Введение
Развитие речи ребенка с интеллектуальными нарушениями – область речевого развития, на долгие годы приковавшая к себе пристальное внимание таких известных исследователей специальной психологии.
Дети с интеллектуальными нарушениями – это особая категория детей. На современном этапе в отечественных психолого-педагогических исследованиях идет активное изучение своеобразия развития речи таких детей.
Перед современными исследователями в области дефектологии и специальной психологии стоит задача – разработать систему коррекционно-развивающей работы по формированию грамотной речи неполноценного ребенка. К задачам первостепенной важности относится: разработка принципов методов раннего выявления слабовыраженных отклонений в лексико-грамматической стороне речи; вопросы дифференциальной диагностики, разработка принципов и методов коррекции речевых нарушений; разработка психолого-педагогических основ концепции предупреждения и устранения дисбаланса между процессами обучения и развития и индивидуальными возможностями детей данной категории. Таким образом, в качестве проблемы исследования мы предлагаем рассмотреть взаимосвязь развития речи и интеллектуальных нарушений.
Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что на современном этапе стоит острая практическая необходимость конкретизации принципов и методов коррекционно-развивающей работы по формированию речи детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями, так как это является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Этим обусловлен выбор темы нашего исследования: «Особенности речевого развития детей с нарушениями интеллекта школьного возраста»
Цель – проанализировать своеобразие речевого развития детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Объект – речевое развитие детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Предмет – особенности диагностики и коррекции речи детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Проанализировать исследования проблемы речевого развития детей школьного возраста в трудах отечественных специалистов.
2. Охарактеризовать особенности речевого развития детей школьного возраста с нарушением интеллекта.
3. Обосновать методические основы коррекции речевых нарушений у детей школьного возраста с нарушением интеллекта.
4. Организовать практическое изучение развития речи детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.
Гипотеза: изучение особенностей речи детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями будет эффективным, если:
- если определить своеобразие речевого развития детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями;
- если осуществить комплексную диагностику развития речи детей млдашего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями;
- если разработать коррекционно-развивающую программу по развитию речи детей младшего школьного возраста, где основным средством формирования речи будет выступать игра.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, эксперимент.
Этапы исследования:
1) Констатирующий, целью которого является диагностика уровня сформированности речевых навыков младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
2) Формирующий, целью которого является формирование качественно нового уровня развития речевых навыков у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями интеллекта.
3) Контрольно-оценочный, целью которого является выявление динамики речевых навыков детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями в процессе развивающей работы.
База исследования: МОУ ДЮЦ «Центра социальной помощи семье и детям с отделением реабилитации детей с интеллектуальными нарушениями» г. Москвы.
Практическая значимость работы состоит в том, что положения и выводы представленной работы могут использоваться в работе практикующих дефектологов, логопедов и др. специалистов, занимающихся данной проблемой.
Материалы исследования могут служить дополнительным научным материалом в учебном процессе при изучении специальной психологии и логопедии.
1,200 руб.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретический аспект изучения особенностей речевого развития детей школьного возраста с нарушением интеллекта.
1.1. Исследование проблемы речевого развития детей школьного возраста в трудах отечественных специалистов………………………………………………….6
1.2. Особенности речевого развития детей школьного возраста с нарушением интеллекта……………………………………………………………………………..11
1.3. Методические основы коррекции речевых нарушений у детей школьного возраста с нарушением интеллекта………………………………………………….15
Выводы по первой главе………………………………………………………….......18
Глава 2. Изучение речевых особенностей детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
2.1. Диагностика развития речи у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями………………………………..............................19
2.2. Программа коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей с интеллектуальными нарушениями…………………………………………………..26
2.3.Динамика речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями в процессе коррекционно-развивающей работы……………………………………...27
Выводы по второй главе………………………………………………………….......28
Заключение…………………………………………………………………………….29
Список литературы……………………………………………………………………31
Приложение……………………………………………………………………………34
1,200 руб.
Заключение
На основе анализа психолого-педагогической литературы и проведения экспериментального исследования мы считаем целесообразным, сделать ряд выводов:
- Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляется своеобразно и с большим запозданием. Он позднее и менее выражено вступает в эмоциональный контакт с матерью. В возрасте около года у него можно наблюдать патологическую реакцию на речь взрослого. Она проявляется в том, что звуковые комплексы, произносимые детьми, бедны и характеризуются сниженной эмоциональной окрашенностью.
- Особенности развития речи ребенка младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями выражаются в скудном словарном запасе, преобладании пассивного словаря над активным, ярко выраженными фонетическими нарушениями и нарушениями лексико-грамматического строя речи.
- Среди средств и методических приемов работы по развитию и коррекции речевых нарушений у детей с интеллектуальными нарушениями преобладают разные виды игр, наглядных пособий и нетрадиционных приемов формирования речи (пальчиковые игры, театрализованные представления и др.).
- Организация экспериментальной работы по изучению развития речи младших школьников с интеллектуальными нарушениями осуществлялась с детьми (10 человек) с диагнозом олигофрения.
- Исследование состояло из следующих этапов: 1) Изучение звуковой стороны речи. 2) Изучение лексико-грамматической стороны речи. 3) Изучение уровня связной речи. 4) Изучение коммуникативных навыков.
- Для подтверждения нашей гипотезы мы организовали коррекционно-развивающую работу с младшими школьниками с интеллектуальными нарушениями.
- В ходе проведения коррекционных мероприятий мы выявили положительную динамику на 4 % речевых навыков у младших школьников данной экспериментальной группы, тем самым, подтвердив наше предположение о том, что серия предложенных нами развивающих игр поможет школьникам с интеллектуальными нарушениями выйти на качественно новый уровень развития речи.
1,200 руб.
Список литературы
1. Бессонова Т.П., Грибова А.Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас и грамматический строй – М., 1997 – с. 450
2. Бирюкова М.В. Роль игры в воспитании детей – имбецилов младшего школьного возраста. -Дефектология, 1971, №3. с. 12-16
3. Валуева М.Н. Психофизиологическое исследование коммуникативной сферы ребёнка //Вопросы психологии. -1970 – с. 23-29.
4. Венгер Л.А. Сюжетно – ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1978. С. 32.
5. Выгодская Г. Л., Соколова Н. Д. Об игровых действиях умственно отсталых детей дошкольного возраста. – Дефектология, 1972 №5, с. 15-19
6. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка – Вопросы психологии, 1966. – 450 с.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах. Том 5. Основы дефектологии. -М., 1986. – 556 с.
8. Ефименкова Л.Н. Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда в школьном логопункте – М., 1991. - с 128
9. Жукова Н. С. Отклонения в развитии детской речи. - М., 1994. – 230 с.
10. Жукова Н, С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников и младших школьников. - М., 1990 – 250 с.
11. Катаева А.А., Давыдова С.И. Обучение умственно отсталых школьников в игровой форме с использованием показа и словесной инструкции. - Дефектология, 1976, №1. с. 23-32
12. Коноваленко В.В. «Экспресс обследование грамматического строя речи» - М., 2003. – 130 с.
13. Лалаева Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у младших школьников с общим недоразвитием речи/ Лалаева Раиса Ивановна, Серебрякова Наринэ Витальевна. - СПб.: Союз, 2001. – 250 с.
14. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 2001. – 335 с.
15. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах школьников с проблемами в развитии - СПб., 1994. – 450 с.
16. Лопухина И.С. Логопедия: 550 занимательных упражнений для развития речи. М., 1995. – 220 с.
17. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1972 – 450 с.
18. Поваляева М.А. Педагогический основы логопедической помощи – М., 1996 – 346 с.
19. Поваляева М.А., Беденко Г.В. Педагогическая диагностика и коррекция речи – М., 1997 – 346 с.
20.Поваляева М.А. Моделирование коррекционно-образовательного пространства: Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей. Ч. 3 – М., 1998. – 350 с.
21. Спирова Л.Ф., Ястребова А. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи. // Методы обследования нарушений речи у детей. – М., 1990 – с. 330 с.
22. Соколова Н.Д. Обучение сюжетно – ролевой игре школьников с проблемами в интеллектуальном развитии. - С.-Пб.: ЛОУУ, 1996. -95с.
23. Соколова Н.Д. Особенности игровых действий умственно отсталых детей. - Дефектология, 197, №2. С. 23-27
24. Соколова Н.Д. Особенности руководства игрой умственно отсталых детей школьного возраста. Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. -М., 1993. – 150 с.
25. Стребелева Е.А., Катаева А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. -М. - Издательская фирма «Бук - мастер», 1993 - 191с.
26. Стребелева Е.А., Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика. -М.: Просвещение, 1988. – 180 с.
17. Трауготт Н. Н. Как помочь детям, которые плохо говорят. - СПб., 1994 – 121 с.
28. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991 – 230 с.
29. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. – М., 2000. – 112 с.
30.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.— М., 1990. – 430 с.
31. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997. – Ч. 1. – 335 с.
32. Цветкова Л.С. Коррекционные принципы логопедической работы с с младшими школьниками с ОНР – М., 2004 – 125 с.
33.Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей. – М., 1993. – 121 с.
34.Шаховская С. Н. Использование наглядности при развитии речи детей с ОНР - М., 1995. – 91 с.
35.Шаховская Н.С., Худенко Е.Д. Методические рекомендации по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР – М., 1999. – 53 с.
36. Ястребова А.В. Преодоление ОНР у учащихся начальных классов» - М., 2001
37. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда – М., 1996 – 55 с.
38.Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. - М., АРКТИ, 1996. – 254 с.
1,200 руб.