Введение
Содержание
Литература
23. Какая языковая норма нарушена?
1. Железнодорожная рельса, французская шампунь, большой мозоль, заказной бандероль, черное кофе.
2. Проведение экзамена планируем где-то в июне. Я ложу книгу в шкаф.
А. Грамматическая норма.
Б. Лексическая норма.
В. Словообразовательная норма.
Г. Синтаксическая норма.
24. Многословие
А. Совместимо с понятием «содержательная речь».
Б. Недостаток речи независимо от стиля и жанра.
25. Какая речевая неточность допущена в словосочетаниях?
Упал вниз, главная суть, повседневная обыденность, бесполезно пропадает.
А. Синонимия.
Б. Плеоназм.
26. Какая речевая ошибка допущена в предложениях?
Пришла весна, у куниц скоро появится наследство. Я решил стать офицером, потому что хочу продолжить семейную династию.
А. Использование слова без его семантики.
Б. Нарушение лексической сочетаемости.
27. Укажите вид лексической ошибки в предложении.
В Древнем Риме недовольные законами племена устраивали митинги.
А. Эвфемизм.
Б. Анахронизм.
28. Присутствует ли грамматическая ошибка в предложении?
Выросло поколение, для которых война – история.
А. Да.
Б. Нет.
29. Чем являются выделенные слова?
Снег сказал:
- Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечет, качая стаю
Отраженных голубей. ( Я. А. Козловский).
А. Омофоны.
Б. Омоформы.
30. Какой стилистический приём использован в предложении?
Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь (Н. А. Некрасов).
А. Антитеза.
Б. Инверсия.
31. Какого рода несклоняемые существительные?
Эскимо, кенгуру, какаду, авеню, Дели.
А. Несклоняемые разного рода.
Б. Несклоняемые мужского рода.
32. Найдите глагол, не употребляющийся в форме 1-го лица единственного числа:
А. Посидеть.
Б. Находить.
В. Победить.
Г. Бередить.
Д. Заводить.
33. Определите, какие слова не являются антонимами:
А. Лестный отзыв – неприятный отзыв.
Б. Медленные шаги – твердые шаги.
В. Чуткий сон – крепкий сон.
Г. Скромный подарок – богатый подарок.
34. Укажите правильный вариант падежной формы:
А. К полуторастам.
Б. К полутораста.
35. Найдите предлоги с конечной буквой Е, производные от имен существительных.
А. В течени… реки, в продолжени… повести, в заключени.. не был.
Б. В течени… часа, в продолжени… суток, в заключени… выступления.
750 руб.
Выполните комплексный анализ выбранного текста по следующим заданиям:
1. Перепишите текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте эти орфограммы и пунктограммы графически.
2. Укажите характерные особенности, на основании которых данный отрывок может считаться текстом.
3. Определите стиль текста, опираясь на характерные особенности функциональных стилей русского языка.
4. Определите жанровую разновидность текста.
5. Каким типом речи является данный текст (повествованием, описанием, рассужде-нием)? Докажите.
6. Найдите и выпишите слова (словосочетания, предложения), интересные с точки зрения культуры речи. Укажите для них типы норм и правильный(ые) вариант(ы).
Текст 3.
Ванька взд … хнул ум … кнул перо и продолжал писать: «А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то что я качал ихнего ребятенка в люльке и по (не)чая(н,нн)ости заснул. А на неделе хо-зяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин б(ъ,ь)ет чем попадя. А еды нету (ни)какой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб
II. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
1. На основе общеславянского языка образовались языки южно-славянской, восточно-славянской, западно-славянской групп. Какая из этих групп дает возможность возникно-вения трех самостоятельных языков: русского, украинского, белорусского, которые с об-разованием наций оформляются в самостоятельные языки?
А. Южно-славянская.
Б. Восточно-славянская.
В. Западно-славянская.
2. Процесс возникновения самостоятельных языков (русского, украинского, белорус-ского) происходит:
А. В результате общения славянских племён до V–VI вв. до н. э.
Б. В результате образования древнерусской народности в пределах Киевского государства в IX в.
В. В результате распада Киевского государства в XIV–XV вв.
3. Взаимодействие противопоставленного (у них – у нас), забвение церковной лексики, переименование денотата (понятия), наводнение казенными сокращениями слов и слово-сочетаниями – это основные черты:
А. Русского языка XVIII–XIX вв.
Б. Русского языка советского периода.
В. Современного русского языка.
4. Назовите средства существования языка:
А. Общение коллектива (коммуникативная).
Б. Мышление (когнитивная).
В. Сохранение и передача культурно-исторических традиций (аккумулятивная).
5. Разграничьте лексику: 1) лексика ограниченной сферы общения; 2) лексика неогра-ниченной сферы общения.
А. Диалекты.
Б. Просторечие.
В. Жаргоны.
Г. Литературный язык.
6. Какая из форм национального языка существует только в устной форме и служит для обиходно-бытового общения?
А. Территориальные диалекты.
Б. Просторечие.
В. Жаргоны.
Г. Литературный язык.
7. Для какой из форм существования национального языка характерно наличие специ-альной лексики и фразеологии?
А. Диалекты.
Б. Просторечие.
В. Жаргоны.
Г. Литературный язык.
8. Соотнесите единицы и уровни языка:
1. Слова. А. Фонетический уровень.
2. Формы и классы слов. Б. Морфемный уровень.
3. Звуки, фонемы. В. Лексический уровень.
4. Морфемы. Г. Морфологический уровень.
5. Словосочетание, предложение, текст. Д. Синтаксический уровень.
9. Для какой формы речи характерно опосредованное отношение к адресату?
А. Для устной речи.
Б. Для письменной речи.
10. Какую речевую ситуацию составляет ситуация письма или публичного выступле-ния?
А. Каноническую.
Б. Неканоническую.
750 руб.
11. Какие аспекты включает понятие «культура речи»?
А. Нормативный.
Б. Коммуникативный.
В. Этический.
12. Точность, понятность, чистота, богатство и разнообразие, выразительность речи – основные составляющие:
А. Нормативного аспекта культуры речи.
Б. Коммуникативного аспекта культуры речи.
В. Этического аспекта культуры речи.
13. Языковая норма обязательна:
А. Только для устной речи.
Б. Только для письменной речи.
В. Как для устной, так и для письменной речи.
14. Какой прием используется в оксюмороне:
А. Омонимия.
Б. Антонимия.
15. Соотнесите определение и определяемое:
1. Правила использования мор-фологических форм разных час-тей речи и синтаксических кон-струкций А. Орфоэпическая норма.
2.Правила употребления слов в речи. Б. Лексическая норма.
3.Правила звучащей речи. В. Грамматическая норма
16. Для какого функционального стиля речи характерно использование терминологи-ческой лексики, употребление многозначных слов только в одном значении, широкое ис-пользование конкретной лексики по сравнению с абстрактной, отсутствие лексики разго-ворной; однородность и замкнутость лексического состава, что выражается в меньшем использовании синонимов; речь отличается точностью и логичностью мысли, её последо-вательным представлением и объективностью изложения?
А. Для научного стиля.
Б. Для публицистического стиля.
В. Для официально-делового стиля.
17. Функция социальной регламентации предъявляет текстам этого стиля однознач-ность прочтения:
А. Научного стиля.
Б. Публицистического стиля.
В. Официально-делового стиля.
Г. Художественного стиля.
18. Соотнесите разновидности многословия, или речевой избыточности, с данными оп-ределениями:
1. Употребление в речи близких по смыслу и поэтому лишних слов. А. Плеоназм.
2. Повторное обозначение дру-гими словами уже названного по-нятия. Б. Тавтология.
19. Соотнесите определение и определяемое:
1. Слова и выражения, смяг-чающие грубый смысл речи, что нередко объясняется стремлением автора притупить критическую остроту высказываний при описа-нии негативных явлений. А. Анахронизм.
2. Нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной истори-ческой эпохой. Б. Эвфемизм.
20. Сопоставление несовместимых понятий – это:
А. Алогизм.
Б. Инверсия.
21. Определите ряд слов с неправильным ударением:
А. Балов`ать, занят`а, щав`ель, ст`атуя.
Б. Кат`алог, нач`ал, жд`ала, д`оговор.
22. Сравните предложения в левом и правом столбцах, проанализируйте стилистиче-скую правку.
1. В актовом зале шко-лы царила деловая суета. 1. В актовом зале шко-лы царило предпразднич-ное оживление.
2. Следует поднять во-прос на должную высоту об уровне преподавания не-которых дисциплин. 2. Следует улучшить преподавание некоторых дисциплин.
3. К сожалению, на высо-ком уровне находится ко-личество дорожно-транспортных происшест-вий.
3. К сожалению, ещё очень много дорожно-транспортных происше-ствий.
А. Нарушение сочетаемости.
Б. Неточность словоупотребления.
В. Канцеляризм.
750 руб.