Эмпирическое подтверждение трансперсональному подходу к пониманию человека дали 30-летние исследования Станислава Гроффа. Он доказал, что в сфере сознания человека нет четких пределов и ограничений, тем не менее, полезно выделить четыре области психики, лежащие за пределами нашего обычного опыта сознания: 1) сенсорный барьер; 2) индивидуальное бессознательное; 3) уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы); 4) трансперсональная область. Большинству людей доступны переживания на всех четырех уровнях. Переживания эти можно наблюдать во время сеансов с психоделическими препаратами или в современных подходах экспериментальной психотерапии, где используется дыхание, музыка (ребёфинг, голотропное погружение), работа с телом. Переживанию способствуют самые разнообразные религиозные обряды, восточные духовные практики. Много случаев такого рода можно наблюдать во время спонтанных эпизодов неординарных состояний сознания.
Кратко охарактеризуем каждый из этих уровней.
а) сенсорный барьер
Всякая техника, дающая возможность эмпирически войти в сферу бессознательного, будет вначале активировать органы чувств: разнообразные физические ощущения в теле, (физический барьер), безадресные, по-видимому, ранее часто сдерживаемые эмоции (человеку хочется плакать или смеяться без какого-либо конкретного повода — эмоциональный барьер), актуализация зрительных образов (цветные пятна, геометрические формы, какие-либо пейзажи могут мелькать в поле зрения за закрытыми веками — образный барьер), изменения в слуховой зоне могут проявляться как звон в ушах, жужжание, звуки высокой частоты, это может сопровождаться необычными осязательными ощущениями в разных частях тела и т. п. Все эти сенсорные переживания и представляют тот «сенсорный барьер», который необходимо преодолеть, прежде чем начнется путешествие в бессознательную сферу психики.
б) индивидуальное бессознательное
Следующая сфера переживаний область индивидуального бессознательного – все что угодно из жизни человека – какой-то неразрешенный конфликт, какое-то вытесненное из памяти и не интегрированное в ней травмирующее переживание может всплыть из бессознательного, любые события или обстоятельства жизни человека с момента рождения до настоящего момента, имеющие высокую эмоциональную значимость переживаний, – реально переживаются заново. Воспоминания из биографии проявляются не по отдельности, а образуют динамические сочетания – системы конденсированного опыта (СКО). СКО это динамическое сочетание воспоминаний (с сопутствующими им фантазиями) из различных периодов жизни человека, объединенных сильным эмоциональным зарядом одного и того же качества, интенсивных телесных ощущений одного и того же типа. Психологические и телесные травмы, пережитые человеком в течение жизни, могут быть забыты на сознательном уровне, но хранятся в бессознательной сфере психики и влияют на развитие эмоциональных и психосоматических расстройств – депрессии, тревожности, страхов-фобий, сексуальных нарушений, мигрени, астмы и т. п. Особенно психотравмы, сопряженные с опасностью для жизни, оставляют неизгладимый отпечаток в психике.
в) уровень рождения и смерти (перинатальные матрицы)
Если на биографическом уровне индивидуального бессознательного с опасными для жизни ситуациями предстоит во время самоисследования встретиться только тем, кто в действительности пережил схватку со смертью, то на следующем уровне бессознательного вопрос смерти универсален для каждого человека, поскольку при рождении каждый находился какое-то мгновение на грани смерти. Хотя полный спектр переживаний, происходящих на этом уровне, нельзя сводить к повторному проживанию биологического рождения, родовая травма составляет саму суть процесса. Поэтому Грофф назвал эту сферу бессознательного перинатальной.
Перинатальный уровень бессознательного представляет собой многогранное и богатое вместилище эмоциональных состояний, телесных ощущений и мощной энергии. По-видимому, он функционирует как универсальная и относительно недифференцированная потенциальная матрица для развития большинства форм психопатологии. В той мере, в какой перинатальные матрицы отражают действительную травму рождения, можно ожидать существенного варьирования общего объема негативных элементов в разных случаях. Конечно же, есть разница между стремительными родами в лифте или такси по пути в родильный дом и родами продолжительностью в пятьдесят часов с применением щипцов и других экстренных мер.
г) трансперсональная область
По мнению С. Гроффа, трансперсональные явления обнаруживают связь человека с космосом – взаимоотношение, в настоящее время непостижимое. Можно предположить по этому поводу, что где-то в ходе перинатального развития происходит странный количественно – качественный скачок, когда глубокое исследование индивидуального бессознательного становится эмпирическим путешествием по всей Вселенной, когда сознание человека выступает за обычные пределы и преодолевает ограничения времени и пространства. Трансперсональные переживания интерпретируются испытавшими их людьми как возвращение в исторические времена и исследование своего биологического и духовного прошлого, когда человек проживает воспоминания из жизни предков, из своих воплощений. Люди, переживающие трансперсональные проявления сознания, начинают догадываться, что сознание не является продуктом центральной нервной системы и что оно как таковое присуще не только людям, а является первостепенной характеристикой существования, которую невозможно свести к чему-то еще или откуда-то еще извлечь. Человеческая психика по существу соразмерна всей Вселенной и всему существующему.
Хотя это кажется абсурдным и невозможным с точки зрения классической логики, но человеку свойственна странная двойственность: в некоторых случаях людей можно с успехом описать как отдельные материальные объекты, как биологические машины, т. е. приравнять человека к его телу и функциям организма. Но в других случаях человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и линейной причинности.
750 руб.
1
Введение 2
I.Фазы и этапы социализации 3
II. Социализация личности с точки зрения С. Гроффа 11
Заключение 16
Список литературы 18
Введение
Живые организмы составляют природную иерархию. Все их многообразие можно расположить на лестнице видов от простейших до самых сложных. Чем более сложен организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей среде. Насекомые рождаются уже взрослыми, т.е. готовыми нормально функционировать в своей экологической нише. Высшим организмам приходится труднее. Природа позаботилась о том, чтобы выделить специальный период времени, в течении которого грудной ребенок учится и приспосабливается к взрослому миру. Этот период называется детством. У птиц оно длится один сезон, у тигров, слонов и обезьян несколько лет. Чем выше стоит животное на лестнице видов, тем более длителен период адаптации.
Наиболее длительным является период подготовки к взрослой жизни у человека. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают период юности и молодости. Треть своей жизни человек учится жить в самом сложном из существующих миров -
в мире общественных отношений. Такой экологической ниши нет ни у одного из видов. В последнее время специалисты пришли к мысли, что человек учится и переучивается всю свою жизнь. Такие требования современного общества. Этот процесс получил название социализация.
Актуальность данной темы, на мой взгляд, состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи
I.Фазы и этапы социализации
Социализация включает в себя различные этапы, стадии. В современной социологии этот вопрос решается неоднозначно. Одни ученые выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Другие подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» (от рождения до зрелой личности) и «вторичную социализацию», связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости. Есть и другие точки зрения.
Ясно одно, что наиболее интенсивно социализация осуществляется на
начальных этапах. Исключительно большое значение ранней социализации для всего процесса формирования личности отмечали З. Фрейд, Ч. Кули, Дж. Мид, Ж. Пиаже и многие другие ученые. Именно на этом этапе дети получают первые элементарные знания, овладевают навыками мышления, познания, действия, общения, осваивают правила доведения, знакомятся с простейшими культурными ценностями и нормами и учатся следовать им. Главными психологическими механизмами социализации на начальных стадиях являются имитация, т.е. копирование ребенком поведения родителей, других членов семьи, которые служат для него образцами; отождествление, усвоение детьми жизненной позиции родителей, других взрослых; стыд и вина, являясь негативными механизмами, запрещают определенное повеление или подавляют его. Огромная роль в социализации ребенка принадлежит детским играм.
С овладением речью и языком у ребенка начинается качественно новый
этап социализации, который делает возможным его активное включение в окружающий мир, в мир социального взаимодействия. На раннем этапе социализации особенно велика роль родителей, семьи, оказывающих первичное, наиболее эмоциональное, непосредственное, сильное, продолжительное, непрерывное социальное воздействие на ребенка.
По мере роста ребенка помимо семьи все возрастающий вклад в его формирование вносят дошкольные воспитательные учреждения, школа, различные детские коллективы, друзья. Именно здесь ребенок получает первые представления о гражданской жизни, учится соблюдению формальных требований дисциплины и порядка, учится взаимодействовать и общаться со своими сверстниками, со старшими по статусу – учителями.
Особенно важен и труден для социализации юношеский период (переходный), когда человеку приходится постоянно делать ответственный выбор (в самом широком смысле слова): профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д. Это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. В юношеском возрасте все большую роль в социализации играют вторичные социальные группы: различные организации и учреждения, вузы, средства массовой информации, которые расширяют объем знаний о мире, обеспечивают высокопрофессиональную и широкую гуманитарную мировоззренческую подготовку юношей и девушек.
В период трудовой деятельности особую актуальность в деле социализации личности приобретает трудовой коллектив, который становится для многих вторым домом. На этапе зрелой личности социализация не завершается, а носит вторичный характер и часто называется ресоциализацией. Особенностями ресоциализации является то, что она опирается на накопленный жизненный опыт, профессиональные знания, сложившиеся мировоззренческие, нравственные основы и потому оказывает менее интенсивное и глубокое воздействие на личность. Ресоциализация происходит постоянно на протяжении всей жизни личности и представляет собой процесс усвоения взрослыми новых идей, ценностей, норм, идеалов, статусов, ролей, навыков.
Особенно активно процесс ресоциализации проявляется в периоды кризисных для личности ситуаций (изменения социального статуса и роли личности, например, с выходом на пенсию; Изменения профессии и другими). На этапе старости интенсивность социализации еще больше уменьшается и принимает больше форму адаптации личности к новым условиям. К сожалению, проблемы социализации взрослой личности не получили в социологии такой глубинной разработки как проблемы детской социализации, хотя именно в этот период наиболее осознанно и остро встает проблема самоактуализации, самореализации личности, которая, не найдя своего выхода, может привести к трагическому исходу или, в лучшем случае, к «затуханию» личности.
Таким образом, в процессе социализации, заложенные в человеке психобиологические способности не просто реализуются, а транслируются в социально-значимые свойства человеческой личности посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре и при самом активном его участии. Овладение человеком социальными ценностями и нормами, социальными отношениями и знаниями позволяет ему стать полноправным и активным членом общества.
Говоря о личности, надо различать такие ее характеристики, как ценность и значимость. Каждая личность является безусловной, абсолютной ценностью, как носитель и как созидатель общественной жизни, как обладатель неповторимого, уникального внутреннего духовного мира. Значимость личности носит относительный, избирательный характер. Конкретная личность, обладая свойственными только ей качествами, может представлять особую ценность для определенного общества, социальной группы, отдельного человека или в конкретный период времени.
Личность, как определенная социальная целостность, представляет собой внутреннее единство двух внешне противоположных начал. Личность, с одной стороны, – объект, продукт общества, некая вбирающая в себя внешние воздействия субстанция. С другой стороны, личность – это субъект, творец общества и себя самой, революционер, ломающий старое, отжившее, своеобразная живая пульсация человеческой жизнедеятельности. Общество и личность, таким образом, неразрывные, тождественные понятия.
Однако тождество это внутренне противоречиво. Общество, созданное человеком как особая социальная целостность, как некая внеположенность, ограничивает, «давит» его рамками существующих законов, норм, общественных отношений, традиций, взглядов, вещей и т.п.
В то же время общество является, с одной стороны, своеобразной камерой хранения человеческих достижений, которая позволяет сэкономить, уберечь человеческие силы, человеческий потенциал от ненужного изобретения уже «изобретенного велосипеда». С другой стороны, общество – это та живая среда, которая этими достижениями непрерывно вооружает людей и тем самым непрерывно их обогащает. Это означает что общество есть не что иное, как важнейший момент самоформирования, и развития личности. Можно утверждать, что «противоборство» личности и общества есть процесс их сотворчества, процесс сложного, противоречивого, но неизбежного укрепления и развития обеих.
противоборствующих сил. Рассмотрение личности как продукта общественных отношений позволяет провести социальную типологию личностей. Надо отметить, что социология изучает не индивидуальные особенности человека, а то типичное, социальное, что характеризует его как представителя и участника определенной социальной группы. Современная социология предлагает довольно много критериев выделения личностных типов:
1) по степени соответствия социальной сущности конкретного
общества:
а) идеальный,
б) базисный,
в) модальный;
2) по направленности и наиболее яркой социальной проявленности:
а) теоретический,
б) экономический,
в) политический,
г) социальный,
д) эстетический,
е) религиозный;
3) по национальному признаку;
4) по месту в социальной структуре;
5) по уровню жизни и другие.
В зарубежной социологической науке существуют давние традиции изучения процесса адаптации, хотя при этом сам термин «адаптация» зачастую не употреблялся или опускался.
В отечественной социологической науке также существует несколько
подходов к пониманию адаптации. Так, в рамках деятельности – подхода – адаптация связывалась с включением в иные виды деятельности и в другие коллективы. В рамках данного направления выделялось два ведущих компонента адаптации: профессиональный и социально-психологический. Сторонники этого направления (М.П. Будяника, И.К. Кряжева, И.А. Милославова, А.А. Русалинова и др.) пытались выявить специфику влияния одного компонента на другой. Следующее направление в российской социологии – это динамическая интерпретация адаптации. В ее рамках выделяют сторонников динамического (процессуального) понимания адаптации, которые утверждают, что адаптация – это процесс, и их противников, считающих, что адаптация – это не столько процесс, сколько результат взаимодействия субъекта адаптации с внешней средой. По мнению сторонников первой точки зрения, адаптация представляет собой «непрерывный коммуникативный процесс», в котором люди совместно встречают трудности и, приспосабливаясь друг к другу, вырабатывают новые способы взаимодействия с различными структурными элементами социальной среды» В.А.
750 руб.