических уп¬ражнений, игр, экскурсий. Он был противником снарядовой гим¬настики.
В методике проведения занятий по физическому образованию можно выделить следующие особенности. В основу физического образования должна быть положена связь физического и духов¬ного: «Между умственным и физическим развитием человека су¬ществует тесная связь... Умственный рост и развитие требуют со¬ответствующего развития физического».
В своих трудах Лесгафт уделил большое внимание методам обучения физическим уп¬ражнениям. Он впервые в Рос¬сии создал учение о методах «слова» и «показа» в процессе физического воспитания. Ученый требовал, чтобы каждое упражнение было предвари¬тельно четко и кратко объяснено. Ученики, в свою очередь, должны были выполнять упражнения осоз¬нанно, а не механически. Лесгафт не отрицал показа, но считал, что его надо применять после того, как упражнение осознано занимающи¬мися.
Лесгафт стремился через ощущения и их проверку создать пра¬вильное представление об окружающем мире. В практике заданий, например, учащимся давали предметы из различного материала, различного веса, формы и т. п. Дети должны были определить, не видя этих предметов, какие они: деревянные, теплые, холодные, легкие, тяжелые, в виде шара, куба, цилиндра и т. п. Предпочте¬ние отдавалось варианту, когда упражнение выполнялось после словесного объяснения, а не методом показа. Если же применялся показ, то преподаватель должен был его образцово продемонстри¬ровать. Ученики, освобожденные от урока, должны были присут¬ствовать на нем и зрительно усваивать упражнения. На уроке тре¬бовалась тишина, даже во время игр. Лесгафт осуждал шумные игры и требовал придерживаться правила: «...Кто шумит — выходи вон из игры и жди, пока она закончится...», положительно отно¬сился к подвижным играм, которые подбирались в соответствии с целью занятия, отрицал применение гимнастических снарядов и массажа, так как они «...дают вредные добавочные раздражители».
П. Ф, Лесгафт писал: «Если ребенок усвоит какой-нибудь механический метод, не понимая совершенно, какой смысл имеют его отдельные приемы, то и действовать он будет механически—он не сумеет применить данный метод к частному случаю».
Опытные воспитатели старших групп, используя, в процессе обучения приемы словесного задания, стремятся вызвать в представлении ребенка образ того движения, которое он должен выполнить. Например, воспитатель говорит: «Вы все будете поднимав флажки вперед-вверх. Выпрямитесь и посмотрите на них, а затем разведете руки в стороны и опустите их со словом «вниз». Изменяя интонацию, воспитатель подчеркивает опорные моменты упражнения (поднять вперед-вверх, посмотреть на них, развести в сторо I ны). Это создает возможность предварительной ориентировки в условиях выполнения задания без наглядного показа. Таким образом, у детей создается представление о движении, что и в какой последовательности они должны выполнить. Этот момент является исходным и чрезвычайно важным. Он обеспечивает правильности выполнения детьми упражнения.
По определению П. Ф. Лесгафта, понятие «представление о движении» складывается из представления о движущихся частях тела, амплитуды, направления, скорости, напряжения и других компонентов движения. Следовательно, в таких случаях у ребенка возникает образ движущихся частей его тела, в совокупности со всеми ощущаемыми им составными компонентами.
Вслед за самостоятельным выполнением детьми упражнения по словесному заданию педагог уточняет правильность выполнения отдельных его элементов путем любого, необходимого в этом случае приема: указания, наглядного показа, разъяснения. Это служит уточняющей практической проверкой уже осмысленного детьми задания.
Высокие требования Лесгафт предъявлял к преподаванию физи¬ческого воспитания. Он отмечал, что педагог должен отлично знать свой предмет, обладать достаточны¬ми знаниями по анатомии, физио¬логии и психологии. По его мнению, хороший преподаватель отлича¬ется дисциплинированностью, сдер¬жанностью, любовью к ученикам, внешней опрятностью, изящностью в движениях
По этическим мотивам он отрицательно относился к соревно¬вательному спорту, придавал большое значение тому, чтобы в про¬цессе выполнения физических упражнений включалось мышле¬ние, т. е. осознание того, что делает обучающийся.
Похожие работы:
Сущность дополнительного образования детей в структуре общего образования. ➨
Российское образование последних лет подвергается реформированию. Вместе с тем, в большинстве своем учебно-воспитательный ...
Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закрепленная ...
Историческое развитие системы образования ➨
2.1. Развитие системы дошкольного и общего среднего образования Украины
Важное место в системе непрерывного ...
Для построения характеристики относительных приростов турбины необходимо определить минимальную вырабатываемую ...
Международная и российская системы инженерного образования ➨
Социально-экономические изменения, произошедшие в России в начале 90-х годов, повлекли за собой и перестройку ...