Великий русский физиолог и психолог И. М. Сеченов[14] писал, что память — это краеугольный камень психического развития ребенка.
Благодаря памяти ребенок фиксирует и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения. Без памяти немыслимо формирование
личности человека, так как без суммирования прошлого опыта не может возникнуть единства способов поведения и определенной системы
отношений к окружающему миру.
Актуальность. Развитие высших психических функций, формирование знаковой характеристики сознания - одно из приоритетных
направлений работы коррекционного педагога и специального психолога. Формирование высших форм памяти у детей с нарушениями
интеллекта, помимо обеспечения более успешной социальной адаптации, несет в себе такую важную характеристику, как способность к
опосредованию через систему знаков, кодов. Обучение умственно отсталых детей в большой мере опирается на процессы памяти, которые
характеризуются большим своеобразием. “Ядерными” свойствами памяти умственно отсталого ребёнка являются замедленный темп
усвоения нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения материала (Л.С.Выготский,[1]; А.В.Григонис,[3]). Отмечается
преобладание непосредственного, непроизвольного, механического запоминания над опосредованным, произвольным, логическим.
Без достаточного уровня сформированности произвольной памяти невозможно полноценное обучение в школе, так как учебный процесс
опирается преимущественно на эту форму памяти. Т. А. Власова, М. С. Певзнер[11] указывают на снижение произвольной памяти у детей с
отклонениями психического развития как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Поэтому изучение особенностей
произвольной и непроизвольной памяти при умственной отсталости является сегодня актуальной проблемой.
Цель исследования – изучение произвольной и непроизвольной памяти при умственной отсталости.
Задачи:
1. Анализ теоретических источников об особенностях развития произвольной и непроизвольной памяти при умственной отсталости.
2. Изучение роли непроизвольного и произвольного запоминания в обучении и воспитании умственно отсталых детей.
3. Экспериментальное выявление соотношения произвольной и непроизвольной памяти умственно отсталых детей.
Предмет – уровень и особенности произвольной и непроизвольной памяти умственно отсталых детей.
Объект – память умственно отсталых детей.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты работы могут быть полезны педагогам, психологам и
другим специалистам, работающим с умственно отсталыми детьми.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обозначена актуальность темы, выделены цели и задачи, определены предмет и объект исследования, представлена
практическая значимость работы.
В первой главе обозначены особенности произвольной и непроизвольной памяти умственно отсталых детей, рассмотрена роль
произвольного и непроизвольного запоминания в обучении и воспитании умственно отсталых детей.
Во второй главе представлена экспериментальная работа по изучению соотношения произвольной и непроизвольной памяти умственно
отсталых детей.
В заключении поведены итоги и сделаны выводы по проделанной работе.
1,200 руб.
В данной работе была рассмотрена тема: Особенности произвольной и не произвольной памяти при умственной отсталости.
В соответствии с целью – изучение произвольной и непроизвольной памяти при умственной отсталости, решены следующие задачи:
Проведен анализ теоретических источников об особенностях развития произвольной и непроизвольной памяти при умственной отсталости.
Изучены роли непроизвольного и произвольного запоминания в обучении и воспитании умственно отсталых детей. Экспериментально
выявлено соотношение произвольной и непроизвольной памяти умственно отсталых детей.
Мы выяснили, что умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают
воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Физиологической основой
подобной забывчивости является не угасание условных связей, как при обычном забывании, а лишь временное внешнее торможение
корковой деятельности (чаще всего это охранительное торможение).
Умственно отсталые учащиеся обычно пользуются непреднамеренным запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание,
кажется интересным. Например, крупный, яркий, хорошо знакомый предмет, который они под руководством учителя рассматривают,
словесно характеризуют, выполняют с ним какие-то практические действия.
Важнейшим средством укрепления памяти и преодоления описанной забывчивости является такая организация режима их жизни, при
которой могло бы быть достигнуто максимальное восстановление силы и уравновешенности нервных процессов.
Задача запомнить материал мало способствует улучшению качества запоминания. Неумение умственно отсталых детей припоминать
нужные сведения существенно отличается от забывчивости, наступающей у них же вследствие охранительного торможения. В последнем
случае, чем больше учитель стимулирует ребенка припомнить что-либо, тем ему труднее это сделать, так как в этом случае усугубляется
состояние торможения. В отличие от этого при неумении припоминать учебный материал стимуляции со стороны учителя (наводящие
вопросы и т. д.) помогают ребенку вспомнить нужное.
Советские психологи определили условия, способствующие лучшему запоминанию материала. Советскими учеными разработаны
специальные методические приемы, помогающие детям запоминать хронологическую последовательность событий.
Во второй главе, мы провели экспериментальное изучение соотношение произвольной и не произвольной памяти. На констатирующем,
этапе, в экспериментальную группу, нами были отобраны дети, имеющие показатели развития памяти ниже, чем у детей контрольной
группы. С ними был проведен формирующий этап эксперимента, во время которого выполнялись упражнения на развитие операций
установления сходства и различий, анализа деталей и их синтеза. После чего на контрольном этапе показатели непроизвольной памяти у
детей обоих групп, практически выровнялись, а произвольное запоминание у детей экспериментальной группы превысило средние
показатели контрольной группы.
Несмотря на то, что нам не удалость увеличить уровень памяти детей экспериментальной группы до среднего, и ее показатели остались на
низком уровне, формирующей этап эксперимента благотворно отразился на развитии детей экспериментальной группы. Это видно в
соотношении количества карточек, которые смогли запомнить дети, в констатирующем и контрольном этапах эксперимента. Причем
улучшилось как непроизвольное, так и произвольное запоминание.
Таким образом, мы выяснили, что развитие памяти умственно отсталых детей требует длительной и кропотливой работы, с которой может
справиться только высококлассный специалист в области коррекционной педагогики и психологии.
Список литературы
Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости — В. кн. Избранные психологические исследования М: Просвещение 1956.
Выготский Л.С., Лурия А.Р. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти./ Под
ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР, 1998. – с.816
Григонис А.В. Преднамеренное и непреднамеренное запоминание учащихся младших классов вспомогательной школы. — Дефектология,
1969, № 6.
Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М. Академия, 1985.
Занков Л. В. Облик умственно отсталого школьника. — Известия АПН РСФСР, вып. 37, 1951, с. 88.
Занков Л. В. Некоторые вопросы развития личности умственно отсталого школьника (олигофрепа) на первых этапах обучения.— Известия
АПН РСФСР, вып. 37. М., 1951
Замский X. С. О разнообразии при повторении учебного материала—Известия АПН РСФСР, вып. 57. М. 1954.
Леонтьев А.Н. Пробелы развития психики. – М: Из-во Моск. Ун-та, 1981. – с. 584
О педагогическом изучении учащихся вспомогательных школ/Под ред. Л. В. Занкова. М., 1953.
Пинский Б И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М: Просвещение 1962, с 225 — 266.
Певзнер М. С. Дети олигофрены. М, 1958. См.: Хомская Е. Д. Мозг и активация. М., 1972.
Рубинштейн С.Л. Память // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР, 1998. – с. 816
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – М: Академия, 1986.
Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
Соловьев-Элпидинский И. М. О так называемом «психическом насыщении» и его особенностях у умственно отсталых детей — В сб.
Умственно отсталый ребенок М, 1935
Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. - М: Просвещение, 1966.
Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М: Просвещение, 1966. – с. 375
Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР,
1998. – с. 816
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие для студ. – М: Издательский центр «Академия», 1999. – с. 336
Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 240
1,200 руб.
Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости — В. кн. Избранные психологические исследования М: Просвещение 1956.
Выготский Л.С., Лурия А.Р. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти./ Под
ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР, 1998. – с.816
Григонис А.В. Преднамеренное и непреднамеренное запоминание учащихся младших классов вспомогательной школы. — Дефектология,
1969, № 6.
Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. - М. Академия, 1985.
Занков Л. В. Облик умственно отсталого школьника. — Известия АПН РСФСР, вып. 37, 1951, с. 88.
Занков Л. В. Некоторые вопросы развития личности умственно отсталого школьника (олигофрепа) на первых этапах обучения.— Известия
АПН РСФСР, вып. 37. М., 1951
Замский X. С. О разнообразии при повторении учебного материала—Известия АПН РСФСР, вып. 57. М. 1954.
Леонтьев А.Н. Пробелы развития психики. – М: Из-во Моск. Ун-та, 1981. – с. 584
О педагогическом изучении учащихся вспомогательных школ/Под ред. Л. В. Занкова. М., 1953.
Пинский Б И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М: Просвещение 1962, с 225 — 266.
Певзнер М. С. Дети олигофрены. М, 1958. См.: Хомская Е. Д. Мозг и активация. М., 1972.
Рубинштейн С.Л. Память // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР, 1998. – с. 816
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. – М: Академия, 1986.
Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
Соловьев-Элпидинский И. М. О так называемом «психическом насыщении» и его особенностях у умственно отсталых детей — В сб.
Умственно отсталый ребенок М, 1935
Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. - М: Просвещение, 1966.
Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.
Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М: Просвещение, 1966. – с. 375
Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР,
1998. – с. 816
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие для студ. – М: Издательский центр «Академия», 1999. – с. 336
Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 240
1,200 руб.