1.2. Особенности медицинско – педагогического сопровождения в условия ДОУ
Ведущая функция дошкольных учреждений – функция здоровьесбережения, развития здорового образа жизни, что прямо исходит из ст. ст. 32 и 51 «Закона об образовании». Для дошкольных учреждений наиболее приемлемой, на наш взгляд, формой выявления проблем развития и здоровья и разработки стратегии сопровождения ребёнка являются медико-педагогические консилиумы.
Деятельность такой службы сопровождения ребёнка в ДОУ и семье можно определить и как деятельность службы здоровья, так как она носит мультидисциплинарный характер, обеспечивает согласованность в деятельности медицинского персонала, педагогического коллектива, родителей, детей, обеспечивает системный подход к развитию здоровьесберегающей деятельности в целостном педагогическом процессе.
Рационально организованная деятельность службы медико-педагогического сопровождения ребёнка в ДОУ носит поэтапный характер. Основные этапы её деятельности – аналитический, конструктивный, проектировочный, организаторский, рефлексивный. Служба обеспечивает согласованную, системную деятельность различных специалистов, семьи в индивидуальном развитии и укреплении здоровья ребёнка. При этом специалисты МПК в первую очередь рассматривают состояние здоровья ребёнка как исходную позицию в решении проблем развития. В программах сопровождения особую значимость приобретает формирование здорового образа жизни.
Здоровье – комплексный индикатор образовательного пространства, отражает все связи ребёнка: биологические, материальные, духовные, культурные творческие. В свою очередь здоровье расценивается как позитивное состояние культуры, образования, качества жизни, благополучия и благосостояния живущих и будущих поколений.
Основные направления деятельности ПМК это:
- выявление проблем развития и здоровья;
- разработка стратегии сопровождения ребёнка.
Медико-педагогические консилиумы реализуют ряд задач:
- создание в ДОУ информационного фонда о физическом состоянии воспитанников, информирование субъектов образовательного процесса о результатах мониторинга;
- выявление и анализ причинно-следственных связей между физическим состоянием детей и воздействием факторов окружающего пространства.
Сопровождение ребенка – это вид помощи ребенку, семье, педагогу медиками, психологами, педагогами, социальными работниками при условиях максимальной свободы и максимальной ответственности при выборе варианта решения актуальных проблем. Сопровождающий - помогающий найти способ решения, но не решает за него. Ребенок находится в образовательной среде: социум, образовательное учреждение, «Я». В образовательной среде происходит формирование и разрешение проблем.
Последовательность работы по сопровождению ребенка представляет из себя следующий алгоритм:
1. Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребенке и проведения диагностического исследования.
2. Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.
3. Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.
4. Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
5. Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. Предполагает ответы на вопросы: Что удалось? Что не удалось? Почему? Решение отдельной проблемы или проведение дальнейшего анализа развития ребенка. Ответ на вопрос: Что мы делаем дальше?
1.3. Принципы медико - психологического сопровождения
Вся процедура - медико-педагогического сопровождения подчиняется следующим принципам:
Рис.1.1. Основные принципы медико - психологического сопровождения
Важным принципом психологической коррекции является принцип комплексности. В организации и содержании работы педагоги-психологи обязательно учитывают клинические и педагогические факторы развития ребенка (организация лечения, массажа, особенности обучения, взаимоотношение с родителями и педагогами). В процессе коррекции следует учитвать не какую-то отдельную функцию или изолированное психическое явление, а личность в целом, хотя иногда бывает сложно, т.к. существует обобщенная норма (возрастная, половая).
Деятельностный подход следует осуществлять через учебную деятельность, т.к. именно она является в этом возрасте ведущей, а вот у подростка через личностное общение. Особенно это учитывается при коррекции эмоциональных нарушений.
Все задачи коррекционной работы ставятся только на основе полной психологической диагностики всех сфер развития.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика медико – педагогического сопровождения ребенка 5
1.1. Понятие, сущность и цели медико – педагогического сопровождения ребенка 5
1.2. Особенности медицинско – педагогического сопровождения в условия ДОУ 12
1.3. Принципы медико - психологического сопровождения 15
Глава 2. Анализ медико- педагогического сопровождения учащихся на примере коррекционного ДОУ № __ г.____________ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 17
Заключение 23
Список литературы 25
Введение
Актуальность настоящего курсового исследования. Резкое возрастание числа детей, обнаруживающих трудности в обучении, заставило исследователей и практиков искать новые методы диагностики и коррекции разного рода отклонений в развитии.
Все чаще психологи и педагоги стали говорить о задержке психического развития, минимальных мозговых дисфункциях (синдроме неустойчивости внимания и гиперактивности), психосоматике, часто испытывая трудности при квалификации нарушения и принимая одно за другое. Совершенно очевидно, что имеющиеся в арсенале средства диагностики и программы коррекции «перестали подходить» к современным детям. Когнитивная коррекция, а фактически механический тренинг познавательных процессов, перестал приносить стойкий эффект. Педагоги отмечают низкую обучаемость в начальной школе, а затем и в среднем звене .
В силу сложности и многогранности проблемы ее необходимо рассматривать по принципу комплексности, как медицинскую, психологическую, социальную, педагогическую, и системности – с учетом взаимозависимости и обусловленности всей психической сферы и всех форм деятельности.
Результаты специального изучения физиологов свидетельствуют о значительном ухудшении здоровья подрастающего поколения в России, что выражается в его соматической ослабленности, наличии органической симптоматики, тенденции к большей, чем раньше, распространенности сочетанных отклонений. Это заставляет всех нас серьезно задуматься над проблемой усиления медицинской, социально-психологической и педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии с самого раннего детства (О. П. Гаврилушкина, Л. А. Головчин, М. А. Егорова, 2001).
Цель настоящей работы – исследование особенностей медико – медицинского сопровождения ребенка в условиях детского сада.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие, сущность и цели медицинско – педагогического сопровождения ребенка;
- исследовать особенность медицинско – педагогического сопровождения ребенка на примере детского сада коррекционного типа для детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата.
Глава 1. Общая характеристика медико – педагогического сопровождения ребенка
1.1. Понятие, сущность и цели медико – педагогического сопровождения ребенка
Деятельность медико-педагогического сопровождения направлена на создание муниципальной целостной системы медико-педагогического сопровождения обучающихся (воспитанников), обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с отклонениями в развитии или имеющими трудности в обучении, в соответствии с их возрастными, индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, возможностями здоровья.
Построение эффективной системы сопровождения позволит решать проблемы данной категории детей внутри образовательной среды учреждения, избежать необоснованной переадресации проблемы ребенка внешним службам, сократить число детей, направляемых в специальные образовательные учреждения.
Основной целью медико-педагогического сопровождения следует считать координацию деятельности всех субъектов образования по созданию условий для полноценного психического и личностного развития детей.
Цель деятельности медико-педагогического сопровождения — определение специальных образовательных и психологических условий, обеспечивающих полноценное развитие, адаптацию и интеграцию в социум детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на основании достоверной диагностики.
В своей деятельности медико-педагогические консультации (далее - МПК) руководствуется международными актами в области защиты прав и законных интересов ребёнка, а также нормативными документами, действующими на территории России. «Конвенцией о правах ребенка» (1989 г.) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993 г.) каждому ребенку гарантируется право на развитие, воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными возможностями. Также среди документов, регулирующих вопросы организации медико – педагогического сопровождения, следует отметить:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
- Инструктивно-методическое письмо № 03-51-ин/23-03 от 15.01.2002 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»;
- Методическое письмо Минобразования от 24.04.1995 № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации»;
- Методические рекомендации МО РФ «О психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательных учреждений» № 27/901-6 от 27.03.2000 г;
- Методические рекомендации МО РФ от 27.06.2003 № 23-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»;
- Материалы Российско-фламандской научно-практической конференции (14-16 марта 2001 г.) «Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка» Санкт-Петербург 2001.
Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе на детей с отклонениями в развитии. Эти положения обеспечивают правовую защиту детства, помощь семье как естественной среде жизни ребенка, охрану здоровья, воспитание, развитие и образование, поддержку тех из них, которые находятся в особо трудных обстоятельствах.
В настоящее время в России для детей с самыми различными проблемами развития создана дифференцированная сеть специальных (коррекционных) учреждений:
— специализированные дома ребенка;
— специальные (коррекционные) МДОУ и МДОУ компенсирующего вида;
— учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— реабилитационные центры и центры социально-психологической поддержки;
— специализированные группы при МДОУ (для детей с нарушениями речи, слуха, зрения, с отклонениями в физическом и психическом развитии);
— специальные (коррекционные) школы I—VIII вида;
— школы надомного обучения;
— индивидуальная форма обучения;
— специальные (коррекционные) классы VII вида в МООУ;
— негосударственные образовательные учреждения.
Коррекционно-образовательная работа в данных учреждениях осуществляется в соответствии с нормативными документами, действующими на территории России. В каждом из них реализуются различные модели комплексного медико-педагогического сопровождения детей с особенностями в развитии.
Основа успешной работы МПК — грамотные специалисты, имеющие согласно требованиям Министерства образования и науки Российской Федерации высшее образование по профилю работы, квалификационную категорию не ниже первой и большой опыт практической работы.
Деятельность МПК выстраивается как целостная система, основными направлениями которой являются диагностическое, информационно-аналитическое, консультативное, образовательно-просветительское и экспертно-консультативное.
Экспертно-диагностическое направление является центральным в деятельности МПК.
Диагностическое обследование сводится не только к определению индивидуального образовательного маршрута детей и подростков, но и к выработке рекомендаций по обучению и воспитанию, определению направлений коррекционно-развивающей работы и сопутствующей помощи как в системе образования, так и вне её.
Результатом диагностического обследования является коллегиальное заключение специалистов МПК. Это отправная точка для выработки стратегии и тактики дальнейшей коррекционно-развивающей работы с ребёнком. Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет:
— выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка,
— определить общий прогноз его развития,
— определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий,
— выбрать образовательный маршрут.
Специалисты МПК уделяют особое внимание вопросу соответствия фактического обучения рекомендованному образовательному маршруту детей, обследованных в МПК. Адекватный образовательный маршрут способствует успешной школьной адаптации, развитию чувства компетентности и состоятельности в учебной деятельности, повышению самооценки ребёнка, а также позволяет предупредить дальнейшие отклонения в развитии ребёнка или устранить тяжелые последствия заболевания.
Информационно-аналитическое направление деятельности МПК заключается в формировании информационных баз данных об учреждениях систем образования, здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной системы, сотрудничающих с МПК и обеспечивающих процесс образования детей с особенностями в развитии. Кроме того, МПК занимается разработкой анкет, вопросников, листов статистической отчётности, позволяющих получать от нижестоящих структур системы МПК необходимую информацию о детях и подростках с отклонениями в развитии.
Эти данные дают возможность специалистам МПК обращаться в Главное управление образования с предложениями по развитию и усовершенствованию системы образования, в частности системы специального образования, с целью обеспечения права каждого ребёнка на получение доступного и качественного образования.
В настоящее время внедрена в практику работы МПК компьютерная программа «База данных по медико-педагогическому сопровождению детей и подростков, прошедших МПК», значительно повышающая эффективность деятельности. Данное программное обеспечение позволяет хранить и обрабатывать огромное количество информации, а также вести рабочую и отчётную документацию в соответствии с требованиями времени.
Консультирование является основной формой взаимодействия специалистов МПК с детьми и лицами, представляющими их интересы.
Консультирование детей осуществляется в соответствии с уровнем развития, возрастом, личностными особенностями, состоянием на момент обследования. Важным моментом в консультировании является работа по укреплению личности ребёнка — формированию у него устойчивой адекватной самооценки, адекватных притязаний в рамках имеющихся возможностей.
Основной задачей консультирования родителей является помощь в осознании проблемы ребёнка, своей роли в его развитии, принятие и использование информации в интересах ребёнка. Важно, чтобы помощь детям со стороны родителей была своевременной, адекватной и имела коррекционно-развивающую направленность.
Важным направлением в деятельности МПК является образовательно-просветительское, адресатами которого являются педагогические, социальные, медицинские работники, а также специалисты смежных ведомств. Данное направление осуществляется по вопросам, находящимся в сфере компетенции специалистов МПК, с использованием различных форм проведения (обучающие и научно-методические семинары, круглые столы, научно-практические конференции, лекции, совещания).
Адресатом просветительской деятельности МПК являются и родители. Конструктивная профилактическая работа с родителями по повышению уровня знаний о причинах возникновения отклонений в развитии детей и подростков, важности внимательного отношения к особенностям развития с самого раннего возраста является необходимой, особенно с привлечением средств массовой информации.
1,200 руб.