§ 2.1. Дефицит труда в России
До недавнего времени внимание отечественных исследователей занятости и рынка труда привлекали, в первую очередь, проблемы спроса на рабочую силу, определявшего состояние рынка труда в период кризиса экономики. Среди наиболее важных особенностей этого периода выделялись:
a. низкий спрос на рабочую силу, определявший негативную динамику занятости и напряженность на общенациональном, а также на большинстве региональных и отраслевых рынков труда;
b. тенденции роста занятости, которые имели достаточно локализованный и противоречивый характер;
c. интенсивное неупорядоченное перераспределение рабочей силы из государственного в рыночный сектор;
d. низкий уровень инвестиций в отраслях материального производства и бюджетном секторе непроизводственной сферы;
e. снижение для основной массы населения уровня реальных доходов и заработной платы, масштабные невыплаты последней.
В 1990-е годы одним из основных факторов, способствовавших росту напряженности на рынке труда и масштабов безработицы, было увеличение численности населения в трудоспособном возрасте. Развитие сферы занятости происходило в условиях сокращавшегося спроса на рабочую силу и расширявшегося предложения труда.
В настоящее время условия на рынке труда России принципиально изменились, а направление действия отмеченных факторов сменилось на противоположное.
Во-первых, экономический рост в последние годы предопределил расширение спроса на труд и увеличение занятости.
Во-вторых, с 2006 года неизбежно сокращение численности населения в трудоспособном возрасте.
В-третьих, закрепились определенные перекосы в распределении рабочей силы по сферам занятости.
В-четвертых, в экономике сложился невысокий средний уровень оплаты труда при значительной его дифференциации, что мешает полноценному воспроизводству рабочей силы.
При этом имеющиеся различия в оплате труда не только не уменьшаются, но даже несколько увеличиваются.
Наконец, заметно снижается качество трудового потенциала. Следовательно, реальна ситуация, когда растущему спросу на рабочую силу соответствует сокращающееся предложение труда.
Поэтому в перспективе российская экономика, ее отрасли и регионы могут испытывать дефицит одного из основных факторов производства - рабочей силы. Для отдельных отраслей и регионов этот дефицит будет особенно острым, поскольку наряду с количественным проявится качественный, структурный его характер.
Количественная оценка дефицита рабочей силы на общероссийском рынке труда прежде всего предполагает определение перспективного спроса экономики на рабочую силу. Расчет его величины – важнейшая на сегодняшний день задача.
Перспективный объем удовлетворенного и неудовлетворенного спроса на рабочую силу может быть определен, например, исходя из модели согласования спроса на труд и его предложения. Другой апробированный подход состоит в эконометрической оценке функций занятости, основанных на производственных функциях разного вида.
В этом случае зависимой переменной является численность занятых в экономике, а объясняющими факторами выступают ВВП, основные фонды или инвестиции, их лагированные значения и др.
Отметим также, что для более точной оценки перспективного спроса экономики на рабочую силу целесообразно использовать альтернативные численности занятых измерители затрат труда, т.е., например, число отработанных человеко-часов. В свою очередь, предложение труда также может быть выражено в человеко-часах рабочего времени.
Хотя это, вероятно, скорректирует наши представления об объемах предложения труда, слабая статистическая обеспеченность данного вопроса на макроэкономическом уровне не позволяет на данном этапе рассматривать эту возможность иначе, как теоретическую.
Изменение спроса на труд необходимо сопоставить с его ресурсами, в первую очередь с численностью населения в трудоспособном возрасте.
При этом следует учитывать, что, с одной стороны, ресурсы труда (РТ) не исчерпываются населением в трудоспособном возрасте, а с другой - в составе населения трудоспособного возраста имеются категории, формирующие экономически неактивное население (ЭНАН).
Таким образом, для количественной оценки необходимо из численности населения в трудоспособном возрасте вычесть численность ЭНАН, а полученные значения скорректировать в большую сторону на величину работающих пенсионеров и подростков, работающих в России иностранцев, и в меньшую - на величину неработающих инвалидов 1 и 2 групп и пенсионеров-льготников.
При условии определенных гипотез о динамике остальных контингентов населения в перспективе можно получить оценку вероятного объема предложения труда в масштабе экономики.
В табл. 2 приведено несколько вариантов группировки перспективной динамики ВВП и динамики производительности труда по прогнозным сценариям социально-экономического развития. Среди них в качестве примера взяты сценарии, разработанные Министерством экономического развития и торговли РФ.
К настоящему моменту они скорректированы, однако их модификация не является принципиальной с точки зрения логики и выводов данной работы.
В базовом сценарии при сохранении текущих тенденций и отсутствии решительных мер государственного макроэкономического регулирования темпы роста ВВП в периоде до 2008 года прогнозируются на уровне 5,6%, в 2009-2010 годах снижаются примерно до 5,1% в год, а впоследствии - до 4,9%. На конец прогнозного периода (2015 год) ВВП в сопоставимых ценах увеличится по данному сценарию в 1,75 раза по сравнению с 2004 годом. Согласно сценарию темпы роста инвестиций сохраняются на уровне 8-8,5% в течение всего рассматриваемого периода.
Темпы изменения производительности труда до 2010 года сопоставимы с изменениями ВВП и имеют тенденцию к увеличению. В дальнейшем темп изменения производительности труда стабилизируется на уровне около 5%. Потребность в рабочей силе сокращается к 2015 году на 1,5%. В целом в структуре экономики по-прежнему доминируют топливный и сырьевой сектора, доля сектора услуг не растет.
В инновационно-активном сценарии в среднесрочном периоде ВВП России растет с темпом 5,8% в год, затем к 2010-2015 годам экономический рост ускоряется до 6,7%. Прогнозируемые темпы изменения ВВП позволяют к 2015 году фактически удвоить ВВП по сравнению с 2004 годом. В целом, сценарий предполагает более выраженное развитие российской экономики в направлении формирования постиндустриального уклада и экономики знаний.
Третий оптимистичный инновационно-активный сценарий в дополнение к описанному выше инновационно-активному предполагает сохранение высокого уровня цен на энергоносители. Соответственно темпы роста ВВП на 0,1-0,2 процентных пунктов выше, чем в инновационно-активном.
1,200 руб.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Экономическая динамика, занятость и безработица 7
§ 1.1. Российская модель рынка труда 9
§ 1.2. Спрос и предложение на профессиональных рынках труда 13
§ 1.3. О роли малого бизнеса в решении проблемы занятости населения 16
Глава 2. Анализ рынка труда в России 19
§ 2.1. Дефицит труда в России 19
§ 2.2. Анализ заработной платы 29
§ 2.3. Российский механизм реализации политики равных прав и равных возможностей в сфере занятости 33
Глава 3. Основные направления действий на рынке труда в Российской Федерации 37
Заключение 41
Краткие выводы 44
Список литературы 48
Введение
Многие российские исследователи придерживаются так называемой расширительной трактовки понятия “рынок труда”.
К рынку труда сторонники широкого подхода относят отношения по поводу найма ищущих работу граждан, воспроизводство трудового потенциала, а также сферу использования труда. На этом основании делается вывод, что предложение рабочей силы совпадает с понятием экономически активного населения, а спрос равен суммарной численности граждан, занятых в экономике и вакантных рабочих мест.
Проблема рынка труда в последние десятилетия освещалась в двух аспектах: рынок труда при капитализме, проблемы труда и организация процесса производства при социализме.
Рынок труда при капитализме исследовали такие отечественные экономисты как Букин В., Гончаров В., Ладонов И.. Никифорова А., Панков В., Петров С., Проников В. и зарубежные экономисты и социологи -Аржирис Г., Браун. Р., Макгрегор Д., Мейнднер Р., Рен Г., Сеилес Г.
Проблемы труда, занятости, условий работы и мотивации труда при социализме нашли отражение в исследованиях Винокурова М., Львова Ю., Пригарина В., Саруханова Э., Сбытовой Л.
Под “политикой занятости” фактически понимается политика, оказывающая влияние на всю совокупность работающих и рабочих мест, а также на факторы, воздействующие на их формирование и использование. Расширительная трактовка политики, по нашему мнению, лишает ее собственного предмета, растворяет в других направлениях воздействия государства на экономические и социальные процессы, а в ряде случае приводит просто к бездействию.
Под рынком труда мы будем понимать, в соответствии с общепринятым определением, место, где встречаются работник, ищущий работу, и работодатель, ищущий работника, с целью заключения договора о найме.
Основная задача работника на рынке труда – найти походящую работу, то есть соответствующую собственной оценке профессиональных и иных деловых качеств, желаемому уровню оплаты и условиям труда, престижности и т.д.
Основная задача работодателя на рынке труда – найти подходящего работника, то есть максимально соответствующего функциональному содержанию рабочего места за приемлемую заработную плату и другие условия труда.
В случае достижения договоренности работник и работодатель, заключив сделку в виде трудового договора, покидают рынок труда. Рынок труда обеспечивает работникам работу, а работодателям – работников, и согласовывает решения в области занятости.
Ключевая задача рынка труда состоит в том, чтобы минимизировать затраты времени, необходимые на поиск соответствующего контрагента на рынке труда и заключение трудового договора.
Актуальность данной работы заключена в том, что рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества.
Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.
Для реализации поставленной цели в ходе исследования решаются следующие задачи:
a. определение необходимых условий для формирования рынка труда,
b. изучение основных направлений влияния специфики экономического, политического и социального развития России и отдельных регионов на складывающийся рынок труда;
c. обобщение разрозненной, локальной информации о региональных рынках труда, выделение на этой основе общих тенденций и принципов формирования и развития рынка труда;
Исследования показывают, что активный созидательный труд в настоящее время в той или иной мере входит в содержание деятельности большей части работающего населения, прежде всего специалистов с высшим и средним специальным образованием, административно - управленческого персонала, высококвалифицированных рабочих, работников услуг.
Целью настоящей работы является анализ развития рынка труда в России, выделение условий, закономерностей и этапов формирования развитого (конкурентного) рынка труда в России.
В соответствии с поставленной целью определяется объект исследования - объемы и качественные характеристики предлагаемого груда и спроса на труд, а так же основные механизмы взаимодействия и взаимозависимости субъектов рынка труда, направления регулирования рынка труда со стороны государства.
Предметом исследования является анализ рынка труда и заработной платы в Российской Федерации
Методологически предлагаемое исследование опирается на научный опыт отечественного и зарубежного исследований в области анализа и прогнозирования экономического развития страны.
Научная новизна работы определяется методологическим совмещением конкретного анализа и структурно-описательных обобщений.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при преподавании курса менеджмента и экономики
Эмпирической основой анализа являются данные специально организованного обследования менеджеров крупных и средних промышленных предприятий, проведенного в 2007 г.
Глава 1. Экономическая динамика, занятость и безработица
Российский рынок труда переживает существенные перемены. Первое, что бросается в глаза, - это общий рост дефицита кадров, связанный с ростом экономики и усилением конкуренции во многих областях.
Это похоже на то, что мы наблюдали до кризиса 1998 года, однако внутренние механизмы этого процесса иные, и, соответственно, иная структура спроса на специалистов. Если до кризиса фокус был сосредоточен на продажах и финансовых операциях, то после кризиса безусловным лидером всех процессов на рынке труда становится производство.
Динамика развития событий на кадровом рынке в послекризисный период соответствовала естественной логике развития бизнеса.
В 1999 году увеличился спрос на специалистов по маркетингу в связи с изменением стратегии тех компаний, которые стремились остаться на рынке.
В 2000 году эта тенденция сменилась другой: стал возрастать спрос на специалистов по продажам, что обусловлено началом восстановления рынка и переходом к активной фазе в деятельности компаний.
Были определены новые продукты и новые ниши для продаж. В 2001 году наблюдалось повышение спроса на специалистов производственной сферы, что явилось следствием предыдущего периода: покупательский спрос растет, а дешевых товаров недостаточно.
2002 год стал продолжением той же тенденции: усиление спроса в двух основных сферах - торговле, пик развития которой мы сейчас наблюдаем, и в производстве (рабочие специальности и технический персонал).
Решающее влияние на состояние рынка труда, занятость и безработицу оказывает экономическая ситуация: чем больше генерируется рабочих мест и чем больше они соответствуют предложению рабочей силы, тем лучшие перспективы открываются для занятости.
Можно говорить о том, что создание большего числа рабочих мест - главная альтернатива безработице. Однако всегда имеются пределы расширения рабочих мест и занятости за счет макроэкономических мер.
Завершающееся десятилетие экономических реформ, не вызвавших ожидавшегося взлета открытой безработицы, породило мнение о неком “российском” пути, который если и создал множество социально-экономических проблем переходного периода, то, по крайней мере, позволил удержать рынок труда в относительном равновесии.
На этом основании нередко делается вывод о том, что если в период экономического спада удалось достичь компромисса между инфляцией и безработицей, то на стадии ожидающегося экономического оживления рынок труда тем более останется одной из наименее проблематичных сфер: экономический рост позволит нейтрализовать проблему регулярности выплаты заработной платы, а относительно небольшие объемы открытой безработицы будут автоматически устранены.
§ 1.1. Российская модель рынка труда
Ключевые особенности российской модели рынка труда не до конца осознаны даже экспертами, не говоря уже о политиках или общественном мнении. Общая картина обычно теряется за обсуждением многочисленных парадоксов и "нестандартных" механизмов приспособления.
Российский рынок труда воспринимается скорее как нагромождение аномалий, чем как целостная и по-своему внутренне стройная система. Опыт, однако, свидетельствует, что рынок труда в России в своих проявлениях не хаотичен, а подчиняется вполне определенной логике, вытекающей из особенностей сложившейся модели.
Эта модель никем не конструировалась "сверху", по заранее составленному плану. Она складывалась спонтанно, под воздействием решений, которые принимались независимо друг от друга государством, предпринимателями и работниками. Накладывающиеся реакции основных участников рынка труда зачастую приводили к результатам, которые никем не прогнозировались и для всех оказывались неожиданными. И если вначале могло казаться, что это какие-то случайные аберрации, то с течением времени становилось все очевиднее, что речь идет об устойчивых, самовоспроизводящихся формах трудовых отношений.
Занятость в российской экономике оказалась на удивление устойчивой и не слишком чувствительной к шокам переходного процесса.
За весь пореформенный период ее падение составило 12-14% и было явно непропорционально масштабам сокращения ВВП, которое, по официальным оценкам, достигало 40%.
Таким образом, колебания в занятости были слабо синхронизированы с колебаниями в объемах производства.
В большинстве стран ЦВЕ картина была иной: между темпами сокращения занятости и темпами экономического спада поддерживался примерный паритет. Численность занятых уменьшилась в них на 20-25% при сравнимой или даже меньшей величине падения ВВП. Другими словами, в России занятость снижалась не столь активно, как в странах ЦВЕ, - и это при том, что переходный кризис был в ней намного глубже и длился намного дольше.
Поскольку по масштабам трансформационного спада Россия превосходила страны ЦВЕ, естественно было бы ожидать, что и по масштабам незанятости она также окажется в числе "лидеров".
Во всех странах ЦВЕ старт рыночных реформ ознаменовался взлетом открытой безработицы. Практически везде она быстро преодолела десятипроцентную отметку, а в ряде случаев превысила 15-20%. Ситуация стабилизировалась к середине 1990-х годов, когда большинству стран ЦВЕ удалось преодолеть переходный кризис. Впрочем, и позже любые, даже не очень значительные перепады экономической конъюнктуры сразу же вызывали новое повышение безработицы.
В России же не отмечалось каких-либо резких скачков в динамике безработицы. Ее рост был медленным и постепенным, и лишь на шестом году рыночных реформ она перешагнула десятипроцентный рубеж, достигнув того уровня, который установился в большинстве других постсоциалистических стран уже после возобновления экономического роста.
1,200 руб.
1. Брагина Е. Неформальный сектор в экономике: пережиток или перспектива? // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 8.
2. Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике. // Общество и экономика, № 1, 2004
3. Гаузнер Н. Современная ситуация на российском рынке труда и политика занятости. // МЭИМО № 4, 2006
4. Доклад Минтруда России "О государственной политике в сфере заработной платы". - М., 2007
5. Завадская Л.Н. Российские реалии: проблема равенства полов // Интеграция женщин в процесс общественного развития. М. 2002
6. Заславский И. “К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики.” // Вопросы экономики, №2, 1996г.
7. Конвенция МОТ N 100 (1951 г.) "О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности" Конвенция МОТ N 103 (1952 г.) "Об охране материнства" Конвенция МОТ N 111 (1958 г.) "О дискриминации в области труда и занятий" Конвенция МОТ N 122 (1964 г.) "О политике в области занятости" Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин.
8. Космарский В., Шохин А. “Неофициальная экономика. Последствия и перспективы в различных экономических системах” // Вопросы экономики. 2000. № 3.
9. Краснова В., Матвеева А., Сюганов Ю. Работа есть работа, работа есть всегда... // Коммерсантъ, № 21, 2004
10. Лещинская Г. “Молодежный рынок труда” // Экономист, №8, 2005г.,
11. Любимова В. Формальная и неформальная экономика – единое целое? (Рец. на: La Flexibilite en Italie. P., 1989) // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 9.
12. Маслова И.,Бараненкова Т.,Кубишин Е. Рынок труда, занятость и заработная плата.// Экономист № 11, 2000г
13. Микульский К. “Формирование новой модели занятости.” // Экономист, №3, 2002,
14. Николаева М.И., Шевяков А.Ю. Теневая экономика: методы анализа и оценки. М.: ЦЭМИ АН СССР, 2003.
15. Проблемы российского рынка труда (к заседанию "круглого стола" на тему: "Проблемы формирования правовых основ и механизмов Российской Федерации как социального государства: принципы, практика, перспективы", проводимого в рамках Петербургского экономического форума) /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2007. - № 9 (121)
16. Райг И.Х. Нелегальная экономическая деятельность // Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа. М.: Прогресс, 1999.
17. Социальная политика современной России: проблемы реформирования (второй выпуск) / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2006. - № 11 (78).
18. Чернина Н. “О новой модели занятости.” // Российский экономический журнал, №11-12, 2006г.,
19. Четвернина Т. “Положение безработных и государственная политика на рынке труда” // Вопросы экономики, №2, 2002г.
1,200 руб.