Введение
Содержание
Литература
1.2.1. Основания приобретения гражданства России.
Основания и процедура приобретения гражданства Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» и иными актами.
Гражданство Российской Федерации приобретается:
1. по рождению;
2. в результате приема в гражданство;
3. в результате восстановления в гражданстве;
4. по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Приобретение гражданства России по рождению возможно по принципу крови:
- оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство России (независимо от места рождения ребенка);
- один из его родителей имеет гражданство России, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
- и по принципу почвы: один из его родителей имеет гражданство России, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории России, либо если он станет лицом без гражданства;
- оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории России, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство;
- ребенок, который находится на территории страны и родители которого неизвестны, становится гражданином России в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.
Прием в гражданство Российской Федерации возможен, в общем, и в упрощенном порядке.
В общем порядке принимаются иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, обратившиеся с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) проживают на территории страны со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство, а течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных далее. Срок проживания на территории России считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории России для лиц, прибывших в страну до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;
б) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации;
в) имеют законный источник средств к существованию;
г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный для приобретения гражданства в общем порядке (5 лет), сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.
Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения указанных ранее условий.
Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без доказательства 5-летнего срока проживания и без представления вида на жительства.
В упрощенном порядке принимаются иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, обратившиеся с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, без доказательства 5-летнего срока проживания на территории России, если указанные граждане и лица:
а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федераций и проживающего на территории Российской Федерации;
б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;
в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.
Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о 5-летнем сроке проживания, если указанные граждане и лица:
а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.
Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство в упрощенном порядке без соблюдения условия о 5-летнем сроке проживания на территории России и без представления вида на жительство.
Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, получили гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий о 5-летнем сроке проживания, без доказательства законного источника средств к существованию и владения русским языком, без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 г. заявили о своем желании приобрести гражданство России.
В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке, с обязательством соблюдать Конституцию и законодательство страны, без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории России.
В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных для приема в гражданство в общем порядке, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:
а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;
в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены
опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации .
750 руб.
гражданства динамично, поскольку отображает малейшие изменения в государстве, политическом режиме и правовом положении граждан. Гражданство также отражает авторитет и положение государства в международных отношениях.
Институт гражданства в равной мере важен как для государства, так и для отдельной личности, поскольку связь гражданства объединяет индивида и государство, по общему правилу, через предварительную интеграцию индивида в общество. В то же время гражданство соединяет народ и государство посредством оформления правового состояния, проживающего на территории государства населения - тем самым гражданство делает возможным существование государства и обеспечивает его суверенитет.
Институт гражданства Российской Федерации строится на соблюдении международных принципов правового положения личности, в частности, право человека на гражданство, признание права на изменение гражданства, а в некоторых случаях - права на двойное гражданство (бипатриды), запрет выдачи своего гражданина другому государству кроме как на основании закона или международного договора, равенство прав гражданина, независимо от способов приобретения гражданства.
В настоящей работе предлагается дать общую характеристику такого явления как гражданство, определить его понятие, а так же, рассмотреть и раскрыть сущность двойного гражданства в Российской Федерации.
1. Гражданств в конституционном праве России.
1.1. Определение понятия гражданства.
Среди исследователей гражданства имеются возражения против целесообразности полного и безоговорочного отказа от определения понятия гражданства посредством формулы «принадлежность лица к государству». В частности, указывается, что под гражданством следует понимать, прежде всего, правовую принадлежность лица к государству, позволяющую разграничивать распределение населения между различными государствами.
Термин «принадлежность, - пишет А.Л. Головко, - означает не подвластность, а вхождение в состав чего-то. Его можно применять к человеку, который через принадлежность к государству входит в состав его граждан, то есть в состав народа» . Суверенитет государства проявляется в том, что оно самостоятельно, посредством правовых норм определяет круг своих граждан, то есть, крут лиц, постоянно находящихся с ним в общих политико-правовых отношениях, основным условием существования которых, выступает государственная принадлежность лица, то есть гражданство.
С.В. Черниченко считает, что разница между понятием принадлежности лица к государству и специфической правовой связи лица с государством трудноуловима, поскольку в обоих случаях имеется В виду определенное отношение между лицом и государством, носящее юридический характер .
Обозначенное дает основание для сближения приведенных выше позиций. В определении понятия гражданства при этом признак правовой связи объединяется с признаком принадлежности лица к государству.
Н.В. Витрук считает, что гражданство является правовой связью по принадлежности лица к определенному государству .
А.А. Головко, напротив, формулирует понятие гражданства как принадлежности лица к государству, влекущую установление стабильной двусторонней политико-правовой связи между государством и гражданами . Однако при привлекательности такого подхода следует учесть безуспешность раскрытия значения одного из этих понятий с помощью другого.
Одной из проблем определения понятия гражданства как правовой связи является вопрос о соотношении в ней политического и правового компонентов.
В законе «О гражданстве РСФСР» от 28 ноября 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями законодатель определил гражданство как устойчивую правовую связь человека с государством, тогда как в Законе СССР «О гражданстве СССР» от 23 мая 1990 г. гражданство определялось в преамбуле как политико-правовая связь .
Отказ от политического компонента в законодательном определении имеет положительную сторону с точки зрения большей определенности при функциональном использовании законодательства о гражданстве, поскольку, как показывает опыт, политизация правового статуса гражданства влечет за собой его неустойчивость, ибо решение вопросов гражданства ставится в зависимость от возникших ситуаций, от соотношения политических сил. Определение гражданства как правового явления освобождает квалификацию гражданства от оценочных политических подходов, нередко осложняющих реализацию права на гражданство, утверждается отказ от приоритета политики в отношении права, столь характерного для советского времени. Новое определение более ориентировано на закрепление значения гражданства как важного фактора регламентации правового статуса личности .
В то же время, следует различать политический компонент, связанный с реализацией гражданства в правовом статусе гражданина и политическую составляющую природы гражданства.
Гражданство исторически отражало потребность государства отделить от общей массы населения ту ее часть, которая могла непосредственно участвовать в политической деятельности государства, в осуществлении власти. Принадлежность человека к гражданской общине означала связь с носителем политической власти в государстве. В дальнейшем гражданство также выражало политические отношения в государстве, прежде всего, отношения властвования. Не случайно во всех государствах как буржуазного, так и социалистического типа главным последствием гражданства было обладание политическими правами.
Ф. Энгельс, характеризуя связь политики с правом, юридических явлений с политическими, отмечал: «... Все юридическое в основе своей имеет политическую природу» . Однако не все правовые явления носят столь ярко выраженный политический характер как гражданство. В гражданстве фокусируются не только политические, но и социальные, нравственные, психологические связи, однако политический характер гражданства проявляется в тесной связи гражданства с суверенитетом государства, носящей двусторонний характер: на гражданина распространяется политическая власть в полном объеме, и одновременно гражданин получает возможность пользоваться всеми политическими правами. Гражданство подразумевает поддержку со стороны граждан государства, основных принципов политической системы государства. При решении вопросов, связанных с гражданством, государство наряду с экономическими, демографическими и другими мотивами, руководствуется, в первую очередь, мотивами политическими.
Политический компонент гражданства характеризует человека как субъекта государственной власти. Личность, приобретая гражданство, приобретает тем самым политико-правовое качество, не посредственно влияющее на ее сущность .
Обозначенное, дает возможность определить гражданство в теоретическом плане как политико-правовое явление, представляющее политико-правовое состояние и политико-правовую связь как одного лица, так и основной части населения с государством.
Сведение определений гражданства только к связи, либо только к принадлежности лица к государству, их замкнутое противопоставление друг другу представляется неполным, поскольку обедняет его понимание.
С позиций общей теории права гражданство в то же время представляет собой типичный пример правового состояния. Последнее определяется в теории либо как длящееся непрерывное обстоятельство, отражающее положение лица в обществе, его отношения с другими людьми , либо как особый вид правоотношений , И то и другое верно по отношению к гражданству. Правовую связь гражданства, возможно, рассматривать как особого рода правоотношение между лицом и государством вплоть до отождествления категорий «связь» и «отношение». С.С. Алексеев считает, что каждое явление общественной жизни необходимо рассматривать как общественное отношение . С.К. Косаков пишет, что нет оснований не считать правоотношением различные формы юридической связи в обществе, в том числе и гражданство . Понимание гражданства как особого рода длящегося правоотношения обуславливает его понимание как правового (политико-правового) состояния.
На основе рассмотренных выше позиций можно сделать вывод, что все определения понятия гражданства в правовой науке в итоге сводятся к специфическому взаимоотношению отдельной личности с государством. При терминологическом различии при определении понятия гражданства на одну юридическую плоскость ставятся два субъекта — личность и государство — и гражданство определяется как своеобразное взаимоотношение между ними . Как многосложное явление гражданство несет смысловую нагрузку и в международном и во внутригосударственном праве.
В соответствии с предметом международного права гражданство, в первую очередь, рассматривается как средство для разграничения распределения населения между различными государствами, указания на принадлежность индивида к тому или иному государству.
Понимание гражданства как состояния характерно для внутригосударственного права, поскольку гражданство непосредственно служит основой правового положения личности в государстве.
Итак, все приведенные подходы к определению понятия гражданства являются верными, так как отражают понимание различных аспектов гражданства. Множественность определений понятия гражданства не противоречит современной методологии науки, признающей возможность существования разносторонних определений объекта исследования, не сводя полученные результаты к единому определению.
Здесь уместно вспомнить слова русского ученого И.Л. Ильина, посвященные познанию права: «Подходя к праву во всей его сложности со своей особой точки зрения, каждая методологически обособленная дисциплина выделяет в нем именно ту сторону, которая важна для нее, и именно эту сторону объявляет существенной в праве, составляющей искомую сущность права.
Получается не одно определение права, а несколько, может быть, много, и ни одно из этих определений не может и не должно претендовать на исключительность. Все они вместе и только сообща могут притязать на исчерпывающее постижение сущности права» . Эти слова всецело могут быть отнесены и к познанию природы гражданства.
Гражданство служит как для характеристики особых специфических свойств юридического статуса индивидов, так и для обозначения существующей правовой связи между физическим лицом и государством. Образно говоря, гражданство можно рассматривать как снизу и изнутри, так и сверху и извне, что связано с тем, что гражданство одновременно содержит в себе и международно-правовые и внутригосударственные отношения и вопросы гражданства рассматриваются как внутригосударственным, так и международным правом.
Не следуя сложившейся в западной доктрине множественности терминов, обозначающих гражданство (в ряде стран международно-правовое понятие гражданства называют национальной принадлежностью, оставляя термин «гражданство» за внутригосударственным правом) , в русском языке, как более емком, и, соответственно, в отечественной науке, понятие гражданства включает в себя и международно-правовой и внутригосударственный аспекты.
750 руб.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237.
2. Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28.11.1991 N 1948-1 // "Российская газета", N 30, 06.02.1992
3. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ // "Парламентская газета", N 104, 05.06.2002
4. Федеральный закон от 15.12.1996 N 152-ФЗ «О ратификации договора между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства» // Бюллетень международных договоров. 1997. N 2. С. 78.
5. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ // "Российская газета", N 162, 31.07.2004
6. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» от 14.11.2002 N 1325 // "Собрание законодательства РФ", 18.11.2002, N 46, ст. 4571
7. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе, — М., 1971.
8. Витрук И.В. Гражданство как правовая связь личности с государством. — Проблемы государства и права. — М., 1976.
9. Головко А.А. Человек, личность, гражданин. - Минск, 1982.
10. Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996.
11. Ильин И.Л. Понятия права и силы, — М., 1998.
12. Козлова Е.И., Кутафий О.Е, Конституционное право России. — М., 1995.
13. Комаров С.А. Личность в политической системе Российского общества. — Саранск, 1995.
14. Комарова В.В. Конституционное право России. Вопросы и ответы - Москва: Юриспруденция, 2004.
15. Конституционное право Российской Федерации / Под ред. Кукушкина М.К - Екатеринбург, 1995.
16. Косаков С.К. Конституционные основы советского гражданства. — Фрунзе, 1984.
17. Кутафий О.Е, Государственное право Российской Федерации. — М., 1993.
18. Левченко И.П., Прудников А.С., Калинин В.Н., , Российское гражданство. Учебное пособие для вузов - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
19. Маркс К. Энгельс Ф. Соч., т. I.
20. Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996.
21. Международное право / Под ред, Колосова Ю. М., Кузнецова В. И. — М., 1994.
22. Низамов Б. Б. Теоретические проблемы возникновения и развития гражданства, Автореф. дисс.... на соиск. уч, степени... к. ю. н, — Ташкент, 1982.
23. Право и политика современной России. Под ред. Мальцева Г.В., Лукашевой Е.А., Нерсесянца B.C. - М., 1996.
24. Российское гражданство: условия признания, приобретения, восстановления. Библиотечка "Российской газеты". Вып. 8.- М., 2006.
25. Теория права и государства. Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева. – 2-е, перераб. и доп. изд-е. – М.: Право и закон, 2001.
26. Тункин Т. И. Закон о гражданстве СССР // Советское государство и право. — 1979. — № 7.
27. Ушаков Н.А. О нецелесообразности допущения Российской Федерацией двойного гражданства // Актуальные проблемы гражданства. — М.. 1995.
28. Философия / Под ред. Алексеева П.В., Панина А.В. – М. 1998.
29. Хаммар Томас. Государство, нация и двойное гражданство // Российский бюл¬летень по правам человека. — 1994 г. — № 3.
30. Хил У.Г. Ваш второй паспорт. — М., 1996.
31. Черниченко С.В. Международно-правовые вопросы гражданства – М., 1968.
32. Шафир М.Л. Гражданство Российской Федерации и его законодательное регулирование / Конституционный строй России, Вып. 1. — М., 1992.
33. Шевцов В. С, Гражданство в Советском союзном государстве. — М., 1969.
750 руб.