1. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста
Все дети школьного возраста делятся на 3 возрастные группы: младшие школьники (7-11 лет), подростки (11-15), старшие школьники (15-17) лет. Такая возрастная периодизация широко используется в педагогике и возрастной пси-хологии [17, 18, 19]. Однако особенности биологического развития детей школьного возраста лучше учитываются в физиологической периодизации: 7 лет – конец периода детства; 8-11 лет (девочки) и 8-12 лет (мальчики) – период второго детства. Подростковый возраст по этой периодизации наступает с 12 лет у девочек и с 13 лет у мальчиков. С 16 лет у девочек и с 17 лет у мальчиков начинается юношеский возраст. Каждой возрастной группе детей свойственны особенности строения и функций систем организма и психологические особен-ности, учет которых необходим для рационального физического воспитания [22, 23, 41, 44, 45]. Таким образом, в нашей работе мы будем рассматривать особенности развития выносливости у детей 11-15 лет.
Опорный, мышечный аппарат и двигательная функция. Позвоночный столб – основная часть опорного аппа¬рата туловища ребенка – в младшем школьном возрасте отличается большой гибкостью, неустойчивостью основ¬ных изгибов – грудного и поясничного. Грудной изгиб полностью формируется к концу 7-го года жизни, а пояс¬ничный – к 12 годам. К 7 годам "закрываются" – дужки позвонков (происходит слияние ядер окостенения левой и правой по-ловины дужек), а в период от 8 до 11 лет про¬исходит окостенение эпифизарных хрящевых дисков тел позвонков. Однако полное срастание костных эпифизар¬ных дисков с телом позвонка продолжается от 15 до 24 лет. Эластичный свя-зочный аппарат, толстые межпоз¬воночные хрящевые диски и слаборазвитая мускулатура мышц спины может вызвать деформацию позвоночных изгибов у детей младшего школьного возраста. Непра¬вильная посадка за партой, ноше-ние тяжестей в одной руке, а также физические упражнения с односторонней нагрузкой способствуют деформации позвоночных изги¬бов, боковым искрив-лениям или образованию сутулой спины [34].
Скелет верхних и нижних конечностей формируется у детей разными темпами. К началу школьного возраста длина ног у ребенка увеличивается более чем в три раза по сравнению с их длиной у новорожденного. Длина рук к 7 годам увеличивается в два раза. Окостенение рук за¬канчивается раньше, чем ног. Так, к 13 годам заверша¬ется окостенение запястных и пястных отде-лов рук. Срастание первичных (возникающих внутриутробно) и вто¬ричных ядер окостенения рук продолжается в период с 16 до 25 лет [22].
Сращение трех тазовых костей происходит в 14- 20 лет. К 13-17 годам у девушек и к 15-21 году у юно¬шей происходит окостенение фаланг пальцев ног, годом-двумя позже – фаланг пальцев рук, а затем – костей плюсны и предплюс-ны.
1,200 руб.
Стр.
Введение 3
1. Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста 5
2. Общая характеристика выносливости 17
3. Выносливость, как форма проявления двигательных особенностей 36
3.1. Методика измерения выносливости 36
3.2. Нормирование и контроль 41
Выводы 51
Список литературы 53
Введение
Актуальность. Улучшение здоровья, повышение уровня физической культуры населения – важнейшая социальная проблема. Интенсивные преобра-зования в сфере производства, учебной и профессиональной деятельности, на-блюдаемые на современном этапе общественного развития, создают новые ус-ловия функционирования человека. Огромный поток информации, который подлежит быстрой и качественной переработке, протекающей, как правило, на фоне значительного утомления, неблагоприятная экологическая обстановка, постоянные стрессовые ситуации – все это негативно сказывается на состоянии и физической активности человека.
Снижение уровня физической и психической работоспособности человека приводит к падению эффективности его деятельности, следствием чего являет-ся низкая способность к самореализации. В связи с этим, особое значение при-обретает необходимость воспитания выносливости – одного из важнейших ка-честв человека, которое, в самом общем смысле, представляет собой способ-ность эффективно противостоять неблагоприятным факторам внешней и внут-ренней среды и сохранять работоспособность.
Выносливость, как основа психической гармонии и здоровья, профессио-нального развития человека, достижений в учебной и трудовой деятельности, остается сегодня главным фактором успешной социализации и самореализации личности (Купер К., 1987)
Школьные годы – один из важнейших этапов в становлении человека как активного члена общества. В этот период завершается развитие физиологиче-ских систем, в том числе и двигательного аппарата. Вот почему в эти годы должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека. Формирование основных двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной дея-тельности всех физиологических систем. Однако при этом необходимо учиты-вать возрастно-половые и индивидуальные особенности детей и подростков, а также резервные возможности их организма на разных этапах развития.
Средний школьный возраст является благоприятным для развития физиче-ских способностей (скоростные и координационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности) (Лях В.И., 1998).
Целью курсовой работы является изучение физиологического качества выносливости.
Исходя из цели работы, нами решались следующие задачи:
1) Проанализировать научно-методическую литературу по теме курсовой работы.
2) Выявить основные критерии выносливости у школьников.
3) Изучить основные требования, предъявляемые при тестировании вы-носливости детей среднего школьного возраста.
Список литературы
1,200 руб.
1. Агриби Б.М. Структура и содержание многолетней физической подго-товки гандболистов республики Тунис: Автореф. дис…д-ра пед. наук / РГАФК. – М., 1997. – 57 с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физи-ческом воспитании. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 233 с.
3. Биохимия мышечной деятельности. – М.: Олимпийская литература, 2000. – 503 с.
4. Биохимия спорта // Биохимия: учеб. для ин-тов физкультуры / Под ред. В.В. Меньшикова, Н.И. Волкова. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 384 с.
5. Бубе Х., Фек Г., Штюблер Х., Трогш Ф. Тесты в спортивной практике. – М.: Физкультура и спорт, 1968. – 239 с.
6. Букатин А.Ю. Критерии специальной выносливости хоккеистов высшей квалификации: Автореф. дис…канд. пед. наук / ГЦОЛИФК. – М., 1982. – 23 с.
7. Волков Н.И. Биохимические основы выносливости спортсмена // Теория и практика физ. культуры. – 1967. – № 4. – С. 19-26.
8. Волков Н.И. Биохимический контроль в спорте: проблемы и перспекти-вы // Теория и практика физ. культуры. – 1975. – №11. – С. 28-37.
9. Волков Н.И. Биохимия мышечной деятельности. – М.: Олимпийская ли-тература, 2000. – 503 с.
10. Волков Н.И. Биохимия. Учебник для институтов физической культуры / Под ред. В.В. Меньшикова, Н.И. Волкова. – М.: Физкультура и спорт. – 1986. – 384 с.
11. Волков Н.И. Закономерности биохимической адаптации в процессе спортивной тренировки (лекции для слушателей ВШТ). – М.: РИО ГЦОЛИФК, 1987. – 64 с.
12. Волков Н.И. Проблемы биохимического контроля в спорте // Обмен веществ и биохимическая оценка тренированности спортсмена. – Л.: ЛНИИФК, 1974. – С. 213-223.
13. Волков Н.И. Тесты и критерии для оценки выносливости спортсменов: Учебное пособие для слушателей Высшей школы тренеров ГЦОЛИФКа. – М., 1989. – 44 с.
14. Волков Н.И. Энергетический обмен и работоспособность человека в условиях напряженной мышечной деятельности: Автореф. дисс.. канд. биол. наук. – М., 1969. – 37 с.
15. Волков Н.И., Ширковец Е.А. Об энергетических критериях работоспо-собности спортсменов // Биоэнергетика. – Л., 1973. – С. 18-30.
16. Годик М.А. Спортивная метрология. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.
17. Губа В.П., Никитушкин В.Г., Кващук П.В. Индивидуальные особенно-сти юных спортсменов. – Смоленск, 1997. – 220 с.
18. Гужаловский А.А. Этапность развития физических (двигательных) ка-честв и проблема оптимизации физической подготовки детей школьного воз-раста: Автореф. дисс. …д-ра пед. наук. – М., 1979. – 26 с.
19. Детская спортивная медицина. Руководство для врачей / Под ред. С.Б. Тихвинского, С.В. Хрущева. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Медицина, 1991. – 560 с.
20. Зациорский В.М. Спортивная метрология. – М.: Физкультура и спорт., 1982. – 256 с.
21. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и вы-носливости. – М.: Физкультура и спорт, 1956. – 206 с.
22. Зимкин Н.В. Физиология человека. – М.: Физкультура и спорт, 1964. – 600 с.
23. Коц Я.М. Спортивная физиология. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – С. 145-165.
24. Лисовский Н.И., Лисовский А.Ф., Смирнов Ю.И. Информативность контрольных упражнений для оценки специальной физической подготовленно-сти горнолыжников // Теория и практика физ.культуры. – 1980. – №8. – С. 33-36.
25. Макинченко Е.Б. Локальная выносливость в беге. – М.: Физкультура, образование, наука, 1997. – 312 с.
26. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. – Киев: Олимпийская литература, 1999. – 318 с.
27. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
28. Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсменов. – К.: Здоров'я, 1990. – 200 с.
29. Набатникова М.Я. Проблема совершенствования специальной вынос-ливости спортсмена при циклической работе субмаксимальной и большой мощности: Автореф. дисс. …докт. пед. наук. – М., 1974. – 51 с.
30. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. – М.: Физ-культура и спорт, 1970. – 485 с.
31. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спор-те. Общая теория и ее практические приложения. – М. Советский спорт, 2005. – 820 с.
32. Попов В.Б. Юный легкоатлет: Пособие для тренеров ДЮСШ. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 224 с.
33. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Германов Г.Н. Легкая атлетика для юношест-ва. – Москва-Воронеж, 1999. – 220 с.
34. Прасад Н. Дети в спорте // Спортивная медицина. – К.: Олимпийская литература, 2003. – С. 260-264.
35. Сведенхаг Я. Развитие выносливости в тренировке бегунов на средние и длинные дистанции // Наука в олимпийском спорте. – 1994. – №1. – С. 58-63.
36. Селуянов В.Н., Иванов С.П. Биологические закономерности в плани-ровании физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1966. – 342 с.
37. Семенов В.Т., Вербицкий Г.И. Особенности занятий по легкой атлети-ке с детьми школьного возраста: Учебное пособие. – Смоленск, 1975. – 41 с.
38. Сиренько В.А. Подготовка бегунов на средние и длинные дистанции. – Киев: Здоровье, 1990. – 144 с.
39. Система подготовки спортивного резерва / Под общей ред. В.Г. Ники-тушкина. – М.: издательство МГФСО, 1994. – 319 с.
40. Травин Ю.Н., Карманов М.И. Научно-методические основы подготов-ки спортивных резервов по бегу на выносливость (средние и длинные дистан-ции). – М.: РИО ГЦОЛИФК, 1980. – 52 с.
41. Фарфель В.С. Физиология спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 361 с.
42. Физиологическое тестирование спортсмена высокого класса / Под ред.Дж.Д.Мак-Дугалла, Г.Э. Уэнгера, Г. Дж. Грина. – Киев: Олимпийская лите-ратура, 1998. – 432 с.
43. Физиология человека: Учебник для вузов физ.культуры и факультетов физ.воспитания педагогических вузов / Под общей ред. В.И. Тхоревского. – М.: Физкультура, образование и наука, 2001. – 492 с.
44. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 120 с.
45. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М.: Физкуль-тура и спорт, 1980. – 255 с.
46. Яковлев Н.Н. Биохимия спорта. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 288 с.
47. Яружный Н.В. Динамика механической производительности и энерге-тического обмена у юношей 17-18 лет при кратковременной мышечной работе предельной интенсивности: Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 1985. – 25 с.
48. Яружный Н.В. Структура и контроль физической работоспособности в командных игровых видах спорта: Автореф. дис… д-ра пед. наук. / ГЦОЛИФК. М., 1993. – 46 с.
1,200 руб.