1.3. Проблемы и перспективы процессов регулирования молодёжной политики в муниципальных образованиях
Следует отметить, что «базовое противоречие государственной молодежной политики на современном этапе социальных трансформаций в России: проектирование этой политики в регионах преимущественно осуществляется по федеральным моделям и образцам, в то время как ресурсы ее реализации — объективные (материально-финансовое обеспечение, социальная инфраструктура, наличие подготовленных кадров) и субъективные (ожидания молодежи от общества и общества от молодежи, готовность власти к осуществлению принятых решений) — преимущественно сосредоточены на региональном уровне» .
Проектирование мер в области региональной государственной молодежной политики своим исходным основанием должно иметь мониторинг жизненных ценностей молодежи региона, ее основных проблем (по основным показателям качества жизни молодежи) и социальных ожиданий с дифференциацией по полу, возрасту, образу жизни, а также жизненным планам (наличие/отсутствие установки на миграцию за пределы региона).
Следует принципиально изменить федеральную систему информационного обеспечения молодежи, поддержки деятельности молодежных информационных центров. Нужно сформировать единое информационное пространство для молодежи через создание специализированных общероссийских электронных и печатных молодежных средств массовой информации, направленных на обеспечение молодежи качественными информационными ресурсами.
Необходимо не только сформировать многоуровневую непрерывную систему подготовки кадров и кадрового обеспечения государственной молодежной политики, но и разработать нормативные документы, определяющие статус, систему социальных гарантий и поощрений для работников молодежных общественных объединений. Следует внедрять в учебный процесс современные дистанционные образовательные технологии, особенно в отношении представителей общественных объединений, не располагающих средствами для частого участия в обучающих мероприятиях.
Главные усилия должны быть направлены на повышение адресности инвестиций в молодежь. Эта установка предполагает формирование новых подходов к расчетам финансовых средств на цели молодежной политики. При осуществлении финансирования программ, проектов и мероприятий государственной молодежной политики необходимо руководствоваться следующими подходами и принципами:
- отказ от дотационных форм финансирования подведомственных государственных учреждений и переход к целевому финансированию конкретных проектов, программ, реализуемых общественными объединениями молодежи;
- отбор объектов для инвестирования на конкурсной основе;
- использование механизмов общественного и государственного контроля.
По сути, это означает применения принципа субсидиарности к финансированию мероприятий в области молодежной политики, т. е. передачи средств на осуществление задач государственного характера тем, кто сможет их наилучшим образом реализовать. Если говорить о молодежной политике — в первую очередь молодежным и детским общественным объединениям.
Т.о. на основе проведенного в первой главе анализа можно сделать вывод, что молодежная политика муниципальных образований не может развиваться по моделям, противоречащим общей концепции государства в области социального управления, ее приоритетам и механизмам. Когда расширяется перспектива самостоятельного выбора жизненного пути молодым человеком, для молодежной политики становится приоритетной поддержка самореализации молодого поколения.
Важнейшая составляющая молодежной политики в муниципальных образованиях - наличие и эффективность механизмов межведомственной координации по вопросам реализации государственной молодежной политики, а также решение вопросов самообеспечения.
Глава 2. Анализ процесса регулирования молодёжной политики в муниципальном образовании на примере г.Москва
2.1. Общая характеристика молодёжной политики г.Москва
Москва имеет положительный опыт в реализации государственной молодежной политики. За последние годы в этом направлении Правительством Москвы принят целый ряд принципиальных решений. «В Москве проживает 2,5 миллиона молодых граждан в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 22,4% от общей численности населения города. Из более 1,2 млн. студентов около 450 тыс. учатся на дневных отделениях более 120 государственных и 150 негосударственных аккредитованных высших учебных заведений» . Департамент семейной и молодежной политики города Москвы формирует городскую программу, которая включает меры по укреплению и поддержке молодых семей.
Однако в настоящее время происходит ухудшение ряда объективных параметров, характеризующих условия жизни молодежи. Это ограничивает ее возможности уже на старте вхождения во взрослую жизнь, которая все больше включает элементы конкурентной борьбы за социальный статус. Такие тенденции подтверждаются следующими процессами:
- обостряется демографическая ситуация. Продолжается общее старение населения, вызванное тем, что смертность превышает рождаемость, приводящее к увеличению социальной нагрузки на каждого работающего молодого человека.
- снижается физическая и психическая дееспособность молодежи. По углубленным оценкам специалистов, здоровыми признаются в области не более 21-22% детей и подростков и всего 36% призывников, т. е. можно говорить о том, что общество приблизилось к уровню патологической пораженности молодежи, за которым начинается воспроизводство больных поколений;
— продолжается маргинализация и криминализация молодежной среды. 65% преступлений в Московской области совершаются молодежью до 30 лет, из них до 30% — несовершеннолетним;
- несмотря на обилие учебных заведений, представленных в области, отмечается снижение образовательного, профессионально-квалификационного уровня молодежи и возможностей его повышения .
Т.о. происходит ухудшение ряда объективных параметров, характеризующих условия жизни подрастающего поколения. Резкое обострение демографической ситуации, снижение психической и физической дееспособности молодежи, снижение качества ее образовательного и профессионально-квалификационного уровней, продолжающейся процесс криминализации в молодежной среде, деградирующее социальное положение некоторой части молодежи, ее низкие стартовые возможности вызывают множество внутригрупповых, внутрисемейных и межпоколенческих противоречий и конфликтов. Все это требует компенсации ухудшающегося социального статуса молодежи и ее низких стартовых возможностей с включением мер молодежной политики в первоочередные мероприятия социальной поддержки населения.
Главной целью государственной молодежной политики в Московской области сегодня является создание благоприятных экономических, социальных, политических условий, правовых гарантий для гуманизации образа жизни молодого поколения, эффективной социализации, как в интересах отдельной личности, так и общества в целом, удовлетворения потребностей и интересов молодежи в сфере образования, труда, занятости, культуры, быта, предпринимательства, творчества и социальной защиты.
1,200 руб.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие, сущность и общая характеристика процесса регулирования молодёжной политики в муниципальном образовании 6
1.1. Молодежная политика – понятие, признаки, основные этапы развития в России 6
1.2. Основные модели управления молодежной политикой в Российской Федерации 11
1.3. Проблемы и перспективы процессов регулирования молодёжной политики в муниципальных образованиях 14
Глава 2. Анализ процесса регулирования молодёжной политики в муниципальном образовании на примере г.Москва 17
2.1. Общая характеристика молодёжной политики г.Москва 17
2.2. Проблемы и перспективы молодежной политики г.Москва 33
Заключение 36
Список литературы 38
Введение
Актуальность темы исследования. Два десятилетия коренных общественных перемен в России существенно изменили облик страны, содержание и формы государственности, смысл и технологию управления социальными процессами. Затронуты все стороны жизни людей как на уровне социальной структуры и социальных институтов, так и на уровне повседневных социальных практик. Эти грандиозные изменения не могли не породить феномена социальной аномии, нарушения устоявшихся социальных связей, переоценки ценностей. Разрушены механизмы поддержания социального контроля в обществе и управления социальными процессами и на их месте строится иная управленческая система. При этом даже те сферы управленческой деятельности, которые сформировались как социальные инновации в новой России, силу длительности постсоветской трансформации претерпевают изменение, меняют содержание.
К таким сферам относится и молодежная политика. Еще в середине 1980-х годов сама идея молодежной политики была для российских условий не проработана и неясна, действия власти в отношении молодежи были частью политического курса и идейно-воспитательной работы КПСС, т. е. выступали не как консенсус общества в вопросе о воспроизводстве своих свойств в новых поколениях, а как партийная установка, обеспеченная мощными инструментами реализации. Выдвижение в качестве одной из политических идей периода перестройки принятия Закона о молодежи привело к серьезной дискуссии в обществе и научных кругах о социальных проблемах молодежи, способах их решения на правовой основе. Принятый после нескольких лет дискуссии Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» реализовал передовую концепцию молодежной политики, управленческий механизм которой основывался не на системе «обуздания молодежи», а на создании необходимых условий для самореализации молодого человека, поддержке общественно значимых инициатив молодежных общественных объединений. Этот механизм был практически сформирован уже после развала СССР и затем многократно перестраивался. В этих условиях проявилось основное противоречие в управлении молодежной политикой на современном этапе: движение России к рыночной экономике ограничивает сферы, масштабы и способы организованного влияния на решение социальных проблем молодежи и подготовку молодого поколения к самореализации в обществе.
Процесс перехода российской экономики к постиндустриальному рыночному хозяйству идет противоречиво и еще далек от завершения. Управление молодежной политикой сталкивается с массой препятствий на всех уровнях социальной организации российского общества, в итоге концептуальные установки, даже самые передовые, остаются намерениями, а на практике осуществление мер в области молодежной политики оказывается малоэффективным. В этом смысле найти адекватные способы управления молодежной политикой — актуальная задача для современного российского общества.
Вопрос об эффективности государственной молодежной политики вновь становится актуальным в силу того, что государству, несмотря на активные попытки, не удается мобилизовать в общественных интересах молодежную инициативу. В стратегическом отношении эта слабость современной молодежной политики делает ее результативность минимальной. Дополнительно актуализирует заявленную нами тему еще ряд обстоятельств.
Прежде всего, затянувшийся процесс формирования в нашей стране молодежной политики как межотраслевой сферы государственного управления ; достаточно низкий уровень доверия российской молодежи к разным ветвям власти и социальным институтам ; сохраняющийся практически без изменения на протяжении последнего десятилетия минимальный охват разных групп молодежи организованными формами молодежного движения .
Объектом исследования является молодежная политика, осуществляемая муниципальными образованиями.
Предмет исследования — управление молодежной политикой в муниципальных образованиях России.
Цель исследования состоит в выявлении основных проблем и выработке путей оптимизации управления молодежной политикой в муниципальных образованиях.
Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие задачи:
- охарактеризовать особенности регулирования молодежной политики;
- проанализировать систему муниципальной молодежной политики на примере г.Москва.
Глава 1. Понятие, сущность и общая характеристика процесса регулирования молодёжной политики в муниципальном образовании
1.1. Молодежная политика – понятие, признаки, основные этапы развития в России
Молодежная политика представляет собой деятельность государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющую целью воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи, а через это — на будущее состояние общества. Другая сторона молодежной политики определяется тем, что система идей, мероприятий, учреждений, кадров того или иного субъекта политической жизни в отношении молодежи разрабатывается и реализуется с тем, чтобы получить поддержку своей политической линии от нее или от ее определенной части, имея в виду как сиюминутные, так и стратегические задачи политической конкуренции.
Субъектами молодежной политики выступают различные общественные силы. Многопартийность, означающая, среди прочего, равные права политических партий на занятие лидирующего положения в обществе в результате победы на очередных выборах, ограничивает возможность партии — политического лидера утвердить свою (партийную) концепцию молодежной политики в качестве государственной. Это обстоятельство означает, что в государственной молодежной политике должен утверждаться принцип партийной независимости. Поэтому общая трактовка государственной молодежной политики переходит из области эталонных требований, адресованных молодежи, к области ресурсного обеспечения сфер, важных для социального развития молодежи, а вместе с тем и общества в целом.
Принятый в 1991 году Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» означал курс государства на реализацию единой системы мер экономического, правового и организационного характера, направленную на самореализацию молодого человека в обществе, поддержку молодежных движений и инициатив. Однако в условиях коренной смены социального строя в стране, ее территориального распада и автономизации локальных сообществ на практике линия на развитие единых начал государственной молодежной политики не могла реализоваться и фактически была замещена целой группой сходных в некоторых чертах, но все же различных систем молодежной политики, проводившейся в масштабах российских регионов с большей или меньшей активностью.
В этом изменении проявилось основное противоречие государственной молодежной политики 1990–2000-х годов: призванная обеспечить единство политической линии государства в отношении всей молодежи России, молодежная политика приобрела черты нововведения в отдельных регионах (в правовом отношении она закреплена примерно в половине субъектов Российской Федерации). Это противоречие имеет и другую форму проявления: в регионализации проявляется преимущественно организационный аспект молодежной политики, на уровне же правовых норм и формируемых экономических механизмов она, напротив, в основном ориентирована на небольшое число образцов, имеющихся в федеральном законодательстве (в частности на документ 1993 года «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», 1995, президентские программы «Молодежь России» и некоторые другие). В итоге именно региональные особенности оказываются слабо отраженными на уровне правовых норм и экономических решений, принимаемых в регионах. Сложности формирования и реализации государственной молодежной политики в регионах, таким образом, в немалой степени отражают сложившиеся практики преуменьшения роли региональных особенностей в становлении, вступлении в самостоятельную жизнь новых поколений россиян.
Создание в структуре Правительства России Государственного комитета по делам молодежи (2007 г.) означает, что вновь возникает внимание к активизации молодежного ресурса в достижении целей социального, экономического и культурного развития России, повышении ее роли в мировом сообществе, продолжается процесс формирования институтов власти в этой сфере государственной деятельности. В этом случае особенно актуальным становится преодоление сложившихся противоречий в формировании и реализации государственной молодежной политики в России, в том числе и в соотношении общефедеральных и региональных ее компонентов.
Молодежь — та часть российского общества, с которой в наибольшей степени связаны перспективы дальнейшего развития России на ближайшие десятилетия. Составляя примерно четвертую часть населения страны, молодежь должна играть большую роль в социальных переменах, в реализации курса реформ. Реализация интересов и удовлетворение потребностей молодежи во многом зависит от конкретной политики и действий власти на этом уровне. Разработка и реализация молодежной политики, учитывающей как национальные и мировые тенденции общественного развития, так и стратегические ориентиры развития субъектов Российской Федерации, становится необходимой социальной инновацией, ключевым фактором развития территорий. Одновременно активизируется роль социальных институтов, связанных с осуществлением этой политики, в трансформации социальной структуры общества, поскольку здесь возникают эффекты регулирования положения молодежи на рынке труда, перспектив ее трудоустройства на региональном уровне.
Главным в молодежной политике становится повышение действенности молодежи как социальной группы и молодого человека как гражданина своей страны в реализации собственных и государственно-общественных интересов.
Современная концепция молодежной политики призвана учитывать государственную политику в сфере экономики, образования, здравоохранения, демографических процессов, науки, культуры, национальных отношений, экологии, физкультуры, спорта и отдыха. В этих условиях проблему формирования молодежной политики, во-первых, целесообразно рассматривать в неразрывном единстве с основными закономерностями функционирования социальной действительности, с логикой развития современного российского общества; во-вторых, диалектика взаимосвязи развития общества и качественного состояния молодежной политики обусловливает необходимость выработки основных приоритетов в ее освоении.
Современный этап осуществления государственной молодежной политики характеризуется смещением акцентов в работе исполнительных органов государственной власти от центра к регионам, где решаются сегодня основные проблемы социализации молодежи, включения ее в активную экономическую и политическую деятельность. В этой связи следует отметить вопрос о специфике государственной молодежной политики на этапе, который характеризуется неустойчивостью экономической и политической жизни, состоянием структурной трансформации общественных отношений, аномией в духовной и идейно-нравственной сферах, неравномерностью развития регионов. Эти характеристики постепенно меняются, но с учетом инерционности в трансформации социальных институтов их воздействие на государственную молодежную политику в регионах остается решающей.
При проектировании региональной государственной молодежной политики преимущественно используются федеральные модели и образцы, нередко без достаточного учета того, что на региональном уровне иными являются состав и качество необходимых ресурсов. Причем некоторые ресурсы, а именно субъективные (ожидания молодежи от общества и общества от молодежи, готовность власти к осуществлению принятых решений) при таком проектировании в расчет не берутся вообще
1,200 руб.
1. Амелина А.Н. Государственная молодежная политика сегодня. – М.: ПРИОР, 2006
2. Глазунов И.В. Особенности реализации государственной молодежной политики в Магаданской области. Реализация государственной молодежной политики на территории Магаданской области. Сборник / Упр. по делам молодежи админ. Магадан. обл. — Магадан: ООО «Охотник», 2007.
3. Глазунов И.В. Предпочтения молодежи и направления формирования региональной молодежной политики // Федерализм, 2007, №3
4. Дмитриева А.Н. Управление муниципальным образованием. – М.: Олма-пресс, 2008
5. Иванова С.А. Муниципальное право. – М.: Юридическая литература, 2007
6. Закон города Москвы «О молодежи» (Принят Московской городской Думой 28 января 2004 года). – М.: 2005.
7. Опарина М.В. Государственная молодежная политика//Экспертиза, 2008, № 3
8. Опарина М.В. Муниципальная молодежная политика//Экспертиза, 2008, № 1
9. Пипкина Т.А. Государственная муниципальная политика. – М.: Смарт, 2007
10. Результаты исследования Центра социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН молодое поколение россиян не доверяет практически ни одному из властных институтов, за исключением Президента РФ и церкви. - http://www.zavet.ru .
11. Рожнов О. А., Луков В. А. Государственная молодежная политика и национальная безопасность // Безопасность Евразии. 2006. №3
12. Смирнова А.Н. Совершенствования муниципальной молодежной политики. – М.: ПРИОР, 2006
13. Тимофеев А.Е. Муниципальное управление. – М.: Олма-пресс, 2007
14. Фурсенко А.А. Об основных направлениях молодежной политики в Российской Федерации и государственных мерах по ее реализации. - http://www.mon.gov.ru
15. Яковлев П.А. Демографические условия формирования молодёжной политики//Политика молодёжи, 2007, № 12
1,200 руб.