1.3. Нарушение звукопроизношение как следствие недоразвития мелкой и артикуляционной моторики при стертой форме дизартрии
Для дошкольников со стертой формой дизартрии характерно полиморфное нарушение звукопроизношения. Наиболее распространенным у них является нарушение произношения трех групп звуков (свистящих, шипящих, (Р) или (Л)). Во всех случаях отмечается нарушение произношения группы свистящих звуков. Среди других групп звуков чаще оказываются нарушенными шипящие звуки (Р), (Л), а сохранными – заднеязычные и звук (Й).
Количественная характеристика нарушений произношения различных фонетических групп звуков у детей со стертой формой дизартрии, проведенная И.Б. Карелиной, не совпадает с количественной характеристикой неправильного произношения звуков речи у дошкольников в целом.
Распространенность нарушений произношения различных групп звуков у детей со стертой формой дизартрии характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов у данной категории детей. Наиболее распространенными здесь являются нарушения произношения свистящих звуков. На втором месте по распространенности – нарушение произношения шипящих звуков, далее следует нарушение произношения звуков (Л), (Р) – (Р') и переднеязычных (Т,.Д, Н). Это свидетельствует о том, что распространенность нарушения звукопроизношения отдельных групп звуков у детей со стертой формой дизартрии определяется не только артикуляторной сложностью звуков, но и их акустической близостью. В связи с этим акустически близкие свистящие звуки нарушаются чаще, чем артикуляторно более сложные, но акустически противопоставленные соноры (Р) и (Р'). По-видимому, вследствие тормозящего влияния речедвигательного анализатора у детей со стертой формой дизартрии задерживаются и слуховая дифференциации звуков отсутствующих, заменяемых или искажаемых в произношении.
По исследованиям Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой (1994) [20] нарушения произношения у дошкольников со стертой формой дизартрии проявлялись следующим образом:
1. Нарушения звукопроизношения, характеризующиеся одинаковым видом искажений различных групп звуков (23,3 %).
2. Нарушения звукопроизношения, характеризующиеся различным видом искажений звуков (33,3 %).
3. Искажения и отсутствие различных групп звуков (6,7 %)
Таким образом, наиболее характерными для детей со стертой формой дизартрии являются нарушения произношения, проявляющиеся одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков. На втором месте по распространенности стоит звукопроизносительные нарушения, характеризующиеся различным видом искажений нескольких групп звуков. Далее следуют нарушения произношения, характеризующиеся одинаковым видом искажений различных групп звуков. Менее распространенными оказываются звукопроизносительные расстройства, проявляющиеся в одновременных искажениях и заменах звуков. В общей сложности искажения звуков (одинакового, разного вида, в сочетании с отсутствием и заменами) отмечалось у всех детей со стертой формой дизартрии. Случаи только замен и отсутствия не наблюдались. Среди искажений в группе свистящих , шипящих, переднеязычных звуков и звука (Л) самыми распространенными является межзубное произношение, среди искажений звуков (Р) - (Р') – велярный ротацизм.
У дошкольников со стертой формой дизартрии наряду с дефектами звукопроизношения, имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. При этом наиболее сохранной является имитация вопросительной и повествовательной интонации.
Восприятие и самостоятельное воспроизведение интонационной структуры, предполагающее в данном случае слухопроизносительную дифференциацию повествовательной и вопросительной интонации, вызывает значительные трудности у детей. При этом более нарушенным оказывается процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации.
Ряд авторов отмечает, что в основе некоторых звукопроизносительных расстройств могут лежать отклонения слухового восприятия, которые могут оказаться производными, т. е. носить вторичный характер. Как указывает Р.Е. Левина, «такое явление наблюдается при нарушениях речевых кинестезий, имеющих место при морфологических и двигательных поражениях органов речи» Элементы вторичной недостаточности ярко проявляются у детей с псевдобульбарной дизартрией, причем степень ее выраженности зависит от степени выраженности самой дизартрии. Для детей с дизартрией трудно выполнимыми оказываются различение близких по звучанию слов (на материале картинок), подбор картинок на заданный звук, узнавание слогов и т. д. Таким образом, артикуляторные затруднения оказывают влияние на звуковое восприятие всей звуковой системы данного языка. Это свидетельствует о том, что у детей со стертой формой дизартрии имеется и недоразвитие фонематического восприятия. Их смазанная, невнятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушения звукопроизношения, так как неразличение собственного неправильного произношения и произношения окружающих затормаживает процесс «подлаживания» собственной артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта.
По мнению Л.В. Лопатиной, у дошкольников со стертой формой дизартрии существование нечетких артикуляторных образов приводит к стиранию граней между слуховыми дифференициальными признаками звуков. Таким образом, создается помеха для их различения. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков. В свою очередь отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению звукопроизносительных дефектов в речи. Поэтому решение проблемы имеет существенное значение в процессе разработки методов коррекционно-логопедического воздействия.
Ряд авторов отмечают вторичное недоразвитие грамматического строя у детей со стертой формой дизартрии (Е, Ф. Соботович, Л.В. Лопатина)
С точки зрения уровня несформированности грамматического строя речи, категория детей со стертой формой дизартрии характеризуется неоднородностью, вариативностью симптоматики: от незначительной задержки формирования морфологической и синтаксической системы языка до выраженных аграмматизмов в экспрессивной речи.
1,200 руб.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Особенности мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой формой дизартрии 7
1.1. Мелкая моторика 7
1.2. Артикуляционная моторика 11
1.3. Нарушение звукопроизношение как следствие недоразвития мелкой и артикуляционной моторики при стертой форме дизартрии 15
Глава 2. Исследование ручной и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии 19
1.2. Исследование мелкой моторики и анализ полученных результатов 19
2.2. Исследование артикуляционной моторики и анализ полученных результатов 22
Заключение 26
Список использованных источников 28
ВВЕДЕНИЕ
В современной логопедии вопросы диагностики стертой формой дизартрии остаются дискуссионными. При этом дефекте речи нарушены и другие процессы моторной реализации речевой деятельности: голос, дыхание, мимика, мелодико-интонационная сторона речи.
От того, как рано или поздно выявлены дефекты нарушения речи, от того, когда начата логопедическая работа с ребенком, страдающим нарушением речи во многом зависит результат исправления дефектов речи. Раннему речевому развитию ребенка и проблемам дефектологии посещены работы Винарской Е.Н. и Гвоздева А.Н. Отсутствие гуления, лепет у ребенка до 1 года требуют педагогической коррекции со стороны дефектолога, логопеда. К сожалению, проблема раннего логопедического воздействия пока еще не всегда находит свое понимание у врачей педиатров, не всегда и родители, имеющие детей с проблемами в развитии от 0 до 1 года обращаются за помощью к логопеду или педагогу-дефектологу. А ведь раннее выявление дизартричечких расстройств и, следовательно, ранняя коррекционная работа педагога-логопеда непременно дадут положительные результаты в динамике моторного и речевого развития ребенка.
Все выше сказанное позволяет назвать проблему нарушения звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии необычайно актуальной. Несомненный интерей представляет также педагогическая коррекционная работа с детьми имеющими минимальные дизартрические расстройства.
Природа указанных нарушений остается недостаточно раскрытой, вследствие чего исследователи для их обозначения предлагают следующие термины: артикуляторная диспраксия (М. Морлей, 1957), центральная, органическая или усложненная дислслия (М. Зееман, 1961)
Л.В, Лопатина (1993) дает определение стертой формы дизартрии:
«Стертая форма дизартрии – сложное речевое расстройство центрального генеза, характеризующееся комбинаторностью нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (артикуляции, дикции, голоса, дыхания, мимики, мелодико-интонационной стороны речи) .
Наряду с термином «стертая форма дизартрии» существует термин «минимальные дизартрические расстройства» (МДР).
Минимальные дизартрические расстройства – это нарушения речи центрального генеза, характеризующиеся комбинаторностью расстройств речевой деятельности: артикуляции, дыхания, голоса, мимики и просодической стороны речи. Минимальные дизартрические расстройства занимают промежуточное положение между дислалией и дизартрией, поэтому в отечественной специальной литературе для обозначения этого нарушения используется термин «стертая форма дизартрии», предложенный О.А. Токаревой (1969).
В иностранной литературе для подобных нарушений используется термин речевая или артикуляторная диспраксия развития ( Darley F., Yoss R., Sguare P., Mondelaers B. Y. E.).
Термин «дизартрия» образован от греческих слов arthson– сочление и dys – астица, означающая расстройство.
Выбор термина в современной логопедической науке до сих пор остается дискуссионным, так как имеющиеся терминологические обозначения данного речевого нарушения все же не отражают клиническую и нозологическую самостоятельность данной группы речевых расстройств.
Итак, рассмотрев ряд определений и понятий о стертой форме дизартрии следует сделать вывод:
1. Стертая форма дизартрии обусловлена недостаточностью иннервации речевого аппарата (микронарушения).
2. Это нарушение характеризуется комбинаторностью расстройств речевой деятельности: артикуляции, мимики, дыхания, голоса.
3. Все симптомы стертой формы дизартрии проявляются в нерезко выраженной форме.
4. Основной симптом стертой формы дизартрии – стойкое нарушение произношения, которое с трудом поддается коррекции (в отличие от дислалии).
5. Стойкое нарушение звукопроизношения отрицательно влияет на формирование других сторон речи.
В данной работе нами была предположена гипотеза: нарушение звукопроизношения у детей стертой формой дизартрии имеют взаимосвязь между динамической организацией двигательного акта пальцев рук и артикуляторных органов.
Цель исследования – изучить особенности нарушения звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии.
Объект исследования – состояние ручной и артикуляционной моторики, звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии
База исследования:
Дети 5-6 лет со стертой формой дизартрии из группы для детей с тяжелыми нарушениями речи ДОУ №*** г. ******
Задачи исследования:
1. Установить степень разработанности различных аспектов исследуемой проблемы в логопедической, медицинской, психологической, методической литературе.
2. Экспериментально проверить зависимость ручной, артикуляционной моторики и звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии; экспериментально проверить различия в состоянии ручной, артикуляционной моторики и нарушения звукопроизношения у детей со стертой формой дизартрии.
1. Особенности мелкой и артикуляционной моторики у дошкольников со стертой формой дизартрии
1.1. Мелкая моторика
Учитывая сложность диагностики стертой формы дизартрии, при разработки содержания и методов обследования следует принимать во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферы ребенка. В последнем случае имеется в виду не только степень сформированности артикуляторной моторики, но и уровень развития тонкой дифферцированной моторики кистей и пальцев рук.
Неврологическая симптоматика со стертой формой дизартрии при одноразовом исследовании в поликлинических условиях, часто не выявлялась и поэтому такие дети причислялись к дислаликам. При тщательном обследовании и применении функциональных нагрузок (повторные движения, силовые напряжения) можно выявить симптомы органического поражения центральной нервной системы в форме стертых парезов, изменения тонуса мышц, гиперкинезов в мимической и артикуляционной мускулатуре, патологических рефлексов. Основное нарушение со стороны черепно-мозговых нервов связано с поражением подъязычных нервов (XII пара), которое проявляется в виде некоторого ограничения движения языка в сторону гиперкинезов. Повторные движения языка вверх, вперед и в стороны вызывают быстрое утомление, выражающиеся в замедлении темпа движения, а иногда и легкое посинение кончика языка. Все эти нарушения обусловлены паретичностью мышц языка. При боковых движениях нижней челюсти появлялись синкенезии в виде поворота головы, языка, реже губ в ту же сторону. Асимметрия лицевых нервов (VII пара) имелась у детей, главным образом, за счет сглаженности правой и левой носогубной складки. Тяжелых расстройств со стороны языкоглоточных и блуждающих нервов (IX, X пары) у обследуемых детей не наблюдалось. Однако было отмечено недостаточное сокращение мягкого неба. Голос у детей был тихим, глуховатым с небольшим носовым оттенком. Перечисленные состояния черепномозговых нервов при легкой форме дизартрии в большинстве случаев носят стойкий характер, т. к. Они обусловлены органическим поражением центральной нервной системы.
Со стороны двигательной сферы у детей был слабо выраженный парез с денерваторными изменями мышечного тонуса. Активные движения у всех обследованных совершалось в полном объеме, но были замедленными, неловкими, недифференцированными. В рефлекторной сфере у детей отмечалось оживление сухожильных и периостальных рефлексов. В ряде случаев наблюдались рефлексы орального автоматизма. Помимо вышеперечисленных нарушений в неврологическом статусе у детей с легкой формой дизартрии были отмечены изменения со стороны вегетативной нервной системы, которые проявлялись преимущественно в виде потливости ладоней и стоп, наличии стойкого красного демографизма.
Исследования М.М. Кольцовой подтвердили данные о том, что движения руки тесно связаны с функцией речи . Указанная связь ярко проявляется при дизартрии, которая в большинстве случаев выступает симптомом ДЦП. Поэтому результаты обследования не только артикуляторной моторики, но и моторики рук могут способствовать определению механизма звукопроизносительных расстройств стертых форм дизартрии.
По исследованиям Л.В. Лопатиной у дошкольников со стертой формой дизартрии имеются нарушения ручной моторики, проявляющиеся в основном в нарушении точности, быстроты и координированности движений. Значительные трудности вызывает у детей динамическая организация двигательного акта. В большинстве случаев оказывается затрудненным или невозможным быстрое и плавное воспроизведение предложенных движений. При этом отмечаются добавочные движения, персеверации, перестановки, нарушение оптико-пространственной координации. Переключение движений часто осуществляется сопряженно, по речевой инструкции и с проговариванием их последовательности. Наиболее нарушенной является возможность одновременного выполнения движений, что свидетельствует об определенной дисфункции премоторных систем, обеспечивающих прежде всего кинетическую организацию движений
Таким образом, было установлено, что у большинства детей со стертой формой дизартрии имелась легкая (стертая) неврологическая симптоматика, которая выявлялась при тщательном исследовании и указывала на органическое поражение центральной нервной системы.
По данным И.П. Елизаровой известно, что в антенатальном периоде развития центральное место в формировании органов эмбриона занимает головной мозг. При неблагоприятных условиях внутриутробного развития, если патологический фактор был значительным и действовал на ранних этапах развития плода, то могут наблюдаться нарушения нервной деятельности и задержка психического развития ребенка. Если патологический фактор действовал во 2-й половине беременности или только во время родов, но был кратковременный, то нервно-психические расстройства будут менее выраженными.
Отмечается, что расстройства со стороны черепно-мозговой иннервации, которое характерно при дизартрических нарушениях, встречается в основном у детей, родившихся от физиологически протекавшей беременности, но травмированных родах.
1,200 руб.
1. Белова-Давид Р.А. Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи детей дошкольного возраста. В кн.: Нарушение речи дошкольников. Сост. Белова-Давид Р.А. М.: Просвещение. 1972.- 312 с.
2. Бернштейн Н.А.Некоторые назревающие проблемы двигательных актов.// Вопросы психологии.-1957.-№6.
3. Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж и коррекция артикуляционных растройств.- СПб. 1993.- 18 с.
4. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. Метод.пособие.- СПб. 1999.-125 с.
5. Винарска Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. - Ташкент., 1989. -341 с.
6. Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дизартрией (методические разработки к проведению коррекционных занятий).- РГПУ им.А.И.Герцена.-СПб: «Образование», 1992.-70 с.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-311с.
8. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. М. Медгиз. 1962. – 402 с.
9. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств. // Дефектология.- 2000.- № 1.-с.51-54
10. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М. просвещение. 1973. – 350 с.
11. Коричкая Е.Г., Минашина В.С. Особенности фонетических нарушений при различных видах речевых расстройств и некоторые методические приемы по их преодолению. // Нарушение речи у дошкольников. М. 1969.
12. Логопедия: Уч. пособие для студентов. / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др. Под ред. Л.С. Волковой.- М., 1989.- 530 с.
13. Лопатина Л.В. Особенности моторных функций у дошкольников со стертой формой дизартрии. В сб.: Нарушение речи. Методы изучения и коррекции. СПб. 1993. – 415 с.
14. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии. . В сб.: Нарушение речи. Методы изучения и коррекции.- СПб. 1993.- Стр. 6-7.
15. Лопухина И.С. Логопедия: Речь.Ритм. Движение. СПб.1997.- 310 с.
16. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М. 1977.- 286 с.
17. Моржакова Т.И. Массаж и рефлексотерапия в коррекции речевых нарушений. Мурманск. 1997. 62 с.
18. Поваляева М.А. Справочник логопеда.- Ростов на-Дону, 2001.- 405 с.
19. Понятийно-терминологический словарь логопеда. / Под. ред. В.И. Селиверстова. –М. 1997. Стр. 130.
20. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М. 2001. – 282 с.
21. Серебрякова Н.В. Сравнительная характеристика объяснения значения слова дошкольникам со стертой формой дизартрии и без нарушения речи. В сб.: Нарушение речи. Методы изучения и коррекции.- СПб. 1993.- 511 с.
22. Смирнова И.А., Артемьева Т.В., Иванова В.М., Оганджаянц Р.Н. Использование дидактической куклы в логопедической работе. // Дефектология.- 1994.- № 3.-с.26-28
23. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявление стертых форм дизартрии и методы их диагностики. // Дефектология.-1974.- № 4.-с.31-35
24. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма(1965) Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т 2 / Под.ред. Л.С. Волковой и В.И, Селиверстова.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.- 656 с.
25. Токарева О.А. Дизартрия. // Расстройства дечи у детей и подростков. / Под общ. ред. С.С. Ляпидевского. -М., 1969.- С. 144-155.
26. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М.: Просвещение. 1989.-220 с.
27. Хватцев М.Е. Логопедия. М.: Просвещение. Учпедгиз. 1959.- 568 с.
1,200 руб.