Введение
Содержание
Заключение
Литература
Голос – это уникальное явление, благодаря которому человек получает возможность выражать свои мысли, общаться с окружающими его людьми. Длительное расстройство голосовой функции ведет к затруднению межличностных отношений, нарушению процесса социальной адаптации, что негативно сказывается на общем развитии, нервно-психическом состоянии и формировании личности ребенка (Е.С. Алмазова, 2005; Ю.С. Василенко, 1984; О.С. Орлова, 2002; Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина, 1989).
Голос является инструментом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность речи, его расстройства негативно влияют на коммуникативные процессы, на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей (Е.С. Алмазова, И.И. Ермакова, Е.В. Лаврова, О.С. Орлова и др.).
В детском возрасте, который характеризуется пониженной устойчивостью нервной системы к неблагоприятным воздействиям, неправильное использование голосового аппарата может привести к стойким и выраженным нарушениям голоса. Голосовая функция человека тесно связана с дыхательной, так как с анатомической стороны и та и другая выполняются одними и теми же органами. Кроме того, действие органов артикуляции облегчает работу гортани.
В настоящее время число детей, имеющих измененный тембр голоса, — от легкой охриплости, гиперназальности до более выраженных нарушений тональности, силы звучания, вплоть до шепотной речи — не имеет тенденции к снижению. В работах отечественных и зарубежных исследователей указывается, что нарушения голоса диагностируются у 6% школьников, а хроническая охриплость у учащихся начальных классов составляет от 23 до 38% (Ю.С. Василенко, С.Е. Уланова, 1984; Е.Ю. Радциг, 2005; G. Kittel, 1984).
По данным Ю. С. Василенко (2002), частота нарушений голоса у детей достигает 23% и проявляется в виде функциональных и органических дисфоний. Среди функциональных наиболее часто встречается гипотонусная (17,7%) и мутационная (18,1%) дисфония, из органических – дисфонии, обусловленные узелками голосовых складок (29,2%) и воспалительными заболеваниями гортани (19,4%).
Анализ литературных данных позволяет сделать вывод о том, что в психолого-педагогической литературе освещены методики, направленные в основном на нормализацию голоса у взрослых. (Ф.А. Ивановская 1956,1960,1961; С.Л. Таптапова 1962,1971,1975). Недостаточными являются исследования особенностей голосовой функции детей среднего и дошкольного возраста 3-4 года.
Актуальность, недостаточная исследованность данного вопроса обусловили выбор темы нашей работы: «Особенности голосовой функции детей среднего и дошкольного возраста 3-4 года».
Целью исследования является теоретическое и экспериментальное исследование особенностей голосовой функции детей среднего и дошкольного возраста 3-4 года.
Объект исследования: голосообразование в дошкольном возрасте.
Предмет изучения: особенности голосовой функции детей среднего и дошкольного возраста 3-4 года.
Гипотеза исследования: у детей 3-4- лет будут отмечаться нарушения голосовых функций, что определит необходимость подбора рекомендаций, игр и упражнений по развитию голосовых функций дошкольников.
В соответствии с определенными целью, гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать научную литературу по теме исследования дать определение основных понятий исследования: голос, голосообразование, основные свойства и функции голоса, расстройства голоса в детском возрасте;
2. выявить особенности развития голосовой функции дошкольников
3.провести экспериментальное изучение особенностей голосовой функции детей среднего и дошкольного возраста 3-4 года;
4.подобрать рекомендации по развитию голосовой функции детей среднего и дошкольного возраста 3-4 года.
Методологическую основу исследования составили положения о сложной структуре речевой деятельности и сложном взаимодействии ее компонентов (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); о поэтапном формировании умственных действий (П.Я. Гальперин), представления о коммуникативно- деятельностном подходе при коррекции речевых нарушений (Е.С. Алмазова, Л.С.Волкова, Л.С.Выготский, Р.Е.Левина, Л.В. Лопатина, О.С. Орлова и др.); концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений (Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, С.Н.Шаховская); современные научные знания о физиологических механизмах голосообразования и развитии голосовой функции у детей (Е.С.Алмазова, Д.К.Вильсон, О.С.Орлова), концепция о коррекционно-развивающем обучении (Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Н.Н. Малофеев, Е.А. Стребелева и др.).
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ речи детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта).
База исследования: МДОУ № 123 г. Москвы.
1,200 руб.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей голосовой функции детей среднего дошкольного возраста 3-4 года 6
1.1Определение основных понятий исследования: голос, голосообразование, основные свойства и функции голоса, расстройства голоса в детском возрасте 6
1.2Особенности развития голосовой функции дошкольников 9
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей голосовой функции детей среднего дошкольного возраста 3-4 года 19
2.1Определение методов исследования и организация эксперимента 19
2.2Проведение констатирующего эксперимента и анализ полученных результатов 20
2.3Рекомендации по развитию голосовой функции детей среднего дошкольного возраста 3-4 года 22
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения 37
1,200 руб.
Голос является одним из важных компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли и контролируется корой головного мозга.
Процесс голосообразования - это физиологический акт, заключающийся в напряжении и сближении голосовых складок, их колебании под воздействием давления воздуха, который прорывается из легких через бронхи и трахею и вызывает колебания воздушной среды, воспринимаемые как звуки голоса. Голос любого человека характеризуется совокупностью различных по высоте, силе и тембру речевых звуков и является индивидуальным, неповторимым. Голос может быть звонкий, резкий или визгливый, может быть хриплый, сиплый или шепотный, может быть слабый, гнусавый или с придыханием.
В нашем исследовании мы отметили, что чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений или точное использование лексических средств. Голос дает возможность передавать информацию на значительное расстояние, обеспечивая нормальную коммуникативную функцию. Хорошо владея и управляя им, говорящий, способен донести до слушателей гораздо больше информации, полнее, точно выразить свою мысль, свое отношение к окружающим событиям.
Голос делает речь музыкальной, неповторимой, оказывает эмоциональное воздействие – с его помощью передаются различные чувства (грусть, радость и пр.).
Оптимизировав опыт исследователей, занимавшихся рассмотрением проблемы развития голоса у детей дошкольного возраста мы смогли проанализировать научную литературу по теме исследования, дать определение основных понятий исследования: голос, голосообразование, основные свойства и функции голоса, расстройства голоса в детском возрасте; выявить особенности развития голосовой функции дошкольников провести экспериментальное изучение особенностей голосовой функции детей среднего и дошкольного возраста 3-4 года. В результате проведенного исследования мы отметили, что только у 5 обследуемых отмечен высокий уровень развития голоса, у 6 детей мы определили средние показатели и у 9 дошкольников уровень развития голоса мы определили как низкий. Мы отметили, что у детей с высокими показателями развития голоса дыхание ровное, выдох длительный, сильный. Дети с легкостью справлялись с заданиями, но некоторые дети забывали слова, т. к диалоги, предложенные нами, были им мало знакомы.. Остальные дети допускали те или иные ошибки, наблюдались полиморфные нарушения звукопроизношения и нарушения формирования интонационной структуры предложения. У одного ребёнка постоянно менялся тембр от низкого к высокому, быстро истощалась голосовая функция. Голос у половины обследуемых дошкольников мы могли охарактеризовать как слабый, назализованный, иногда хриплый, немодулированный.
Полученные результаты определили необходимость подбора рекомендаций по развитию голосовой функции детей среднего и дошкольного возраста 3-4 года. Следовательно, мы выполнили поставленные задачи исследования, достигли цели работы.
В заключение, мы можем отметить достоверность выдвигаемой гипотезы о том, что у детей 3-4- лет будут отмечаться нарушения голосовых функций, что определит необходимость подбора рекомендаций, игр и упражнений по развитию голосовых функций дошкольников. В рамках исследования мы подтвердили данное предположение.
1,200 руб.
1.Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. М: Просвещение, 1973. - 151 с.
2.Василенко Ю.С., Иванченко Г.Ф., Орехова Е.В. Реабилитация голосовой функции при односторонних парезах и параличах гортани. В кн.: Современные методы диагностики и лечения в оториноларингологии. Вып. 27. М 1981;56-60.
3.Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей: Пер. с англ. - М.: Медицина, 1990, 448 с.
4.Выготский Л. С. .Педагогическая психология // Под ред. Давыдова В. В., - М.; 1991.
5.Гаркуша Ю. Ф. . Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушением речи. - М.; 1992.
6.Гаубих Ю. Г. , Липкина Ю. С. . Игры в логопедической работе с детьми. Пос. для логопедов. Под ред. Селиверстова В. И. -2-е изд. - М.; Просвещение. - 1979.
7.Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М.; 1961.
8.Дефектологический словарь. - М.; 1970.
9.Дмитриев Л. Б., Телеляева Л. М., Таптапова С. Л., Ермакова И. И. Фониатрия и фонопедия. - М., «Медицина», 1990.
10.Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. Для логопеда. - 2 - е изд., перераб. - М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1996. - 143с.
11.Жинкин Н. И. . О теориях голосообразования //Мышление и речь. - М.; 1963.
12.Ивановская Ф. А. Сборник логопедических упражнений при расстройствах голоса. - М., 1961.
13.Колпак Татьяна Викторовна «Нарушения голоса в структуре речевого дефекта» - автореферат. М - 1999г. С- 16
14.Лаврова Е. В. Нарушения голоса //Логопедия /под ред. Волковой Л. С. - М., «Просвещение», 1989.
15.Лаврова Е. В. Характеристика и классификация нарушений голоса /Дефектология, № 1, 1987.
16.Логопедия: Учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов. //Под ред. Волковой. - М.; 1989.
17.Максаков А. И. Развитие речевого голоса у дошкольников /Дошкольное воспитание, № 1, 1988.
18.Митринович-Моджеевска А. Патология речи, голоса и слуха. Варшава, 1965.
19.Орлова О.С. Нарушение голоса у детей / О.С. Орлова. - М. : АСТ и др., 2005. - 124 с.
20.Радциг Е.Ю. Нарушение голоса у детей и подростков : этиология, клиника, диагностика и лечение : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Радциг Е.Ю. ; [Моск. науч.-практ. центр оториноларингологии]. - М., 2005. - 42 с.
21.Рябченко А. Т. Функциональные нарушения голоса. - М., 1964.
22.Таптапова С. Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. - М., «Просвещение», 1984.
23.Федорова О.Ю. Нарушения голоса у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е.Ю. Радциг, О.Ю. Федорова // Школьный логопед № 5-6 (8-9), 2005- с.71-75.- (0,3 п.л.; авторский вклад- 50 %).
24.Федорова О.Ю. Нарушения голоса у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Е.Ю. Радциг, О.Ю. Федорова // Школьный логопед № 5-6 (8-9), 2005- с.71-75.- (0,3 п.л.; авторский вклад- 50 %).
25.Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М.; Аквариум, СПб., Дельта, 1996.
26.Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов. - М.; Академия, 1999. - 560с.
1,200 руб.