Введение
Содержание
Заключение
Литература
Заиканием называют нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Заикание относится к числу распространенных в детском возрасте нарушений. Кратковременное заикание наблюдается у 4% детей, а относительно стойкое — у 1% всех детей. У мальчиков оно возникает чаще, чем у девочек. Расстройство чаще всего развивается в возрасте 4—5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с интенсивным формированием мышления, и ребенок начинает задавать особенно много вопросов познавательного характера. Однако возникновение заикания возможно и в более раннем возрасте, в частности в период становления речи, т. е. на 2— 3-м году жизни.
Причинами возникновения заикания могут быть как острые (шоковые и субшоковые) или подострые психические травмы — испуг, внезапно возникшее волнение, разлука с родителями, изменение привычного жизненного стереотипа, например помещение в дошкольное детское учреждение, так и длительные психотравмирующие ситуации (конфликтные отношения в семье, неправильное воспитание, особенно гиперпротекция). Способствующими внутренними факторами являются невропатические состояния и семейная отягощенность патологией речи, прежде всего заиканием.
Важное значение в происхождении заикания принадлежит также ряду внешних факторов, особенно неблагополучному «речевому климату» в виде перегрузки информацией, попыток форсировать темп речевого развития ребенка, резкой смены требований к его речевой деятельности, двуязычия в семье, чрезмерной требовательности родителей к речи ребенка и т. п. Эти факторы, встречаются в 60,8% случаев невротического заикания. Особое место среди факторов внешних условий заикания (принадлежит наличию заикающихся в близком окружении ребенка, что может стать источником подражания их речи, закрепляющегося в дальнейшем по механизмам невротической фиксации.
Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.
До настоящего времени причины и механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля - логопедов, невропатологов, психологов и др. Именно поэтому эта проблема актуальна и в настоящее время. Изучением вопроса о психологических особенностях развития детей дошкольного времени с заиканием мы и займемся в нашей работе.
Проблемой заикания занимались многие ученые, они рассматривали это нарушение с разных точек зрения.
Существует медицинский аспект заикания, его рассматривали такие
ученые, как Жинкин Н. И., Поварнин К. И. и др. Они считали, что феномен
заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при становлении разнометрического алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слова.
Многие исследования указывали, что первичными являются психологические особенности, Лагузен Х., Кот Р., Пайкин М. И. и др., а
физиологические проявления при заикании – это лишь следствия этих
психических недостатков. Боскин Р. М., Левина Р. Е. и др. рассматривали заикание как речевое недоразвитие.
Предметом нашего исследования является особенности психического развития заикающихся детей дошкольного возраста.
Объектом работы являются дети с заиканием дошкольного возраста.
При написании данной работы мы поставили цель: изучить особенности психического развития детей дошкольного возраста с заиканием.
Гипотеза. Нами было выдвинуто предположение, что у детей дошкольного возраста с заиканием отмечаются особенности в психическом развитии
В соответствии с целью и гипотезой мы определили следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и логопедическую литературу по исследуемому вопросу;
2. Определить значение понятия заикания, выявить причины и механизмы возникновения заикания;
3.Выявить психологические аспекты заикания у детей дошкольного возраста;
4. Рассмотреть клиническую характеристику заикания у детей дошкольного возраста;
5.Изучить особенности логопедического обследования детей с заиканием и определить методы по коррекции заикания у детей дошкольного возраста.
Для написания этой работы мы опирались на исследования и труды таких ученых педагогов и психологов, логопедов как Волкова Л.С., Власова Н.А., Крапивина Л.М. Сикорский И.А., Селиверстов В.И. и др.
1,200 руб.
Введение 3
Глава1. Теоретическое обоснование вопроса об особенностях психического развития заикающихся детей дошкольного возраста 6
1.1 Общее понятие заикания, причины и механизмы заикания 6
1.2 Психологические аспекты заикания у детей дошкольного
возраста 11
1.3 Клиническая характеристика заикания у детей дошкольного возраста 13
Выводы по главе 1 18
Глава2. Коррекционная логопедическая работа по устранению заикания у детей дошкольного возраста. 19
2.1 Особенности логопедического обследования
заикающихся детей 19
2.2 Некоторые рекомендации родителям и педагогам по воспитанию заикающегося ребенка 24
2.3Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками
Выводы по главе 2 26
Заключение 32
Список литературы 35
1,200 руб.
Заикание - проблема достаточно распространенная, правда, выражена она может быть в разной степени. Кто-то, например, просто повторяет некоторые слоги, но в отдельных случаях Заикание выражается практически в полной невозможности связно выразить свои мысли. И если в первом случае Заикание не слишком отягчает жизнь, то во втором обязательно нужно специальное лечение.
По статистике Заикание - это детское заболевание, страдают им в большинстве случаев дети. Обычно детей с таким дефектом речи смеются одноклассники, не любят учителя. Итогом такой ситуации являются вполне понятные нарушения характера ребенка: он становится замкнутым, не хочет общаться со сверстниками, избегает любых контактов с окружающими. Заикание становится причиной психологических нарушений.
Однако это заболевание лечению поддается. Одним из самых важных факторов влияющих на успех лечения заикания, является фактор времени - чем раньше начать лечение, тем больше шансов на успех.
В настоящее время существует мнение, что заикание - это дефект физический, связанный с нарушением темпа речи, а лечение заикания - это сфера деятельности логопедов. Однако современные исследования показали, что в большинстве случаев заикание является результатом психологических травм, неблагоприятной для ребенка обстановки в школе или травмирующих ситуаций. Именно поэтому лечение заикания нужно начинать с решения психологических проблем, которые его вызвали.
Большую роль в лечении заикания у детей играет помощь родителей. Лечение пойдет более интенсивно и успешно, если создать ребенку комфортную остановку, как дома, так и в школе. Прежде всего, нужно объяснить учителям и людям, которые постоянно находятся рядом с ребенком, что заикание - это заболевание, что в данный момент ребенку нужна помощь. Сам ребенок не может оценивать свои достижения в процессе лечения, поэтому постоянное подбадривание ребенка будет очень кстати.
Благодаря логопедическому обследования возможно своевременно выявить у ребенка недостатки речи, несформированность и нарушения. При верном подборе коррекционных методик возможно провести действенную и эффективную коррекционную работу. Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом, невропатологом, психологом) с привлечением по необходимости других специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста отоларинголога и др.
Содержание обследования включает изучение анамнестических сведений, педагогической, психологической и медицинской документации и исследование самого заикающегося из беседы с родителями логопед выясняет наиболее значимые события, происшедшие в семье, и в связи с этим уточняет особенности общего, моторного и речевого развития ребенка.
Таким образом, мы смогли на основе анализа научной теоретической литературы выяснить понятия заикания, причины и механизмы возникновения. Рассмотреть психологические и клинические особенности проявления заикания у детей дошкольного возраста.
Так же мы рассмотрели особенности логопедического обследования заикающихся детей и существующие методы по коррекции заикания, тем самым выполнили поставленные в начале работы задачи. Нами было выявлено, что заикающиеся дети все же имеют своеобразные особенности в развитии, как конкретно в психическом так и в общем, что является подтверждением нашей гипотезы.
1,200 руб.
Арутюнян Л.3. Как лечить заикание. М. — 1993.
2. Асатиани Н.М. Заикание у взрослых. // Заикание. Под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккера. М. — 1983. С. 180-221.
3. Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу патогенетических механизмов заикания. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М.— 1992. С. 3-20.
4. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании. // Вопросы психологии. № 3, 1993. С.88-94.
5. Болдырева Т.А. Динамика формирования личности заикающихся. // Заикание. Проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.Б. М— 1992. С. 76-87.
6. Вессарт О.В. Лингвистические факторы, провоцирующие возникновение запинок при заикании. // Сб. Заикание. Экспериментальные исследования и методы реабилитации. М. — 1986. С. 37-45.
7. Вильсон Д.К.. Нарушения голоса у детей. М. — 1990.
8.Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. М. — 1959.
9. Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. М. — 1983.
10. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи. Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. М., Просвещение, 1968.
11. Выгодская И.Б., Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре. Пособие для логопедов. М.—1984.
12. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. М. — 1960.
13. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М.,1958.
14. Данилов И.В., Черепанов И.М. Патофизиология логоневрозов. Л. —1970.
15. Драпкин Б.3. Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков. // Клиника и терапия заикания. М. — 1984.
16. Дьякова Е. А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся. // Заикание. Проблемы теории и практики. Под ред. Л.И.Беляковой. М.-1992. С.38-50.
17. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
18. Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М. — 1992.
19. Зимняя И.А. Основы теории речевой деятельности. М.—1974.
20. Игры в логопедической работе с детьми: Книга для логопеда // Ред. сост. В.И. Селиверстов. М., 1987.
21. Калачева И.О. Использование семейной психотерапии в процессе реабилитации детей раннего возраста, страдающих заиканием.// Заикание: проблемы теории и практики. М.—1992. С. 100-107.
22. Клиника и терапия заикания. Под ред. Г.В. Морозова. М.— 1984.
23. Крапивина Л.М. Методические рекомендации по организации и содержанию логопедических занятий с заикающимися преддошкольного возраста. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. БеляковойЛ.И.—М.—1992. С.126-141.
24. Левина Р.Е. Заикание у детей. // В кн.: Преодоление заикания у детей. Под ред. Левиной Р.Е. М., 1975. — С.3-22.
25. Лечебно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, страдающими заиканием (методические рекомендации). Сост.:
Н.А. Власова, И.О. Калачева, А.А. Макровская. М. — 1979.
26. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С. М. — 1989.
27. Лохов М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. С.-Пб. — 1994.
28. Миронова С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. // Преодоление заикания у дошкольников. Под ред. Левиной Р.Е. М. — 1975. С. 23-135.
29. Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. // М. — 1988.
30. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л. — 1960.
31. Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореаби-литации заикающихся. Автореф. дисс. д-ра психологических наук. М., 1992.
32. Обучение и воспитание заикающихся дошкольников: Программа для специальных дошкольных учреждений. М. — 1983.
33. Оганесян Е.В. Логопедическая ритмика. М.— 1998.
34. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1968.
35. Pay Е.Ф. Система работы по устранению недостатков речи у детей дошкольного и школьного возраста. М. — 1965.
36. Pay Е.Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников. // Психотерапия в дефектологии. Сост. Вайзман Н.П. М.— 1992.
37. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием. / Методические рекомендации. М. — 1997.
38. Саитбаева Э.Р. Психолингвистический анализ связной речи заикающихся дошкольников в сравнении с нормой. // Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Беляковой Л.И. М. — 1992. С.20-37.
39. Селиверстов В.И. Заикание у детей. Пособие для логопедов. //М.—1994.
40. Сикорский И.А. О заикании. С.-Пб. 1889.
41.Чевелева Н.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. М. — 1965
43.Шкловский В.М Заикание М — 1994.
44.Шкловский В.М. Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов. // Руководство по психотерапии М — 1974 С. 197-209.
1,200 руб.