Введение
Содержание
Заключение
Литература
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие много образных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни. И выдвинули новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.
Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению, внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
Внимание дошкольника отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Ребенок сосредоточен на предмете или действии до тех пор, пока не угасает его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключение внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психолого – педагогической помощи, имеющим трудности в развитии внимания. Однако рекомендации для практических психологов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации развивающей работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо ранее выявление, коррекция нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, когда воспитатель получит теоретические знания, необходимые ему для управления вниманием детей и создания условий благоприятного развития внимания, то ему станет ясно, что детей надо сначала научить быть внимательными. А не требовать от них сразу сосредоточенности в полностью сформированном виде. В процессе обучения необходимо научить ребенка владению способами произвольного управления вниманием, оснастить его набором целостных стратегий организации внимания, выработать умение их гибкого использования в зависимости от целей и условий выполняемой деятельности.
Исходя из этого, обнаруживается противоречие между необходимостью изучения уровня развития произвольного внимания дошкольников, поиском оптимальных приемов и методов для оказания помощи дошкольникам по развитию произвольного внимания и недостаточной практической обеспеченностью профессиональной (практикой) деятельности педагога – психолога.
Данное противоречие позволяет сформулировать проблему исследования – каковы особенности развития произвольного внимания дошкольников.
Цель нашего исследования – изучение особенностей развития произвольного внимания у дошкольников.
Исходя из выше изложенного, объектом исследования - дети старшего дошкольного возраста (6 – 7лет).
Предмет исследования - особенности развития произвольного внимания дошкольников.
Гипотеза исследования состоит в том, что на основе результатов первичной диагностики будет разработана эффективная программа, способствующая развитию произвольного внимания детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью и гипотезой в выпускной квалификационной работе определены следующие задачи:
1) Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития внимания.
2) Выделить приемыи методы по развитию произвольного внимания дошкольников.
3) Изучить уровень развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
4) Разработать развивающую программу, направленную на развитие произвольного внимания у дошкольников .
Методологические основы работы были определены на основе важнейших принципов отечественной психологии: единство сознания и деятельности; дифференцированный подход к детям внутри возрастного периода, качественное своеобразие развития каждого ребенка как субъекта учебного труда
Теоретические основы составляют труды П.Я.Гальперина, С.Л. Кабыльницкой, А.Н. Леонтьева, К.Д.Ушинского, В.А.Крутецкого, К.П.Платонова, Н.Н.Ланге
Для решения задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы:
- теоретические (анализ психолого - педагогической литературы);
- эмпирические ( наблюдение, тестирование,). В качестве основных психодиагностических методик были использованы: «Корректурная проба» Бурдона, «Круги» Т.В. Чередниковой, «Домик» по Н.И.Гуткиной.
-.
Опытно – экспериментальная база. Экспериментальное исследование проходило на базе ДОУ №50. В состав испытуемых вошли дети старшей группы в количестве 16 человек.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыты теоретические аспекты проблемы развития внимания, изучены особенности развития внимания дошкольников в психолого- педагогической литературе, выделены приемы и методы по развитию произвольного внимания дошкольников.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что подобраны психодиагностические методики, изучен уровень развития произвольного внимания дошкольников, разработана развивающая программа. Материалы исследования могут быть применены родителями, воспитателями, психологами с целью развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Кроме этого результаты исследования могут быть использованы на спецсеминарах и спецкурсах, в педагогических вузах и институтах усовершенствования педагогов – психологов.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по ним, заключения, списка использованной литературы и приложений.
1,200 руб.
Введение…………………………………………………………………...………4
Глава I. Проблема развития произвольного внимания в дошкольном возрасте в трудах отечественных и зарубежных ученых……………………...8
1.1.Теоретические аспекты проблемы развития внимания в психолого-педагогической литературе………………………………………………………8
1.2.Особенности развития произвольного внимания в дошкольном возрасте
1.3. Приемы и методы работы по развитию произвольного внимания дошкольников.
Выводы по I главе
Глава II. Особенности развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста
2.1Выявление уровня развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….……….41
2.2. Анализ результатов исследования………………………………………...48
2.3. Программа развивающих занятий, направленных на развитие произвольного внимания детей дошкольного возраста………….……………53
Выводы по II главе……………….……………………………………………...69
Заключение………………………………………………………………………70
Литература………………………………………………………………………73
Приложения……………………………………………………………….…….76
1,200 руб.
Заключение
Работа посвящена изучению особенностям развития произвольного внимания у дошкольников.
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие много образных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни. И выдвинули новые требования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.
Особым периодом развития произвольного внимания является старший дошкольный возраст, но в настоящее время ситуация такова, что стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психолого – педагогической помощи, имеющим трудности в развитии внимания. Однако рекомендации для практических психологов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации развивающей работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо ранее выявление, коррекция нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста. Поэтому проблема развития произвольного внимания дошкольников, является актуальной.
Цель нашего исследования – изучение особенностей развития произвольного внимания дошкольников.
Данная цель осуществлялась путем решения соответствующих задач:
раскрыть теоретические аспекты проблемы развития внимания; выделить приемы и методы по развитию произвольного внимания дошкольников; изучить уровень развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста; разработать развивающую программу, направленную на развитие произвольного внимания у дошкольников и апробировать ее в формирующем эксперименте.
Результаты экспериментального исследования позволяют нам сформулировать следующие выводы:
1.Под вниманием понимают направленность и сосредоточенность сознания на каком – либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Изучением психологических основ проблемы внимания занимались Гальперин П.Я., Леонтьев А.В., Добрынин Н.Ф., физиологических основ проблемы внимания занимались Павлов И.П., Ланге Н.Н. и многие другие.
2. Особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным вниманием остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям. Внимание в старшем дошкольном возрасте связано с расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старший дошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания. Внимание в дошкольном возрасте, редко возникает под влиянием какой - либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным . Но нужно отметить, что в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения: значительно возрастает концентрация, объем и устойчивость внимания; складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов; внимание становится опосредованным; появляются элементы послепроизвольного внимания.
3. Дошкольники нуждаются в том, чтобы воспитатели, психологи управляли и контролировали его внимание, привлекали внимание дошкольников к материалу на занятиях, научили удерживать внимание достаточно долгое время и, когда требуется, переключать его на что – то другое. Для этого нужно создать благоприятные условия для активной творческой работы детей, обращать внимание на степень организации занятия, чтобы оно привлекало внимание детей, воспитать чувство ответственности и научить тренировать волевые усилия; использовать специальные приемы для развития произвольного внимания старших дошкольников, Внимание – одно из основных условий успешной учебной деятельности в школе.
Внимание развивается не в результате отдельных мероприятий, не путем применения отдельных приемов, а всей системой – развивающей, обучающей и воспитательной работой детского сада. Воспитателю, психологу необходимо знать индивидуальные особенности внимания каждого ребенка, а также причины, породившие недостатки внимания и постараться устранить их.
Результаты первичной психологической диагностики показали средне – низкий уровень развития внимания у детей. Они не могут сконцентрировать внимание на нескольких предметах, удержать их в уме, сосредоточиться в соответствии с инструкцией, не могут, не отвлекаясь и не ослабляя внимание выполнять задание. Самостоятельно, без помощи взрослого, им трудно контролировать себя. Поэтому требовалось разработать развивающую программу, направленную на развитие произвольного внимания старших дошкольников.
Таким образом, цель и задачи, поставленные в работе, выполнены.
1,200 руб.
1. Абрамова Г.С. Практическая психология.- Екатеринбург.:1998.
2. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников.- М., 1995
3. Богданова Т.И., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.
4. Битянова М.Р., Азарова Ж.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе.- М.-1998.
5. Васильева Н.Н., НовоторцеваН.В. Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль-1996.
6. Гатанова М.В.,Тунина Е.Г. Развиваю внимание. - СПб.-2000.
7. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. – СПб.-2002.
8. Григорович Л.А., Ермоленко О.С., Марцинковская Т.Д. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
9. Доронова Т.Н., Гербова В.В. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6 – 7 лет в детском саду.- М.-1997.
10. Дружинина В.Н. Психология.- СПб.-2002.
11. Егоров Т.Г. Психология.- М.-1955.
12. Евстратова Н.С.Психологическая коррекция познавательных способностей ребенка. Развивающие игры.- М.,1994.
13. Карелин А.А. Психологические тесты. В 2-х томах. Т.2.- М.2002.
14. Катаева Л. И. Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста. М., 1994
15. Коломинский Я.Л. Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников – Минск, 1997
16. Кудряшова А.Ф.,Лучшие психологические тесты.- Петрозаводск, Петроком,1992.
17. Леотьев А.Н. Лекции по общей психологии.- М.-2000.
18. Матохина М.В., Спиридонова С.Б. Психологическая готовность ребенка к школе: Методические разработки. Волгоград, 1993
19. Матюгин И.А., Аскоченская Т.Ю., Бонк И.А. Как развить внимание и память вашего ребенка.- М.-1994.
20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Academia. 2003/
21. Немов Р.С. Психология. Ч.1. – М.-2002.
22. Немов Р.С. Психология. Ч.2.- М.2002.
23. Немов Р.С. Психология. Ч.3.- М.-2002.
24. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.- М.-2001.
25. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М-2001.
26. Осипова А.А., Малашинская Л.И. диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 6 – 10 лет.- М.-2001.
27. Переслени Л.И. Возможности изучения структуры познавательной деятельности детей по характеристикам прогнозирования. Вопросы психологии №4,1993.
28. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5 – 7 лет. Рабочая тетрадь.- М.-2005.
29. Реан А.А. Психология человека: от рождения до смерти.- СПб.-2002.
30. Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т.1.- М.-2000.
31. Римская Р. Римский С. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других.- М.-1997.
32. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах.- М.-2002.
33. Рубинштейн С.П. Основы Общей психологии.- СПб.-1999.
34. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Р.-на-Д.-2003.
35. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1996
36. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка.- М., Айрисс Пресс, 2000.
37. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога (2-е изд.) / Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
38. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога (3-е изд.) / Серия «Справочники». Ростов н/Д: Феникс, 2005.
39. Ярошевский М.Г. Психология.- М.-1999.
1,200 руб.