2.2. Система национальных интересов России
Категория «национальные интересы» является основополагающим, методологически важным понятием государственной политики, обеспечивающим понимание важнейших ориентиров развития нации, путей приращения ее мощи, действий руководителей войск и органов России во благо государства и общества. По объему она шире используемых в политической практике понятий государственные интересы, жизненно важные интересы .
Национальные интересы – категория, ассоциируемая с масштабом нации-государства или страны в целом. Они являются производным от понятия «нация», а не «национальность». «Национальность» – категория этническая, «нация» – социально-историческая, государственно-политическая.
В современной науке нацию характеризуют как политическое сообщество граждан определенного государства, проживающих на его территории и осознанно причисляющих себя к нему, независимо от своей национальности, конфессиональных и других различий (концепция согражданства). Нация является также выражением экономической и культурно-исторической общности образующих ее народов, предполагает наличие и сохранение языка межнационального общения, общих традиций и образа жизни .
Все признаки нации применимы и к России, несмотря на многонациональный состав ее населения. Из этого факта закономерно вытекает и реальность национальных интересов России. Они объективно существуют, требуют своего осмысления, необходимой систематизации, а также реализации в политике государства в различных сферах, и, прежде всего, на Государственной границе и в пограничном пространстве.
Национальные интересы любой страны представляют собой своеобразный мост между, с одной стороны, жизненно важными потребностями и ценностями нации, а, с другой стороны, ее стратегическими целями, реализуемыми в государственной политике и способствующими благу нации-государства. Интересы приводят в движение нацию, задают этому движению направленность на выживание российской нации в противоречивом и меняющемся мире, её оптимальное функционирование как суверенного государства и целостной общественной системы, а также прогрессивное развитие.
Исходя из сказанного, национальные интересы России можно определить как обусловленные потребностями выживания, безопасности и развития страны, а также ценностями исторического и культурного наследия, российского образа жизни устремления и стимулы деятельности субъектов государственной политики, служащие приумножению национальной мощи во всех ее основных составляющих (экономической, научно-технической, духовной, военной), а также повышению благосостояния большинства граждан .
В пространственно-географическом плане сфера национальных интересов не ограничивается национальной территорией и простирается за ее пределы. Однако, не произвольно, а в соответствии с реальной базой реализации национальных интересов государства, прежде всего экономической. Немаловажное значение здесь имеет позиция понимания и признания сферы распространения данных интересов другими странами, в первую очередь теми, на территории которых имеется необходимая для этого почва. Национальные интересы России, в этом плане охватывают все постсоветское пространство, имеют определенную базу для реализации в странах Восточной и Центральной Европы, других регионов мира. На территории СНГ сосредоточены наши главные жизненные интересы в области экономики, обороны, безопасности, защиты прав россиян, обеспечение которых составляет основу национальной безопасности страны .
Система национальных интересов России определяется совокупностью базисных интересов личности, общества и государства в важнейших сферах общественной жизнедеятельности:
• в области экономики;
• социальной и духовной жизни;
• во внутриполитической;
• международной;
• оборонной;
• информационной сферах;
• в пограничном пространстве, других.
Базисные интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод граждан, в поддержании такого уровня их жизни, который предоставляет необходимо-минимальные возможности для физического, духовного и интеллектуального развития.
Базисные интересы общества заключаются в упрочении влиятельных и независимых институтов гражданского общества, внутренней социально-политической стабильности и целостности, в повышении созидательной активности трудоспособного населения, а также в духовном возрождении России.
Базисные интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России , в наращивании национальной мощи, в ослаблении угроз национальной безопасности, в создании пояса добрососедства по периметру территории страны и развитии межгосударственного сотрудничества на основе партнерства.
Если кратко охарактеризовать национальные интересы России в важнейших сферах общественной жизнедеятельности, то первоочередного внимания требуют национальные экономические интересы. Они призваны обеспечить устойчивый экономический рост с увеличением ВВП страны до уровня передовых стран (по его совокупному размеру мы уступаем США (7.5 трлн. долларов) в 10 с лишним раз; Китаю (3.3 трлн. долларов) в 5 раз; в пересчете же ВВП на душу населения показатель России, составляющий примерно 3500 долларов, значительно ниже среднего показателя стран «большой семерки» .
В национальных интересах России - закрыть каналы незаконного вывоза капиталов за рубеж, объем которых достиг порядка 20 млрд. долларов США в год, направив их, как и другие скрываемые от государства источники доходов на нужды общества и большинства его граждан; максимально способствовать защите отечественных производителей, обеспечить конкурентоспособность российских товаров, повысить долю высокотехнологического производства как наиболее отвечающего требованиям развития. В настоящее время России, к сожалению, на мировом рынке высоких технологий и наукоемкой продукции принадлежит всего 0.3%, тогда как США - 32%, Японии - 23%, Германии - 10%.
Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России заключаются в расширении выгодного ей товарооборота со странами ближнего и дальнего зарубежья .
Во внутриполитической области национальные интересы России состоят в консолидации державно-патриотической политической элиты, создании эффективной государственной власти, завершении процесса становления демократического общества, проведении ответственной и взвешенной государственной национальной политики, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих подрыву федеративного устройства, возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального и регионального сепаратизма.
Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и науки во многом связаны с сохранением и развитием образовательного и интеллектуального потенциала России, утверждением в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма, развитием многовековых духовных традиций Отечества .
Национальные интересы Российской Федерации в международной сфере требуют проведения активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение авторитета и позиций России как великой державы, без участия которой невозможно решение глобальных и региональных проблем, упрочение международной безопасности. При этом необходимо ориентироваться на развитие диалога и всестороннего сотрудничества не только с Западом, но и странами Центральной и Восточной Европы, Америки, Ближнего Востока, Западной Азии, Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Национальные интересы России в международной сфере включают в себя также защиту жизни, достоинства, международно-признанных гражданских прав и свобод российских граждан и наших соотечественников за рубежом.
Национальные интересы России в оборонной сфере заключаются прежде всего в обеспечении военной безопасности и недопущении агрессии со стороны других государств, создании адекватной потенциальным и реальным угрозам военной организации, учитывающей изменение баланса сил на мировой арене и экономические возможности государства для эффективного реагирования на них.
1,200 руб.
:
Введение 3
Глава 1. Основные аспекты экономической безопасности страны 5
1.1. Понятие экономической системы и безопасность ее развития 5
1.2. Основные элементы осуществления экономической безопасности страны 6
Глава 2. Проблемы экономической безопасности в российских условиях 8
2.1. Характеристика среды безопасности современной России 8
2.2. Система национальных интересов России 15
2.3. Основные проблемы внутренней безопасности России 20
Глава 3. Защита национальных интересов РФ 26
3.1. Основные направления деятельности государственных органов власти по предупреждению и локализации угроз внутренней безопасности России 26
Заключение 33
Список литературы 36
Введение
«Экономическая безопасность и защита национальных интересов России» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что в настоящее время проблема экономической безопасности становится чрезвычайно острой. И это во многом обусловлено растущей глобализацией мирового хозяйства. Поэтому очень важно определиться за счет каких факторов ее можно обеспечить, учитывая, что экономическая безопасность является фундаментом национальной безопасности. Важнейшим фактором, на наш взгляд, является экономическая роль государства.
В России в период проведения так называемых рыночных реформ отказ от государственного регулирования экономики и преувеличение роли рыночного саморегулирования привели к затянувшемуся экономическому и трансформационному кризису, а вместе с этим и к ослаблению не только экономической, но и национальной безопасности России.
Мировая практика показывает, что государства, не способные обеспечить экономическую безопасность, нередко попадают не только в экономическую, но и политическую зависимость от развитых стран. В этих случаях, по словам В.В.Путина, у стран-лидеров появляется «повод для роста геополитических амбиций». Нередко решение проблемы обеспечения экономической безопасности сводят к устранению криминализации хозяйственной деятельности.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Балабанов А.А., Вечканов Г.С., Возжеников А.В., Иванченко В., Новосельцев В. С. и др.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования – сфера социально-экономического развития РФ.
Предмет исследования – экономическая безопасность России.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть экономическую безопасность и защиту национальных интересов России.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать основные аспекты экономической безопасности страны;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о проблемах экономической безопасности в российских условиях;
3.Рассмотреть сущность и специфику защиты национальных интересов РФ;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав заключения, списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
Глава 1. Основные аспекты экономической безопасности страны
1.1. Понятие экономической системы и безопасность ее развития
Экономическая система как часть национальной экономики есть взаимосвязанная система отраслей и производств, функционирование которых основано на эквивалентном обмене, стоимостной оценке создаваемых благ, использовании наиболее рациональных и безопасных методов ведения хозяйственных процессов .
Экономические системы в своем развитии могут находиться как в состоянии устойчивости, так и неустойчивости. Для обозначения устойчивости экономической системы в литературе широко используются такие термины, как «устойчивое состояние», «устойчивое развитие», «устойчивый рост».
Из данного контекста следует:
1) на первый план выходит новая парадигма XXI в. – парадигма общества социо-экономико-продовольственного сбалансированного и безопасного развития;
2) устойчивое развитие предполагает долговременные процессы экономического роста, носящие динамичный характер;
3) комплексное системное развитие, основанное на достижении баланса взаимодействия экономических, социальных и продовольственных интересов;
4) новая модель общественно-экономического развития, строящаяся на создании новой системы ценностей общества, основанной на сочетании экономической эффективности и продовольственной безопасности страны .
Соотношение между вышеперечисленными параметрами экономической системы позволяет выявить закономерности устойчивого экономического развития, которые состоят в усилении во времени взаимозависимости и взаимодействия параметров развития экономической системы; оптимальный устойчивый рост параметров системы; формирование условий устойчивого развития в долгосрочном интервале времени; дисбаланс системы при любых отрицательных изменениях ее параметров, в результате чего замедляется ее устойчивое развитие .
Устойчивое развитие представляет собой последовательное улучшение составляющей экономической системы в долгосрочном интервале времени и приводящего к экономическому росту. При этом социальный прогресс выражается в повышении благосостояния, улучшении качества жизни при выделении необходимых ресурсов для поддержания продовольственной безопасности, что возможно лишь на основе эффективного безопасного экономического развития. При этом каждая составляющая устойчивого развития характеризует различные стороны развития общества: устойчивый экономический рост - экономику, социальный прогресс – социум, продовольствие – сбалансированность питания населения .
Важным моментом устойчивого стабильного развития экономической системы является протекание его без резких колебаний, не допуская спада производства и снижения уровня жизни населения.
1.2. Основные элементы осуществления экономической безопасности страны
Субъекты и объекты безопасности — все те, кто создает безопасность и пользуется ее плодами. Вопрос о том, как субъекты и объекты соотносятся между собой, будет рассмотрен несколько позже. Пока же достаточно отметить, что в зависимости от того, кто выступает субъектом и/или объектом — отдельный человек, общество, государство или сообщество государств, — устанавливается тот или иной уровень безопасности . Соответственно предметом усилий по ее обеспечению/защите становятся личная или индивидуальная (individual) безопасность, социетальная (societal) безопасность или безопасность общества, национальная (national) безопасность или безопасность государства, международная (inte
ational) или коллективная (collectivе) безопасность . Предельный уровень — всемирная или глобальная (global) безопасность, промежуточный между индивидом и обществом либо государством — групповой, или уровень общности (еntity), между национальным уровнем и международным либо глобальным — региональный (regional). Впрочем, говоря о региональной безопасности, могут подразумевать и состояние безопасности в пределах какой-то части крупного государства или в пределах историко-этнографической области, разделенной границами двух и более государств, но не охватывающей целиком ни один из них .
Следующий операционный элемент — представление об угрозах безопасности. Они могут быть реальными, уже имеющими место, либо возможными, потенциальными. В то же время на каждом уровне безопасности (включая индивидуально-личностный) они могут исходить как извне, так и изнутри субъекта или объекта безопасности. В результате возникает еще одно подразделение, как бы рассекающее все уровни по вертикали: внешняя безопасность и внутренняя безопасность.
Представления об угрозах определяют цели безопасности негативным образом — цели в том, чтобы нейтрализовать или полностью искоренить источники угроз безопасности на данном ее уровне. Однако любой субъект преследует и позитивные цели — расширить доступные ему пределы безопасности, обогатить само ее содержание. Как негативные, так и позитивные цели локализуются в определенных отраслях жизнедеятельности субъекта и тем самым выводят на определенные аспекты или виды безопасности. Из-за многообразия сфер деятельности, в которые вовлекаются субъекты, и множественности самих субъектов и объектов, этот третий важнейший элемент представлений включает массу подразделений.
Глава 2. Проблемы экономической безопасности в российских условиях
2.1. Характеристика среды безопасности современной России
С окончанием "холодной войны" среда безопасности не из¬менилась в лучшую сторону. Эпоха революций в политике, экономике, технологии про¬должается и сегодня. Успех демократии по всему миру, рост новых глобальных торго¬вых отношений, расширение сети глобальных коммуника¬ций, прорывы в информаци¬онных технологиях сущест¬венно повлияли на внешнюю и внутреннюю среду безопас¬ности всех без исключения стран, привели к трансформа¬ции угроз национальной безо¬пасности . Старые страхи, вы¬зываемые угрозами "холодной войны", сменились новыми страхами перед лицом новых угроз: угрозой международной преступности и международного терроризма, опас¬ностью распространения оружия массового поражения, опасностью национальной ненависти, опасностью агрессии со стороны государств, поддерживающих терроризм. С точки зрения национальной безопасности, XXI в. представляется бо¬лее неопределенным, чем период "холодной войны".
1,200 руб.
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Гадарики, 2008. – 64 с.
2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 N 24)
3. Указ Президента РФ «Об утверждении» концепции национальной безопасности РФ» (в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 N 24)
4. Актуальные проблемы социально-экономического развития России. Сборник научных трудов. Выпуск 1. Издательство: Дашков и Ко, 2004. – 528 с.
5. Арин О. Россия в стратегическом капкане. Издательство: Алгоритм, 2003. – 352 с.
6. Балабанов А.А. Жизненно важные интересы региональной социальной общности. // Материалы научно-практической конференции «Проблемы внутренней безопас¬ности России в XXI веке". М. ЭДАСПАК, 2006. С. 301-302.
7. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник. Автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 160 с.
8. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность. Учебник для вузов. Издательство: Питер, 2007. – 384 с.
9. Внешняя политика России: от Ельцина к Путину. Составители: Стефан Кройцбергер, Сабине Грабовски, Ютта Унзер. Антология. Издательство: Оптима, 2006. – 304 с.
10. Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. – М.: Изд-во РАГС, 2007. С. 262-263.
11. Глобальное участие, сотрудничество и безопасность в XXI веке. // В сб. статей под ред. Дж. Е. Нолага. Вашингтон, 2004.
12. Дойл М. У. Пути войны и мира. – Вашингтон, 2002. С. 15-16.
13. Иванченко В. Общность критериев экономической и государственной безопасности // Экономист, 2006. – № 5. – 19 с.
14. Кирсанов В. Новейшая политология. Издательство: Алгоритм, 2004. – 288 с.
15. Козин Н. Постижение России. Опыт историософского анализа. Издательство: Алгоритм, 2002. – 656 с.
16. Косован О.А. Правовое регулирование противодействия преступности военнослужащих в интересах национальной безопасности России. 2008. – 415 с.
17. Новосельцев В. С. Национальные интересы России. Издательство: Москва, 2007. – 154 с.
18. Организационно-экономические проблемы современной рыночной экономики. Издательство: Экономика, 2004. – 216 с.
19. Основы экономической безопасности / Под ред. Олейникова. – М., 2007. – 49 c.
20. Петров И. В. Демонополизация рынков в процессе обеспечения экономической безопасности макрорегиона: воспроизводственный подход. Монография. Издательство: Юнити-Дана, 2005. – 224 с.
21. Ротшильд Э. Что такое безопасность?// Бюллетень «Дедалус», 2005. №124.
22. Силласте Г.Г. Социальная безопасность личности, общества и государства. // Безопасность Евразии 2006. №1. С. 14.
23. Хрусталев Е. Ю. Экономические проблемы военной безопасности. Издательство: Наука, 2005. – 432 с.
24. Экономическая безопасность России. Общий курс. Издательство: Дело, 2005. – 896 с.
25. Экономическая безопасность Российской Федерации. Часть 2. Издательства: Лань, Санкт-Петербургский университет МВД России, Всероссийская государственная налоговая академия (ВГНА МНС РФ), 2006. – 640 с.
1,200 руб.