Особенности судебного разбирательства в отношении уполномоченного по правам человека.
Все субъекты уголовного процесса, имеющие одинаковый процессуальный статус, наделены равными процессуальными правами и обязанностями. Однако для определенного ограниченного круга субъектов, закрытый перечень которых содержит ч. 1 ст. 447 УПК, гл. 52 УПК РФ, предусмотрена усложненная процедура привлечения к уголовной ответственности и применения других видов процессуального принуждения
Наиболее ярким проявлением неравенства в системе юридической ответственности выступают уголовно-правовые иммунитеты - специальные правила, относящиеся к указанным в законе лицам, детально регулирующие порядок наступления уголовной ответственности, отличный от общеустановленного
Уголовно-процессуальный кодекс РФ предусматривает в гл. 52 некоторые особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. В частности, особый порядок производства по уголовным делам применяется в отношении: члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Федерации; Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ; Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ; прокурора, следователя, адвоката.
Особенности уголовного судопроизводства в отношении уполномоченного по правам человека, определяемые гл. 52 УПК, обусловлены статусом привлекаемых к ответственности субъектов, необходимостью предоставления гарантии независимости при осуществлении определенных видов профессиональной деятельности (в УПК имеются другие виды особого порядка разбирательства, но обусловлены они иными основаниями - в гл. 50 специфика обусловлена возрастом обвиняемого, а в ч. 3 ст. 1 УПК предусмотрена специфика применения норм международного права).
Усложнение процедуры возбуждения уголовного дела в отношении уполномоченного по правам человека обусловлено реалиями нашей жизни. К сожалению, все чаще наблюдаются попытки в корыстных, политических и даже криминальных целях использовать возможности правоохранительных органов. Глава 52 УПК РФ призвана в определенной мере нейтрализовать подобное негативное воздействие, а потому она не освобождает виновных от ответственности, а лишь предъявляет дополнительные требования к обвинителям. "Такой порядок установлен в целях обеспечения беспрепятственного исполнения указанными лицами своих профессиональных либо иных обязанностей, их независимости и самостоятельности, исключения попыток необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Повышенные гарантии неприкосновенности этих лиц обусловлены их особым правовым статусом и являются важным условием защиты публичных интересов, связанных с характером выполняемых ими профессиональных функций"
Решение о возбуждении уголовного дела в отношении омбудсмана, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления принимается Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
Возбуждению уголовного дела в большинстве перечисленных случаев предшествует рассмотрение в суде вопроса о наличии в действиях привлекаемого к ответственности лица признаков преступления. В рассмотрении помимо прокурора участвуют лицо, в отношении которого вынесено представление, и его защитник. В соответствии с ч. 2 ст. 448 УПК судебное заседание должно состояться в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления.
Суд дает по результатам рассмотрения мотивированное заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления (но не состава), что является основанием для последующего возбуждения прокурором уголовного дела в отношении лица, привлечения его в качестве обвиняемого или отказа в этом (ч. 3 ст. 448 УПК). Роль суда в данном случае не в определении виновности или невиновности лица, а лишь в дополнительном контроле за соблюдением законности в стадии возбуждения уголовного дела.
Особенности привлечения к уголовной ответственности уполномоченного по правам человека, учитываются и при избрании в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу, производстве обыска, выемки, наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, при прослушивании телефонных и иных переговоров. Избрание иных (кроме заключения под стражу) мер пресечения осуществляется в общем порядке (разумеется, после того как они были в описанном выше порядке привлечены к уголовной ответственности), установленном гл. 13 УПК.
Уполномоченный не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Уполномоченный не может быть подвергнут личному досмотру, кроме следующих случаев, которые вправе производить только уполномоченные на то лица, а именно должностные лица таможенных органов, органов внутренних дел, гражданской авиации.
750 руб.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение
Стр. 2
2. Понятие, порядок назначение и полномочия уполномоченного по правам человека.
Стр. 3
3. Судебное разбирательство как стадия уголовного процесса
Стр. 6
4. Особенности судебного разбирательства по уголовному делу в отношении уполномоченного по правам человека. Стр. 8
5. Заключение
Стр. 15
6. Список используемой литературы.
Особенности судебного разбирательства в отношении уполномоченного по правам человека.
Введение
Усиление эффективности правозащитных институтов и всей правовой системы возможно лишь при условии построения сильного правового и социального государства, обеспечивающего упорядоченность и урегулированность общественных процессов; координацию и согласованность интересов различных общественных групп и политических сил; упрочение сложной системы связей и отношений в обществе, социальной направленности реформ; совершенствование системы органов власти в сфере осуществления прав и свобод человека.
Конституция РФ 1993 г. предусматривает новый для нашего государства правовой институт - Уполномоченного по правам человека. Необходимость в специальном федеральном конституционном законе, определяющем компетенцию, организационные формы и условия деятельности этого органа по осуществлению и охране прав человека и гражданина, назрела давно.
Президентом Российской Федерации 26 февраля 1997 года подписан Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", который был принят Государственной Думой РФ 25 декабря 1996 года и 12 февраля 1997 года одобрен Советом Федерации. Статья 43 этого Закона гласит, что "в срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного в порядке, установленном главой II настоящего Федерального конституционного закона".
Задачей этого нового института является обеспечение свободы отношений между гражданами и государственными структурами, защита граждан от правонарушений и бюрократических извращений.
1. Понятие, порядок назначение и полномочия уполномоченного по правам человека.
Учреждение в России должности Уполномоченного по правам человека закреплено в ст. 103 (п. д) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой к ведению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации относится назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, т.е упоминание о нем дано через призму компетенции Государственной Думы. В большинстве стран мира омбудсмен избирается парламентом на срок полномочий последнего. Российский Уполномоченный также назначается на эту должность и освобождается от нее непосредственно Государственной Думой Федерального Собрания РФ.
Вступление в силу Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" законодательно оформило его компетенцию, права и обязанности и провозгласило "голосом совести и справедливости", - так гласит присяга Уполномоченного по правам человека при вступлении в должность.
Основная задача уполномоченного - это помощь гражданам в восстановлении их нарушенных прав. Он также должен способствовать совершенствованию российского законодательства, касающегося прав человека и гражданина, приведению его в соответствие с международными стандартами, правовому просвещению в этой сфере. Выполнение этих задач обеспечивается наделением Уполномоченного специфическими средствами таких как, например, направление заключений, обращение в судебные органы, обращение к субъектам законодательной инициативы, представлении ежегодного доклада Государственной Думе и другие.
Уполномоченный вправе после вступления в законную силу судебного решения проверить соблюдение в процессе его принятия прав человека. В частности, права на равенство всех перед судом, на гарантию судебной защиты, на получение квалифицированной юридической помощи, на недопустимость использования полученных незаконным путем доказательств, на обеспечение потерпевшим доступа к правосудию и компенсацию причиненного им ущерба.
Вполне правомерно требование Уполномоченного по правам человека после вступления в законную силу судебного решения (приговора) ходатайствовать перед судами надзорных инстанций о проверке соблюдения прав человека при отправлении правосудия и о пересмотре судебных решений (приговоров), принятых с нарушением прав человека.
В соответствии с ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека» уполномоченным может быть назначен только гражданин РФ, не моложе 35 лет.
В ряде стран тип профессиональной квалификации не является обязательным требованием к кандидату на должность омбудсмена, например, в Новой Зеландии. В Великобритании первые три уполномоченных были назначены из гражданских служащих, не имеющих юридического образования и только в 1978 г. эту должность занял юрист. Вместе с тем, шведский закон предписывает, что омбудсменом могут быть лица с юридическим образованием и достойной репутацией. Российский закон не устанавливает в качестве квалификационного требования наличие юридического образования, однако закрепляет положение, согласно которому кандидат на эту должность должен обладать познаниями в области прав и свобод человека и гражданина, а также иметь опыт правозащитной деятельности.
Самое главное - Уполномоченный независим и не подотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам, которые могли бы влиять на принимаемые им решения.
В то же время решения, принимаемые Уполномоченным по результатам рассмотрения поступивших жалоб о нарушениях прав человека, не подлежат обжалованию и пересмотру государственными органами, включая органы правосудия и прокуратуры. Уполномоченный не имеет права приказывать должностным лицам, однако может потребовать от властей аргументировано обосновать их действия.
Назначение на должность Уполномоченного и освобождение от нее осуществляется Государственной Думой простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.
В большинстве стран омбудсмен выбирается парламентом, например, датский омбудсмен выбирается прямыми выборами, в Португалии - избирается 2/3 парламента.
По вопросу о назначении на должность Уполномоченного Государственная Дума принимает постановление. Время его принятия ограничено законом - не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.
750 руб.
1. Конституция РФ
1. ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека»
2. Уголовно-процессуальный кодекс
3. Уголовный кодекс
4. Хаманева Н. Ю. Специфика правового статуса уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и проблемы законодательного регулирования его деятельности // Государство и право. 1997. № 9. С. 28.
5. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. О. Миронова в 1998 г. // Российская газета, 10 и 11 марта 1999 г.
6. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. О. Миронова в 2000 г.
7. Постатейный комментарий к Федеральному конституционному закону "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"
8. Хаманева Н.Ю. Постатейный комментарий к ФЗ «Об уполномоченном по правам человека».
9. Комментрий к уголовно-процессуальному кодексу информационно –правовая база «Консультант Плюс».
10. Определение Конституционного Суда РФ от 6 февраля 2004 г. N 26-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса губернатора Эвенкийского автономного округа о проверке конституционности положений ст. 447 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации".
750 руб.