Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность. Все, что происходит в нашей психике, в каком-то смысле в ней и остается. Иногда – навсегда. Остается как “след” прошедшего, его знак, шифр, образ. Способность постоянно накапливать информацию, являющаяся важнейшей особенностью психики носит универсальный характер, охватывает все сферы и периоды психической деятельности и во многих случаях реализуется автоматически, почти бессознательно.
Память есть у всех живых существ. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живыми организмами. Человеческая память – это прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, то есть всего, что с ним произошло. Память – это способ существования психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память – необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.
Сам факт записи информации заключается в ее переводе в образную форму. Образная память, то есть возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвигах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Психика человека ориентирована прежде всего на зрительную и слуховую память, отличающихся у него большой дифференциацией (особо “память” на лица, ситуации, интонации и т. п.). Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека.
Результативность всей деятельности детей в cущеcтвенной мере зависит от уровня cформированноcти процеccов памяти, создания условий для надежного сохранения в памяти обучаемых необходимых для будущей деятельности знаний, овладения cпоcобами выполнения действий.
Иccледование мнемичеcких cпоcобноcтей младших школьников наряду c научным значением представляет исключительный практический интерес, поскольку направлено на решение многих вопросов пcихолого-педагогичеcкой практики, связанных c организацией эффективного обучения и воспитания детей. Результаты исследований мнемичеcких cпоcобноcтей младших школьников помогут педагогам лучше ориентироваться в познавательных cпоcобноcтях их воспитанников, в потенциальных возможностях их развития, обоснованно применять методы развития мнемичеcких cпоcобноcтей детей младшего школьного возраста, что является необходимым условием оптимизации учебно-воcпитательного процеccа, формирования детей как субъектов учебно-воспитательной деятельности.
Особенности памяти детей с интеллектуальной недостаточностью является той главной чувственной основой, на которой формируются понятия. От адекватности и устойчивости образной памяти в известной мере зависит успех развития ребенка в целом и далее успехи в обучении в школе. Недостаточность памяти младших школьников с нарушенным интеллектом отрицательно сказывается на всей психической, познавательной деятельности. Таким образом, выбранная тема является актуальной.
Проблема исследования: Каковы психические особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психические особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Объект: память у детей младшего школьного возраста в умственной отсталостью.
Предмет: психические особенности памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Гипотеза: в написании данного исследования мы опирались на предположение о том, у детей с нарушениями интеллекта - умственной отсталостью в степени дебильность, отмечаются значительные нарушения памяти, что определит необходимость проведения специально организованной коррекционной работы по формированию памяти.
В соответствии с определенными целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1.Провести теоретический анализ научной литературы по теме исследования и рассмотреть подходы к исследованию памяти в общей и специальной психологии.
2.Дать общую характеристику мнемической деятельности детей с умственной отсталостью;
3.Определить психические, возрастные особенности памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
4. Провести экспериментальное исследование памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ работ детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, обработка полученных в ходе исследования данных.
Методики исследования: методики “Запоминание 10 слов”, “Пиктограмма”, “Смысловые пары”, “Образная память”.
База исследования: ГОУ СКОШ VIII вида № 991. (Государственное образовательное учреждение. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида. Южный административный округ. Район "Зябликово").
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование психических особенностей памяти умственно отсталых детей 6
1.1 Память как психический процесс 6
Глава 2. Психолого-педагогическая характеристика памяти умственно отсталых детей 10
2.1 Особенности памяти умственно отсталых детей 10
2.2Возрастные, психические особенности памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 14
Глава 3. Экспериментальное исследование памяти у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 18
3.1Методика экспериментального исследования памяти ребенка младшего школьного возраста с умственной отсталостью 18
3.2Результаты исследования памяти ребенка с нарушением интеллекта (умственная отсталость). 19
3.3Процесс формирования памяти детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 23
Заключение 27
Библиография 29
Приложения 32
1,200 руб.
Оптимизировав опыт исследователей, занимавшихся изучением развития памяти у человека, мы выяснили, что память является важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Она лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось. Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение. В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. У детей с нарушениями интеллекта отмечаются нарушения всех психических функций, в том числе и образной памяти, что негативно сказывает на развитии детей в дальнейшем.
Согласно исследованиям было выявлено, что умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. У детей с нарушениями интеллекта в памяти слабо сохраняются пространственные отношения, в которых находятся объекты. Вместо специфических пространственных отношений предметов реального мира преобладают неспецифические отношения. У младших школьников также прослеживаются фрагментарность, скудность, искаженность представлений. В место обобщенных представлений дети репродуцируют конкретные черты, возникшие на основе индивидуального опыта, либо называют случайно возникшие в их памяти признаки других объектов сходных с описанием.
Таким образом, в нашем исследовании нами были проанализированы по литературным источникам подходы к исследованию памяти в общей и специальной психологии, дана общая характеристика мнемической деятельности детей с нарушением интеллекта, определены возрастные особенности памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта. На основании теоретических сведений были подобраны методики по оценке уровня сформированности памяти детей с умственной отсталостью в степени дебильность и, тем самым, изучены особенности образной памяти у младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида. Полученные в ходе констатирующего эксперимента указали на недостаточную сформированности оцениваемых аспектов, что определило подбор методов по развитию образной памяти детей.
Таким образом, нами были выполнены поставленные в исследовании задачи и достигнута первоначальная цель. В заключение следует отметить достоверность выдвигаемой гипотезы о том, что у детей с умственной отсталостью отмечаются значительные нарушения памяти, что определило необходимость проведения специально организованной коррекционной работы по формированию памяти.
1,200 руб.
1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер.2001.- 288 с -(Серия «Мастера психологии»)
2.Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьника. – М., 2000.
3.Александрова Н.А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.//Дефектология. - 2002. - №6. - С. 11-17.
4.Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ./Общ. редакция Ю.М. Забродина, Б.Ф. Ломова. – М.: Пргресс, 1980. – 528с.
5.Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: прайм-ЕВРАЗИК,2004 г.
6.Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988
7.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 185с.
8.Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб. и др.: ЛАНЬ: С.-Петерб. психол. о-во, 2003. – 654 с.
9.Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте// Психология памяти/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 1998. – С. 616-625
10.Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
11.Григонис А.В. Особенности развития памяти у тормозных олигофренов// Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. – М.: Изд. АПН СССР, 1987. – С. 75-80
12.Дети с задержкой психического развития. Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С. М: Педагогика,1971.
13.Дети с нарушениями развития: Хрестоматия /Сост. В.М.Астапов. – М., 1995.
14.Дефектология: Словарь-справочник/Авт.-сост. С.С.Степанов; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Новая шк., 1996. – 77 с.
15.Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе./ Под ред. Т.А.Власовой и В.Г.Петровой. М., 1981
16.Забрамная С.Д. Умственная отсталость и отграничение ее от сходных состояний//Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост., авт., всуп. ст. Н.Л. Белопольская. – 2-е изд., испр. – М.: Комто-Центр, 2001. – С. 19-29
17.Забрамная С.Д., Исаева Т.Н. Изучаем обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. – М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. – 112 с.
18.Занков Л.В. Психология умственно отсталого ребенка. - М., 1939 г.
19.Зейгарник Б.В. Введение в патопсихологию. М., 1969
20.Зейгарник Б.В. Патопсихология. М., 1976
21.Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980
22.Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство-СПб.: Речь, 2003 г.
23.Клинико-физиологическое исследование аномального ребенка: Сб. науч. тр.; Редкол.: Л.Ф. Гаврилов и др. – М.: МГПИ, 1984. – 82 с.
24.Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. И.В.Жулановой. – М.: Академия, 1999.
25.Коррекционная педагогика: Учебн. пособие / Под ред. Б.П.Пузанова. – М., 2001.
26.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000, 364 с.
27.Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М.: Просвещение, 1990. – 143 с.
28.Лебединская К.С. Степени умственного недоразвития при олигофрении// Детская патопсихология: Хрестоматия/Сост., авт., всуп. ст. Н.Л. Белопольская. – 2-е изд., испр. – М.: Комто-Центр, 2001. – С. 14-18
29.Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М.: Педагогика, 1988. – 129 с.
30.Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.
31.Матасов Ю.Т. Изучение мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы. – Л., 1986. – 76 с.
32.Международная классификация болезней. Классификация психических и поведенческих расстройств / Пер. на рус. яз. под ред. Ю.Л.Муллера, С.Ю.Циркина. – СПб.: Оверлайд, 1994.
33.Обучение детей с нарушением интеллектуального развития (олигофренопедагогика): Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. Б.П. Пузанова.- М.: Академия, 2001. – 272 с.
34.Петрова В.Г. Новые исследования познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы//Исследование познавательных процессов детей-олигофренов: Сб. науч. тр. – М.: Изд. АПН СССР, 1987. – С. 5-18
35.Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие для пед. вузов. – М.: Акад., 2004. – 159 с.
36. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».— 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Просвещение, 1986.—192 с.
37.Рубинштейн С.Л. Память// Психология памяти/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 1998. – С. 215-233
38.Специальная психология: учебное пособие/Под. ред. В.И. Лубовского. - М.: ACADEMIA, 2003. – 460 с.
39.Черемошкина Л.В. Психология памяти: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002. – 368 с.
1,200 руб.