Введение
Содержание
Литература
2.2. Монополистическое ценообразования в российском законодательстве
Основной принцип антимонопольного законодательства в явном виде сформулирован в ст. 5 ФЗ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Данной статьей запрещаются действия хозяйствующего субъекта (или группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют, либо могут иметь, своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Дальнейшие запреты в рамках данной статьи конкретизируют эту базовую норму.
Для уточнения смысла данного положения мы определим некоторые упоминающиеся в ней понятия.
Во-первых, под конкуренцией здесь (ст. 4 ФЗ) понимается «состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» .
Во-вторых, доминирующим положением признается «исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров (далее - определенного товара), дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам». (Ст. 4 ФЗ)
Дальнейшая конкретизация нормы в рамках п. 1 ст. 5 ФЗ показывает, что наиболее общей формой монополистического поведения является концепция монопольных цен, предполагающая, в том числе, недопроизводство товара по сравнению с конкурентным уровнем. Данный вывод основан на том, что запрещается:
изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке, либо повышение цен;
установление монопольно высоких (низких) цен;
сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства;
необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара
нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Подробное изложение концепция монопольных цен получила во Временных методических рекомендациях по выявлению монопольных цен, принятых ГКАП РФ 21 апреля 1994 г, в частности Приложением № 2 (Теоретические основы определения монопольной и конкурентной цены).
Во Временных методических рекомендациях сравнивается две ситуации.
С одной стороны, это ситуация конкурентных цен, возникающая при свободной конкуренции. Согласно Рекомендациям, «свободная конкуренция предполагает такое (достаточно) большое количество продавцов и покупателей, чтобы ни один из них не мог оказать существенное влияние на уровень рыночной цены». В таком случае «рыночная (равновесная) цена является конкурентной».
С другой стороны, это ситуация монопольных цен, когда «монополист может выбрать на кривой спроса любую, наиболее выгодную для него точку».
Монопольная цена определяется через сравнение ее с конкурентной ценой, т.е. она может быть либо выше, либо ниже ее. Таким образом, цены могут быть как монопольно высокими, так и монопольно низкими.
Наиболее сложную проблему представляет собой определение конкурентной цены на проверяемую продукцию, и, соответственно, отклонения от нее фактической цены, по которому в сочетании с фактами изъятия товаров из обращения можно делать заключение об установлении монопольно высокой цены. Цена в условиях свободной конкуренции (конкурентная цена) равняется предельным издержкам». Однако, «механизм определения предельных издержек является теоретической категорией и не нашел широкого применения в хозяйственной практике». Поэтому «за базовую, при соответствующих возможностях и условиях, можно взять цену такого же или аналогичного товара, которая сложилась на конкурентном (данном или соседнем) рынке».
Глава 3. Проблемы антимонопольного регулирования РФ
3.1. Проблемы в реализации структурных реформ в РФ
В настоящий момент в России проходят широкомасштабные структурные реформы естественных монополий с целью запустить конкурентные механизмы в сфере производства и дистрибуции и оставить регулируемыми неконкурентные инфраструктурные эле¬менты . На сегодняшний день в наибольшей степени на пути ре¬форм продвинулась электроэнергетика .
Формируемые в ходе реформы ОАО РАО «ЕЭС России» новые компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача элек¬троэнергии и другие) и контролирующие соответствующие про¬фильные активы. По масштабу профильной деятельности создава¬емые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия не¬скольких регионов либо являются общероссийскими.
Так, магистральные сети переходят под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети предполагается интегрировать в межрегиональные распределительные сетевые ком¬пании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений передаются общероссийскому Системному опера¬тору.
Активы генерации также объединяются в межрегиональные компании, причем двух видов: генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании – ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК). ОГК объединяют электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии . В ТГК входят главным образом теплоэлек¬троцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. Шесть из семи ОГК формируются на базе тепловых электростанций, а одна («ГидроОГК») – на основе гидро-генерирующих активов. Тепловые ОГК построены по экстерри¬ториальному принципу, в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов.
Процесс реформирования АО-энерго начался в 2003 г. с реали¬зации нескольких пилотных проектов: реформирования ОАО «Калу-гаэнерго», ОАО «Орелэнерго», ОАО «Брянскэнерго», ОАО «Тулэнер-го». Наиболее активно структурные преобразования начали осу¬ществляться в 2004 г. Процесс реформирования затронул более 30 компаний. К апрелю 2004 г. была завершена процедура реор¬ганизации первой региональной энергокомпании – ОАО «Калуга-энерго», а к концу года разделены по видам деятельности пять АО-энерго .
В том же 2004 г. началось создание новых межрегиональных ком¬паний. В последние месяцы 2004 г. созданы (прошли государствен¬ную регистрацию) первые три ОГК и две ТГК. В тот же период (в ок¬тябре 2004 г.) Совет директоров ОАО РАО «ЕЭС России» принял ре¬шение об учреждении четырех МРСК. В 2004 г. также была практи¬чески сформирована новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции региональных диспетчерских управлений бы¬ли переданы (за некоторым исключением) от АО-энерго Системно¬му оператору.
В 2005 г. процесс реформирования охватил большинство АО-энерго, причем значительная их часть к концу года была разде¬лена. В этом же году учреждено большинство оставшихся межреги¬ональных компаний: к марту зарегистрирована последняя из семи ОГК, к августу – 13 из 14 ТГК, созданы четыре МРСК.
В 2006 – начале 2007 г. процесс формирования компаний целе¬вой структуры приблизился к своему завершению. На начало 2007 г. были одобрены проекты реформирования 70 из 71 АО-энерго, за¬кончено формирование всех шести тепловых ОГК. К 1 марта 2007 г. завершено формирование целевой структуры ТГК-3 (ОАО «Мос¬энерго»), ТГК-4, ТГК-5, ТГК-6, ТГК-9, ТГК-13 («Енисейская» ТГК) и ТГК-14; подписаны договоры купли-продажи генерирующего иму¬щества между Кузбассэнерго (ТГК-12) и Алтайэнерго, завершен I этап реорганизации ТГК-1, ТГК-2, ТГК-8, ТГК-10 .
Практически закончен процесс выделения сетевых компаний. На базе реорганизованных АО-энерго созданы 55 из запланирован¬ных 56 магистральных сетевых компаний.
1,200 руб.
:
Введение 3
Глава 1. Общетеоретические аспекты антимонопольной политики 5
1.1. Мировой опыт в области антимонопольного регулирования 5
1.2. Предпосылки образования проблем антимонопольного регулирования 7
Глава 2. Сущность и специфику современного российского антимонопольного регулирования 11
2.1. Законодательная база российского антимонопольного регулирования 11
2.2. Монополистическое ценообразования в российском законодательстве 13
Глава 3. Проблемы антимонопольного регулирования РФ 16
3.1. Проблемы в реализации структурных реформ в РФ 16
3.2. Проблема монополистического ценообразования в российском законодательстве 19
3.3. Последствия антимонопольного регулирования отраслей инфраструктуры 22
Заключение 27
Список литературы 30
Введение
«Проблемы антимонопольного регулирования в РФ» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что проблемы антимонопольного регулирования в современных условиях обусловлены высокими темпами реформирования отечественной экономики.
Российская экономика получила в наследство от экономики СССР достаточно концентрированную структуру, в которой часто можно было наблюдать ситуацию, когда небольшим числом предприятий производится вся или практически вся продукция отрасли.
Кроме того, общепризнанным является тот факт, что объективно существуют отрасли, в которых производство продукции настолько капиталоемко, что создание альтернативного варианта производства сопряжено с запретительно высокими издержками, что обусловливает появление естественного монопольного положения некоторых экономических агентов.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Анохин В., Васильева Е.М., Белоусова Н.И., Козлова М.Ю., Цой В. В., Якунин В.И., Сулакшин А.С., Ахметзянова И.Р. и др.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования – сфера современных экономических отношений в современной России.
Предмет исследования – антимонопольное регулирование в российской экономике.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть проблемы антимонопольного регулирования в РФ.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать общетеоретические аспекты антимонопольной политики;
2. Рассмотреть сущность и специфику современного российского антимонопольного регулирования;
3. На основании теоретического анализа изучения, систематизировать знания о проблемах антимонопольного регулирования РФ;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав заключения, списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
Глава 1. Общетеоретические аспекты антимонопольной политики
1.1. Мировой опыт в области антимонопольного регулирования
Антимонопольное законодательство, начало которому было положено американским законом Шермана (1890), в 90-х гг. XX в. было принято уже более чем в 40 странах с развитой и развивающейся рыночной экономикой, а также в странах Восточной Европы, включая Россию. В США в настоящее время действует целый блок дополняющих друг друга законодательных актов: Шермана (1890), Клейтона (1914), о Федеральной торговой комиссии (1914), Робинсона-Пэтмана (1936), а также ряд решений Верховного суда.
В главных капиталистических странах антимонопольные законы были приняты после второй мировой войны: во Франции в 1945 г., в Японии в 1947 г., в Англии в 1948 г., в ФРГ в 1957 г. Национальные законодательства отражают специфические условия своих стран и отличаются от американского законодательства . Тем не менее, антимонопольное законодательство едино в своих основах. Оно, во-первых, ставит под государственный контроль слияния компаний, во-вторых, запрещает соглашения и сговоры предпринимателей и, в-третьих, пресекает недобросовестную конкуренцию .
Сегодня антимонопольные законодательные акты приняты практически во всех странах с рыночной экономикой .
В целом регламентация поведения фирм в антимонопольном законодательстве руководствуется законом Шермана: монопольное положение фирмы в отрасли не преследуется. Предприятия монополизированных отраслей не могут автоматически числиться в нарушителях закона, это противоречит демократической основе права, т.е. презумпции невиновности. Запрещены - и это принципиально - лишь формы поведения, наносящие вред другим участникам рынка.
Принцип регламентации состоит в одном из двух правил: либо действия полностью запрещаются как таковые, либо запрещаются в принципе, но разрешаются на основании «принципа рациональности», т.е. для выполнения определенных задач экономической политики . Например, картели как таковые запрещены в США и ФРГ, но они разрешены в Японии на определенных условиях и на определенный срок. В целом можно выделить два основных типа антимонопольного законодательства - американское и западноевропейское. Американский тип законодательства, начиная с закона Шермана, отвергает любую форму монополистического сговора или союза. Западноевропейский тип законодательства является более либеральным - в нем объектом противодействия выступают не всякие монополии, а лишь те из них, которые существенно ограничивают возможности конкуренции в том или ином секторе рынка.
Проведение в жизнь антимонопольного законодательства осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. Органы, проводящие антимонопольную политику, действуют, как правило, через судебную систему, поскольку только суд может вынести решение о санкциях на основе доказательства о нарушении антитрестовских законов .
Во всех странах антимонопольную политику проводят органы центральной исполнительной власти. Иногда это специальные агентства и комиссии: в ФРГ – Федеральное агентство по картелям, во Франции – Комиссия по конкуренции, в Австралии – Комиссия по торговой практике. Иногда функции разделены между двумя учреждениями, например, в США работает Федеральная торговая комиссия и Антитрестовский отдел Департамента юстиции, в Англии - Агентство по справедливой торговле и специальный суд, рассматривающий дела об ограничительной торговой практике. В Европейском Экономическом Сообществе дела о нарушении свободы торговли в масштабах объединенной Европы рассматривают Комиссия и Суд Сообщества.
Из антимонопольных законов следует, что администрация, отвечающая за их исполнение, не только дает разрешения на некоторые сделки и ведет мониторинг ситуации в отраслях, но и работает по жалобам пострадавших от дискриминации, решает возникающие конфликты и т.д. Поэтому она обладает такими полномочиями, каких не имеют другие правительственные учреждения: следственные и судебные по определенному кругу дел.
Законы предусматривают процедуры расследования дел, правила посредничества в решении конфликтов, штрафные санкции, а также передачу дел в суды, если конфликт не удается разрешить в административном порядке. В большинстве стран частные фирмы могут возбуждать гражданские иски о нарушении правил конкуренции в суде друг против друга и против антимонопольной администрации. Но в Японии, например, такое право дано только Комиссии по справедливым сделкам.
Политика защиты конкуренции, опирающаяся на антимонопольный закон – его нередко именуют «экономической конституцией» свободного предпринимательства – отражает уровень понимания современного рыночного хозяйства, и отработанные приемы, и, конечно же, исторические особенности развития экономики каждой конкретной страны .
1,200 руб.
1. Конституция Российской Федерации. – М.: «Юрист», 2008.
2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31, ст. 3434)
3. Федеральный закон от 08.11.2007 N 261-ФЗ «О естественных монополиях»
4. Анохин В. Государственное регулирование предпринимательства // Хозяйственное право, 2005. - № 4. - С. 59-67.
5. Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 234 с.
6. Васильева Е.М., Белоусова Н.И. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий. Издательство: КомКнига, 2006. – 320 с.
7. Князева И. В. Антимонопольная политика в России. Учебное пособие. Издательство: Омега-Л, 2006. – 528 с.
8. Козлова М.Ю. Антимонопольное законодательство РФ . Учебное пособие. Вып. 5Тип: Издательство: Изд-во ВолГУ. – Волгоград, 2003. – 84 с.
9. Леонтьева Ю.О. Антимонопольная «эффективность» // ЭКО. 2003. – № 4.
10. Летин А.Б. Об усилении работы антимонопольных органов по пресечению антиконкурентных актов и действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления // Вестник МАП. 2003. – № 1.
11. Макарова Г.Н. Командно-административный монополизм и его модификация в условиях постсоциалистической экономики / ИГЭА: – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2001. – 46 с.
12. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа // Вестн. Моск. ун-та. Сер.6., Экономика. – 2000. – 76 с.
13. Окрепилова И.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование : Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. - 184 с.
14. Окрепилова И.Г. Организационно-экономические основы антимонопольного регулирования в России. – С.-Петерб. гос. ун-т экон. и финансов. - СПб., 2006. - 32 с.
15. Петров А.Г. Проблемы антимонопольного регулирования в современных экономических системах // Совершенствование социально-экон. отношений в соврем. условиях: Сб. науч. тр. - М.: Гелиос АРВ, 2005. - С.150-161.
16. Питтман Р. Антимонопольное законодательство и развитие рыночной экономики в России. – М.: Интерлинк, 2003. – С.7.
17. Розанова Н. Конкурентный процесс в современной рыночной экономике. – М.: МАКС Пресс, 2001. – 225 с.
18. Степашин В.С. Государственная антимонопольная политика в контексте обеспечения национальной безопасности / Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Москва, 2005
19. Стрельцов А.А., Киселев В. В . Антимонопольное регулирование в энергетике: теория и практика // Энергетик. - 2008. - N 2. - С.6-7.
20. Трофимов В.Н. Применение антимонопольного законодательства. Сборник судебной практики с комментариями. Издательство: Волтерс Клувер, 2006. – 528 с.
21. Цой В. В. Формирование антимонопольной политики в период рыночной трансформации российской экономики. - СПбГУЭФ. - СПб., 2007. - 20 с.
22. Шкареденок И.А. Антимонопольная политика: основные направления антимонопольной превенции // Вестн. Вост.-Сиб. ин-та МВД России. - 2006. - N 1(16). - С.15-20.
23. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./Под ред. д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова. – М.:Юристъ, 2002. – 896 с.
24. Якунин В.И., Сулакшин А.С., Ахметзянова И.Р. Государственная конкурентная политика в России: состояние и проблемы // Труды центра. Выпуск – № 3. – М.: Научный эксперт, 2006. – 185 с.
25. Официальный Сайт Федеральной Антимонопольной Службы России: http://fas.gov.ru/
1,200 руб.