5 Факторы, влияющие на принятие управленческого решения
Принятие управленческого решения подвержено влиянию факторов, отражающих особенности руководителя, прини¬мающего решение, особенности негативного влияния внеш¬ней среды, а также связанные с ними негативные последст¬вия, информационные ограничения, взаимозависимость при¬нимаемых решений и другие факторы.
Личностные оценки руководителя могут содержать субъек¬тивное ранжирование важности, качества или блага в силу то¬го, что все управленческие решения построены на фундаменте чьей-либо системы ценностей. Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения.
Немаловажное значение имеют культурные различия. На¬пример, американские руководители предпочитают «жесткий» подход, ориентированный в большей мере на формальные ме¬тоды для достижения желаемого результата, в то время как японские менеджеры больше внимания уделяют мягкому подходу в управлении, сотрудники японских компаний демон¬стрируют уважение к вышестоящим руководителям и отлича¬ются высокой преданностью компании. Отдельные компании придают большое значение корпоративным ценностям, их дей¬ствия (как руководителей, так и работников организации) все¬гда отражают общую систему ценностей.
Поведенческие ограничения включают факторы, затрудняю¬щие межличностные и внутриорганизационные коммуникации при принятии управленческих решений. Также по-разному мо¬гут восприниматься существование и серьезность самой проблемы. Из-за перегрузки информацией и текущими проблема¬ми менеджеры могут не воспринимать открывающихся воз¬можностей. Руководитель может чувствовать, что вышестоя¬щий начальник будет раздражен, если ему сообщить о реаль¬ной или потенциальной проблеме. Поведение подчиненных находится в значительной зависимости от способа обмена ин¬формацией с руководителем. Может иметь место точка зрения, что «проблема — это плохо», так как гораздо важнее «хорошо выглядеть». Руководитель может отвергнуть ту или иную аль¬тернативу в силу пристрастий, симпатий или антипатий по от¬ношению к кому-либо и т. д.
Негативное влияние среды принятия решения связано с рис¬ком, относящимся к уровню определенности, с которой можно прогнозировать результаты в разных обстоятельствах и условиях. Эти обстоятельства традиционно классифицируется как усло¬вия определенности, риска или неопределенности, в том числе негативные последствия.
Решение принимается в условиях определенности, когда ме¬неджер знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора (например, вложение финансовых средств в депозит¬ные сертификаты). Ситуации с полной определенностью обыч¬но называют детерминистскими, а оцениваемые в этих условиях результаты — детерминированными. В условиях определенно¬сти существует одна альтернатива.
К решениям, принимаемым в условиях риска, относят реше¬ния, результаты которых не являются определенными, но ве¬роятность каждого из них известна. Руководство обязано учи¬тывать уровень риска как важнейший фактор. Сумма вероят¬ностей всех альтернатив и этом случае должна быть равна 1.
Желательный способ определения вероятности — объективность. При этом вероятность объективна, когда ее можно определить математическими методами или путем статистического анализа накопленного опыта.
Существует несколько способов получения организацией релевантной информации, позволяющей рассчи¬тать риск и соответственно уменьшить его влияние за счет уп¬реждающих действий. Примерами могут быть: получение внеш¬ней информации из достоверных источников или собственными силами организации, проводя исследования и др. Вероятность будет определена объективно, если имеется достаточно инфор¬мации для статистически достоверного ее прогноза. Во многих случаях организация не может получить достоверную информацию для объективной оценки вероятности, но опыт руководства позволяет с высокой достоверностью определить ожидаемые последствия, используя суждение о возможности свершения альтернатив с субъективной или предполагаемой вероятностью.
750 руб.
Введение 3
1 Сущность и характерные особенности принятия решений 4
2 Принципы и этапы принятия управленческих решений 7
3 Типы решений, принимаемых менеджером 9
4 Подходы к принятию решений 11
5 Факторы, влияющие на принятие управленческого решения 13
Заключение 17
Список литературы 18
Введение
Тема данного реферата является актуальной потому, что менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает управленческие решения или реализует их через других людей в любых ситуациях. Научно-технический прогресс, ускорение темпа жизни современного человека, информационные перегрузки, загрязнение окружающей среды оказывают серьезное влияние на состояние здоровья и жизнедеятельности людей в целом и руководителей в частности, мешая сконцентрироваться и принять адекватное ситуации решение. А ведь в случае с управленческим решением ошибка может стать фатальной и повлечь за собой негативные последствия не только для самого руководителя, но и для коллектива в целом. И потому так важно при принятии управленческого решения учитывать психологические особенности данного процесса.
Принятие решений, как и обмен информацией, - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Целью данного реферата является анализ психологических аспектов принятия управленческих решений.
Предмет исследования реферата является процесс принятия управленческих решений.
Объект исследования реферата - руководитель в процессе принятия управленческого решения.
1 Сущность и характерные особенности принятия решений
Существует много определений решения. Приведем неко¬торые из них:
Решение — это выбор альтернативы.
Решение — это рациональный выбор как минимум из двух альтернатив.
Управленческое решение представляет предписание к действию (перечень конкретных необходимых мер), позво¬ляющих привести систему (объект) в требуемое состояние.
Приведенные определения подразумевают наличие некото¬рой проблемы и/или ситуации, требующей принятия решения для своего разрешения или изменения.
Принятие управленческого решения всегда связано с суще¬ствованием назревшей проблемы в определенной ситуации.
Проблему можно определить как фактическое состояние объекта управления, его результата деятельности, когда они не соответствуют желаемому (намеченному) состоянию или ре¬зультату.
Ситуацию, в которой проявляется проблема, называют про¬блемной. Проблемная ситуация характеризуется различием между желаемым (необходимым) и фактическим состоянием ор¬ганизации, процесса или отдельного явления, которое препят¬ствует развитию или нормальному функционированию органи¬зации (системы, конкретного объекта управления). В случае, ко¬гда ситуация угрожает самому существованию организации, ее принято классифицировать как острую или критическую си¬туацию.
Подобно процессу коммуникаций, принятие решений отражается на всех аспектах управления. Принятие решений - часть каждодневной работы управляющего. Принятие решений - это интегральная часть управления организацией любого рода. Более чем что-либо другое, компетентность в данной области отличает менеджера от не менеджера и, что еще важнее, - эффективно работающего менеджера от его неэффективно работающего коллеги.
В области принятия существуют четыре роли руководителя - предприниматель, специалист по исправлению нарушений в работе, распределитель ресурсов и специалист по достижению соглашений.
Поскольку характер работы менеджера зависит от уровня управления, на котором он находится, существуют различия и в характере решений, принимаемых на разных уровнях. Тем не менее, все эти роли в той или иной мере периодически исполняет каждый менеджер.
Решение - это выбор альтернативы. Это, по сути дела, ответ на ряд вопросов. В сегодняшнем сложном, быстро меняющемся мире организаций многие альтернативы находятся в распоряжении менеджеров и, чтобы сформулировать цель перед группой людей и добиться ее достижения, необходимо дать ответы на многочисленные вопросы. Каждая управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными решениями, требующими претворения в жизнь.
Управленческое решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели. Наиболее эффективных управленческих решений можно достичь только при использовании всесторонней информации, в том числе психологической.
Для понимания сущности управленческого решения необходимо рассматривать все его основные аспекты.
Можно выделить экономический, социально-психологический, информационно-технологический, организационный и юридический аспекты принятия решений.
Особенность социально-психологического заключается в том, что решение необходимо рассматривать как логико-мыслительный акт выбора, т.е. под управленческим решением понимается внутренняя мыслительная деятельность субъекта управления, направленная на разрешение определенной проблемы и зависящая от индивидуально-психологических особенностей субъекта. Кроме того, социально-психологический аспект проявляется в механизме управления персоналом, оперировании рычагами воздействия на человека: потребностями, интересами, мотивами и стимулами, установками и ценностями.
При принятии решения следует учитывать два существен¬ных аспекта:
• принимать решение, как правило, легко (человек всегда принимает решение о направлении своих действий), трудно принять хорошее решение;
• принятие решения является психологическим процессом, в силу этого человеческие решения не всегда логичны, так как поведением людей движут иногда логика, иногда чувства. По¬этому способы принятия решения могут меняться и широких пределах (от спонтанных до в высшей степени логичных). В силу этого процесс принятия решений может быть основан на различных подходах. Различают три подхода: интуитивный, основанный на суждениях и имеющий рациональный характер .
2 Принципы и этапы принятия управленческих решений
Управленческое решение - это обдуманный вывод о необходи¬мости осуществить какие-то действия, связанные с достижением целей организации, либо, наоборот, воздержаться от них. Его при¬нятие составляет саму суть управленческой деятельности.
Объектом решения всегда являются те или иные проблемы, то есть сложные теоретические вопросы или практические ситуации, характеризующиеся невозможностью в данных условиях полу¬чить желательный результат или разрывом между тем, что есть и что должно быть .
Сущность задачи принятия решения состоит в определе¬нии плана действий по разрешению конкретной проблемы. Формирование и принятие решений по выявленным пробле¬мам является ключевым элементом реализации всех функций менеджмента. Период от обнаружения проблемы до ее разре¬шении называют циклом управления.
Организационные решения представляют выбор, который должен сделать руководитель в конкретной ситуации, чтобы выполнить свои должностные обязанности.
Основными элементами процесса принятая решения явля¬ются: диагностика проблемы и постановка целей принимаемого решения, формулирование ограничений и критериев оценки вы¬бора альтернативы при принятии решения, определение аль¬тернативных вариантов возможного решения, их оценка и вы¬бор рационального решения.
750 руб.
1. Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: учебное пособие. М.: ТК Велби, 2007. – 176 с.
2. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. М.: Экономистъ, 2003.— 528 с.
3. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н. Организационное поведение: Учебное пособие. Пенза: изд-во ун-та, 2004. – 142 с.
4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. М.: Новое знание, 2006. – 336 с.
5. Основы менеджмента: Учебное пособие/ В.И. Гончаров. Мн.: Современная школа, 2006. - 281 с.
750 руб.