ГлавнаяГотовые работы Тургеневская модель героя как сознательно-героической натуры и её художественное воплощение в романах 'Накануне' и 'Отцы и дети'

Готовый реферат

на тему:

«Тургеневская модель героя как сознательно-героической натуры и её художественное воплощение в романах 'Накануне' и 'Отцы и дети'»









Цена: 750 руб.

Номер: V9070

Предмет: Литература

Год: 2008

Тип: рефераты

Отзывы

Айжамал 26.08.2020
Вас беспокоит автор статьи Айжамал из Кыргызстана,  моя статья опубликована, и в этом ваша заслуга. Огромная благодарность Вам за оказанные услуги.
Татьяна М. 12.06.2020
Спасибо Вам за сотрудничество! Я ВКР защитила на 5 (пять). Огромное спасибо Вам и Вашей команде Курсовой проект.
Юлианна В. 09.04.2018
Мы стали Магистрами)))
Николай А. 01.03.2018
Мария,добрый день! Спасибо большое. Защитился на 4!всего доброго
Инна М. 14.03.2018
Добрый день,хочу выразить слова благодарности Вашей и организации и тайному исполнителю моей работы.Я сегодня защитилась на 4!!!! Отзыв на сайт обязательно прикреплю,друзьям и знакомым  буду Вас рекомендовать. Успехов Вам!!!
Ольга С. 09.02.2018
Курсовая на "5"! Спасибо огромное!!!
После новогодних праздников буду снова Вам писать, заказывать дипломную работу.
Ксения 16.01.2018
Спасибо большое!!! Очень приятно с Вами сотрудничать!
Ольга 14.01.2018
Светлана, добрый день! Хочу сказать Вам и Вашим сотрудникам огромное спасибо за курсовую работу!!! оценили на \5\!))
Буду еще к Вам обращаться!!
СПАСИБО!!!
Вера 07.03.18
Защита прошла на отлично. Спасибо большое :)
Яна 06.10.2017
Большое спасибо Вам и автору!!! Это именно то, что нужно!!!!!
Спасибо, что ВЫ есть!!!

Поделиться

Введение
Содержание
Литература
Роман «Накануне» для Тургенева - это, прежде всего, роман о двух главных персонажах: Елене и Инсарове. Именно в них писатель реализует свою концепцию человека, наиболее полно сказавшуюся в статье «Гамлет и Дон-Кихот».

Как мы уже говорили выше, в романах И.С.Тургенева царит молодость. «Накануне» в этом плане не исключение, а скорее наоборот. Уже первые строки романа представляют нам мир молодости, которая связывается со «счастливой веселостью здоровья», «беспечностью, самонадеянность, прелестью».

Первая глава романа, по существу, намечает все нравственные вопросы, которые Тургенев потом решает. «Что такое порядочность?» - вопрошает писатель, связывая ее с Андреем Берсеневым и отмечая в нем, прежде всего, привычку мыслить и доброту, способность, как он говорит сам, «поставить себя номером вторым».

Здесь же писатель устами Шубина ставит еще один очень важный для него вопрос: откуда в человеке высокие нравственные силы, от природы ли, генетически ли они в нем заложены, среда ли их формирует? Рассуждая о Елене, Шубин говорит: «Откуда же взялась эта душа у Елены? Кто зажег этот огонь?».

Такое прямое авторское высказывание о своей позиции дает нам основание сделать следующий вывод: уже первая глава романа определяет нравственную установку писателя, которая во многом близка к берсеневской. В этой же первой главе мы узнаем о том, что Елена - «удивительная девушка».

Подобная оценка в устах Андрея Петровича Берсенева дает основание предполагать в героине высокие достоинства этического порядка. Это предположение подтверждается в главе IV, когда Елена в своем отношении к Шубину и Берсеневу идет как бы вслед за автором, отдавая предпочтение последнему. Она внимательна к нему, ей импонирует его «тихое умиление благородных чувств», больше того, как пишет Тургенев, ему навстречу «душа ее раскрывалась, и что-то нежное, справедливое, хорошее не то вливалось в ее сердце, не то вырастало в нем». И только в VI главе писатель подробнейшим образом рассказывает о своей героине.

В XI главе есть очень интересные авторские декларации: любовь к родине и «железность» характера у Инсарова находятся в прямой зависимости: «при одном упоминании его родины: все существо его как будто крепло и стремилось вперед, очертание губ обозначилось резче и неумолимее, а в глубине глаз зажигался какой-то глухой, неугасимый огонь». Не случайно Берсенев в этот момент подумал, что «турецкий ага, пожалуй, поплатился ему за смерть матери и отца».

Кажется, впервые так открыто Тургенев ставит рядом два понятия: любовь и ненависть, добро и насилие. Елена, почувствовав, что Инсаров «привлекал ее все более и более», в первом же откровенном разговоре с ним задает ему вопрос о том, отомстил ли он обидчику своих родителей, когда ездил на родину. Свой вопрос она предваряет словами: «Меня мучит одна мысль…».

Таким образом, структурный анализ первой половины романа дает основание говорить о том, что ее художественным нервом наряду с известным уже суждением о политическом смысле романа, является также реализация мысли писателя о двух уровнях нравственности, первым из которых представлен Берсеневым, а второй - Еленой и Инсаровым. Это во-первых.

Во-вторых, Тургенев решает очень важную дилемму: как соотносятся добро и зло, абстрактные ли это нравственные понятия, или в каждом отдельном случае они приобретают особый смысл.

Именно выбор Елены определят структуру романа, и этот выбор сделан героиней в XVII главе. Далее Елена уже живет строго в соответствии со своим выбором: она оставляет родителей, принося им горе, тем самым тоже проявляя известную жестокость.

Не случайно в Венеции, спросив себя об этом, она не находит возражений на свой вопрос. И слова Тургенева о матери Елены в эпилоге, наполненные сочувствием к ней, как бы усиливают вопросительную интонацию, хотя вопрос уже, казалось, был решен.

Для идейного истолкования романа представляет интерес и еще одна композиционная особенность романа.

I глава «Накануне» - это своеобразный нравственный камертон: во-первых, определены все понятия этики, к которым обращается потом Тургенев, во-вторых, выявлена концепция личности. В финале же романа особую композиционную роль выполняют три последние главы: XXXIII, XXXIV, XXXV. Главным идейным центром каждой из них является соответственно следующие эпизоды: размышления Елены о счастье, ее сон и, наконец, письмо к родным.

Тема счастья в этом романе звучит на протяжении всего рассказа о судьбе Елены. При этом Тургенев как бы продолжает разговор, начатый им еще в романе «Дворянское гнездо», где он рассматривает счастье в соотнесенности с долгом.

Теперь же акцент сделан на другом. В «Накануне» Тургенев приводит свою героиню к гармоническому счастью: она любит человека, который посвятил свою жизнь высокому делу, и это соответствует и ее стремлению делать добро людям.

Однако эта гармония счастья оказывается краткой, и тогда Елена следует велению долга, тем более, что начатое Инсаровым дело наиболее полно отвечает ее всегдашнему стремлению к деятельному добру. И хотя теперь Елена не может быть счастливой, та доля, которую она избрала, близка ее исканиям в жизни.

Подытоживая, можем сказать, что и в «Дворянском гнезде», и в «Накануне» Тургенев в своем решении проблемы счастья в некоторых аспектах соприкасается с этикой революционеров-демократов.

Это во-первых, а во-вторых, в романах очень большую роль играет нравственно-философская проблематика, которая часто оказывается своеобразным стержнем сюжетной организации произведения.



3. Тема «Отцов и детей» - одна из основ в творчестве И.С.Тургенева



Роман «Отцы и дети» считается одним из самых значительных в социально-политическом плане в творчестве И.С.Тургенева.

В нашей научной литературе он исследован наиболее полно. Но вместе с тем в последнее время в изучении этого романа наметился и несколько новый аспект.

Традиционно считается, что в романе Базарову противопоставлены все Кирсановы, в том числе и Аркадий.

Это верно, если говорить о социально-политическом аспекте проблемы отцов и детей, а если иметь в виду ее нравственный характер, то следует все-таки группировать персонажи иначе: с одной стороны - братья Кирсановы, и в первую очередь, Николай Петрович, отец Аркадия, и родители Базарова, с другой стороны, Аркадий и Базаров, т. е. отцы и дети в прямом смысле слова.

В этом плане особенно интересны отношения отца и сына Кирсановых. Подробно анализируя их, Ю.В.Лебедев приходит к очень важному, на наш взгляд, выводу: «Драматизм исторического развития заключается в том, что прогресс человечества совершается через смену исключающих друг друга поколений. Но природа смягчает этот драматизм могучей силой сыновней и родительской любви.

Сыновние чувства предполагают благоговейное отношение к старшим поколениям, прошедшим трудный жизненный путь. Чувством сыновства сдерживается свойственный юношеству эгоизм. Но если случается порой, что заносчивая юность переступает черту, дозволенную ей природой, навстречу этой заносчивости встает любовь отцовская и материнская с ее беззаветностью и всепрощением».

Хотя в начале своей работы исследователь говорит о дискуссионности проблемы, аргументация, предложенная им и основанная на конкретном анализе романа «Отцы и дети», возражений не вызывает. Интересны в этом плане и отдельные наблюдения А.А. Жук.

Во-первых, Тургенев обращается к проблеме отцов и детей в самом начале своего творчества, во-вторых, она звучит в последних его произведениях, «Стихотворения в прозе». Такая своеобразная рамка как бы подтверждает неизменную приверженность писателя этой теме.

Романы занимают в творчестве И.С.Тургенева особое место. Впервые обращаясь к этому жанру, он в письмах не раз оговаривал мысль о том, что это начало нового этапа его работы. Замысел первого романа «Два поколения» остался незавершенным, но для нас важно в этом факте, что писатель, признавая для себя значимость этого нового этапа, начинает его с обращения к теме взаимоотношений поколений.

Далее, проблема отцов и детей в общечеловеческом плане привлекает Тургенева и в повести «Первая любовь», которая написана непосредственно перед «Отцами и детьми», т. е. произведением по праву считающемся его вершинным произведением.

И наконец, в повести «Степной король Лир» Тургенев опять обращается к теме отцов и детей.

В основу противопоставления Гамлета и Дон-Кихота Тургенев положил этический принцип - их отношение к идеалу. Для Гамлета основа и цель существования находится в ном самом, для Дон-Кихота - вне его.

Этим обусловливается нравственный облик каждого из них: эгоизм, безверие и скептицизм, развитый ум и слабая воля, трусость, сосредоточенная на себе рефлексия и самобичевание Гамлета; вера в истину, альтруизм, самоотверженность и бесстрашие в борьбе с враждебными человечеству силами, непреклонная воля, односторонность и духовная ограниченность Дон-Кихота.

Своей интерпретацией Гамлета Тургенев стремился показать социальную бесплодность и даже вредность сосредоточенной на себе рефлексии, скепсиса. Проблема эгоизма волновала писателя давно: еще в 1845 г. он рассматривал ее в статье о "Фаусте" Гете в переводе М. П.. Характерно, что в новой статье он сравнивал Гамлета, воплощающего "начало отрицания", с Мефистофелем. Однако в процессе работы над статьей Тургенев частично пересмотрел свое первоначальное отношение к Гамлету, что выясняется из сопоставления чернового автографа с окончательной редакцией статьи. Так, исчезло прежнее утверждение, что Гамлет "в сущности мелок и антипатичен".
750 руб.

Похожие работы:

Классицизм как художественное воплощение идей Просвещения 

Архитектурные сооружения являются одним из самых устойчивых проявлений культурной деятельности. В них ярко ...

Неоклассическая модель общего экономического равновесия. 

Введение

Достижение макроэкономического равновесия возможно в том случае, когда устанавливается пропорциональность ...

экономико-математическая модель предприятия 

4.1. Основные понятия математического моделирования социально-экономических систем
Социально-экономическая ...

Духовный_аспект_формирования_личности_главного_героя 

Во время написания романа «Подросток» окончатель¬но сформировалась идеология Ф.М. Достоевского последнего периода ...

Поиск по базе выполненных нами работ: