Введение
Содержание
Литература
2.1 Организация уроков ботаники с использованием экскурсий
Преподавание биологии успешно только в том случае, если работа учителя с учащимися во всех ее формах представляет собой целенаправленную систему обучения и воспитания, развивающую в единстве биологические понятия, диалектико-материалистическое мировоззрение, мышление и навыки самостоятельной практической работы.
В школе обучение и воспитание учащихся осуществляется в определенных формах организации учебной работы.
Форма преподавания – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям проведения (в классе, в природе и т.п.), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения.
В настоящее время в методике и школьной практике принята система форм организации учебной работы с учащимися по биологии: уроки и связанные с ними обязательные экскурсии, домашние работы, обязательные внеурочные работы (в уголке живой природы, на учебно-опытном участке и в природе) и необязательные внеклассные занятия (индивидуальные, кружковые и массовые) [20, 82].
В методически правильно организованном процессе преподавания все формы обучения взаимосвязаны с основной формой – уроком, помогая развивать биологические понятия, мировоззрение, мышление и практические умения.
Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.
Учебная экскурсия — это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Отсюда характерный признак занятия: изучение объектов связано с передвижением учащихся, с их мышечными усилиями. Являясь самостоятельной формой обучения, экскурсия входит важной составной частью в систему учебно-воспитательной работы в современной школе и вносит свой весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности.
Перед экскурсиями ставятся такие задачи: обогащать знания учащихся (на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов); устанавливать связи теорий с практикой, с жизненными явлениями и процессами; любовь к природе; развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность, организованность в учебном труде, чувства коллективизма и взаимопомощи; обогащать эстетические чувства; развивать наблюдательность, память, мышление, эмоции; активизировать познавательную и практическую деятельность; воспитывать положительное отношение к учению.
В зависимости от типа, содержания и метода проведения экскурсии, возраста учащихся, местных условий и вида передвижения в состав экскурсионной группы может входить от десяти до сорока учеников.
Длительность учебной экскурсии (от 40 до 90 минут) определяется в зависимости от учебных задач, конкретных условий проведения, возраста учащихся.
Каждая экскурсия связана с учебным материалом разных предметов [18, 49].
Практика показывает, что экскурсии помогают ученикам охватить содержание обучения широко, всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых на уроках законов физики и химии, физики и биологии, истории и географии, поэтому учебная экскурсия в большей степени, чем какая-либо другая форма обучения, способствует реализации межпредметных связей.
На экскурсии учащиеся не только усваивают новые знания или углубляют, расширяют имеющиеся, но и приобретают умения и навыки их применения.
Например, проводя на местности измерения и вычисления площадей, расстояний к отдаленным предметам и высоты деревьев способами «полевой геометрии», учащиеся учатся применять законы геометрии на практике, пользоваться простейшими приспособлениями и приборами, делать зарисовки, записи наблюдений, фотографировать, собирать тематические коллекции, работать с картой местности.
Экскурсия дает широкие возможности для более полного, комплексного использования методов обучения (и в первую очередь проблемных). Любая экскурсия предоставляет учителю возможность изучить своих воспитанников.
Известно, что в естественной и непринужденной обстановке быстрее проявляются те качества личности, которые не сразу и не всегда можно выявить в условиях урока. Экскурсия обогащает знаниями и самого учителя, приобщая его к сфере материального производства, к людям труда, знакомя с современной технологией и техникой производства.
Школьная экскурсия — сложная форма учебно-воспитательного процесса.
Сложность организации и проведения экскурсии, значительные отличия ее от урока, необходимость специальной подготовки экскурсии нередко отпугивает учителей от этой эффективной формы обучения.
Высокая результативность экскурсии, решение поставленных познавательных и педагогических задач в большой мере зависят от личности учителя, его организаторских способностей, педагогического такта, умения владеть вниманием ребят.
Важнейшее назначение учебных экскурсий заключается в выявлении жизненности и актуальности учебного материала, в закреплении и конкретизации знаний, полученных на уроках, в применении знаний и умений на практике. Наглядность — существеннейший признак учебной экскурсии: удельный вес зрительной и слуховой наглядности в получении информации на экскурсии составляет более 70 процентов. Благодаря наглядности учащиеся быстрее усваивают знания, которые затем на уроках и других учебных занятиях становятся опорным фактическим материалом при восприятии новой темы, при обобщении и формировании соответствующих выводов. Экскурсионные наблюдения используются также для проверки, исправления, уточнения уже имеющихся у школьников знаний и представлений, для обогащения их новыми конкретными данными. Так, на экскурсии на промышленное или сельскохозяйственное предприятие происходит наглядное знакомство с практической деятельностью людей, с непосредственным использованием научных знаний, основы которых изучаются в школе, формируются представления о производственных процессах, организации производства, отношениях в коллективе. На экскурсиях по историческим местам осуществляется связь исторических, обществоведческих и экономических знаний с данными о современной, жизни села, города, республики, страны, учащиеся знакомятся с реальной народнохозяйственной практикой и задачами на будущее, что способствует формированию их коммунистического мировоззрения. Наблюдая и познавая явления общественной жизни, школьники сами готовятся к активному участию в различных сферах общественно полезной деятельности [31, 32].
Школьники должны быть осведомлены о развитии и достижениях современной науки. В доступной форме на уроках, факультативах, в кружках учащиеся знакомятся с важнейшими научными открытиями. Но даже просмотр научно- популярного фильма или специальной телепередачи не оказывает на учащихся такого влияния, как полное впечатлений непосредственное соприкосновение с научной деятельностью в научно-исследовательском институте, на агробиостанции или в лаборатории.
Нередко на экскурсиях школьники выполняют простые исследования: изучают почву или листья методом химического анализа, проводят метеорологические или фенологические наблюдения, собирают материалы по истории родного края. При этом они используют методы научного исследования, приобщаются к научной деятельности.
Во время экскурсии учащиеся переносят знания в новую ситуацию, открывают для себя новые способы решения познавательных задач. Например, на экскурсии по изучению геологического строения местности школьники находят в овраге небольшого размера обкатанный кусок породы. Учащиеся знают, что камень становится гладким под воздействием воды и перекатывания. По степени обработанности его поверхности можно определить путь обломков от места залегания коренной породы и найти это место.
3,000 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ ПО БОТАНИКЕ 5
1.1 Предмет и задачи биологии в обшеобразовательном обучении 5
1.2 Методика преподавания ботаники 8
1.3 Роль экскурсий в преподавании ботаники 26
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ОБУЧЕНИИ БОТАНИКЕ 29
2.1 Организация уроков ботаники с использованием экскурсий 29
2.2 Приемы и методы проведения экскурсий по ботанике 34
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ В ПРИПОДАВАНИИ БОТАНИКИ 43
3.1 Разработка комплекса занятий по ботанике с применением экскурсий. 43
3.2 Проведение исследования 81
3.3 Рекомендации 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
ЛИТЕРАТУРА 92
ПРИЛОЖЕНИЯ 96
ВВЕДЕНИЕ
Экологическое образование и воспитание школьников является сейчас наиболее актуальной задачей современной школы. Экологическую культуру можно рассматривать как показатель практического отношения человека к природе. Это и знания, и убеждения, и определенные действия, связанные с необходимостью рационального природопользования, с поиском путей сбережения и улучшения окружающей среды. Она предполагает сознательную заботу о природе, о конкретных природных объектах, борьбу с потребительским отношением к ним, гуманизм, ответственность за ее состояние перед обществом.
Огромная роль в воспитании экологически грамотных членов общества принадлежит учителям естественно-научного цикла, в частности учителям биологии. Именно они должны раскрыть перед учащимися все богатство и красоту родного края, показать грандиозность перемен в природе, связанных с деятельностью человека, в том числе и негативных.
Многолетний опыт работы ведущих учителей-методистов показывает, что любовь к предмету, интерес к той или иной области естествознания не редко рождаются именно на умело проведенной экскурсии. Этим обоснована актальность выбранно темы дипломной работы: «Методика организации и проведения экскурсий по ботанике».
Цель дипломного исследования – определение целесообразности организации и проведения экскурсий и методика их использования в курсе преподавания ботаники в среднеобразовательной школе.
Объект исследования – курс ботаники в среднеобразовательной школе
Предмет исследования – применение экскурсий в преподавании ботаники в среднеобразовательной школе.
Гипотеза исследования – применение экскурсий в преподавании ботаники в среднеобразовательной школе способствует активации познавательной и учебной деятельности школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литератру по теме исследования
2. Определить теоретические основы организации и проведения экскурсий по ботанике
3. Проанализировать сущность и методику проведения экскурсий по ботанике в среднеобразовательной школе
4. Разработать комплекс занятий по ботанике с применением экскурсий
5. Провести исследование влияния применения экскурсий в преподавании ботаники на развитие познавательной и учебной деятельности учащихся
6. Разработать рекомендации
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИЙ ПО БОТАНИКЕ
1.1 Предмет и задачи биологии в обшеобразовательном обучении
Основные задачи (линии) развития учащихся средствами предмета «Биология» - обеспечение целостности биологического образования в средней школе. Их фундамент формировался в начальной школе в курсе окружающего мира.
Осознание учениками исключительной роли жизни на Земле и значения биологии в жизни человека и общества. Жизнь – самый мощный регулятор природных процессов, развертывающихся в наружных оболочках Земли, составляющих ее биосферу. Именно это имел в виду В.И. Вернадский, называя жизнь самой мощной геологической силой, сравнимой по своим конечным последствиям с самыми мощными природными стихиями. Вся жизнь и деятельность людей осуществляются в биосфере. Она же является источником всех доступных видов ресурсов. Даже солнечную энергию мы получаем при посредстве биосферы. Поэтому знание основ организации и функционирования живого, его роли на Земле – необходимый элемент грамотного ведения планетарного хозяйства [40, 23].
Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей граничные условия активности человечества в целом и каждого отдельного человека. Могущество современного человечества, а нередко и отдельного человека настолько высоки, что могут представлять реальную угрозу окружающей природе, являющейся источником благополучия и удовлетворения всех потребностей людей. Поэтому вся деятельность людей должна быть ограничена экологическим требованием (императивом) сохранения основных функций биосферы. Только их соблюдение может устранить угрозу самоистребления человечества.
Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. Современному человеку трудно ориентироваться даже в его собственном хозяйстве, не имея простейших представлений о естественно-научных основах всех перечисленных отраслей человеческой деятельности. Наконец, ведение здорового образа жизни немыслимо вне специальных биологических знаний.
Формирование представления о природе как развивающейся системе. Космология и неравновесная термодинамика во второй половине ХХ века ознаменовали окончательную победу принципа развития в естествознании. Всем природным объектам свойственна та или иная форма развития. Тем не менее последние достижения в этой области еще не стали достоянием курсов средней школы. Роль биологии в формировании исторического взгляда на природу в этих условиях многократно возрастает. Наконец, школьная биология, как никакая другая учебная дисциплина, позволяет продемонстрировать познавательную силу единства системного, структурно-уровневого и исторического подхода к природным явлениям.
Овладение биологическими основами здорового образа жизни. Первым условием счастья и пользы для окружающих является человеческое здоровье. Его сохранение – личное дело каждого и его моральный долг. Общество и государство призваны обеспечить социальные условия сохранения здоровья населения. Биологические знания – научная основа организации здорового образа жизни всего общества и каждого человека в отдельности [23, 75].
Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использование в практической жизни. Ближайшим итогом овладения школьным курсом биологии должно быть овладение главными представлениями этой науки и навыком возможно более свободного и творческого оперирования ими в дальнейшей практической жизни. Главный экзамен по биологии человек сдает всю жизнь, сознавая, например, что заложенный нос является следствием отека, что мороз, ударивший до выпадения снега уничтожает озимые и заставляет пересевать поля весной, что детей не приносит аист. Когда наш бывший ученик встречается с неизвестной ему проблемой, он должен хотя бы понимать, в какого рода книге или у какого специалиста он должен проконсультироваться. Наконец, без изучения основ биологии применение на практике знаний других естественных и общественных предметов может оказаться опасным, как для самого человека, так и для окружающих.
Основные идеи предмета «Биология» [14, 22]:
- Функционально-целостный подход к явлениям жизни. Жизнь – свойство целого, а не его частей. Поэтому программа 5-го класса посвящена единству истории Земли и жизни на ней. В 6–7-м классах строение и функции организмов рассматриваются не отдельно по органам и системам органов, а в виде целостных планов строения. Особенное внимание при этом уделяется роли каждой части организма в функционировании целого. Идейным стержнем программы 8-го класса является рассмотрение роли основных функциональных систем в поддержании гомеостаза и постоянства внутренней среды организма. Основной идеей программы 9-го класса служит регуляция жизненных процессов как основа устойчивого существования и развития, показанная на всех уровнях организации живого.
- Исторический подход к явлениям жизни. Особенность данного курса биологии состоит в том, что историческое воззрение на природу проводится с самого начала изучения предмета в основной средней школе. Программа 5-го класса посвящена рассмотрению важнейших этапов истории Земли и жизни на ней. В программе 6-го и 7-го классов показана историческая связь планов строения и жизненных циклов важнейших групп живых организмов. В программе 8-го класса показано историческое становление основных структур и функций человеческого тела. В 9-м классе исторический подход последовательно проведен не только в эволюционных, но и в экологических разделах курса.
- Экосистемный подход. По нашему мнению среднее биологическое образование должно быть, прежде всего, экологически ориентированным на решение более практических задач, стоящих перед человечеством. В программе 5-го и 9-го классов показана взаимообусловленность компонентов природных комплексов, в программе 6-го и 7-го классов – роль биотической и абиотической среды в жизни организмов и средообразу-ющая роль каждой группы организмов в экосистемах, в программе 8-го класса – роль условий жизни человека в поддержании его работоспособности и здоровья.
- Сравнительный метод (теория классификаций). Систематический анализ этого основного научного метода, без применения которого нельзя поставить ни одной научно осмысленной задачи и получить ни одного научно значимого вывода, потерялся в системе среднего и высшего образования. Мы считаем необходимым приступить к реабилитации основного научного метода и введения его основ в школьную программу. Наиболее последовательное и полное развитие сравнительный метод получил в биологии. Поэтому в программу 6-го и 7-го классов введены разделы, посвященные сравнительному методу.
Основой естественно-научного образования в начальной школе служил курс окружающего мира. Он был направлен на формирование целостной картины мира. Использованный в этом курсе деятельностный подход позволяет не только познакомиться с окружающим миром и найти ответы на интересующие ребенка вопросы, но и освоить важнейшие понятия и закономерности, которые позволяют объяснить устройство мира.
1.2 Методика преподавания ботаники
Развитие личности зависит не только от возраста, но и от структуры учебной познавательной деятельности, которая определяется методами обучения. Соответственно программа предъявляет определенные требования и к выбору методов обучения, и к логике построения курса.
Деятельностный подход. В основу технологии преподавания биологии принято ставить деятельностный подход. Традиционно на уроках таких предметов, как биология, учащиеся пересказывают пройденный на предыдущем уроке параграф. При этом школьники запоминают изложенные факты, явления и теории, но, к сожалению, не учатся их использовать для понимания явлений и информации (из книг, средств массовой информации, компьютера), с которыми они сталкиваются, и систематизации своего жизненного опыта [31, 74].
Познакомить ребят с биологической наукой и научить их ею пользоваться в своей учебной и повседневной деятельности. Поэтому процесс обучения, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта и опыта других людей. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий, связанных с повседневным опытом школьника и других людей. Решение проблемных творческих задач – главный способ изучения предмета. Учащиеся должны разобраться с материалом темы, подготовившись использовать этот текст для поиска ответов на задачи. При этом важнейшие и необходимые для жизни человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем их многократного употребления для решения задач с использованием этих знаний. Дополнительные же знания могут быть запомнены заинтересованными школьниками. Таким образом, в соответствии с принципом «минимакса» (А.А. Леонтьев) необходимо сочетания курса биологии для всех (сравнительно небольшой объем необходимых всем людям знаний, которые усваиваются при многократном их использовании) и курса биологии для каждого (разнообразные знания, которые могут усвоить школьники). Вот почему в перечне требований к знаниям и умениям школьников в программе введены не только рубрики «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся должны уметь», но и рубрики «Учащиеся могут знать» и «Учащиеся могут уметь».
Курс биологии в школе построен в соответствии с действующим базисным учебным планом и проектом Стандарта школьного базового образования. Он рассчитан на изучение биологии в 5–9-м классах в течение 306 часов (в 5-м классе – 34 часа, в 6–9-м классах – по 68 часов каждый год).
Школьный курс биологии включает следующие разделы:
1. История земли и жизни на ней. 34 ч (5-й класс).
2. Биология. Разнообразие организмов: доядерные, растения, грибы, лишайники. 68 ч (6-й класс).
3. Биология. Разнообразие организмов: животные. 68 ч (7-й класс).
4. Биология. Физиология человека и животных. 68 ч (8-й класс).
5. Биология. Основы общей биологии. 68 ч (9-й класс).
Программа составляется в соответствии с Образовательной программой «Школа 2100». В рамках этой программы каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием образования должен способствовать формированию функционально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
В связи с таким подходомв современных школах урок по биологии в рамках программы выглядит несколько иначе, чем традиционный [31, 48].
Первый этап – постановка проблемы и актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы.
3,000 руб.
1. Анашкина Е.Е. Веселая ботаника. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 192 с.
2. Барна М.М., Похила Л.С., Яцук Г.Ф. Биология для любопытных. І часть. Растения, грибы Науч. пособ. – Тернополь: Науч. книга – Богдан, 2000. – 88 с.
3. Барна М.М., Похила Л.С., Яцук Г.Ф. Тематична атестация по биологии: 6 клас. – Тернополь: Астон, 2000. – 64 с.
4. Белов И.Г., Корчагина В.А. Уроки ботаники в 5-6 классах. – М.: Просвещение, 1974.
5. Биологический эксперимент в школе / Бинас А.В., Маш Р.Д., Никишов А.И. и др. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с.
6. Биология. Пособие для тематического учета научных достижений. 6-7 класс / Утверждено: М.М.Сидорович, О.А.Гудзовата, Л.М.Гнатюк, Г.М.Моисеенко, Н.І.Пугачова / Под редакцией М.М.Сидорович. – Тернополь: Путешественник, 2001. – 112с.
7. Биология. 6 класс. Поурочне планирование. Конспекты уроов. Методическое пособие для учителей биологии. – Тернополь: Научная книга-Богдан, 2000.-192с.
8. Болтарович З.Е. Народна медицина россиян. – М.: Науч. мысль, 1990. –230 с.
9. Верзилин М.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1980. – 352с.
10. Журкова Е.А, Ильина Е.Я. Комнатные растения. – М.: Просвещение, 1968.
11. Зверев И.Д., Мягкова А.Н., Бруновт Е.П. Воспитание учащихся в процессе обучения биологи. – М.: Просвещение. 1984.
12. Ивченко С.И. Занимательно о ботанике. – М.: Мол. гвардия, 1972. – 224 с.
13. Калинова Г.С. Мягкова А.Я. Методика обучения биологии: 6-7 класс (Растения). – М.:Просвещение., 1991. – 191 с.
14. Клинковская Н.И., Пасаечник В.В. Комнатные растения в школе. – М.: Просвещение, 1986.
15. Книга для чтения по ботанике. / Сост. Д.И.Трайтак. – М.: Просвещение, 1996.
16. Конюшко В.С. Как подготовить урок биологии. – Минск: Народная Асвета, 1987.
17. Кузнецова В.И. Уроки ботаники. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 173 с.
18. Кузнецова В.И. Уроки биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Кн. для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1991.
19. Методика постановки опытов с плодовыми и декоративными растениями: Пособие для учителей. / Под ред. В.А. Комиссарова. – М.: Просвещение, 1982.
20. Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.
21. Никишов А.И., Мокаева З.А., Орловская Е.В. Внеклассная работа по биологии. – М.: Просвещение, 1980.
22. Папорков М.А., Клинковская Н.И., Миланова Е.С. Учебно-опытные работа на пришкольном участке. – М.: Просвещение, 1980.
23. Петерман И., Чирнер В. Интересна ли ботаника? – М.: Мир, 1979
24. Прахов М.М., Мартиненко Д.Н. Уроки з ботаніки. – К.: Радянська школа, 1972. – 152 с.
25. Прахов М.М., Приходько М.П. Екскурсії з ботаніки у середній школі. – К.: Радянська школа, 1966. – 246 с.
26. Пугал Н.А., Розенштейн А.М. Кабинет биологии. – М.: Просвещение, 1983.
27. Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по ботанике. – М.: Просвещение, 1977.
28. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 432 с..
29. Семененко О.П., Упатова И.П., Чурилова А.И. Методика преподавания биологии: Нестандартные формы проведения занятий по биологии в 6-10 классах. – Харьков: Скорпион, 2000. – 152 с.
30. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии: 6-8 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1997.
31. Тарасов А.И. Эколого-ботанические экскурсии в природу. – Сургут: Северный дом, 1995. – 88 с.
32. Трайтак Д.И. Кабинет биологии. – М.:Просвещение, 1976. – 92 с.
33. Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии. – М.: Просвещение, 1979. – 87 с.
34. Трайтак Д.И. Практическая направленность обучения ботанике. – М.: Просвещение, 1980. – 102 с.
35. Трайтак Д.И., Трайтак И.Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников: Пособие для учащихся 6-7 классов общеобр. учрежд. – М.: Мнемозина, 1998. –160 с.
36. Федорова В.Н., Беляева В.Н., Корчагина В.А., Китов С.А. Методика ботаники. – М.: Просвещение, 1964.- 431 с.
37. Хрестоматия по методике преподавания биологии: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по биологическим специальностям / Сост. Карцева И.Д., Шубкина Л.С./ - 2-е издание. – М.: Просвещение, 1984. – 453 с.
38. Шавалин А.Г. Практические работы по ботанике с раздаточным и демонстрационным материалом, 5 класс. – Минск: Нар. Асвета, 1969. – 120 с.
39. Шапошников Н.Н. Методика преподавания ботаники. – М.: Просвещение, 1965. – 207 с.
40. Щукин С.В. Опытническая работа учащихся на учебно-опытном участке. – М.: Просвещение, 1971.- 78 с.
41. Яковлєв Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. Ч.І, ІІ. – М.: Просвещение, 1997.
3,000 руб.