10. Замените формы единственного числа на формы множественного числа и поставьте ударение.
Паспорта, договоры, векселя, профессора, штемпеля, офицеры, ректоры, торты, повара, инспектора, конструкторы, столяра, слесаря, бухгалтера
11. Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа и запишите их.
Полотенец, блюдец, седел, сверл, солнц, весел, плеч, ружей, колец, зеркал, устьев.
12. Образуйте краткую форму от приведённых ниже прилагательных. Укажите возможные варианты.
Двойственный - двойственен,
Современный - современен,
Невежественный - невежественен,
Мелочный – мелочен, мелочна,
Надменный – надменен, надменна,
Торжественный – торжественен,
Безвольный – безволен, безвольна,
Длинный - длинен,
Таинственный - таинственен.
17. Откройте скобки, запишите словосочетания с данными словами. Обратите внимание на то, что близкие по значению или однокоренные слова требуют различного управления.
1. Уверенность в своих силах – вера в победу. 2. Отзыв о книге – рецензия на книгу. 3.Обрадоваться победе – обрадован победой. 4. Рассердиться неуместной шутке – рассержен глупой выходкой. 5. Удивляться исключительным способностям – удивлён исключительными способностями. 6. Обращать внимание нанедостатки – уделять внимание каждому клиенту. 7. Предостеречь от опасности – предупредить об опасности. 8. Превосходство над противником – превосходить противника. 9. Препятствовать развитию – тормозить развитие. 10. Различать плохое и хорошее – отличать плохое от хорошего.. 11. Восхищаться его смелостью – преклоняться перед его смелостью. 12. Усваивать язык – овладевать профессией. 13. Опираться на помощь – базироваться на результах.. 14. Платить за проезд – оплачивать проезд. 15. Преисполнен решимостью – проникнут отвагой. 16. Свойственно этому человеку – характерно для этого человека.
750 руб.
1. В данном ряду слов укажите те из них, в которых согласные перед е произносятся твёрдо.
Бенефис, вельвет, каравелла, вернисаж, бифштекс, антенна, пелерина, бутерброд, пастель, вернисаж, модерн, тезис, капелла, темп, тенденция, тент, купе, термос, турне, пеленг, гротеск, вариант.
2. Составьте словосочетания с данными парами слов, обращая внимание на различное ударение.
Обходно́й – обхо́дный, сло́женный – сложённый, переносно́й – перено́сный, подвижно́й – подви́жный, прибли́женный – приближённый, призывно́й – призы́вный.
3. Объясните ошибочные ударения в глаголах.
1. Хорошо, что наш слушатель подня́л этот вопрос. 2. Если у кого-то сложи́тся мнение, что фермеру живётся легко, не верьте этому. 3. Два удостоверения вру́чено участникам боев в Чечне. 4. Э́ксперты работают над документами, мо́гущими стать основой для соглашения. 5. Сняты все ограничения на информацию. 6.Курсы по плетению из лозы нача́ли уже занятия. 7. Спортивная общественность давно жда́ла этого разговора
4. Объясните ошибочные ударения в существительных и прилагательных.
1. Принят проект закона о та́можне. 2. Вы можете приобрести эту продукцию на оптовых складах. 3. Усилия окупятся сто́рицей. 4. Обратимся к завсегдата́ям этого бара. 5. На пальца́х это сложно всё объяснить. 6. Не удалось перенести мятеж в солдатские казармы, кубрики, шта́бы. 7. Иоанн Златоуст – это, наверное, самый известный из учителе́й церкви. 8. Подбежавшие боевики – молодые ребята, крепко сло́женные. 9. На выставке представлены иконы современной школы ико́нописи. 10. Они отрицают догматы церкви.
5. Пользуясь словарём русского языка С.И. Ожегова, определите, чем различаются синонимы. Варианты ответа:
1 – оттенками значения; 2 – первое является общеупотребительным, остальные – разговорными, эмоционально окрашенными; 3 – первое слово является общеупотребительным, второе – устаревшим.
I.1. Глаза – очи. 2. Глупый – тупой, пустоголовый. 3. Отметка – оценка, балл. 4. Синий – васильковый, голубой. 5. Войско – рать. 6. Идти – плестись, семенить. 7. Уроки – занятия. 8. Старуха – старушенция, старушонка, бабуся. 9. Рот – уста. 10. Спать – дрыхнуть.
II.1. Большой – огромный, громадный, гигантский. 2. Ребёнок – малолеток, карапуз, малявка. 3. Шапка – шляпа, кепи. 4. Лоб – чело. 5. Разиня – растяпа, ротозей, шляпа. 6. Лодка – челн. 7. Хороший – прекрасный, отличный, превосходный, отменный. 8. Палец – перст. 9. Понимать – соображать, кумекать. 10. Метель – вьюга, буран.
Ответы
№ I II № I II
1
2
3
4
5
3
2
1
1
3
1
2
1
3
2
6
7
8
9
10
2
1
2
3
2
3
1
3
2
1
6. Укажите слова, употреблённые ошибочно в результате смешения паронимов. Исправьте предложения.
1. Общество возросло на миллион человек. 2. В редакционной почте в декабре наблюдался самый большой приток писем о плохой работе энергетиков. 3. Мне необходимо пойти в библиотеку и составить списки рекомендательной литературы. 4. Весь иллюстрированный материал основных положений диссертации представлен в приложении. 5. Героический проступок, совершённый разведчицей, был описан в повести известного писателя.
7. Объясните и исправьте лексические ошибки.
1. При таком отношении к народному добру не стоит уповать на то, что витрины забиты импортными товарами. 2. Постараемся сделать всё, что от нас возможно. 3. Это была программа с безусловными условиями, которые нужно выполнять обоим сторонам. 4. Я с опасностью думаю о том, что нам нужно менять стереотипы. 5. Эти факторы не будут играть определяющего значения. 6. Банки сегодня вышли на передовую арену жизни нашего общества. 7. Группа солдат совершила побег с гауптвахты в соседской Пермской области. 8. Это соревнование состоялось благодаря кооперативным усилиям многих стран. 9. Несмотря на то, что там делаются все профилактические меры, леса горят. 10. Только объединившись, мы можем нормально процветать, как всегда процветала Россия.
8. Объясните и исправьте ошибки в смысловой сочетаемости слов.
1. Полной финансовой самостоятельности у нас быть не может. Так в чём же проблематика вашей школы? Проблематика в финансировании: не хватает денег, помещений. 2. Верховный суд вынес смертельный приговор. 3. Достаточно высокий уровень подготовки был проведён. 4. Деятельность этих проектов жёстко активизируется. 5. Ещё в начале этого года наш завод никакой приватизации не принадлежал. 6. Это очень уникальное изобретение отечественного врача. 7. Обрез был приспособлен для стрельбы из мелкокалиберных патронов. 8. Группа «Чайф» вернулась из пространного турне по российским городам. и были из9. Наше училище было базисом, главным в области: почти все шве нашего училища. 10. Эта эпоха реформ олицетворяется с именем Столыпина. 11. Отец большинство своего времени проводил на пашне. 12. Уровень жизни большинства населения уменьшается.
9. Распределите существительные по группам в зависимости от их рода.
Варианты ответа: 1 – существительные общего рода; 2 – существительные женского рода.
I.1.Гражданка. 2.Непоседа. 3.Узбечка. 4.Иностранка. 5.Хвасутнишка. 6.Балаболка. 7.Недоучка. 8.Ткачиха. 9.Трудяга. 10.Ябеда.
II.1.Самоучка. 2.Зевака. 3.Скрипачка. 4.Экономка. 5.Мачеха. 6.Неряха. 7.Сладкоежка. 8.Выскочка. 9.Внучка. 10.Зазнайка.
Ответы
№ I II № I II
1
2
3
4
5
2
1
2
2
1
1
1
2
2
2
6
7
8
9
10
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
10. Замените формы единственного числа на формы множественного числа и поставьте ударение.
Паспорт, договор, вексель, профессор, штемпель, офицер, ректор, торт, повар, инспектор, конструктор, столяр, слесарь, бухгалтер.
11. Образуйте от данных существительных формы родительного падежа множественного числа и запишите их.
Полотенце, блюдце, седло, сверло, солнце, весло, плечо, ружьё, кольцо, зеркало, устье.
12. Образуйте краткую форму от приведённых ниже прилагательных. Укажите возможные варианты.
Двойственный, современный, невежественный, мелочный, надменный, торжественный, безвольный, длинный, таинственный.
13. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) у подмастерьев
2) свыше четыре тысячи метров
3) не дремли на уроке
4) новые паспорта
14. Раскройте скобки, заменяя цифровые обозначения словами.
1. Пароход с (850 отдыхающих) вышел в рейд. 2. Лагерь находился в (1670 километров) от границы. 3. Мы прошли свыше (2500 километров) за время дрейфа. 4. Из (892 участника) съезда иногородних больше половины. 5. К (1219 участников) соревнования присоединились спортсмены, приехавшие из других городов.
15. Выберите нужную форму сказуемого. Объясните свой выбор.
1. Бар-дискотека (открыт, открыта) всю ночь.
2. Пресс-папье (предназначен, предназначено) для придавливания лежащих на столе бумаг.
3. Пресс-форма (предназначен, предназначена) для отливки изделий из металлов и пластмасс.
4. Кресло-кровать (стояло, стояла) посередине комнаты.
5. Женщина-хирург (выполнил, выполнила) сложную операцию на сердце.
6. Музей-квартира поэта (открылся, открылась) после реставрации.
7. Плащ-палатка уже (был сложен, была сложена) и (упакован, упакована) в рюкзак.
8. Часы-будильник (испортились, испортился) в первый же день.
9. Вагон-лаборатория (стоял, стояла) на запасных путях.
10. Гостям хлеб-соль (понравился, понравилась).
750 руб.
16. Согласовывая подлежащее со сказуемым, выберите вариант, соответствующий норме.
1. Тысяча книг … (поступила, поступили) в районную библиотеку. 2. Сотня спортсменов … (разбежались, разбежалась) по стадиону в разные стороны. 3. Роман-газета …(опубликовал, опубликовала) повесть известного писателя. 4. Большинство студентов нашей группы … (ездило, ездили) на экскурсию в Новгород. 5. У нас учится много иногородних студентов, большинство из которых … (живёт, живут) в общежитии. 6. Двое мужчин … (подошли, подошло) к остановке. 7. 21 студент … (подали, подал) заявление в профком. 8. СМИ … (провело, провели) однодневную акцию протеста.
17. Откройте скобки, запишите словосочетания с данными словами. Обратите внимание на то, что близкие по значению или однокоренные слова требуют различного управления.
1. Уверенность (свои силы) – вера (победа). 2. Отзыв (книга) – рецензия (книга). 3.Обрадоваться (победа) – обрадован (победа). 4. Рассердиться (неуместная шутка) – рассержен (глупая выходка). 5. Удивляться (исключительные способности) – удивлён (исключительные способности). 6. Обращать внимание (недостатки) – уделять внимание (каждый клиент). 7. Предостеречь (опасность) – предупредить (опасность). 8. Превосходство (противник) – превосходить (противник). 9. Препятствовать (развитие) – тормозить (развитие). 10. Различать (плохое и хорошее) – отличать (плохое и хорошее). 11. Восхищаться (его смелость) – преклоняться (его смелость). 12. Усваивать (язык) – овладевать (профессия). 13. Опираться (помощь) – базироваться (результаты). 14. Платить (проезд) – оплачивать (проезд). 15. Преисполнен (решимость) – проникнут (отвага). 16. Свойственно (этот человек) – характерно (этот человек).
18. Прочитайте предложения, выберите вариант, соответствующий синтаксической норме (управление).
1) Согласно … ректора всем студентам А.распоряжению
необходимо пройти флюорографический Б.распоряжения
осмотр.
2) Вопреки … погода в День Победы была А.прогноза
без дождей. Б.прогнозу
3) По … экзаменационной сессии необходимо А.окончании
все ведомости сдать в деканат. Б.окончанию
4) Не забудьте по … из командировки сдать А.приезду
документы. Б.приезде
5) Руководитель написал очень хороший А.на мою
отзыв … . курсовую работу
Б.о моей
курсовой работе
6) В журнале «Наука и жизнь» напечатана А.на статью экстрасенса
рецензия … . В.Григорьева
Б.о статье экстрасенса
В.Григорьева
7) Какова ваша точка зрения … ? А.по этой проблеме
Б.на эту проблему
8)Назовите, какие черты характерны … А.политическим
лидерам
Б.для политических
лидеров
19. Объясните и исправьте ошибки в управлении.
1. Свою оценку на случившееся дают эксперты. 2. Губернатор заострил внимание президента на то, что Свердловская область остаётся в худшем положении по бюджетному обеспечению. 3. Ввиду с сокращением рейсов у нас интервал движения восемнадцать минут. 4. «Красный крест» невозможно разорвать от медицины. 5. Мне хотелось подчеркнуть о том, что интерес к этому есть и у наших предпринимателей. 6. Кубинский народ встречает сорок первую годовщину революции с верой в успех и оптимизмом в будущее. 7. Благодаря вас у нас есть возможность по понедельникам рассказывать о своей организации. 8. Эта фотография позволяет определить о том, что лётчик пытается вывести самолёт из сложного положения. 9. Он старается передать читателям боль и тревогу этим отвратительным явлениям жизни. 10. Я приветствую всех, кто включил радио на нашу волну. 11. Перу Толстого достойно описание этого эпизода. 12. Повторю информацию, которую я говорил утром.
20. Устраните ошибки, вызванные нарушением норм управления.
1) Заявление было написано на имя заведующего лаборатории.
2) Бедность многих людей и пороки в обществе побуждают Раскольникова на убийство.
3) Нас часто упрекают в том, что мы не всегда добросовестно работаем.
4) Критерий оценки деятельности МВД является раскрываемость преступлений.
5) Результаты опыта подтверждают о наших предположениях.
6) В газете опубликована рецензия о премьере балета.
7) В отзыве на книгу обязательно должны быть указаны её выходные данные.
21. Укажите предложения с грамматической ошибкой.
1. Благодаря поддержке родных и друзей мне удалось преодолеть трудности.
2. Потерянное время пришлось возместить усиленной работой.
3. Отечественный производитель ещё не учитывает и ослаблен инфляцией в условиях свободного рынка.
4. Не надо верить слухам.
22. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Выбирая стиль одежды,
1) это занимает много времени.
2) руководствуйтесь определёнными правилами.
3) подчёркивается индивидуальность.
4) большую роль играет цвет.
23. Объясните и исправьте синтаксические ошибки.
1. Чтобы предприятие возродилось, первым этапом – это нормальное финансирование. 2. Я немножко хочу остановиться о своей первичной организации. 3. Первого сентября наши студенты сели за парты, за столы и стали изучать и готовиться к своей профессиональной деятельности. 4. На наше обращение столько много слушателей нам позвонили. 5. Таким образом удалось избежать возможную техногенную катастрофу. 6. Цифры обращаемости к врачам я в самом начале выступления говорил. 7. Это книга о тех испытаниях, которые выпали в нашей истории. 8. Он приветствовал взаимодействие государств как на политическом, так и военном уровнях. 9. Его электорат не идут на поводу у коммунистов. 10. Никакого решения по результатам слушания предприниматься не предполагается. 11. Эта школьная методика может вызвать только стойкое неприятие к литературе вообще. 12. Исследования наши показывают о большой роли педагогов в этом процессе.
24. Найдите в данных предложениях ошибки, объясните, чем они вызваны, исправьте их.
1. Перед нами новая интересная игрушка для детей из пластмассы. 2. Обсуждался вопрос о подготовке к выборам Центральной избирательной комиссии. 3. В стихотворениях употребляются обращения к неодушевлённым предмета с целью повышения их выразительности и эмоциональности. 4. Иванов отказался со всеми студентами сдавать экзаменационную сессию. 5. Кутузов, как показал Л.Н.Толстой, находясь на поле боя, больше всего заботился о поддержании боевого духа в солдатах. 6. Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой. 7. Газета назвала этот указ горькой пилюлей для сторонников «шоковой терапии», которая должна быть проглочена. 8. Можно без преувеличения сказать, что в столице садовников и огородников миллионы. 9. Шестилетним деревенским мальчишкой он бежал босиком по распутице, чтобы увидеть вблизи севший самолёт. 10. Бурное обсуждение вызывает вопрос о способности студента быть старостой группы по медицинским показаниям. 11. В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей. 12. Её отец начинал булочникам, но впоследствии сколотил себе немалое состояние, торгуя зерном с братом.
25. Перепишите предложения в отредактированном виде.
1. Это серьёзный, вдумчивый, интересный документ. 2. Цена должна быть дешевле. 3. Насытить товар нашим отечественным ассортиментом – задача непростая. 4. Наши производственники ещё не научились считать, считать, ну, эффектно. 5. 61-ый год сыграл поворотный момент в нашей истории – конец оттепели. 6. Все эти истории со сбором подписей – нарушение закона. 7. Здесь можно наслаждаться не только солнцем и морем, но и посетить исторические достопримечательности. 8. Мы закупаем продукцию, которая более нужную покупателям. 9. Для операции требуется кровь пятиста доноров. 10. Вы видите, какая вопиющая санитария находится вокруг нас . 11. Мнение это приобретает всё более распространённый характер. 12. Заполнять такой бюджет – подписать самому себе смертельный приговор. 13. Когда суд решает вопрос отношений между физическими людьми, он должен судьбу этого человека конкретного защищать, а не интересы большинства. 14. В России гендерная ассиметрия. 15. Какой порядок труда и отдыха в древнем в Израиле, который способствовал освобождению народа от физического и психического изнурения
750 руб.