Введение
Содержание
Заключение
Литература
Актуальность. Дети, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Однако рекомендации для практических психологов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации психокоррекционной работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо ранее выявление и коррекция нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность проблемы изучения внимания обусловлена тем, что внимание является необходимым условием выполнения любой деятельности. Особенно актуальна данная проблема в аспекте дошкольного образования. Очень часто на занятиях в ДОУ слышен призыв педагога: «Будьте внимательны!». В разговоре с родителями в качестве объяснения неудач ребенка нередко звучит: «Ему не хватает внимания» или «Все его ошибки от невнимания». Однако далеко не каждый педагог готов объяснить как быть внимательным, как развивать внимание. Причины таких трудностей лежат в особом содержании внимания как психического процесса.
В последние годы проблема воспитания детей с нарушением интеллекта и отклонениями в развитии приобрела особую остроту. За последние 10 лет число детей, страдающих различными психическими расстройствами, увеличилось почти на четверть. Несмотря на большое число психолого-педагогических исследований, посвященных изучению познавательной деятельности детей, внимание дошкольников с нарушением интеллекта изучено недостаточно. На практике многие педагоги сталкиваются с серьезными трудностями в развитии и формировании внимания, особенно у детей среднего и старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью.
В связи с вышеизложенным, актуальность выбранной темы исследования определяется тем, что она посвящена изучению внимания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта и возможностью его оптимизации средствами педагогической коррекции.
Цель исследования – определить особенности развития внимания дошкольников с умственной отсталостью.
В работе решались следующие задачи:
1.провести анализ научной психолого-педагогической литературы по теме исследования и рассмотреть характеристики внимания, функции и этапы его развития;
2.определить особенности развития внимания детей с умственной отсталостью;
3.провести экспериментальное исследование внимания детей с умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: в нашем исследовании мы предположили, что у детей с умственной отсталостью отмечается невысокий уровень развития внимания. Проведение специально организованной работы по формированию внимания детей с нарушением интеллекта позволит повысить уровень развития внимания и скоррегировать имеющиеся нарушения.
Методика и процедура исследования Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, обработка полученных в ходе исследования данных.
В исследовании применялись следующие методики диагностики:
- «Корректурная проба» (оценка уровня развития концентрации и переключения внимания);
- «Таблицы Шульте» (определение устойчивости внимания, степени врабатываемости и эффективности работы);
- Методика изучения концентрации и устойчивости внимания в модификации Пьерона-Рузера.
База исследования: специализированное ДОУ№ 83, г. Москва. Возрастные рамки обследуемых – 4-5 лет. В исследовании участвовало 10 детей среднего дошкольного возраста с умственной отсталостью легкой степени.
В процессе выполнения работы мы опирались на научные труды таких исследователей, как Рубинштейн С.Л., Шиф Ж.И., Выготский Л.С. и др.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Внимание как психический процесс 6
Глава 2. Клиническая или психолого-педагогическая характеристика внимания умственно отсталых детей 12
2.1Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью 12
Глава 3. Методика экспериментального исследования внимания ребёнка дошкольного возраста с умственной отсталостью 18
Глава 4. Результаты исследования внимания ребёнка с умственной отсталостью 22
Заключение 33
Список литературы 35
Приложение 37
1,200 руб.
На современном этапе развития дошкольного образования наблюдаются негативные тенденции роста числа детей с нарушением интеллектуального развития, обусловленные, с одной стороны, неблагоприятной микросредой развития детей, с другой стороны, недостаточным уровнем готовности специалистов дошкольных учреждений.
Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для интенсивного интеллектуального, эмоционального, социального развития. При условии ранней диагностики и оказания своевременной коррекционно-педагогической помощи дети с интеллектуальной недостаточностью способны преодолеть психическое недоразвитие до начала систематического обучения.
Внимание у дошкольников, несмотря на его произвольный характер, сформировано не полностью в силу физиологических особенностей развития нервной системы ребенка, что определило необходимость проведение экспериментальное исследование внимания детей среднего дошкольного возраста. Мы смогли выяснить, что развитие внимания ребенка начинается уже с раннего возраста. Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям.
Мы смогли выяснить, что у детей с нарушением интеллекта отмечаются нарушения всех психических процессов, в том числе и недоразвитие внимания. Ряд особенностей умственно отсталых детей обусловливается нарушением их высшей нервной деятельности, недоразвитием мышления, познавательной деятельности, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. п. Эти особенности, в свою очередь, обусловливают известную инертность, вялость, снижение активности, работоспособности. У некоторых умственно отсталых детей обнаруживается замкнутость и неконтактность. Все это накладывает своеобразный отпечаток на структуру их личности. При этом необходимо помнить, что основные компоненты структуры личности умственно отсталых детей те же, что и у их нормальных сверстников.
В результате проведенного теоретического анализа научной литературы по проблеме развития познавательны процессов детей с нарушениями интеллекта в целом и особенностей внимания в частности, мы смогли выяснить, что нарушение интеллекта отрицательно сказывается на уровне сформированности внимания. Отмечено, что все качества внимания, такие, как его активность, направленность, широта (объем, распределение), возможность переключения, интенсивность, или сосредоточенность, устойчивость оказываются под влиянием нарушения развития, но способны к высокому развитию, достигая, а порой и превышая уровень развития этих качеств у детей с нормальным развитием.
В нашей работе мы смогли провести анализ научной психолого-педагогической литературы по теме исследования и рассмотреть характеристики внимания, функции и этапы его развития и определить способы и средства развития внимания дошкольников с нарушением интеллекта. С учетом полученных знаний, мы организовали и провели экспериментальное исследование, в ходе которого выяснили, что у детей с умственной отсталостью легкой степени уровень развития внимания недостаточно высокий. Полученные результаты определили необходимость проведения формирующей работы по развитию внимания, после чего был проведено контрольный эксперимент. В результате, была выявлена динамика развития внимания детей с умственной отсталостью, что указывает на эффективность проведенной нами формирующей работы.
Тем самым, мы достигли цели работы, доказали гипотезу исследования и выполнили задачи исследования.
1,200 руб.
1.Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Издательство «Ось – 89», 1998
2.Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993 – с.58-61.
3.Гальперин П. Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию.— М.,1976
4.Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.
5.Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.- метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2003. – С. 48
6.Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание. – М.,1972
7.Дети с отклонениями в развитии. Методич. пособие. (Автор-составитель Н.Д.Шматко) – М.: «Аквариум», 2001. С. 98-99.
8.Добрынин Н. Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. /Ученые записки МГПИ им. В. И. Ленина. - М., 1958
9.Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И. Лубовского, - М.: Педагогика, 1985.-192с.
10.Лурия А. Р. Внимание и память. - М., 1975.
11.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
12.Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2001.
13.Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 4-9 лет. М., 2001.
14.Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. -480 с.
15.Панфилова М.А. Игротерапия общения / Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений/ Под научной редакцией В.М. Аспапова, канд. психол. наук, доцента. М.: О-во “Знание” России, М.,1995
16.Певзнер М. С., Дети - олигофрены, М., 1959;
17.Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
18.Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2111 «Дефектология»/А. Д. Виноградова, Е. И. Липецкая, Ю. Т. Матасов, И. П. Ушакова; Сост. А. Д. Виноградова. — М.: Просвещение, 1985.—144 с.
19.Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию — М, 1976
20.Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979.
21.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1946. Гл. «Внимание».
22.Рунова М. Дифференцированные игры-упражнения // Дошкольное воспитание, 1996, № 1 - с.20.
23.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку: Кн. для воспитателей детского сада и родителей.- М.: Просвещение, 1994. – с.- 12, 67-85.
24.Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1993
25.Симановский А.Э. Развитие общеучебных умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ярославль, 1992. – с.1-11
26.Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.
27.Шмаков С. А., Безбородова Н. Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций. – М.: Новая школа, 1993
1,200 руб.